1 мин 2 мин 5 мин | 1.Орг.момент. Психологический настрой. Цель этапа: включение учащихся в деятельность. 2.Пробное учебное действие. Определение темы урока. 3.Постановка учебной задачи( можете посмотреть в маршрутный лист) | Ребята, я очень рада вас видеть. Я с нетерпением ждала нашей очередной встречи. Я счастлива, что мы сегодня вместе. Кто, по-вашему, может сказать вам такие слова?(друг). Всё верно, друг. Ведь я не просто ваш учитель, я ваш друг, на которого можно положиться. Но всегда ли настоящим другом является тот, кто себя так называет? Послушайте строчки из песни Владимира Высоцкого «Если друг оказался вдруг…». Послушайте и подумайте, почему я урок решила начать с этой песни Тема нашего урока : Если друг оказался вдруг( на слайде) О ком пойдет речь, как вы думаете? А кем они были в начале произведения?(друзьями) Как вы думаете, настояшими друзьями? А что такое настоящая дружба? -Какова же цель урока? Формирование представления о настоящей дружбе Запишите в маршрутный лист Задачи: 1.Дать сравнительную характеристику героям 2. Проанализировать причины ссоры между Дубровским и Троекуровым 3.Выяснить, были ли у друзей пути примирения Запишите Сегодня в течение всего урока мы будем работать по критериям. Обратите внимание, какой критерий я выделила. Активность работы в паре( правила работы в паре) | 20 сек. Правила работы в паре Проговорить критерии Работа в паре Говорил вполголоса, но не шёпотом Умел слушать товарища, не перебивал, задавая вопросы Говорил спокойно ясно, только по делу. Помогал товарищу, если он об этом просил Принимали совместное решение, выполняя задание | |
10 мин 5 мин 2 мин отрывок 3 мин 3 мин 2 мин | 4.Систематизация полученных знаний. | Итак, дома вы прочитали 1 главу романа «Дубровский». Кто же является главными героями?( Кирила Петрович Троекуров, Андрей Гаврилович Дубровский) Давайте дадим краткую характеристику этим героям с использованием цитирования. Дома я вас просила подчеркнуть те предложения, которые помогут охарактеризовать героев. Вспомним, то такое цитата. Девченко Анастасия выполнила индивидуальное задание и нашёл определение этого слова в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова. Как оформляем цитаты на письме? Чтобы лучше понять героев и их взаимоотношения, проведём исследовательскую работу в парах. На слайде таблица Озвучим линии сравнения, по которым будем характеризовать героев. Исследовательская работа по парам. Быстро распределить задания парам Проверка и заполнение всей таблицы. Вывод: Что между ними общего? «Будучи ровесниками, рождённые в одном сословии, воспитанные одинаково, они сходствовали отчасти и в характере, и в наклонностях. В некоторых отношениях и судьба их была одинакова: оба женились по любви, оба скоро овдовели, у обоих оставалось по ребёнку» Оба люди горячие, пылкие Дубровский- «человека столь горячего и неосмотрительного не трудно будет поставить в самое невыгодное положение…» Троекуров-«порывам пылкого своего нрава» Какой случай говорит о независимости Дубровского? Троекуров предлагал Дубровскому покровительство, но тот отказался. Он один мог высказывать своё мнение. Итак, выполнили ли мы первую задачу? В процессе работы над 1-й главой мы выяснили, кто такие А.Г. Дубровский и Троекуров и как складывались отношения между ними. НО: долгое «согласие, царствующее между надменным Троекуровым и бедным его соседом Дубровским было нарушено ссорой». В чем же причина? Кто виноват в ссоре? Почему не состоялось примирение Троекурова и Дубровского? Ребята, каким цветом вы бы написали слово «ссора»? - Почему именно этот цвет вы выбрали для обозначения этого слова? Ответы учащихся: - Черный цвет – враги. - Красный – кровь. Скажите, ребята, приходилось ли вам ссориться с кем-нибудь?.. Тогда возникает вопрос: как нужно поступить, если ты поссорился с другом… Ответы учащихся. Как же возникла ссора между помещиками? Обратимся к эпизоду «На псарне» , чтобы выяснить причины ссоры. Липич Тимур подготовил нам для просмотра отрывок из художественного фильма «Благородный разбойник Владимир Дубровский» режиссёра Вячеслава Никифорова. 10. Просмотр эпизода 11. Анализ эпизода - Ребята, обратите внимание на сокровенные мысли и чувства Дубровского, который был страстным охотником и «не мог удержаться от некоторой зависти при виде сего великолепного заведения». Дубровский невольно сравнивает псарню с крестьянскими избами и не может не сказать Троекурову о своих впечатлениях, тем более что всегда открыто выражал своё мнение. И на этот раз он остаётся верен себе, сказав Троекурову: «..псарня чудная, - вряд людям вашим житьё такое же, как вашим собакам». - Прав ли Андрей Гаврилович Дубровский, сделав такое замечание, а если прав, то почему псарь Парамошка не согласился с ним, хотя жил, наверное, хуже своих подопечных? - Что оскорбило Дубровского и почему он покинул псарню? Почему один Дубровский не восхищался псарней Троекурова? Какое слово объясняет его «суровую» оценку?зависть 2. Что в словах псаря оказалось особенно обидным для Дубровского? Аргументируйте свой ответ примерами из текста (в частности, из письма Дубровского). Причины ссоры: Случай на псарне… Дубровский «не мог удержаться от некоторой зависти» при виде великолепной псарни богатого соседа. Дерзкая выходка псаря, чувствовавшего свою безнаказанность, вывела Дубровского из себя. – он «побледнел» и вскоре «скрылся» незаметно: он был глубоко оскорблён и не мог стерпеть унижения. Записать 1.Оскорбление Дубровского слугою Парамошкой, которое он не мог стерпеть в силу чувства собственного достоинства. 2.Реакция Троекурова «Кирила Петрович громко засмеялся при дерзком замечании своего холопа» 3. Поведение гостей Троекурова «А гости вслед за ним захохотали, хотя и чувствовали, что шутка псаря могла отнестись и к ним» Какую задачу решили? 3. Как вели себя после эпизода на псарне Дубровский и Троекуров? Пытался ли кто-то из них уладить дело мирным путем? Дубровский «побледнел» и вскоре «скрылся» незаметно: он был глубоко оскорблён и не мог стерпеть унижения. Действия и поступки Троекурова: «велел тотчас его догнать и воротить непременно», «вторично послал»,за соседом. Получив письмо оскорблённого Дубровского: «Я не шут, а старинный дворянин», Троекуров «загремел», «вскочил», потом «разбранил гостей», «нарочно поехал полями Дубровского», «без него скучал». Вывод: обидеть Дубровского Троекуров не хотел. Справились ли мы с 3 задачей? Как вы поступите, если придется поссориться с другом? 1 человек. | Инд. задание ЦИТА́ТА, -ы, жен. Точная дословная выдержка из какого-н. текста, высказывания. Цитаты из классиков. Выписать, привести цитату. Кроссворд, для слабых- посадить отдельно одну пару Включает, смотрят, выключает. 2 мин. | Сошников Матвей и Осинцев Влад будут в течение урока работать индивидуально. Ваша задача- разгадать кроссворд по роману «Дубровский», пользуясь текстом произведения |