Урок литературы в 5 классе.
А. П. ПЛАТОНОВ. «НИКИТА».
БЫЛЬ И ФАНТАСТИКА. ДУШЕВНЫЙ МИР ГЛАВНОГО ГЕРОЯ
Цели деятельности учителя: сообщить о замечательном мастере пера, писателе советского периода; помочь учащимся увидеть в рассказе грани соприкосновения были и фантастики; развивать навыки беглого выразительного чтения; побуждать к оптимистическому восприятию жизни; раскрыть душевный мир главного героя, его отношения с природой.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою, аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствует имеющиеся.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения; строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Ход урока
I. Вступительное слово о жизни и творчестве писателя.
Андрей Платонович Платонов (Климентов) родился в 1899 г. в Ямской слободе на окраине Воронежа. Судьба отмерила Платонову 51 год жизни. Отец, А. Ф. Климентов, работал на железной дороге, зарабатывая немного, отчего семья жила небогато. Андрей был старшим сыном в семье. Образование Платонов начал получать в церковно-приходской школе, потом в Воронежском городском училище. Пришлось повторить судьбу Горького — «пойти в люди».
В 1918 г. в газете Воронежская коммуна» впервые вышла из печати его брошюра «Электрификация».
В 1918 г. была издана книга стихов «Голубая глубина», а затем появился целый ряд произведений: «Епифанские шлюзы», «Сокровенный человек», «Происхождение мастера», «Город графов» роман «Чевенгур» и другие.
Умер А. П. Платонов в 1951 году, вокруг него образовалась атмосфера непризнания, навалились вечные житейские невзгоды, болезнь давала себя знать (туберкулез явился следствием нервных перенапряжений и наследием фронтовых дорог).
II. Работа учащихся
1. Чтение статьи в учебнике, с. 112.
— Назовите даты рождения и смерти писателя.
— Вспомните настоящую фамилию Платонова.
2. Ответы на вопросы 1, 2 «Проверьте себя» (с. 112) и дополнительные:
— Где родился писатель? Кто был его отец?
— Что значит «пришлось “пойти в люди”»?
— Где писатель получил образование?
— Как называлась первая брошюра Платонова?
— Вспомните названия произведений А. П. Платонова.
III. Чтение рассказа «Никита» учителем (учебник, с. 113-121).
Анализ рассказа по вопросам:
— Понравился ли рассказ?
— Подумайте, почему писатель назвал рассказ «Никита»?
— Кто главный герой? Сколько ему лет?
— Почему мальчик боится оставаться один во дворе?
Попутешествуем с Никитой по двору.
Вопросы:
— Кого он увидел во дворе?
— Почему в сарае «оставались чистые стежки»?
— Кем казались Никите Солнце, Банька, петух, пень?
— Кто жил в колодце?
— Почему мальчик решил накормить змей и разложил хлеб около нор?
— Чем заканчивается рассказ? Почему рядом в рассказе живут фантастика и быль?
Домашнее задание: прочитать рассказы С. Черного «Кавказский пленник», «Игорь—Робинзон».
ЛИТЕРАТУРА
Бородулин, В. И. Российский энциклопедический словарь [Текст] / В. И. Бородулин [и др.]. — М.: БРЭ, 2000.
Еремина, О. А. Уроки литературы в 5 классе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.prosv.ru
Коровина. В. Я. Литература в 5 классе [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электронном носителе: в 2 ч. / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – М.: Просвещение, 2012.
Коровина, В. Я. Читаем, думаем, спорим... [Текст]: дидактические материалы. 5 кл. / В. Я. Коровина. — М.: Просвещение, 2011.
Коровина. В. Я. Литература в 5 классе [Текст]: методические советы / В. Я. Коровина, И. С. Збарский. М.: Просвещение, 2004.
Коровина, В. Я. На подступах к риторике [Текст] / В. Я. Коровина. — М., 1996.
Литература. 5 класс [Текст]: рабочая программа по учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина / авт.-сост. Г. В. Цветкова. — Волгоград: Учитель, 2012.
Тимофеев, С. И. Словарь литературоведческих терминов [Текст] / С. И. Тимофеев, С. В. Тураев. — М.: Просвещение, 1974.
Использован материал пособия: Литература. 5 класс: поурочные планы по учебнику хрестоматии Т. Ф. Курдюмовой / авт.-сост. Т. Н. Амбушева. Волгоград: Учитель, 2007.
По материалам Н. В. Ефименко. URL: http://festival.1september.ru/articles/
По материалам системы уроков по учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина / авт.-сост. И. В. Карасева, В. Н. Пташкина. — Волгоград: Учитель, 2013. —279 с.