СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 5 классе. СЛАВЯНСКИЕ МИФЫ

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели деятельности учителя: познакомить с понятиями «язычество», «миф», с текстами славянских мифов; сообщить об ученых, занимавшихся изучением и сохранением славянских мифов; создать благоприятные условия для развития интереса к славянской мифологии и желания узнать и понять особенности восприятия мира нашими предками как сложного единства, их представления об окружающем мире.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 5 классе. СЛАВЯНСКИЕ МИФЫ»

Урок литературы в 5 классе

СЛАВЯНСКИЕ МИФЫ

(внеклассное чтение)


Цели деятельности учителя: познакомить с понятиями «язычество», «миф», с текстами славянских мифов; сообщить об ученых, занимавшихся изучением и сохранением славянских мифов; создать благоприятные условия для развития интереса к славянской мифологии и желания узнать и понять особенности восприятия мира нашими предками как сложного единства, их представления об окружающем мире.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать мифы разных народов, разнообразие тематики мифов, их связь с историей народа, религией, жизненным циклом человека, календарем, как он связан с историей народа; уметь отличать миф от сказки, легенды и былины.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: осознает себя гражданином своего Отечества, проявляет интерес и уважение к другим народам; признает общепринятые морально-этические нормы.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.


Ход урока

I. Проверка домашнего задания.


II. Вступительное слово учителя.

Литература — это часть нашей культуры. Слово «культура» происходит от слова «культ» — вера, обычаи и традиции. Тот, кто забывает это, не может считаться культурным человеком.

Культура землян исчисляется тысячелетиями. До принятия христианства на Руси (988 г. н. э.) или других религий (верований) все народы были язычниками. Язычество — это тоже религия. Дословно язычество — от «языки» (народы, племена). Итак, до 988 г. н. э. славяне были язычниками.

Обратим свое внимание на мифы древних славян. Что же такое миф?

Миф — это греческое слово, означает «предание», «сказание».

Сохранились греческие, кельтские мифы. Мифы древних славян не сохранились, до нас дошли лишь те из них, которые смогли сохранить ученые-исследователи.

Одним из первых ученых, занимавшихся проблемой сохранения славянских мифов, был русский дворянин Андрей Сергеевич Кайсаров (1782—1813 гг.), профессор Дерптского университета, автор статей и книг о славянской и российской мифологии.


III. Эвристическая беседа.

1. Что такое миф?

2. Почему люди складывали мифы?

3. Назовите верховного бога древних греков. Где было его царственное место? Что значит «верховный бог»?

4. О каких богах древних греков вы узнали? Над чем они властвуют?

5. Можно ли миф назвать «фантастическим рассказом»? Почему?


IV. Сообщения учащихся о древнеславянских божествах.

Ученые различают в славянской мифологии несколько уровней.

На высшем уровне находятся два праславянских божества (объяснить понятие «праславянский») — Перун и Велес. Боги изображались в виде идолов. Перун — бог всех воздушных явлений. Рука его управляла громом и молниями1. Велес — бог-покровитель животных и растений.

Чуть ниже другие боги — Сварог и Дажбог. Сварог — бог неба, Дажбог — бог огня небесного.

К более низкому уровню относятся божества, связанные с хозяйственными циклами, — Род, Гур.

Еще ниже, а следовательно, ближе к Земле, находятся — Доля, Лихо, Правда, Кривда, Смерть.

К низшей мифологии относят духов, животных (домовые, лешие, водяные, русалки, кикиморы, медведь, волк).

Человек же соотносится, по мнению ученых, со всеми предыдущими уровнями.

Наряду со всем сказанным, миф описывался системой двоичных представлений (доля — недоля, весна — зима, счастье — несчастье, чет — нечет, правый — неправый, небо — земля, Солнце — луна, белый — черный, старый — молодой, близкий — дальний).

Введение христианства на Руси князем Владимиром положило начало конца славянской мифологии. Это было в 988 г. н. э. Полной картины славянских языческих мифов еще никто не восстановил. (988 г. н. э. — условная дата начала русской культуры2.)

Учащиеся задают вопросы учителю по прослушанному материалу.


V. Знакомство с «Легендой о происхождении древлян, кривичей, полян, северян и русов» из Велесовой книги; обсуждение и анализ её содержания.

В те времена был Богумир — муж Славы, и имел он трех дочерей и двух сыновей. Они привели скот в степи и там жили среди трав, как и во времена отцов. И были они послушны богам, и имели разум, все схватывающий.

И там мать их, Славуня, им приготавливала все необходимое. И сказала она Богумиру на седьмой день: «Мы должны выдать своих дочерей замуж, чтобы увидеть внуков».

Так сказала она, и запряг Богумир повозку и поехал, куда глаза глядят, и поехал до дуба, стоящего в поле, и остался ночевать у костра: и увидел в вечерних сумерках, что к нему подъезжают три мужа на конях.

И сказали они:

— Здрав будь! Что ищешь ты?

И поведал им Богумир о печали своей. А они ему ответили, что сами в походе, дабы найти себе жен. И вернулся Богумир в степи свои и привел трех мужей дочерям.

Отсюда начало трем родам. И соединились они и славны были. Отсюда идут древляне, кривичи и поляне, ибо первая дочь Богумира имела имя — Древа, а другая — Скрева, а третья — Полева.

Сыновья же Богумира имели имена: Сена и младший — Рус. От них идут северяне и русы.

Три же мужа были, все три — Утренник, Полуденник и Вечерник.


Вопросы для обсуждения:

1. Понравилась ли вам легенда? Чем она привлекла ваше внимание?

2. О чем она? Почему Велесову книгу называют сложным и объемным источником древних знаний?

3. Сколько детей произошло от детей Богумира и Славы? Назовите их.

4. Какие боги для этих героев являлись главными?

5. Какие стояли на самом низком уровне?

6. Что же такое «миф», «легенда»? Что (люди) язычники отражали в них?

7. Какие факты, даты, приведенные в легенде, совпадают с историческими сведениями и подтверждены подлинностью новгородских жрецов?

(В ХIII в. славяне из-за условий жизни разделились на западную, южную и восточную группы. К группе восточных славян принято относить словаков, болгар, сербов, чехов, хорватов, русских и другие народы.)


VI. Творческая работа.

Задание: нарисуйте богов низшего уровня такими, какими вы их себе представляете.

(На доске вывешиваются рисунки детей, создается своеобразная галерея образов.)


Беседа заключительная:

1. Героями каких произведений в наше время являются нарисованные вами лешие, домовые, русалки?

2. Подумайте, что такое сказка?

3. Чем отличается миф от сказки?

(Последние вопросы послужат переходом к следующей теме. Рисунки остаются на доске (стенде) до следующего урока.)


Домашнее задание: попробовать сочинить загадку.


ЛИТЕРАТУРА

1. Андронников, И. Л. Михаил Юрьевич Лермонтов [Текст] / И. Л. Андронников.—М.; Л., 1953.

2. Аникст, А. Даниель Дефо [Текст] / А. Аникст. — М. Детгиз, 1957.

3. Белинский, В. Робинзон Крузо [Текст]: роман для детей / В. Белинский. — М., 1954.

4. Беляев, А. А. Эстетика [Текст]: словарь / А. А. Беляев, Л. И. Новикова, В. И. Толстых. М. Политиздат, 1989.

5. Богословский, В. Джек Лондон [Текст] / В. Богословский. — М.: Просвещение, 1964.

6. Бородулин, В. И. Российский энциклопедический словарь [Текст] / В. И. Бородулин [и др.]. — М.: БРЭ, 2000.

7. Гоголь, Н. В. О литературе [Текст] / Н. В. Гоголь. — М., 1952.

8. Еремина, О. А. Уроки литературы в 5 классе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.prosv.ru

9. Коровина. В. Я. Литература в 5 классе [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электронном носителе: в 2 ч. / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – М.: Просвещение, 2012.

10. Коровина, В. Я. Читаем, думаем, спорим... [Текст]: дидактические материалы. 5 кл. / В. Я. Коровина. — М.: Просвещение, 2011.

11. Коровина. В. Я. Литература в 5 классе [Текст]: методические советы / В. Я. Коровина, И. С. Збарский. М.: Просвещение, 2004.

12. Коровина, В. Я. На подступах к риторике [Текст] / В. Я. Коровина. — М., 1996.

13. Курдюмова, Т. К. Уроки литературы [Текст] / Т. Н. Курдюмова. — М.: Просвещение, 1970.

14. Литература. 5 класс [Текст]: поурочные планы по учебнику-хрестоматии Т. Ф. Курдюмовой / авт.-сост. Т. М. Амбушева. — Волгоград: Учитель, 2007.

15. Литература. 6 класс [Текст]: поурочные планы по учебнику Т. Ф. Курдюмовой / авт.-сост. О. А. Финтисова. — Волгоград: Учитель, 2009.

16. Литература. 5 класс [Текст]: рабочая программа по учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина / авт.-сост. Г. В. Цветкова. — Волгоград: Учитель, 2012.

17. Лотман, Ю. М. А. С. Пушкин [Текст] / Ю. М. Лотман. — Л.: Просвещение, 1983.

18. Мощанская, О. Л. Зарубежная литература [Текст] / О. Мощанская [и др.]. – Нижний Новгород: Русский купец: Братья славяне, 1994.

19. Ромм А. Марк Твен и его книги о детях [Текст] / А. Ромм. — Л.: Детгиз, 1958.

20. Русский язык за рубежом [Текст]: журн. — 1983. — № 2.

21. Рыкова, Н. Писатели Франции [Текст] / Н. Рыкова. — М.: Просвещение, 1964.

22. Тимофеев, С. И. Словарь литературоведческих терминов [Текст] / С. И. Тимофеев, С. В. Тураев. — М.: Просвещение, 1974.

23. Урнов, Д. М. Робинзон и Гулливер [Текст] / Д. М. Урнов. — М.: Наука, 1973.

24. Флоринский, С. М. Русская литература [Текст] / С. М. Флоринский. — М.: Просвещение, 1967.

25. Черневич, М. Послесловие [Текст] / М. Черневич. — М., 1961.

26. Чернявская. К. С. Зарубежная детская литература [Текст] / И. С. Чернявская. — М.: Просвещение, 1982.

27.Использован материал пособия: Литература. 5 класс: поурочные планы по учебнику хрестоматии Т. Ф. Курдюмовой / авт.-сост. Т. Н. Амбушева. Волгоград: Учитель, 2007.

28. По материалам Н. В. Ефименко. URL: http://festival.1september.ru/articles/596888



1 Иллюстрация — в кн.: Мифы древних славян / А. И. Баженова. В. И. Вардугин. Саратов: Надежда. 1993. С. 55, 131.

2 Лихачев Д. С. Крещение Руси и государство Русь // Новый Мир. 1988. № 6. С. 257.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!