СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 6 классе по теме: Особенности изображения природы в лирике Фёдора Ивановича Тютчева

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы по теме "Особенности изображения природы в лирике Фёдора Ивановича Тютчева" предназначен для обучающихся 6 классов

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 6 классе по теме: Особенности изображения природы в лирике Фёдора Ивановича Тютчева»

Яна Георгиевна Судакова

Урок литературы в 6 классе по теме:

Особенности изображения природы

в лирике Фёдора Ивановича Тютчева

Цели:

1) познакомить с биографией и творчеством Ф.И.Тютчева; анализировать поэтические произведения, научить самостоятельному анализу поэтического текста;

2) обучать осмысленному чтению, выразительной декламации поэтического текста, умению «всматриваться и вслушиваться» в слово художественного произведения, актуализировать жизненный личный опыт;

3) воспитывать понимание поэзии, любовь к природе, интерес к изучению литературы.

Ход урока

I. ОНУ

II. Мотивация на изучение темы урока

В очарованье русского пейзажа

Есть подлинная радость, но она

Открыта не для каждого и даже

Не каждому художнику видна.

Эти строки принадлежат русскому поэту Николаю Заболоцкому. Он говорит о том, что постигнуть красоту русской природы очень сложно, для этого нужно долго учиться и обладать особым даром. Сегодня на уроке мы попытаемся сделать шаг на пути к тому, чтоб научиться по-настоящему понимать и ценить красоту, которая нас окружает. Поможет нам в этом другой замечательный русский поэт, истинный ценитель русского пейзажа Фёдор Иванович Тютчев. Он родился и вырос в деревне, рано научился любить природу и «дышать с природою одной жизнью», как говорил он позднее.

III. Целеполагание

Давайте обратимся к теме урока. Внимательно её прочитайте и ответьте на три вопроса: ЧТО? КАК? ЗАЧЕМ? (Что мы будем изучать? Как мы будем это делать? Зачем?)

Обучающиеся ставят цели.

IV. Актуализация знаний

Обучающиеся в тетради отвечают на вопрос: Что я знаю о Тютчеве?

V. Изучение биографии и творчества писателя

Получилось у вас ответить на предложенный вопрос? Давайте попытаемся заполнить пробелы в ваших знаниях, мысленно перелистав страницы жизни большого поэта, увидев его поэтическую индивидуальность, и попытаемся понять его мировосприятие.

Работа с таблицей по биографии Тютчева.

- с помощью учебника; с помощью видеофрагмента.

1.

Где родился Тютчев?


2.

Кто такой С.Е.Раич? Какое влияние он оказал на Тютчева?


3.

Зачем в 1821 году Тютчев уезжает за границу?


4.

Когда Тютчев становится по-настоящему известным?


5.

Темы произведений


VI. Работа со стихотворениями о природе

Не то, что мните вы, природа;

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

- Как вы понимаете слова Тютчева? Правда ли у природы есть душа, язык?

1) Стихотворение «Неохотно и несмело»

А. Словарная работа

На интерактивной доске записаны слова и их лексическое значение. Задача обучающихся – верно соединить их.

Нива

- яркий блеск, лучистый свет, радость

Окаймить

- смущение, тревога, переход в беспорядочное состояние

Смятение

- обработанное поле, пашня, посевы.

Сияние

- очертить.

Б. Фонохрестоматия. Чтение стихотворения актёром.

- Послушайте стихотворение Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело», которое было написано поэтом после возвращения из многолетней дипломатической службы в 1849г

В. Анализ стихотворения

- Что вы мысленно приставили, когда слушали стихотворение?

- Какое настроение у вас вызвал сильный дождь?

- Кто из вас когда-нибудь попадал под сильный дождь в грозу?

- Что вы чувствовали?

- Представьте, что начался сильный дождь, изо всех сил гремит гром и сверкает молния. - Какие возникают желания в такие моменты?

-А какие значения и оттенки значения слова «гроза» вам знакомы?(как в прямом, так и в переносном смысле)

(Гроза – это что-то страшное, грозное. Это кто-то грозный,устрашающий)

- На сколько строф делится стихотворение? (на пять)

- Какие эпитеты использовал поэт?

- Что такое олицетворение? Найдите в стихотворении такой троп.

- Для чего автор использовал олицетворение?

Г. Экспресс-исследование.

Учитель снова читает стихотворение.

- Скажите, правы ли критики, говоря, что «Тютчев часто изображал природу в её промежуточных состояниях, например, в переходе от зимы к весне. В такие минуты ему острее и яснее открывались тайны природы».

- Для того, чтобы согласиться или не согласиться с критиками, я предлагаю вам понаблюдать в тексте за лирическим героем, проследить его настроение и указать, какие «тайны» вам открылись:

I ряд: Что услышали. («дальний гром», «за тучей прогремело», «раскаты громовые», «ветра тёплого порывы»)

II ряд: Что увидели. («солнце смотрит», «принахмурилась земля», «дождь порой», «зеленеющие нивы», «синей молнии струя», «пламень белый», «чаще капли грозовые», «вихрем пыль летит с полей», «солнце раз ещё взглянуло», «смятенная земля»)

III ряд: Что почувствовали. («ветра тёплого порывы», «дождь порой», «чаще капли дождевые»)

- Так правы критики или нет?

- Каким настроением проникнуто стихотворение? Другими словами, давайте проследим образ - настроение лирического героя. (Настроение у лирического героя сначала грустное, но потом, по мере завершения грозы, становится хорошим, солнечным, т.к. после грозы природа предстаёт обновлённой. Так же, как и вся земля «потонула в сиянье», лирический герой тоже сияет от радости, что пришла весна и что победа её очевидна)

- Благодаря чему победа весны очевидна? (Благодаря весенней грозе)

- Страшной ли оказалась гроза в стихотворении? (Нет, она лишь нарушила нетерпимое для природы однообразие жизни)

- Правильно, именно очистительная гроза сметает оставшуюся после зимы пыль с полей, промывает всё вокруг, и природа предстаёт обновлённой, прекрасной, и сама в смущении удивляется этому чудному преображению.)

- Так какой же образ оказался главным в стихотворении? (Образ грозы)

- Что хотел сказать читателям поэт этим стихотворением?

- Стихи Тютчева о природе наполнены мыслью о вечном диалоге человека и природы. Порой, человек любуется ею, порой – страшится.

- Тютчев довольно часто в своих произведениях обращается к грозе, выражая свой восторг и восхищение.

Д. Выразительное чтение стихотворения обучающимися

2) Стихотворение «Листья»

А. Выразительное чтение стихотворения

Поработаем с ещё одним стихотворением Ф. И. Тютчева, которое поэт назвал «Листья». Вам, конечно, не раз приходилось наблюдать за тем, как в пору листопада облетают с деревьев листья. Что вам напоминает их полёт? А вот какой разговор листьев «услышал» Федор Иванович. Хотите и вы послушать его?

Б. Анализ

- Какими вам показались листья?

- О чем они мечтают?

- Почему они хотят улететь вместе с ветрами?

- Какие слова помогают лучше представить характер листьев?

- Если мы заменим слова, подобранные поэтом, другими словами, близкими по смыслу, словами-синонимами, изменится ли смысл стихотворения? Действительно, слово в художественном произведении ёмко и незаменимо.

- Какие худ.средства использует автор?

3) Стихотворение «С поляны коршун поднялся…»

Самостоятельный анализ обучающимися по плану.

1. Тема стихотворения

2. Основная мысль стихотворения

3. Средства художественной выразительности.

VII. Подведение итогов. Рефлексия (Приём «Рефлексивная шкатулка»)

1.

Где родился Тютчев?



2.

Кто такой С.Е.Раич? Какое влияние он оказал на Тютчева?





3.

Зачем в 1821 году Тютчев уезжает за границу?




4.

Когда Тютчев становится по-настоящему известным?


5.

Темы произведений





1.

Где родился Тютчев?



2.

Кто такой С.Е.Раич? Какое влияние он оказал на Тютчева?





3.

Зачем в 1821 году Тютчев уезжает за границу?




4.

Когда Тютчев становится по-настоящему известным?


5.

Темы произведений





1.

Где родился Тютчев?



2.

Кто такой С.Е.Раич? Какое влияние он оказал на Тютчева?





3.

Зачем в 1821 году Тютчев уезжает за границу?




4.

Когда Тютчев становится по-настоящему известным?


5.

Темы произведений