Шедевры мировой классики.
Выявление уровня литературного развития учащихся
Цели и задачи урока:
Обучающие:выявление знаний, уровня литературного развития учащихся;проверка знания текстов, умения ответить на вопрос.
Развивающие:развитие речи учащихся, памяти, внимания;развитие умения отстаивать мнение, доказывать свою мысль; развитие умения работать в группе.
Воспитательные:воспитание культуры устного и письменного общения; воспитание чувства товарищества.
Тип урока: урок систематизации знаний.
Оборудование: мультимедийная система.
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать»
Дени Дидро
Ход урока
Организационный момент.
Целеполагание.
Работа с эпиграфом к уроку
Актуализация.
Основной этап урока. Литературный ринг.
Класс делится на группы по 6-7 человек (5 групп). Группы выполняют задания учителя.
2 ученика – счетная комиссия.
1 Задание.
Разминка. Закончи пословицу.
Слово не воробей, ...
Повторение - …
Не имей сто рублей, а …
Старый друг лучше …
Любишь кататься - …
Пустая бочка …
Близок локоть, да …
Не место красит человека, а …
2 Задание. Литературная викторина СЛАЙД 1
СЛАЙД 2 Назовите произведение, автора, главных героев. (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)
СЛАЙД 3 Кто воскликнул: «Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок!»? (Чацкий)
СЛАЙД 4 Какому литературному герою принадлежат слова: «Любезная Лиза! Мне должно на несколько времени с тобой проститься. Ты знаешь, что у нас война, я в службе, полк мой идет в поход». Кто автор произведения?
(Н. Карамзин повесть «Бедная Лиза»)
СЛАЙД 5 Из какого произведения данные афоризмы? “Не приведи бог видеть, русский бунт, бессмысленный и беспощадный!” (А.С.Пушкин, “Капитанская дочка”)
СЛАЙД 6 “Не хочу учиться, а хочу жениться…” (Д.Н.Фонвизин, “Недоросль”)
СЛАЙД 7Дома новы, но предрассудки стары. / Порадуйтесь, не истребят / Ни годы их, ни моды, ни пожары. (А.С. Грибоедов «Горе от ума»)
СЛАЙД 8 Узнай произведение по эпиграфу: 1) «Береги платье снову, а честь смолоду» («Капитанская дочка» Пушкин)
2) «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» («Ревизор» Гоголь)
СЛАЙД 9 «Говорящие фамилии». Назовите произведение и автора
-Скотинин («Недоросль» Фонвизина)
-Коробочка («Мертвые души» Гоголя)
-Сквозник-Дмухановский («Ревизор» Гоголя)
-Очумелов («Хамелеон» Чехова)
СЛАЙД 10 Быть иль не быть, вот в чем вопрос. Кому принадлежат эти слова?
СЛАЙД 11 Узнайте героя по описанию.
Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными… Его походка была небрежна и ленива. С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трех лет. В его улыбке было что-то детское. Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы. Усы его и брови были черные. У него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза.
(М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени», описание Григория Печорина )
3. Задание. «О ком речь?»
Учитель задает наводящие вопросы, по которым команды могут узнать писателя или поэта. Если с первого вопроса – 5 баллов, со второго – 4 балла и т.д.
«О ком речь?» (Грибоедов)
- Этот человек владел множеством языков, сочинял музыку, интересовался наукой.
- В возрасте 11 лет он поступил в Московский университет на словесное отделение, которое закончил уже через 2 года.
- После восстания декабристов в 1825 году был арестован по подозрению в его организации.
- Жена писателя, грузинская княжна Нина Чавчавадзе, была младше его на 17 лет.
- В 1829 году на русское посольство в Тегеране напали мусульманские религиозные фанатики, писатель погиб.
«О ком речь?» (Пушкин)
- В юности был очарован французским языком и французской поэзией, за что получил от своих сверстников прозвище «Француз».
- В своих рукописях он оставлял много рисунков, очень, кстати, талантливых.
- Будучи несдержанным на язык и очень вспыльчивым, принимал участие во множестве дуэлей. Однажды он даже стрелялся со своим близким другом Кюхельбекером.
- В Эфиопии есть памятник этому поэту, на постаменте которого написано «Нашему поэту».
- Идею написания знаменитого «Ревизора» и «Мертвых душ» Гоголю подкинул именно он.
«О ком речь?» (Солженицын)
- Никогда за всю жизнь не видел собственного отца, потому что тот скончался до рождения писателя.
- Был приговорен к ссылке и к 8 годам лагерей.
- Онкологическое заболевание было продиагностировано у писателя еще в период лагерей. Там же ему и делали операцию.
- Преподавал математику в сельской школе.
- Лауреат Нобелевской премии.
«О ком речь?» (Гоголь)
- Его отец писал пьесы для домашнего театра. Именно это, вероятно, предопределило наклонности будущего писателя.
- Пушкин, восхищавшийся его произведениями, подарил ему мопса. Когда собака умерла, писатель очень горевал, ведь ближе этого мопса у него никого не было.
- Первое произведение, поэма «Ганс Кюхельгартен», было неудачным.
- Одной из главных фобий писателя была боязнь быть похороненным заживо.
- Сжег свое последнее произведение, восстановить уже не успел.
«О ком речь?» (Шолохов)
- Он выступал в защиту многих творческих личностей и их детей, попавших в опалу: благодаря его заступничеству впервые за 15 лет была опубликована книга Ахматовой.
- В честь этого писателя названы сорт сирени, астероид и множество улиц по всей России.
- До самой смерти жил в маленьком домике в станице Вешенской, где появился на свет. Похоронен во дворе родного дома, где теперь расположен его музей.
- Был лауреатом Нобелевской, Сталинской и Ленинской премий.
- Автор романа-эпопеи «Тихий Дон»
4. Задание. «Творческая работа»
Представьте, что вы издатели и решили выпустить сборник. Расскажите, какой теме будет посвящен этот сборник, какие произведения вы бы включили в него и почему.
Выступление представителей групп.
Взаимооценка.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Домашнее задание: составить кроссворд по материалу прочитанных произведений.