СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 5 классе по теме: "С.Есенин. Я покинул родимый дом".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проводится при изучении творчества С.Есенина. Цель урока: совершенствование выразительности чтения, привитие любви к малой родине, к России, к природе.

Используется технология критического мышления, дифференцированное обучение.

Формы работы: индивидуальная, групповая.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 5 классе по теме: "С.Есенин. Я покинул родимый дом".»



План-конспект урока литературы в 5 классе

Кожевникова Марина Витальевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Яринская средняя общеобразовательная школа»

Тема: С.А.Есенин. Стихотворение «Я покинул родимый дом…». Анализ стихотворения.

Цель урока: создание условий для совершенствования выразительного чтения, привитие любви к малой Родине, к природе, к России.

Задачи: продолжить знакомство с жизнью и творчеством поэта, познакомить с содержанием стихотворения, совершенствовать умение анализировать стихотворение.

Тип урока: урок изучения нового.

Планируемые результаты:

Предметные:знать содержание стихотворения, уметь выразительно читать, владеть навыками частичного анализа стихотворения.

Метапредметные:способность извлекать информацию из различных источников, использовать навыки анализа на межпредметном уровне пользоваться словарями.

Личностные: ориентация в системе нравственных ценностей (патриотизм); формирование устойчивого познавательного интереса к изучению литературного наследия классиков.

Технологии: развития критического мышления, дифференцированное обучение..

Приёмы смыслового чтения: составление кластера, обращение к личному опыту.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая..

Основные понятия: метафора, олицетворение, эпитет, инверсия, звукопись.

Ресурсы: учебник, мультимедийное оборудование, аудиозапись стихотворения (электронное приложение), Интернет-ресурсы.

План урока:

  1. Орг.момент.

  2. Определение темы урока.

  3. Работа по теме урока

а) слово о поэте

б) прослушивание стихотворения

в) беседа по стихотворению

г) анализ стихотворения

д) обучение выразительному чтению

4. Итог урока.

5. Домашнее задание.

6. Рефлексия.



Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

УУД: Л-личностные,

П-познавательные,

Р-регулятивные,

К-коммуникативные

Орг.момент

Учитель приветствует учащихся, организует внимание

Включаются в работу, организуют рабочее место.

К-сотрудничество с учителем, с одноклассниками.

Актуализация уч. деятельности.

На предыдущих уроках мы читали стихи о родной природе, о Родине. Сегодня мы познакомимся с творчеством известного вам поэта. Догадайтесь, о ком идет речь?

Подготовленные учащиеся читают стихи С.Есенина «Топи да болота..», «Нивы сжаты…», «Гой ты, Русь, моя родная…»

Л-развитие слухового восприятия; П-построение высказывания в устной форме; Р-оценивание выступления одноклассников; К-умение высказывать свое мнение, слушать друг друга.

Тема урока. Целеполагание и мотивация.

Вы узнали автора этих строк?

Вывешивается на доску портрет С.Есенина.

Что нам предстоит сегодня сделать на уроке?

Отвечают, предполагают. Формулируют тему урока, обозначают задачи.

Подготовленный ученик показывает презентацию о жизни С.Есенина.

Высказывают свое мнение о жизни поэта.


Л- развитие слухового, зрительного восприятия; К-умение выражать свои мысли; Р-оценивание выступлений одноклассников, целеполагание.

Усвоение новых знаний

Прослушаем стихотворение «Я покинул родимый дом» в аудиозаписи.

Слушают, делятся впечатлениями от услышанного

Л- развитие слухового восприятия; К-умение выражать свои мысли.

Осмысление изучаемого материала.первичное закрепление

Поэт пишет, что он оставил «голубую Русь». Значит ли это, что он покинул Родину, уехал из России?

Почему Есенин называет Русь голубой?

Как поэт выражает свою любовь к Родине?

Что вы представляете, когда читаете эти строки?

Размышляют, отвечают на вопросы, цитируют строки стихотворения, рисуют словами представленные картины.

Л- любовь к Родине, уважение ценностей семьи.

П-построение высказывания в устной форме; Р-оценивание выступления одноклассников; К-умение высказывать свое мнение, слушать друг друга, интерес к чужому мнению.умение вступать в диалог

Организация первичного контроля

А сейчас мы займемся анализом стихотворения. Для этого организуем работу в группах: первая группа составит кластер выразительных средств, используемых в стихотворении, вторая группа подготовит выразительное чтение стихотворения, третья группа нарисует иллюстрации к стихотворению.

Оценивание работы групп. Знакомство с новым выразительным средством. Внимание учащихся обращается на первую строфу стихотворения. Что необычного вы заметили в построение предложений? Как расположены слова в них? Необычный порядок слов называется инверсией. Зачем используется инверсия? Найдите еще этот прием в стихотворении.

Работают в группах

Отчет групп.













Читают первую строфу, обращают внимание на необычный порядок слов.

Работают с литературоведческим словарем, записывают термин в тетрадь.




Отвечают на поставленный вопрос, находят в тексте прием инверсии.

П- умение выражать смысл рисунками, схемами, условными знаками, построение высказывания в устной форме; Р-оценивание выступления одноклассников, нахождение информации в разных источниках; К-умение высказывать свое мнение, слушать друг друга, интерес к чужому мнению. умение вступать

в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать.



Подведение итогов. Выставление оценок.

Какие слова или словосочетания вы могли бы назвать «есенинскими», характерными только для него?


Отвечают на вопросы, оценивают свою работу на уроке, работу одноклассников, выставляют предварительные оценки.

Л- подведение итогов урока; К- отзыв о работе одноклассников, умение выражать свои мысли.

Домашнее задание

Выучить наизусть стихотворение «Я покинул родимый дом», прочитать стихотворение «Низкий дом с голубыми ставнями» и стихотворение «В хате». Ответить на вопрос: «Какой темой объединены эти стихотворения?».

На выбор: нарисовать иллюстрации к прочитанным стихам, найти выразительные средства в стихах.

Записывают дом.зад.


Рефлексия

Что нового узнали на уроке?

Какое настроение?


Л- подведение итогов урока, рефлексия; К- умение выражать свои мысли.