СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 6 классе по теме: Мотив тоски и одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Тучи»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы по теме "Мотив тоски и одиночества  в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Тучи»" предназначен для обучающихся 6 классов

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 6 классе по теме: Мотив тоски и одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Тучи»»

Яна Георгиевна Судакова

Урок литературы в 6 классе по теме:

Мотив тоски и одиночества

в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Тучи»

Цели:

1) анализировать поэтическое произведение, научить самостоятельному анализу поэтического текста;

2) обучать осмысленному чтению, выразительной декламации поэтического текста, умению «всматриваться и вслушиваться» в слово художественного произведения, актуализировать жизненный личный опыт;

3) воспитывать понимание жизни, любовь к Родине, интерес к изучению литературы.

Ход урока

I. ОНУ

II. Мотивация на изучение темы урока

Михаил Юрьевич Лермонтов – очень противоречивый человек, по воспоминаниям его современников. Это загадка и тайна для его окружения. Никто в точности так и не смог сказать, каким был Лермонтов на самом деле. Существует лишь один источник, который наиболее точно можно поведать нам о том, что таилось в душе Лермонтова. Что это за источник?

Безусловно, это его произведения. Произведения, в которых он изливает свою душу, открывает нам свою лицо. Хотите ли вы разгадать тайну Лермонтова и ближе прикоснуться к его творчеству? Тогда нам предстоит окунуться в мир его поэзии.

II. Целеполагание

Какие цели нам нужно поставить перед собой, чтоб успешно справиться с этой задачей?

Обучающиеся ставят цели.

IV. Актуализация полученных на прошлом уроке знаний

Групповая работа «Что мы знаем о Лермонтове?». Задание: обучающимся, сидящим на последней парте каждого ряда даётся чистый листок, на котором написан вопрос «Что мы знаем о Лермонтове?». Каждый из учеников последней парты записывает предложение о Лермонтове, и листок передаётся на предыдущую парту и т.д. Обучающиеся, сидящие на первых партах каждого ряда, записывают свою мысль о Лермонтове и читают всё содержимое листа. Выигрывает ряд, написавший наиболее полную и чёткую информацию о писателе.

V. Работа со стихотворением «Тучи»

Сегодня мы познакомимся со стихотворением «Тучи». Главная наша задача – понять, что общего в судьбе поэта и туч.

1. Словарная работа

На интерактивной доске записаны слова и их лексическое значение. Задача обучающихся – верно соединить их.

Странник

Странствующий человек (обычно бездомный или гонимый).

Лазурный

Светло-синий.

Жемчуг

Драгоценные перламутровые украшения.

Изгнанник

Тот, кто находится в изгнании и лишён возможности жить на Родине.

Преступление

Недопустимый, непозволительный поступок.

Клевета

Порочащая кого-нибудь ложь.

Тяготить

Быть неудобным, мешать кому-либо, чему-либо, обременять.

2. Выразительное чтение стихотворения учителем

3. Слово о создании стихотворения (учебник, стр.157)

4. Анализ стихотворения

- Что вы мысленно приставили, когда слушали стихотворение?

- Что рисуется в вашем воображении, когда вы читаете первую строфу, особенно вторую и третью строчку?

- Какие слова кажутся грустными?

- С кем сравнивает поэт образ тучек?

- Почему они странники? Кто же их гонит?

- О чем 2 строфа: о поэте или о тучах?

- Кто выступает его гонителями, что его гонит « в сторону южную»?

( На доске слова: клевета, злоба, судьба, зависть, преступление.)

- Какие эти слова? Какими делают жизнь человека эти слова? (несчастным, одиноким, изгнанником).

- В судьбе Лермонтова всё это было. Поэт погружается в себя, скорбно размышляет о своей участи. Как вам кажется, чем отличается настроение и чувство поэта между первой и второй строфой?

- Какая из возможных причин изгнания вам кажется самой горькой? Почему? (Друзья как враги, поэт одинок, друзей не было, они хотят вреда ему).

- Значит, надо в жизни выбрать настоящих друзей, и ты тоже должен быть надежным, верным.

- Подумайте, как изменилось отношение автора к тучам в конце стихотворения? ( завидует тучам)

- Найдите эпитеты: (вечно холодные, вечно свободные, нивы бесплодные и т.д.)

5. Обучение выразительному чтению. Расстановка пауз. «Чтение» знаков препинания.

Ученики переписывают стихотворение в тетрадь и расставляют паузы.

6. Выразительное чтение стихотворения обучающимися

VI. Подведение итогов анализа стихотворения

- Ребята, вспомните вопрос в начале урока. Что общего в судьбе поэта и туч? Давайте, сравним их.

ТУЧИ

ПОЭТ

Наскучили нивы бесплодные

Отправляется не по своей воле

Вечно холодные, вечно свободные, в т.ч. от людских страданий.

Не свободен, он гоним.

Нет родины, нет изгнания.

Равнодушные ко всему

Есть любимая Родина, он любит её, страдает, т.к. его могут изгнать. Он не променяет свою судьбу. Печаль.

VII. Рефлексия (Приём «Рефлексивная шкатулка»)