Кожевникова Марина Витальевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Яринская средняя общеобразовательная школа»
Тема: С.А.Есенин. Стихотворение «Я покинул родимый дом…». Анализ стихотворения.
Цель урока: создание условий для совершенствования выразительного чтения, привитие любви к малой Родине, к природе, к России.
Задачи: продолжить знакомство с жизнью и творчеством поэта, познакомить с содержанием стихотворения, совершенствовать умение анализировать стихотворение.
Тип урока: урок изучения нового.
4. Итог урока.
5. Домашнее задание.
6. Рефлексия.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД: Л-личностные, П-познавательные, Р-регулятивные, К-коммуникативные |
Орг.момент | Учитель приветствует учащихся, организует внимание | Включаются в работу, организуют рабочее место. | К-сотрудничество с учителем, с одноклассниками. |
Актуализация уч. деятельности. | На предыдущих уроках мы читали стихи о родной природе, о Родине. Сегодня мы познакомимся с творчеством известного вам поэта. Догадайтесь, о ком идет речь? | Подготовленные учащиеся читают стихи С.Есенина «Топи да болота..», «Нивы сжаты…», «Гой ты, Русь, моя родная…» | Л-развитие слухового восприятия; П-построение высказывания в устной форме; Р-оценивание выступления одноклассников; К-умение высказывать свое мнение, слушать друг друга. |
Тема урока. Целеполагание и мотивация. | Вы узнали автора этих строк? Вывешивается на доску портрет С.Есенина. Что нам предстоит сегодня сделать на уроке? | Отвечают, предполагают. Формулируют тему урока, обозначают задачи. Подготовленный ученик показывает презентацию о жизни С.Есенина. Высказывают свое мнение о жизни поэта. | Л- развитие слухового, зрительного восприятия; К-умение выражать свои мысли; Р-оценивание выступлений одноклассников, целеполагание. |
Усвоение новых знаний | Прослушаем стихотворение «Я покинул родимый дом» в аудиозаписи. | Слушают, делятся впечатлениями от услышанного | Л- развитие слухового восприятия; К-умение выражать свои мысли. |
Осмысление изучаемого материала.первичное закрепление | Поэт пишет, что он оставил «голубую Русь». Значит ли это, что он покинул Родину, уехал из России? Почему Есенин называет Русь голубой? Как поэт выражает свою любовь к Родине? Что вы представляете, когда читаете эти строки? | Размышляют, отвечают на вопросы, цитируют строки стихотворения, рисуют словами представленные картины. | Л- любовь к Родине, уважение ценностей семьи. П-построение высказывания в устной форме; Р-оценивание выступления одноклассников; К-умение высказывать свое мнение, слушать друг друга, интерес к чужому мнению.умение вступать в диалог |
Организация первичного контроля | А сейчас мы займемся анализом стихотворения. Для этого организуем работу в группах: первая группа составит кластер выразительных средств, используемых в стихотворении, вторая группа подготовит выразительное чтение стихотворения, третья группа нарисует иллюстрации к стихотворению. Оценивание работы групп. Знакомство с новым выразительным средством. Внимание учащихся обращается на первую строфу стихотворения. Что необычного вы заметили в построение предложений? Как расположены слова в них? Необычный порядок слов называется инверсией. Зачем используется инверсия? Найдите еще этот прием в стихотворении. | Работают в группах Отчет групп. Читают первую строфу, обращают внимание на необычный порядок слов. Работают с литературоведческим словарем, записывают термин в тетрадь. Отвечают на поставленный вопрос, находят в тексте прием инверсии. | П- умение выражать смысл рисунками, схемами, условными знаками, построение высказывания в устной форме; Р-оценивание выступления одноклассников, нахождение информации в разных источниках; К-умение высказывать свое мнение, слушать друг друга, интерес к чужому мнению. умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать. |
Подведение итогов. Выставление оценок. | Какие слова или словосочетания вы могли бы назвать «есенинскими», характерными только для него? | Отвечают на вопросы, оценивают свою работу на уроке, работу одноклассников, выставляют предварительные оценки. | Л- подведение итогов урока; К- отзыв о работе одноклассников, умение выражать свои мысли. |
Домашнее задание | Выучить наизусть стихотворение «Я покинул родимый дом», прочитать стихотворение «Низкий дом с голубыми ставнями» и стихотворение «В хате». Ответить на вопрос: «Какой темой объединены эти стихотворения?». На выбор: нарисовать иллюстрации к прочитанным стихам, найти выразительные средства в стихах. | Записывают дом.зад. | |
Рефлексия | Что нового узнали на уроке? Какое настроение? | | Л- подведение итогов урока, рефлексия; К- умение выражать свои мысли. |