Яна Георгиевна Судакова
Урок литературы в 6 классе по теме:
Мотив тоски и одиночества
в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Тучи»
Цели:
1) анализировать поэтическое произведение, научить самостоятельному анализу поэтического текста;
2) обучать осмысленному чтению, выразительной декламации поэтического текста, умению «всматриваться и вслушиваться» в слово художественного произведения, актуализировать жизненный личный опыт;
3) воспитывать понимание жизни, любовь к Родине, интерес к изучению литературы.
Ход урока
I. ОНУ
II. Мотивация на изучение темы урока
Михаил Юрьевич Лермонтов – очень противоречивый человек, по воспоминаниям его современников. Это загадка и тайна для его окружения. Никто в точности так и не смог сказать, каким был Лермонтов на самом деле. Существует лишь один источник, который наиболее точно можно поведать нам о том, что таилось в душе Лермонтова. Что это за источник?
Безусловно, это его произведения. Произведения, в которых он изливает свою душу, открывает нам свою лицо. Хотите ли вы разгадать тайну Лермонтова и ближе прикоснуться к его творчеству? Тогда нам предстоит окунуться в мир его поэзии.
II. Целеполагание
Какие цели нам нужно поставить перед собой, чтоб успешно справиться с этой задачей?
Обучающиеся ставят цели.
IV. Актуализация полученных на прошлом уроке знаний
Групповая работа «Что мы знаем о Лермонтове?». Задание: обучающимся, сидящим на последней парте каждого ряда даётся чистый листок, на котором написан вопрос «Что мы знаем о Лермонтове?». Каждый из учеников последней парты записывает предложение о Лермонтове, и листок передаётся на предыдущую парту и т.д. Обучающиеся, сидящие на первых партах каждого ряда, записывают свою мысль о Лермонтове и читают всё содержимое листа. Выигрывает ряд, написавший наиболее полную и чёткую информацию о писателе.
V. Работа со стихотворением «Тучи»
Сегодня мы познакомимся со стихотворением «Тучи». Главная наша задача – понять, что общего в судьбе поэта и туч.
1. Словарная работа
На интерактивной доске записаны слова и их лексическое значение. Задача обучающихся – верно соединить их.
Странник | Странствующий человек (обычно бездомный или гонимый). |
Лазурный | Светло-синий. |
Жемчуг | Драгоценные перламутровые украшения. |
Изгнанник | Тот, кто находится в изгнании и лишён возможности жить на Родине. |
Преступление | Недопустимый, непозволительный поступок. |
Клевета | Порочащая кого-нибудь ложь. |
Тяготить | Быть неудобным, мешать кому-либо, чему-либо, обременять. |
2. Выразительное чтение стихотворения учителем
3. Слово о создании стихотворения (учебник, стр.157)
4. Анализ стихотворения
- Что вы мысленно приставили, когда слушали стихотворение?
- Что рисуется в вашем воображении, когда вы читаете первую строфу, особенно вторую и третью строчку?
- Какие слова кажутся грустными?
- С кем сравнивает поэт образ тучек?
- Почему они странники? Кто же их гонит?
- О чем 2 строфа: о поэте или о тучах?
- Кто выступает его гонителями, что его гонит « в сторону южную»?
( На доске слова: клевета, злоба, судьба, зависть, преступление.)
- Какие эти слова? Какими делают жизнь человека эти слова? (несчастным, одиноким, изгнанником).
- В судьбе Лермонтова всё это было. Поэт погружается в себя, скорбно размышляет о своей участи. Как вам кажется, чем отличается настроение и чувство поэта между первой и второй строфой?
- Какая из возможных причин изгнания вам кажется самой горькой? Почему? (Друзья как враги, поэт одинок, друзей не было, они хотят вреда ему).
- Значит, надо в жизни выбрать настоящих друзей, и ты тоже должен быть надежным, верным.
- Подумайте, как изменилось отношение автора к тучам в конце стихотворения? ( завидует тучам)
- Найдите эпитеты: (вечно холодные, вечно свободные, нивы бесплодные и т.д.)
5. Обучение выразительному чтению. Расстановка пауз. «Чтение» знаков препинания.
Ученики переписывают стихотворение в тетрадь и расставляют паузы.
6. Выразительное чтение стихотворения обучающимися
VI. Подведение итогов анализа стихотворения
- Ребята, вспомните вопрос в начале урока. Что общего в судьбе поэта и туч? Давайте, сравним их.
ТУЧИ | ПОЭТ |
Наскучили нивы бесплодные | Отправляется не по своей воле |
Вечно холодные, вечно свободные, в т.ч. от людских страданий. | Не свободен, он гоним. |
Нет родины, нет изгнания. Равнодушные ко всему | Есть любимая Родина, он любит её, страдает, т.к. его могут изгнать. Он не променяет свою судьбу. Печаль. |
VII. Рефлексия (Приём «Рефлексивная шкатулка»)