СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 6 классе "Читательская конференция по повестям Белкина"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - читательская конференция по повестям "Выстрел", "Барышня-крестьянка"

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 6 классе "Читательская конференция по повестям Белкина"»

Читательская конференция. А.С. Пушкин. "Повести Белкина"

Цели урока: выявить композиционные особенности "Повестей Белкина" А.С. Пушкина.

Задачи урока:

  • Развивающая - развитие умения самостоятельно мыслить, решать проблемные вопросы, находить оптимальный выход из проблемной ситуации.

  • Обучающая - развитие умения у обучающихся видеть произведение в единстве содержания и формы, умения анализировать произведение, видеть его взаимосвязи и закономерности.

  • Воспитывающая - воспитание любви и уважения к творчеству Пушкина, гордости за свою литературу и свою нацию, воспитание нравственных качеств у учащихся на примере произведений Пушкина, их проблематики и идейного звучания.

Оформление кабинета. В кабинете на доске висит портрет А.С.Пушкина, детские иллюстрации «Повестей Белкина». Рядом с доской стоит столик, на котором узорная скатерть, подсвечник со свечой. На стенде - расположена художественная литература об А.С.Пушкине.
(Звучит мелодия Джеймса Ласта «Одинокий пастух»)

Ход урока

Слово учителя
Сегодня мы собрались на необычное занятие. У нас читательская конференция по «Повестям Белкина» А.С. Пушкина.

На нашем уроке присутствуют литературоведы. Вы, ребята, читали повести «Выстрел», «Барышня-крестьянка», «Метель».

Итак, что же означает слово КОНФЕРЕНЦИЯ. Слово литературоведу….

Какие цели мы поставим перед собой?
Мы узнаем об истории создания этих произведений, поговорим о героях повестей, рассмотрим иллюстрации, которые приготовили ребята. Мы приоткроем дверцу в мир пушкинских историй, переживаний, чувств.
Александр Сергеевич Пушкин - солнце русской литературы. Центр русской культуры. О нем написаны сотни книг. Пушкин - ворота в духовный мир русского дворянства, вера русских людей. Как мы понимаем повести, что ценного мы вынесли после чтения этих произведений? Целый мир человеческих отношений воплотился в пушкинских творениях.


Есть имена, как солнце!
Имена - как музыка!
Как яблоня в расцвете!
Я говорю о Пушкине: поэте,
Действительном в любые времена.

Так писал известный русский поэт Игорь Северянин в начале XX века.


Сообщение ученика: история создания «Повестей Белкина»


Слово учителя
Нет ничего проще и в тоже время сложнее «Повестей Белкина». Перед нами мир русской жизни, добродушный, сердечный.
А какой главный вопрос звучит во всех повестях? (Вопрос совести и христианской морали. Без этих ценностей трудно понять повести, написанные почти 180 лет назад).

Сообщение ученика: А.С.Пушкин о своем произведении


Слово учителя
«Человек, по мнению Пушкина», есть тайна.

Слово учителя повесть «Выстрел»
Мы прикоснемся к повестям с помощью загадок. Я зачитываю описание портрета героя повести, вы, ребята, называете имя персонажа и рассказываете о событиях, описанных в произведении. Итак, внимательно слушаем:
«Отроду не встречал счастливца столь внимательного! Вообразите себе молодость, ум, красоту, веселость самую бешеную, храбрость самую беспечную, громкое имя, деньги, которым он не знал счета и которые никогда у него не переводились». Кто это? (Этот молодой человек – граф, представитель богатой и знатной фамилии, один из героев повести «Выстрел». Действие повести происходит в гусарском полку во время Отечественной войны 1812г. Гусары – это особое подразделение в русской армии. В основном молодые люди из богатых дворянских семей.)

Слово учителя
До сих пор не утихают споры о первой повести «Выстрел». Предлагаю еще один портрет.
-А это кто?
«Ему было около 35 лет, и мы за то почитали его стариком; его обыкновенная угрюмость, крутой нрав и злой язык имели сильное влияние на молодые наши умы. Какая-то таинственность окружала его судьбу». (Автор называет этого человека Сильвио. О нем рассказывают другие персонажи – граф и рассказчик. Он сильно влиял на молодежь и вызывал удивление. Сильвио завидовал графу, ведь первенство в полку переходило к нему. И в споре был виноват Сильвио. Он искал ссоры с графом.)

Просмотр отрывка из кинофильма «Выстрел» (начало истории)

Слово учителя
Это только начало истории.

Нам понятно, что Сильвио возненавидел графа, он завидовал. А что происходило через несколько лет? (Сильвио признавался, что в моде было буйство. И он очень хотел быть первым в любом деле. Он наслаждался славой. Сильвио завидовал не богатству графа. Он возненавидел красавца-графа, не хочет с ним дружить, ищет ссоры, потому что успехи графа задевали Сильвио. Это зависть к тому кто лучше тебя.
Даже на дуэли Сильвио завидует равнодушию противника. Сам Сильвио был очень злым, поэтому он уступил первый выстрел графу. Он взбесился. А через несколько лет Сильвио отомстил графу.
Все эти годы он мучился, ненавидел графа. Теперь он заставит врага так же мучиться. Во время последней встречи Сильвио медлит. Он хочет увидеть испуг графа.
Граф снова стреляет первым. Он не хочет убивать Сильвио, он промахнулся. А Сильвио не выстрелил. Он видит графа взволнованным, и ему стало легче. Сильвио достоин уважения, он не стал убийцей. И граф изменился, он хочет быть счастливым. Он не боится дуэли, а испытывает страх за Машу).

Слово учителя
Сильвио не стал убийцей. А как закончилась его жизнь? ( Месть опустошила Сильвио. Жизнь его стала бессмысленной. Он погибает в одном сражении. А.С.Пушкин хотел сказать читателям: в жизни есть много хорошего. Это и любовь, и дружба, и защита Отечества. Нельзя ненавидеть и мстить всю жизнь).

Слово учителя
А мы перелистываем страницы книги и читаем описанную Пушкиным 17-ти летнюю девушку, стройную, бледную. «Она считалась богатой невестой, была воспитана на французских романах и была влюблена». (Это Маша, героиня повести «Метель»)

Слово учителя
Можем ли мы объяснить, почему Маша и Владимир не обвенчались? (Владимир и Маша идут против законов. Брак был бы неравным, родители не благословили дочь. И вмешивается судьба. Метель и ветер не дали Владимиру попасть в церковь. А Маша мучается накануне побега, ей снятся страшные сны).

Слово учителя Повесть «Метель»
«Раненый гусарский полковник с Георгием в петлице и с интересной бледностью. Ему было около 26 лет». (Это бывший гусар Бурмин. Он остался жив после войны. Но его мучило раскаяние от совершенного когда-то поступка. Но судьба сжалилась над Бурминым. Он нашел силы признаться в «гусарской проказе», не пытался обманывать судьбу. Бурмин нашел счастье.)


- В чём авторская ирония по отношению к этим молодым людям?

Ученик: "Мария Гавриловна была воспитана на французских романах, и, следовательно, была влюблена".

Пушкин с иронией относился к французским романам. Эта любовь не настоящая, а придуманная.

- Почему родители сначала были против брака их дочери?

- Как Маша себя чувствовала накануне бегства? Почему?

- Почему автор называет Машу "преступницей"? (Преступила нравственный закон- ослушалась родителей, обманывает всех. )

- Докажите, что Владимир искренне любил Машу.

Чтение по ролям :
Конец повести «Метель» от слов «Марья Гавриловна закрыла книгу…» до «Бурмин побледнел… и бросился к ее ногам…» (мелодия Г. Свиридова «Метель»)

Слово учителя
После многих лет, проведенных в раскаянии, судьба прощает героев повести за их преступления.
Изучение повести А.С.Пушкина «Барышня–крестьянка»

«Ей было 17 лет. Черные глаза оживляли ее смуглое и очень приятное лицо. Она была единственное и балованное дитя». (Это Лиза Муромская, барышня, дочка помещика. Переоделась и притворилась крестьянкой. Лиза мне очень понравилась. Она смелая, находчивая, она придумала загримироваться во время приезда Алексея.
Лиза очень хотела познакомиться с Алексеем: их отцы были в ссоре.)

Слово учителя
«Он был воспитан в XXX университете и намеревался вступить в военную службу, но отец на то не соглашался».(В этом портрете мы узнаем героя повести «Барышня-крестьянка» Алексея Берестова. Он любит крестьянку, хочет жениться на ней. Готов отказаться от законов дворянской жизни, от привычных друзей, от строгого отца. Алексей чувствует ответственность за судьбу Акулины).

Сценка: «Разговор Насти и Лизы» от слов «Позвольте мне сегодня пойти в гости…» до «Какая славная выдумка…»

Каковы взаимоотношения между дворовой девушкой Настей и ее госпожой Лизой?

  1. Кем рассказана Белкину эта повесть? («девицею К.И.Т.," т.е. провинциальной барышней»).

  2. Каковы впечатления автора об уездных барышнях.

"Те из моих читателей, которые не живали в деревнях, не могут себе вообразить, что за прелесть эти уездные барышни. Воспитанные на чистом воздухе, в тени своих садовых яблонь, они знание света и жил ни почерпают из книжек. Уединение, свобода и чтение рано в них развивают чувства и страсти, неизвестные рассеянным нашим красавицам… Конечно всякому вольно смеяться над некоторыми их странностями, но шутки поверхностного наблюдателя не могут уничтожить их существенных достоинств, из коих главное: особенность характера, самобытность…"

  1. Что говорит читателю автор своим сюжетом с переодеванием?

Главный вывод: Как нетрудно таким вот уездным барышням крестьянки, и войти в эту роль, и даже заставить без памяти влюбленного дворянина принять нешуточное, тоже по-своему самобытное решение. Переодевание крестьянкой, затеянное как шалость, вдруг обнаруживает в этой девушке ее национальную сущность. Ей, оказывается, легко и весело ощущать себя крестьянкой. (Русская душой).


Что внушает Алексею Берестову его новая знакомая?

(Я простая крестьянка, дочь Василия-кузнеца. Я красива, необыкновенно мила и отнюдь не простодушна)

  1. Какая романтическая мысль приходит ему в голову?

("Романтическая мысль жениться на крестьянке и жить своими трудами'', "и чем более думал он о сем решительном поступке, тем более находил в нём благоразумия")

«Он написал Акулине письмо самым чётким почерком и самым бешеным слогом объявлял ей о грозящей им погибели, и туг же предлагал ей… (свою руку.)»

  1. Какую роль разыгрывает до поры до времени Алексей Берестов? (Тоже "переодевание")
    Он первым явился в кругу наших барышень.
    Каким? "Мрачным и разочарованным, первый говорил им об утраченных радостях и об увядшей своей юности; сверх того носил он чёрное кольцо с изображением мёртвой головы."
    Учитель: Авторская ирония, блестящая, многогранная.

  2. "Вражда старинная и глубоко укоренившаяся, казалось, готова была прекратиться (Т.е. какой сущий пустяк примирил заклятых врагов?).

  3. Каковы характеры героев? (Берестов – сквозь душевный маскарад пробивается другой человек, «в самом деле молодец», приходит совсем не к ироничному, нешуточному итогу; Лиза – резва, шаловлива, самобытная, русская душою, умеет перевоплощаться.

Учитель Повествование идет от лица «девицы К.И.Т.», но в нем слышны отголоски впечатлений главного рассказчика, когда он вместе с Лизой любуется наступившим утром: «Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнце, как царедворцы ожидают государя; ясное небо, утренняя свежесть, роса, ветерок и пение птичек наполнили сердце Лизы младенческой веселостью»

Или когда сообщают о ее чувствах в момент ожидания незнакомого еще ей Алексея.

«Сердце ее сильно билось, само не зная почему; но боязнь, сопровождающая молодые наши проказы, составляет и главную их прелесть»

И в том случае, когда Лиза вошла в сумрак рощи, «глухой, перекатный шум ее приветствовал девушку»

Все это видит и слышит Пушкин, а не девица К.И.Т. и не И.П. Белкин.

Итог урока. Рефлексия.

Слово учителя 
Заканчивая нашу конференцию, подводя итоги, я хочу сказать следующее: мы прочитали «Повести Белкина», оценили поступки героев, увидели ошибки Маши и Владимира из «Метели», счастье Лизы и Алексея. Мы понимаем, что страданием герои расплачиваются за свои ошибки.

Чему учат нас эти произведения? Мы понимаем, что А.С.Пушкин оставил нам всем бесценные книги, которые учат нас любви к людям, добру, справедливости.



















































Изучение повести А.С Пушкина «Выстрел»

Отдельные вопросы к повести "Выстрел" могут быть использованы до анализа и чтения произведения в классе, и для анализа произведения в обобщающей беседе после чтения всей повести.

  1. Кто основной рассказчик в повести "Выстрел'? (Рассказчик-герой – молодой офицер, впоследствии небогатый провинциальный помещик).

  2. Назвать двух других центральных героев повести? (Граф и тот, кто в повести назван Сильвио)

  3. К какой одной среде принадлежали герои в течение недолгого срока? (Армейскому, гусарскому братству)

  4. По каким общим законам для всех его членов живёт армейское братство? (Офицерской чести, удали, карточной игры и т. д.)

  5. В каком монологе Сильвио рисуется "идеал" этого поведения? ("В наше время буйство было в моде: я был первым буяном по армии… Дуэли в нашем полку случались поминутно: я на всех бывал или свидетелем, или действующим лицом. Товарищи меня обожали…")

  6. К чему он сильно привык? (Он привык "первенствовать смолоду", что было в нём "страстию")

  7. Какой "тип" гусара являет собой рассказчик - герой? (Рассказчик-герой помоложе, не столь опытный в дуэлях и кутежах, более скромный)

  8. Какой третий "тип" гусара, представляет собой человек, появившийся однажды рядом с Сильвио? ("Вообразите себе молодость, ум, красоту, весёлость самую бешеную, храбрость самую беспечную, громкое имя, деньги, которым не знал он счёта и которые никогда не переводились…")

  9. Почему Сильвио его возненавидел? (Первенство его поколебалось)

Прочитаем об этом:

"Я его возненавидел, Успехи его в полку и в обществе женщин приводили меня в совершенное отчаяние. Я стал искать с ним ссоры; на эпиграммы мои отвечал он эпиграммами, которые всегда казались мне неожиданнее и острее моих и которые, конечно» не в пример были веселее; он шутил, а я злобствовал"

  1. Почему рождается злоба Сильвио? (Граф знатен и богат)

Что, по мнению рассказчика, свидетельствует о том, что Сильвио беден? "Холил вечно пешком, в изношенном чёрном сюртуке, а держал открытым стол для всех офицеров нашего полка. Правда обед его состоял их двух или трёх блюд, изготовленных отставным солдатом, но шампанское лилось притом рекою".
Вскоре после ссоры с графом поселился в бедном местечке. Приехал к графу в дорожной телеге.

  1. Почему автор взял два эпиграфа? Как они связаны с содержанием повести?

Строчка из поэмы Баратынского "Бал": "Стрелялись мы …" и фраза из произведения другого писателя-романтика Александра Бестужева "Вечер на бивуаке": "Я поклялся застрелить его по праву дуэли (за ним остался ещё мой выстрел)".
На первых страницах повести рассказчик настраивает нас на романтическую историю, любимую читателям пушкинской эпохи. А эпиграфы нацеливают на восприятие главного героя, как типичного персонажа романтических историй: характер сильный, страстный, странный, загадочный.
Какими словами о главном герое рассказчик направляет нас в это "романтическое" русло? ("Какая- то таинственность окружала его судьбу").
Однако по мере развития событий открывалась вполне реальная жизнь. Попробуем понять противоречивый характер Сильвио и житейские мотивы его странного и загадочного поведения.

  1. Как и почему ведут себя герой во время первой и второй дуэли?

Кому принадлежало право первого выстрела?
Сильвио. Он был оскорблён (граф дал ему пощёчину) и поэтому получал первый выстрел.

  1. Почему Сильвио уступил графу в первый раз?

В первый раз "волнение злобы" было в нём столь сильным, что он "не понадеялся на верность руки и, чтобы дать себе время, остыть, уступил ему первый выстрел".

  1. Какая черта проявляется в этом признании?

(Честность Сильвио: он не прячет истинной причины своего "благородства")

  1. Почему во второй раз Сильвио уступает графу первый выстрел, вновь склонив его бросить жребий? Как изменился Сильвио? Каков теперь его мотив? ("Мне всё кажется, что у нас не дуэль, а убийство: я не привык целить в безоружного. Начнём сызнова; кинем жребий, кому стрелять первому".)

  2. Почему граф оба раза не соглашается бросить жребий"? Это было не "по правилам" дуэли.

  3. Почему Сильвио предаёт графа его совести? Почему считает это более сильным наказанием, чем сама смерть? (В обоих случаях Сильвио принудил графа Полунин лишний шанс. Граф не должен был стрелять в Сильвио. Это противоречило понятиям дворянской чести. Но граф выстрелил. Сильвио вправе был предполагать, что позже, когда граф придёт в себя, мысль об этом станет для него своеобразным возмездием: "Будешь меня помнить. Предаю тебя твоей совести".)

  4. Прав ли Сильвио. когда говорит о том, что видел робость графа?

(Робости не было. Граф не менее храбр, чем Сильвио. Когда - то тот сам признавал, что в графе "храбрость была самая беспечная")
За кого боится граф? (За жену. «…А вы, сударь, перестанете ли издеваться мая бедной женщиной? Будете ли вы стрелять или нет?»

  1. Почему в столкновении именно с такой личностью, как граф резче проявляется натура Сильвио? (Безупречен). Каково отношение автора к этому герою? (Симпатичен). Проверим это.

  2. Как автор показывает безупречность графа на всём протяжении сюжета? (Вначале, в полку, обольщённый славой Сильвии, ищет его дружества: затем не терпит с его стороны грубой выходки, не соглашается переигрывав право выстрела.

В иных обстоятельствах демонстрирует свою любезность воспитанного, радушного человека в общении с рассказчиком, небогатым, робеющим в его присутствии дворянином).
Итак. Сильвио не всегда прав и не во всём безупречен. Его вызывающее поведение по отношению к графу определено социально. Всё его повеление - от зависти и мести графу до «бедной и расточительной» жизни в захолустном местечке является следствием чего? (Того общественного положения, которое он занимает). Ещё раз убеждаемся, что поступки героев в этих повести Пушкина определяло место людей в общественной структуре эпохи. Такое понимание зависимости личной судьбы человека от его положения в обществе, от обстоятельств жизни было новым в прозе пушкинского времени. Такое' поведение А.С. Пушкин назвал в "Евгении Онегине " «кипение в действии пустом''. И это не вина, а беда человека.

  1. Какое "оправдание" находит Сильвио в последних строках повести? ("Сказывают, что Сильвио. во время возмущения Александра Ипсиланти предводительствовал отрядом этеристов и был убит в сражении пол Скулянами".)

Таким образом, смерть героя во имя великого дела - освобождения греческого народа от турецкого владычества - искупала всю его сложную жизнь.
Рассказчик этой повести - третий её герой - фигура тоже типичная для военной и помещичьей среды.

  1. Каковы его отношения с Сильвио и графом? (Тот и другой поведали ему "свои " части дуэльной истории. С Сильвио он вместе служил. Тот отличил, молодого в ту пору И Л.Б.? Именно с ним поделился своей тайной. С графом ему суждено по-соседски жить в деревне.)

  2. Кто ближе подполковнику: слишком богатый граф или небогатый Сильвио? (Сильвио. хотя так и остался для него загадкой).

Своим существованием в повести подполковник помогает читателю лучше понять главных героев.

  1. Как с помощью своего рассказчика автор осуществляет важную сюжетно - композиционную задачу? (Он сообщает рассказанные ему дуэльные истории Ивану Петровичу Белкину, то есть соединяет два рассказа вместе.)

  2. Перескажите первую и вторую части с помощью 5-10 предложений. (Таким образом, можно составить план)

План первой части:

    1. Рассказ о странном поведении вышедшего в отставку Сильвио.

    2. Ссора и дуэль.

    3. Внезапный отъезд.

План второй части:

    1. Встреча подполковника с графом в деревне.

    2. Сообщение о втором "акте" дуэли.

    3. Раскрытие "тайны" Сильвио.

  1. В чём мастерство сюжета? Почему автор именно в этом порядке излагает события? (До самого конца она держит читателя в напряжении, как в лучших романтических сюжетах.)

  2. Когда происходит действие и какова среда, изображённая писателем? Что сообщает в начале повести рассказчик, сразу знакомя нас с обстановкой? "Жизнь армейского офицера известна…"

Мы увидели, до каких уродливых размеров может вырасти мстительная идея в подобной обстановке. К тому же Сильвио не служит и. значит, не несёт полковых обязанностей, которые хоть как-то занимают внимание и время.

  1. Как во второй части рисуется обстановка другого захолустья – поместного. (Дети считывают)

  2. Что автор сообщает о судьбе рассказчика? Каков он в начале повести и в конце? (В начале это молодой пылкий человек. Затем, вынужденный выйти в отпуск и поселиться в деревне, он «простой и добрый барин», изнывающий от деревенской скуки, но не ставший "пьяницею с горя", наподобие кое-кого из соседей. Холостяк. И это тоже «помогает» его одичанию в деревенской глуши, усиливает робость, которая охватывает! его в роскошном доме графа, в присутствии красавицы графини…

Так этот милый и трогательный прямодушный человек приоткрывает для читателя завесу над провинциальной, поместной Россией начала XIX века.





О повестях белкина

Белинский мечтал, что «придет время, когда Пушкин будет в России… поэтом, по творчеству которого будут образовывать не только эстетическое, но и нравственное чувство». Это время наступило. Мир полон человеческих трагедий. Мы оказались духовно нищими. Осознание значимости духовной культуры и особой ее роли в нравственном воспитании – вот лейтмотив выступления в «Российской газете» министра образования Вл. Филиппова в ноябре 2002 года. Задача школы – помочь подрастающему поколению овладеть азами православной культуры. А. С. Пушкин по праву может быть нашим первым путеводителем в этой работе. В свое время философ И. Ильин считал поэта «живым средоточием русского духа, его истории, его путей, он гениальный пророк»[1], показывающий, что истинная вера в Бога и бессмертие души включает и «любовь к отеческим гробам», «любовь к родному пепелищу».

Пушкин генетически унаследовал христианскую систему ценностей русской культуры и ее религиозную точку зрения на мир, хотя воспитывался в духе европейского Просвещения, скептицизма и материализма. Но, по словам Н. Скатова, «абсолютный художник в абсолютную пору своей жизни» должен был выйти к «всемирным и абсолютным ценностям»[2]. «Абсолютная пора» жизни для А. С. Пушкина, на наш взгляд, - Болдинская осень. Созданные в этот период «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» биограф П. Анненков назвал «отдохновением поэта»[3]. Пушкин предлагает реальность, которую мы должны лично пережить, и уж каждый смотрит, по словам В. Непомнящего, «в это зеркало по-своему»[4]. «Но ум Пушкина предохраняет от всего глупого, а его благородство – от всего пошлого»[5].

В «Повестях…» дан взгляд на жизнь со стороны идеала, постижимого верой. Это то, что есть в каждом человеке, что изначально заложено Творцом. И дело все в поведении людей. Обладая свободой выбора, человек предпочитает низшее, материальное, низменное, сочтя его за лучшее и высшее. Так происходит разрушение гармонии духа. Человек может, если захочет вернуть себе божественное достоинство. Но это нелегко и нескоро возможно.

Итак, пять повестей – «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка» - записаны Иваном Петровичем Белкиным со слов четырех человек – титулярного советника А. Т. Н., подполковника И. Л. П., приказчика Б. В. и девицы К. И. Т.

И. П. Белкин – самый беспретенциозный герой в русской литературе – все вмещающий, смиренный, все принимающий и понимающий, видящий и сохраняющий личность в маленьком человеке. В предисловии к повестям «От издателя», написанном А. П. для читателей, биографические заметки об И. А. Белкине составлены безымянным автором. И заметки эти даны в духе «жития», из которого мы узнаем о высоких нравственных качествах Белкина, унаследованных от «честных и благородных родителей», взращенных его первым учителем – сельским дьячком. Любовь к «российской словесности» и праведный образ жизни без излишеств, кротость, честность и умеренность – таков И. А. Белкин.

Между повестями существует множество внутренних связей. Истории объединены главной мыслью «семейной», которая вела тогда Пушкина, и, по определению Ю. М. Лотмана, «образным пространством Дома», где «естественна область жизни Личности»[6] Все сюжеты построены как акты грехопадения, попытки вернуть достоинство и созидания «Дома», прежде всего «Дома» в своей душе. Интересна и этимология слова «грех». Происхождение его связывают и с праславянским «жар, угрызение», и с древнерусским «не попасть, ошибиться, пропустить», и с литовским «извилистый», и с греческим «долг, вина»[7]. В рабство греху попадает человек из-за духовного недоразвития. Значит, где-то разрывается невидимая цепь жизненных отношений. Как легко принять за «звезду пленительного счастья» нечто темное, роковое, запретное, но есть великий Промысел, есть великая, Любовь. Герои Пушкина побеждают, потому что делают свой выбор, руководствуясь своим сердцем, постигшим Правду.