СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 8 классе "Подготовка к сочинению по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка""

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 8 классе "Подготовка к сочинению по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка""

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 8 классе "Подготовка к сочинению по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка""»

Подготовка к сочинению  по творчеству А.С. Пушкина 8 класс Повесть «Капитанская дочка»

Подготовка к сочинению по творчеству А.С. Пушкина

8 класс

Повесть «Капитанская дочка»

Цель:  обучение работе над сочинением по творчеству А.С. Пушкина. Задачи: - обсудить темы сочинений; - повторить рекомендации по написанию сочинений, составлению планов; - повторить этапы работы над сочинением, обсудить его структуру; - повторить правила употребления прямой речи и оформления цитат в тексте. Тип урока:  урок развития речи.
  • Цель:  обучение работе над сочинением по творчеству А.С. Пушкина.
  • Задачи:
  • - обсудить темы сочинений;
  • - повторить рекомендации по написанию сочинений, составлению планов;
  • - повторить этапы работы над сочинением, обсудить его структуру;
  • - повторить правила употребления прямой речи и оформления цитат в тексте.
  • Тип урока:  урок развития речи.
Марина Ивановна Цветаева прочитала «Капитанскую дочку» в 7-летнем возрасте, и книга стала для нее «вечной»: хотелось перечитывать ее постоянно. Появилась потребность поделиться с другими своими мыслями и переживаниями, вызванными произведением Пушкина. Так родился очерк «Пушкин и Пугачев». Для нас же, нечего греха таить, чтение часто кончается с последней перевернутой страницей. И наши непроясненные впечатления, недодуманные мысли стираются и пропадают почти бесследно. А если поступить иначе? Погрузившись в книгу, обдумав, записать свои мысли, свои впечатления для себя. Это важно для того, чтобы научиться размышлять и писать. Наконец, это просто интересно! Когда-то обратишься к своим записям, перечитаешь книгу и вдруг поймешь, как изменился ты сам. Эти записи – живые свидетельства твоей духовной жизни, как бы ее фотографии в различные временные отрезки.
  • Марина Ивановна Цветаева прочитала «Капитанскую дочку» в 7-летнем возрасте, и книга стала для нее «вечной»: хотелось перечитывать ее постоянно. Появилась потребность поделиться с другими своими мыслями и переживаниями, вызванными произведением Пушкина. Так родился очерк «Пушкин и Пугачев».
  • Для нас же, нечего греха таить, чтение часто кончается с последней перевернутой страницей. И наши непроясненные впечатления, недодуманные мысли стираются и пропадают почти бесследно. А если поступить иначе? Погрузившись в книгу, обдумав, записать свои мысли, свои впечатления для себя. Это важно для того, чтобы научиться размышлять и писать. Наконец, это просто интересно! Когда-то обратишься к своим записям, перечитаешь книгу и вдруг поймешь, как изменился ты сам. Эти записи – живые свидетельства твоей духовной жизни, как бы ее фотографии в различные временные отрезки.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА Какие основные признаки текста вам известны? Что такое план? Каким бывает план по структуре? Для чего нужен план сочинения? Какие требования существуют к оформлению цитат и прямой речи в сочинении? Что такое плагиат?

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

  • Какие основные признаки текста вам известны?
  • Что такое план?
  • Каким бывает план по структуре?
  • Для чего нужен план сочинения?
  • Какие требования существуют к оформлению цитат и прямой речи в сочинении?
  • Что такое плагиат?
Рекомендации при подготовке к сочинению.   1) Придерживаемся формы сочинения-рассуждения: 1. Определить основную мысль. 2. Подобрать доказательства и наметить последовательность изложения. 3. Сформулировать вывод.

Рекомендации при подготовке к сочинению.

  • 1) Придерживаемся формы сочинения-рассуждения:
  • 1. Определить основную мысль.
  • 2. Подобрать доказательства и наметить последовательность изложения.
  • 3. Сформулировать вывод.
Составляем план. Умение составлять план и знание схемы работы над сочинением – важные составляющие его написания. Вспомним несколько правил, которые обязательно нам пригодятся. План – это схема композиции будущего сочинения. Каждый пункт плана должен отображать одну из основных микротем сочинения. Деление на пункты должно быть пропорциональным.

Составляем план.

  • Умение составлять план и знание схемы работы над сочинением – важные составляющие его написания. Вспомним несколько правил, которые обязательно нам пригодятся.
  • План – это схема композиции будущего сочинения. Каждый пункт плана должен отображать одну из основных микротем сочинения. Деление на пункты должно быть пропорциональным.
План может быть простым и сложным. Сложный план имеет такую структуру:   I. Вступление. II. Основная часть. 1. ... 2. ... 3. ... III. Заключение.

План может быть простым и сложным. Сложный план имеет такую структуру:

  • I. Вступление.
  • II. Основная часть.
  • 1. ...
  • 2. ...
  • 3. ...
  • III. Заключение.
Предложения можно начинать так:   Обращаясь к творчеству Пушкина, я (мы) ...; Читая А.С. Пушкина, я погружаюсь…; Мне нравится…; Читая Пушкина, проникаешься чувством гордости; Мы учимся у Пушкина; Читая Пушкина, мы постигаем, узнаём…; Пушкин открывает нам…; Каждый по-своему любит Пушкина, но мне …; А.С. Пушкин – великий писатель XIX века...

Предложения можно начинать так:

  • Обращаясь к творчеству Пушкина, я (мы) ...;
  • Читая А.С. Пушкина, я погружаюсь…;
  • Мне нравится…;
  • Читая Пушкина, проникаешься чувством гордости;
  • Мы учимся у Пушкина;
  • Читая Пушкина, мы постигаем, узнаём…;
  • Пушкин открывает нам…;
  • Каждый по-своему любит Пушкина, но мне …;
  • А.С. Пушкин – великий писатель XIX века...
Цитируйте Пушкина правильно: Прозу  записываем в форме прямой речи по схемам А: «П!?» А: «П». «П,?!» - а.  Например: Читая «Вольность» А.С. Пушкина, Александр I с негодованием отметил: «Какие возмутительные стихи!»
  • Цитируйте Пушкина правильно:
  • Прозу  записываем в форме прямой речи по схемам
  • А: «П!?»
  • А: «П».
  • «П,?!» - а.  Например:
  • Читая «Вольность» А.С. Пушкина, Александр I с негодованием отметил: «Какие возмутительные стихи!»
Стихи цитируем без кавычек , сохраняем форму стиха: Этот человек был настоящим другом Пушкина. Они познакомились в лицее, но сохранили тёплые отношения и после его окончания. Годы спустя Иван Пущин навестит Александра Сергеевича в Михайловском, где великий поэт отбывал ссылку. После его отъезда Пушкин напишет: Мой первый друг, мой друг бесценный!  И я судьбу благословил,  Когда мои двор уединенный,  Печальным снегом занесенный,  Твой колокольчик огласил. Цитата  может быть частью предложения, то есть сливаться со словами автора. В этом случае она пишется в кавычках, но с маленькой буквы: Отец Петра Гринёва считал, что дворянину не пристало «мотать да повесничать».
  • Стихи цитируем без кавычек , сохраняем форму стиха:
  • Этот человек был настоящим другом Пушкина. Они познакомились в лицее, но сохранили тёплые отношения и после его окончания. Годы спустя Иван Пущин навестит Александра Сергеевича в Михайловском, где великий поэт отбывал ссылку. После его отъезда Пушкин напишет:
  • Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мои двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил.
  • Цитата  может быть частью предложения, то есть сливаться со словами автора. В этом случае она пишется в кавычках, но с маленькой буквы:
  • Отец Петра Гринёва считал, что дворянину не пристало «мотать да повесничать».
ТЕМА 1 Пётр Гринев на страницах романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» План 1. Детство и юность, среда, воспитавшая героя. 2. Что хорошего дала Петру Гриневу семья? 3. «Я чувствовал себя виноватым перед Савельичем…» 4. Гринев – офицер. 5. Любовь к Маше. 6. Отношение к Швабрину (дружба и разочарование, клевета Швабрина в адрес семьи Мироновых). 7. Отношение к Пугачёву. 8. Вывод. Чему учит Гринев читателя сегодня? (Быть честным в любви; быть преданным родине; отстаивать честь девушки; уважать старших по званию; быть благодарным за доброе дело ...)
  • ТЕМА 1
  • Пётр Гринев на страницах романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
  • План
  • 1. Детство и юность, среда, воспитавшая героя.
  • 2. Что хорошего дала Петру Гриневу семья?
  • 3. «Я чувствовал себя виноватым перед Савельичем…»
  • 4. Гринев – офицер.
  • 5. Любовь к Маше.
  • 6. Отношение к Швабрину (дружба и разочарование, клевета Швабрина в адрес семьи Мироновых).
  • 7. Отношение к Пугачёву.
  • 8. Вывод. Чему учит Гринев читателя сегодня? (Быть честным в любви; быть преданным родине; отстаивать честь девушки; уважать старших по званию; быть благодарным за доброе дело ...)
ТЕМА 2 Образ Пугачёва в романе А.С. Пушкина  «Капитанская дочка» План 1. История в творчестве А.С. Пушкина. История восстания. 2. Внешность и черты характера Пугачёва. 3. Противоречивость натуры Пугачёва. 4. Пугачёв и народ (сказать, что люди за ним шли, верили в него). 5. Моё отношение к Пугачёву (злодей он или герой?).
  • ТЕМА 2
  • Образ Пугачёва в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
  • План
  • 1. История в творчестве А.С. Пушкина. История восстания.
  • 2. Внешность и черты характера Пугачёва.
  • 3. Противоречивость натуры Пугачёва.
  • 4. Пугачёв и народ (сказать, что люди за ним шли, верили в него).
  • 5. Моё отношение к Пугачёву (злодей он или герой?).
ТЕМА 3 «Береги честь смолоду». Гринёв и Швабрин План 1. Что общего у Гринёва и Швабрина? 2. Как каждый из героев относится к людям? 3. Как поступают герои в ситуациях выбора? 4. Любил ли Швабрин Машу? А Гринёв? 5. Как судьба героев соотносится с эпиграфом к повести?
  • ТЕМА 3
  • «Береги честь смолоду». Гринёв и Швабрин
  • План
  • 1. Что общего у Гринёва и Швабрина?
  • 2. Как каждый из героев относится к людям?
  • 3. Как поступают герои в ситуациях выбора?
  • 4. Любил ли Швабрин Машу? А Гринёв?
  • 5. Как судьба героев соотносится с эпиграфом к повести?
Клише для оформления сочинения по литературе  Вступление.  Оформление тезиса:   С давних времён люди задумывались над вопросом … Каждый из нас хоть раз в жизни размышлял о …. Как следует относиться к …? (ФИО автора высказывания) когда-то сказал …. (далее следует цитата или её основная мысль). Передо мной тема сочинения «…», которая заинтересовала меня тем, что… Могу предположить, что …(тезис) Позволю себе высказать свою точку зрения

Клише для оформления сочинения по литературе Вступление.  Оформление тезиса:

  • С давних времён люди задумывались над вопросом …
  • Каждый из нас хоть раз в жизни размышлял о ….
  • Как следует относиться к …?
  • (ФИО автора высказывания) когда-то сказал …. (далее следует цитата или её основная мысль).
  • Передо мной тема сочинения «…», которая заинтересовала меня тем, что…
  • Могу предположить, что …(тезис)
  • Позволю себе высказать свою точку зрения
Основная часть :  Переход к основной части: В правильности такой точки зрения нас убеждает произведение… Правильность этой точки зрения можно доказать, обратившись к … Обратимся к произведению… Размышляя о …, нельзя не обратиться к произведению (название) (автор), в котором… Чтобы доказать свою позицию, обращусь к примерам из повести… Многие писатели рассуждали об этих вопросах  в своих произведениях. Например, … Тема (чего? любви, дружбы …) затрагивается в произведении… Не случайно… (многие писатели) обращались к теме (нравственности, любви и т.п.) … Доказательство моей мысли можно найти в произведении (название и ФИО автора) … Например, в произведении ( рассказе, повести, романе, название и ФИО автора) …
  • Основная частьПереход к основной части:
  • В правильности такой точки зрения нас убеждает произведение…
  • Правильность этой точки зрения можно доказать, обратившись к …
  • Обратимся к произведению…
  • Размышляя о …, нельзя не обратиться к произведению (название) (автор), в котором…
  • Чтобы доказать свою позицию, обращусь к примерам из повести…
  • Многие писатели рассуждали об этих вопросах  в своих произведениях. Например, …
  • Тема (чего? любви, дружбы …) затрагивается в произведении…
  • Не случайно… (многие писатели) обращались к теме (нравственности, любви и т.п.) …
  • Доказательство моей мысли можно найти в произведении (название и ФИО автора) …
  • Например, в произведении ( рассказе, повести, романе, название и ФИО автора) …
Интерпретация эпизода: Автор повествует Автор описывает Писатель размышляет Писатель обращает наше внимание Писатель заостряет наше внимание Писатель акцентирует внимание читателя на Автор подчеркивает Писатель утверждает

Интерпретация эпизода:

  • Автор повествует
  • Автор описывает
  • Писатель размышляет
  • Писатель обращает наше внимание
  • Писатель заостряет наше внимание
  • Писатель акцентирует внимание читателя на
  • Автор подчеркивает
  • Писатель утверждает
Переход от аргумента к аргументу:   Можно вспомнить и другое произведение, в котором тоже говорится (поднимается вопрос) о том, что… Можно привести и другой пример. В качестве второго аргумента обратимся к произведению… Эта же тема рассматривается и в произведении… Во-вторых, хочу привести пример из произведения (название и ФИО автора) Можно обратиться и к другому примеру, доказывающему мою точку зрения. Также к теме (чего?) обращается (ФИО автора) в произведении (название произведения).

Переход от аргумента к аргументу:

  • Можно вспомнить и другое произведение, в котором тоже говорится (поднимается вопрос) о том, что…
  • Можно привести и другой пример.
  • В качестве второго аргумента обратимся к произведению…
  • Эта же тема рассматривается и в произведении…
  • Во-вторых, хочу привести пример из произведения (название и ФИО автора)
  • Можно обратиться и к другому примеру, доказывающему мою точку зрения.
  • Также к теме (чего?) обращается (ФИО автора) в произведении (название произведения).
Заключение.  Вывод:   — И в заключение мне хотелось бы сказать (отметить), что… — Все приведенные аргументы убеждают нас в том, что… — Обобщая сказанное, хочется сказать, что… — Таким образом, можно сделать вывод: … — Подводя итог рассуждениям, мне хотелось бы сказать… — В заключение хочу вспомнить слова (ФИО автора и цитата) — На мой взгляд, именно … — Мне бы хотелось верить, что… — Хотелось бы, чтобы люди задумались…

Заключение. Вывод:

  • — И в заключение мне хотелось бы сказать (отметить), что…
  • — Все приведенные аргументы убеждают нас в том, что…
  • — Обобщая сказанное, хочется сказать, что…
  • — Таким образом, можно сделать вывод: …
  • — Подводя итог рассуждениям, мне хотелось бы сказать…
  • — В заключение хочу вспомнить слова (ФИО автора и цитата)
  • — На мой взгляд, именно …
  • — Мне бы хотелось верить, что…
  • — Хотелось бы, чтобы люди задумались…
ЗАДАНИЕ: Напишите сочинение-рассуждение объемом 2,5-3 тетрадные страницы (около 250 слов). Помните, что основная часть – самая большая по объему(около 150 слов). Аргументы с комментариями должны быть примерно по 75-80 слов. А вступление и заключение примерно одинаковы по объему (около по 50 слов).

ЗАДАНИЕ:

  • Напишите сочинение-рассуждение объемом 2,5-3 тетрадные страницы (около 250 слов).
  • Помните, что основная часть – самая большая по объему(около 150 слов).
  • Аргументы с комментариями должны быть примерно по 75-80 слов.
  • А вступление и заключение примерно одинаковы по объему (около по 50 слов).