СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 7 классе по теме "Подготовка к сочинению по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 7 классе по теме "Подготовка к сочинению по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"»

Урок литературы в 7 классе по теме Подготовка к сочинению по повести Н. В. Гоголя  «Тарас Бульба» Подготовила Шевчук А.П. , учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №1» г. Братска

Урок литературы в 7 классе по теме

Подготовка к сочинению

по повести Н. В. Гоголя

«Тарас Бульба»

Подготовила Шевчук А.П. ,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №1» г. Братска

"Это был один из тех характеров,

которые могли возникнуть только

в тяжелый XV век на полукочующем

углу Европы, ...когда бранным

пламенем объялся древле-мирный

славянский дух и завелось козачество –

широкая, разгульная замашка русской

природы...«

Н.В.Гоголь

«... Да разве найдутся на свете такие огни и муки и сила такая, которая бы пересилила  русскую силу!»  – так заканчивает свою повесть Н. В. Гоголь, рассказав нам печальную историю о жизни запорожцев, их борьбе за свободу родной земли, за христианскую веру. И.Е.Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
  • «... Да разве найдутся на свете такие огни и муки и сила такая, которая бы пересилила  русскую силу!»  – так заканчивает свою повесть Н. В. Гоголь, рассказав нам печальную историю о жизни запорожцев, их борьбе за свободу родной земли, за христианскую веру.

И.Е.Репин «Запорожцы пишут письмо

турецкому султану»

Основные вопросы повести. Обращение к прошлому, к трагическим момента истории – это не уход от действительности, а ответ на многочисленные вопросы: Каково место человека в обществе? Что происходит в политической жизни страны? Каким должен быть человек?

Основные вопросы повести.

  • Обращение к прошлому, к трагическим момента истории – это не уход от действительности, а ответ на многочисленные вопросы:
  • Каково место человека в обществе? Что происходит в политической жизни страны? Каким должен быть человек?

 Проблема предательства. Еще одним сложнейшим вопросом гоголевской повести является вопрос об отношении к предательству. Этот вопрос волновал самого Гоголя, и об этом нам говорит вторая редакция повести. Например, в сцене гибели Андрия основное внимание уделяется его мыслям, переживаниям. Причем, не только Андрия, но и отца. В то время как в первой редакции Н. В. Гоголь Андрия сделал подлым трусом, он прятался в бою за спины противника, молил о пощаде. В первой редакции такая боязнь объясняется еще и тем, что он чувствовал, что душа его не совсем чиста.

Проблема предательства.

  • Еще одним сложнейшим вопросом гоголевской повести является вопрос об отношении к предательству. Этот вопрос волновал самого Гоголя, и об этом нам говорит вторая редакция повести. Например, в сцене гибели Андрия основное внимание уделяется его мыслям, переживаниям. Причем, не только Андрия, но и отца. В то время как в первой редакции Н. В. Гоголь Андрия сделал подлым трусом, он прятался в бою за спины противника, молил о пощаде. В первой редакции такая боязнь объясняется еще и тем, что он чувствовал, что душа его не совсем чиста.
 Авторская позиция. Авторская позиция  проявляется в сопоставлении сцен смерти Остапа и Андрия. Андрий осознает свою вину, поэтому беспрекословно слезает с коня по приказу отца. Он боится смерти, но не может ослушаться отца, потому что чувствует, что только отец вправе наказать его за измену. Даже перед лицом смерти он не просит о пощаде, он не раскаивается, он твердо сделал свой выбор и умирает с именем прекрасной полячки на устах.  

Авторская позиция.

  • Авторская позиция проявляется в сопоставлении сцен смерти Остапа и Андрия. Андрий осознает свою вину, поэтому беспрекословно слезает с коня по приказу отца. Он боится смерти, но не может ослушаться отца, потому что чувствует, что только отец вправе наказать его за измену. Даже перед лицом смерти он не просит о пощаде, он не раскаивается, он твердо сделал свой выбор и умирает с именем прекрасной полячки на устах.  
В поведение Остапа перед смертью есть сознание свой правоты, есть твердость духа. «И упал он силою и воскликнул в душевной немощи: - Батько! где ты! Слышишь ли ты? - Слышу! - раздалось среди всеобщей тишины, и весь миллион народа в одно время вздрогнул». Остап просит поддержки, просит услышать голос отца, и отец, отвечая ему, вселяет в сына твердость духа. Остап умирает смертью героя,  в этом и есть главное отличие гибели двух братьев. Одного казнят, как героя, другого – как преступника.

В поведение Остапа перед смертью есть сознание свой правоты, есть твердость духа.

«И упал он силою и воскликнул в душевной немощи:

- Батько! где ты! Слышишь ли ты?

- Слышу! - раздалось среди всеобщей тишины, и весь миллион народа в одно время вздрогнул».

Остап просит поддержки, просит услышать голос отца, и отец, отвечая ему, вселяет в сына твердость духа. Остап умирает смертью героя,

в этом и есть главное отличие гибели двух братьев. Одного казнят, как героя, другого – как преступника.

 Темы сочинений:   «Остап и Андрий – братья и враги». «Тарас Бульба – характер, рожденный временем». «Три смерти». «Запорожская сечь. Воплощение авторских идеалов»

Темы сочинений:

  • «Остап и Андрий – братья и враги».
  • «Тарас Бульба – характер, рожденный временем».
  • «Три смерти».
  • «Запорожская сечь. Воплощение авторских идеалов»
Какую бы тему вы ни выбрали, работа должна идти по следующему плану:   Расшифровка темы: перефразируйте тему в вопросительное предложение (Например, в чем сходство и в чем различие братьев?). Сформулируйте ответ на вопрос. Сходство: одна семья, воспитание, окружение. Различие: внешность, характер, отношение к людям, отношение к войне. Составьте план сочинения:

Какую бы тему вы ни выбрали, работа должна идти по следующему плану:

  • Расшифровка темы: перефразируйте тему в вопросительное предложение (Например, в чем сходство и в чем различие братьев?). Сформулируйте ответ на вопрос. Сходство: одна семья, воспитание, окружение. Различие: внешность, характер, отношение к людям, отношение к войне. Составьте план сочинения:
Как работать над сочинением. Вступление. Остап и Андрий – главные герои повести. Проблемный вопрос: почему же братья стали врагами? Основная часть. Раскрытие пункта. Вывод. Мое отношение к героям и их поступкам. Подберите материал. Наполните каждый пункт планам конкретными эпизодами и цитатами.

Как работать над сочинением.

  • Вступление. Остап и Андрий – главные герои повести. Проблемный вопрос: почему же братья стали врагами?
  • Основная часть. Раскрытие пункта.
  • Вывод. Мое отношение к героям и их поступкам.
  • Подберите материал. Наполните каждый пункт планам конкретными эпизодами и цитатами.
 Образ Тараса Бульбы в героической повести Н.В.Гоголя

Образ Тараса Бульбы в героической повести Н.В.Гоголя

"Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый XV век на полукочующем углу Европы, ...когда бранным пламенем объялся древле-мирный славянский дух и завелось козачество - широкая, разгульная замашка русской природы..."

 Главная мысль сочинения. Наша с вами задача, доказать в сочинении по повести, что автор сумел показать в образе Тараса Бульбы героический характер.

Главная мысль сочинения.

  • Наша с вами задача, доказать в сочинении по повести, что автор сумел показать в образе Тараса Бульбы героический характер.
 Анализ образа Тараса Бульбы.   1. Встреча с сыновьями. 2. Отправление сыновей в Запорожскую Сечь. 3. Отношение к жене. 4. Отношение к сыновьям. 5. Тарас Бульба — кошевой атаман. 6. Речь Бульбы о товариществе. 7. Казнь Андрия. 8. Возвращение к жизни после тяжелых ранений. 9. Прощание с Остапом. 10. Смерть на костре.

Анализ образа Тараса Бульбы.

  • 1. Встреча с сыновьями.
  • 2. Отправление сыновей в Запорожскую Сечь.
  • 3. Отношение к жене.
  • 4. Отношение к сыновьям.
  • 5. Тарас Бульба — кошевой атаман.
  • 6. Речь Бульбы о товариществе.
  • 7. Казнь Андрия.
  • 8. Возвращение к жизни после тяжелых ранений.
  • 9. Прощание с Остапом.
  • 10. Смерть на костре.
Идея повести, воплощённая прежде всего в главном герое. Страна крепка, пока люди ее живут одной идеей,  «дышат одним духом», так же как Запорожская Сечь  была крепка духом товарищества. В то же время этот  дух товарищества не мыслим без православной веры (соборность) и любви к своей Родине — России (Тарас и казаки воспринимают Украину как наследницу и продолжательницу дел Древней Руси).

Идея повести, воплощённая прежде всего в главном герое.

Страна крепка, пока люди ее живут одной идеей, «дышат одним духом», так же как Запорожская Сечь была крепка духом товарищества. В то же время этот дух товарищества не мыслим без православной веры

(соборность) и любви к своей Родине — России (Тарас

и казаки воспринимают Украину как наследницу

и продолжательницу дел Древней Руси).

Это могучий образ, по выражению Гоголя,

Это могучий образ, по выражению Гоголя, "необыкновенное явление русской силы".

 Материал к сочинению. Работая над повестью…, Гоголь мечтал… Таким героем стал … Сражаясь в бою под Дубно , Тарас проявил себя… Тарас любил своих сыновей и гордился ими, но, узнав о предательстве Андрия, он … Желая узнать о судьбе Остапа, Тарас … Рискуя жизнью, он… Особенно ярко героическая натура Бульбы проявляется в сцене гибели:… Гоголь сумел показать в повести… Мне понравилось это произведение… Повесть «Тарас Бульба» учит нас…

Материал к сочинению.

  • Работая над повестью…, Гоголь мечтал…
  • Таким героем стал …
  • Сражаясь в бою под Дубно , Тарас проявил себя…
  • Тарас любил своих сыновей и гордился ими, но, узнав о предательстве Андрия, он …
  • Желая узнать о судьбе Остапа, Тарас …
  • Рискуя жизнью, он…
  • Особенно ярко героическая натура Бульбы проявляется в сцене гибели:…
  • Гоголь сумел показать в повести…
  • Мне понравилось это произведение…
  • Повесть «Тарас Бульба» учит нас…
Домашнее задание.  Написать сочинение на одну из предложенных тем: 1) «Остап и Андрий – братья и враги». 2)«Тарас Бульба – характер,  рожденный временем». 3)«Три смерти». 4) «Запорожская сечь. Воплощение  авторских идеалов».

Домашнее задание.

Написать сочинение на одну

из предложенных тем:

1) «Остап и Андрий – братья и враги».

2)«Тарас Бульба – характер,

рожденный временем».

3)«Три смерти».

4) «Запорожская сечь. Воплощение

авторских идеалов».

Темы сочинений. План к сочинению Тарас Бульба – характер, рожденный временем.» Вступление. «Да разве найдутся на свете такие огни, такие муки, такие илы, которые пересилили бы русскую силу!». (Н.В.Гоголь) 2. Основная часть. Тарас Бульба – сын боевого и трудового времени. А). Тарас – коренной старый полковник. Б). Отношение к семье. Гордость казака за своих сыновей. В) «Нет уз святее товарищества». Г) Опытный полководец Д) Суровый беспощадный мститель. е) Несгибаемый воин даже перед лицом смерти. 3. Заключение. Тарас Бульба – народный герой. Ваше отношение к герою.

Темы сочинений. План к сочинению

Тарас Бульба – характер, рожденный временем.»

  • Вступление. «Да разве найдутся на свете такие огни, такие муки, такие илы, которые пересилили бы русскую силу!». (Н.В.Гоголь)

2. Основная часть. Тарас Бульба – сын боевого и трудового времени.

А). Тарас – коренной старый полковник.

Б). Отношение к семье. Гордость казака за своих сыновей.

В) «Нет уз святее товарищества».

Г) Опытный полководец

Д) Суровый беспощадный мститель.

е) Несгибаемый воин даже перед лицом смерти.

3. Заключение. Тарас Бульба – народный герой. Ваше отношение к герою.

Запорожская Сечь: «… вот откуда разливается воля и казачество на всю Украину». Запорожская Сечь – вольница Руси. Историческая справка.  Жизнь в Сечи.  А) Сечь – школа жизни.  Б) Обычаи, традиции и законы Сечи.  В) Образы «козаков». 3. «Кодекс чести настоящего «козака». Роль товарищества в жизни казачества. 4. Ратные подвиги и смерть «козаков . О каких чертах характера говорят их последние слова. 5. «Породниться родством по душе, а не по крови может один только человек». Ваше отношение к порядкам, царящим в Сечи.

Запорожская Сечь: «… вот откуда разливается воля и казачество на всю Украину».

  • Запорожская Сечь – вольница Руси. Историческая справка.
  • Жизнь в Сечи.

А) Сечь – школа жизни.

Б) Обычаи, традиции и законы Сечи.

В) Образы «козаков».

3. «Кодекс чести настоящего «козака». Роль товарищества в жизни казачества.

4. Ратные подвиги и смерть «козаков . О каких чертах характера говорят их последние слова.

5. «Породниться родством по душе, а не по крови может один только человек». Ваше отношение к порядкам, царящим в Сечи.

  Остап и Андрий – кровные братья и враги. Остап и Андрий – главные герои повести? Сыновья старого Тараса. А) Внешний облик. Б) Учеба в бурсе В) Поведение при встрече с отцом и матерью  3. «Славные казаки будут» А) поведение в бою. Б) гибель героев.  4.Отношение Тараса к своим сыновьям. 5. Отношение автора к братьям. Осуждает ли автор Андрия? Как автор относится к поступку Тараса? 6. Ваша оценка Остапа и Андрия, их поступков.

 

Остап и Андрий – кровные братья и враги.

  • Остап и Андрий – главные герои повести?
  • Сыновья старого Тараса.

А) Внешний облик.

Б) Учеба в бурсе

В) Поведение при встрече с отцом и матерью

3. «Славные казаки будут»

А) поведение в бою.

Б) гибель героев.

4.Отношение Тараса к своим сыновьям.

5. Отношение автора к братьям. Осуждает ли автор Андрия? Как автор относится к поступку Тараса?

6. Ваша оценка Остапа и Андрия, их поступков.

Успехов в работе

Успехов в работе