Урок литературы в 10 классе
Тема: Анализ эпизода «Вечер в салоне Анны Павловны Шерер»
Методическая цель: продемонстрировать применение стратегии ТРКМ «Фишбон»
Цель: организовать учебную деятельность на отработку умения анализировать эпизод художественного произведения.
Задачи:
Выяснить, с какой целью петербургская знать собиралась в столичных салонах.
Поразмышлять о значении французской и русской речи в романе.
Найти художественные детали, посредством которых автор характеризует своих героев.
Определить художественные приемы, с помощью которых Толстой выражает свое отрицательное отношение к героям.
Ход урока
Оргмомент. (3 мин.)Запись темы урока и определение цели.
- Ребята, сегодня у нас первый урок, с которого начинается детальное изучение великого романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Как вы думаете, существует ли связь между романом «Война и мир» и рыбьей костью? Не знаете? Интересно узнать?
- Как по-английски «рыба»? (фиш), а кость? (бон). Стратегия фишбон
( в переводе с английского «рыбья кость») будет помогать нам анализировать эпизод романа «Война и мир».
- Прежде чем я объясню вам суть данной стратегии, давайте выясним, что такое салон? (сообщение ученика) Какое место в обществе занимала Анна Павловна Шерер? Кто такая фрейлина? (ответ ученика)
- Итак, в салоне собирался высший свет, в салонах складывалось общественное мнение.
Стратегия «Фишбон». Работа в группах. (5-7 мин.) Каждая группа по завершении работы вывешивает свой рисунок на доску.
Голова – С какой целью собрались гости в салон?
Верхние кости – цели, причины;
Нижние кости – факты, примеры
Хвост –ответ на вопрос, выводы.
Вывод. Все приходят сюда ради своей выгоды.
3. -Как автор относится к этим людям? Как вы это поняли?
Толстой использует метод «срывания всех и всяческих масок», психологический портрет героев
4. - Какими качествами обладают все эти люди? Запишите их. Подтвердите текстом. Поработайте в группах.
Работа с таблицей.(10 мин.) Зачитывают ответы (5 мин.)
Фальшь, лицемерие, глупость, равнодушие, пустота, эгоизм, карьеризм, корыстолюбие, неестественность.
5. - Все ли герои вписываются в круг этих людей? Почему?
6. - О чем говорят гости? Что из истории вам известно о Наполеоне? (сообщение)3 мин.
- Почему возникают о нем споры? Кто не согласен с общим мнением?
7. - Когда ребята начинают читать роман у них всегда возникает вопрос: почему Толстой приводит речь гостей на французском языке? Ваше мнение. (Вспомните Грибоедова)
8. С чем сравнивает Толстой вечер у Анны Павловны? ( с прядильной мастерской. С прядильной машиной) Почему?
Отсутствие живой и естественной мысли. Речи, жесты, поступки определяются условными правилами светского поведения. Каждый играет свою роль.
9. Как вы думаете, какую роль играет данный эпизод в романе?
Данный эпизод играет большую роль во всем произведении, ведь именно отсюда начинают завязываться сюжетные линии и намечаются основные проблемы произведения.
10. Итак, подведем итоги.
- Что позволила нам выяснить стратегия «Фишбон»?
-Отношение автора к гостям Анны Шерер? Ко всем одинаковое? (Общество неоднородное: есть люди, прогрессивно мыслящие)
-Какие приемы использует писатель, чтобы показать свое отношение?
- Роль этого эпизода в романе.
11. Оцените свою работу на уроке по степени активности и правильности ответов. С помощью цветных чешуек.(Чешуйки можно закрепить на рыбий скелет, у каждой группы получится своя цветная рыбка)
12. Домашнее задание. Эпизод «Салон А. П. Шерер», по словам
Л. Н. Толстого, по контрасту сцеплен с эпизодом «Именины у Ростовых». Почему? Перечитать гл. 7-11, 14-17, читать гл. 5-6.
Персонажи | Качества характера | Примеры из текста |
Анна Павловна Шерер | | |
Князь Василий Курагин | | |
Ипполит Курагин | | |
Элен Курагина | | |
Анна Михайловна Друбецкая | | |
Лиза Болконская | | |
Аббат Морио | | |
Виконт Мортемар | | |
Андрей Болконский | | |
Пьер Безухов | | |
Слова для справок• легкомысленный • лживый • лицемерный • ленивый • льстивый• корыстный • кокетливый • амбициозный • апатичный• безвольный • бездарный • бездумный • бездуховный • безразличный • безрассудный •бескорыстный • благожелательный • благоразумный • благородный • благочестивый • властный • властолюбивый • впечатлительный • вульгарный • выдержанный • высокомерный• глупый • гордый • дальновидный • деловой • двуличный • добродушный • доброжелательный • добросердечный • добросовестный • добрый • доверчивый • естественный• искренний• кичливый • коварный • кокетливый • корыстный • наивный • наигранный • наглый • надменный • обаятельный • обходительный • ограниченный • остроумный • отважный • отзывчивый • откровенный • открытый• показной • пошлый• прямой • прямодушный
• равнодушный • радушный • расчетливый • самовлюблённый • самодовольный • самокритичный •самонадеянный • себялюбивый • скептичный • скрытный • скучный • тщеславный• угодливый • умный• фальшивый
• хитрый• эгоистичный