СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 10 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен с использованием приема технологии  развития критического мышления - фишбоун.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 10 классе»

Урок литературы в 10 классе

Тема: Анализ эпизода «Вечер в салоне Анны Павловны Шерер»

Методическая цель: продемонстрировать применение стратегии ТРКМ «Фишбон»

Цель: организовать учебную деятельность на отработку умения анализировать эпизод художественного произведения.


Задачи: 


  1. Выяснить, с какой целью петербургская знать собиралась в столичных салонах.

  2. Поразмышлять о значении французской и русской речи в романе.

  3. Найти художественные детали, посредством которых автор характеризует своих героев.

  4. Определить художественные приемы, с помощью которых Толстой  выражает свое отрицательное отношение к героям.


Ход урока

  1. Оргмомент. (3 мин.)Запись темы урока и определение цели.

- Ребята, сегодня у нас первый урок, с которого начинается детальное изучение великого романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Как вы думаете, существует ли связь между романом «Война и мир» и рыбьей костью? Не знаете? Интересно узнать?

- Как по-английски «рыба»? (фиш), а кость? (бон). Стратегия фишбон

( в переводе с английского «рыбья кость») будет помогать нам анализировать эпизод романа «Война и мир».

- Прежде чем я объясню вам суть данной стратегии, давайте выясним, что такое салон? (сообщение ученика) Какое место в обществе занимала Анна Павловна Шерер? Кто такая фрейлина? (ответ ученика)

- Итак, в салоне собирался высший свет, в салонах складывалось общественное мнение.



  1. Стратегия «Фишбон». Работа в группах. (5-7 мин.) Каждая группа по завершении работы вывешивает свой рисунок на доску.

Голова – С какой целью собрались гости в салон?

Верхние кости – цели, причины;

Нижние кости – факты, примеры

Хвост –ответ на вопрос, выводы.

Вывод. Все приходят сюда ради своей выгоды.

3. -Как автор относится к этим людям? Как вы это поняли?

Толстой использует метод «срывания всех и всяческих масок», психологический портрет героев

4. - Какими качествами обладают все эти люди? Запишите их. Подтвердите текстом. Поработайте в группах.

Работа с таблицей.(10 мин.) Зачитывают ответы (5 мин.)

Фальшь, лицемерие, глупость, равнодушие, пустота, эгоизм, карьеризм, корыстолюбие, неестественность.

5. - Все ли герои вписываются в круг этих людей? Почему?

6. - О чем говорят гости? Что из истории вам известно о Наполеоне? (сообщение)3 мин.

- Почему возникают о нем споры? Кто не согласен с общим мнением?

7. - Когда ребята начинают читать роман у них всегда возникает вопрос: почему Толстой приводит речь гостей на французском языке? Ваше мнение. (Вспомните Грибоедова)

8. С чем сравнивает Толстой вечер у Анны Павловны? ( с прядильной мастерской. С прядильной машиной) Почему?

Отсутствие живой и естественной мысли. Речи, жесты, поступки определяются условными правилами светского поведения. Каждый играет свою роль.

9. Как вы думаете, какую роль играет данный эпизод в романе?

Данный эпизод играет большую роль во всем произведении, ведь именно отсюда начинают завязываться сюжетные линии и намечаются основные проблемы произведения.

10. Итак, подведем итоги.

- Что позволила нам выяснить стратегия «Фишбон»?

-Отношение автора к гостям Анны Шерер? Ко всем одинаковое? (Общество неоднородное: есть люди, прогрессивно мыслящие)

-Какие приемы использует писатель, чтобы показать свое отношение?

- Роль этого эпизода в романе.

11. Оцените свою работу на уроке по степени активности и правильности ответов. С помощью цветных чешуек.(Чешуйки можно закрепить на рыбий скелет, у каждой группы получится своя цветная рыбка)

12. Домашнее задание. Эпизод «Салон А. П. Шерер», по словам

Л. Н. Толстого, по контрасту сцеплен с эпизодом «Именины у Ростовых». Почему? Перечитать гл. 7-11, 14-17, читать гл. 5-6.







































Персонажи

Качества характера

Примеры из текста

Анна Павловна Шерер




Князь Василий Курагин




Ипполит Курагин




Элен Курагина




Анна Михайловна Друбецкая




Лиза Болконская




Аббат Морио




Виконт Мортемар




Андрей Болконский




Пьер Безухов






Слова для справок• легкомысленный • лживый • лицемерный • ленивый • льстивый• корыстный • кокетливый • амбициозный • апатичный• безвольный • бездарный • бездумный • бездуховный • безразличный • безрассудный •бескорыстный • благожелательный • благоразумный • благородный • благочестивый • властный • властолюбивый • впечатлительный • вульгарный • выдержанный • высокомерный• глупый • гордый • дальновидный • деловой • двуличный  • добродушный • доброжелательный • добросердечный • добросовестный • добрый • доверчивый • естественный• искренний• кичливый • коварный • кокетливый • корыстный • наивный • наигранный • наглый • надменный • обаятельный • обходительный • ограниченный • остроумный • отважный • отзывчивый • откровенный • открытый• показной • пошлый• прямой • прямодушный 
• равнодушный • радушный • расчетливый • самовлюблённый • самодовольный • самокритичный •самонадеянный • себялюбивый • скептичный • скрытный • скучный • тщеславный• угодливый • умный• фальшивый
• хитрый• эгоистичный