Конспект урока литературы на тему:
«Всё дело в случае…» (по рассказу Л.Н. Толстого «После бала»)
Класс: 8
Подготовила:
учитель русского языка
и литературы МБОУ Хмелитской СОШ
Вяземского района Смоленской области
Нифонтова Анна Валентиновна
2015 год
Тема урока: «Всё дело в случае…» (по рассказу Л.Н. Толстого «После бала»)
Форма урока: мастерская построения ценностных ориентаций
Педагогические технологии: технология мастерских, технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Цели деятельности учителя:
- раскрыть становление мировоззрения главного героя;
- раскрыть нравственное звучание рассказа, его идею;
- создать условия для самоопределения учащихся по нравственным проблемам рассказа “После бала”;
- воспитывать любовь к людям.
Задачи:
Образовательная: показать нравственное звучание рассказа; создать условия для самоопределения учащихся по нравственным проблемам рассказа; продолжить работу по изучению теории литературы (композиция, идея); совершенствовать речевые навыки: умение вести беседу.
Развивающая: формировать интерес к предмету; формировать мотивацию к дальнейшему изучению литературы; учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать; развивать память, внимание ,учить выражать собственное мнение, совершенствовать умение работать с текстом, приводить цитаты из текста, продолжить работу по формированию творческих способностей учащихся.
Воспитательная: воспитывать личную заинтересованность нести ответственность за то, что происходит вокруг.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать особенности содержания произведения;
- сопоставлять поступки героев рассказа;
- делать выводы, рассуждать, формулировать свои впечатления от произведения.
Метапредметные:
- осуществлять подбор аргументации для подтверждения собственной позиции;
- выделять причинно-следственные связи в устных высказываниях.
Личностные: формировать духовно-нравственные качества личности на примере характеристики персонажей литературного произведения, воспитывать заложенные автором в литературных произведениях вневременные, непреходящие нравственные ценности, доброжелательность в различных коммуникационных ситуациях.
Формирование УУД:
Личностные УУД: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные УУД: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками ) необходимые действия операции, действует по плану.
Познавательные УУД: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в разных источниках информации.
Коммуникативные УУД: слушает и понимает речь других; задает вопросы, отвечает на вопросы, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.
Наглядность:
компьютерная презентация, книги писателя, иллюстрации к рассказу.
Ход урока:
Организационный момент:
- Прозвенел заливистый звонок – начинаем новый урок литературы. А это значит, что вас, ребята, ждёт новый подарок – ещё одно замечательное произведение прекрасного автора.
Слайд 1:
«Всё дело в случае…»
II. Стадия вызова:
1)– Но в начале хочу предложить вашему вниманию одну притчу, которая поможет вам настроиться на урок.
Слайд 2:
Притча «Два волка»
Когда-то давно старик открыл внуку одну жизненную истину: «В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность».
Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старик улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
2) Беседа:
- О чём эта притча? (О борьбе добра и зла в человеке)
- Кто и кому рассказал её? Почему именно старик рассказывает её внуку? (У него есть жизненный опыт, на котором он основывается)
- Кто несёт ответственность за то, что победит в человеке? (От самого человека зависит, каким он станет)
3) Работа в парах:
- Называя внутренних волков человека, старик перечислял качества, их символизирующие. Качества добра и зла. Дополните их своими примерами и запишите их в «Листы исследователей». Работайте в паре. (Зло: жестокость, трусость и т. д.; добро: совесть, ответственность за собственные поступки и за происходящее вокруг и т. д.)
- Какие качества вы дописали?
III. Определение темы урока и целеполагание:
1) Определение первой части темы:
- Ребята, а ведь я не просто так рассказала вам эту притчу. Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (О борьбе добра и зла в человеке, о его нравственном выборе, об ответственности человека за происходящее вокруг)
- Итак, сформулируем тему урока и запишем её в «Листы исследователей».
Слайд 3 (1):
«Ответственность человека за свои поступки и за происходящее вокруг…
- Каждый ли человек способен нести такую ответственность? Всегда ли? Заложено ли это вообще в человеке? Многих писателей волновали эти вечные проблемы. Невероятно полно и правдиво постарался раскрыть их в своём творчестве Лев Николаевич Толстой.
Слайд 3 (2):
Портрет Л.Н. Толстого
2) Определение границы «знания»:
- Что вам известно об этом писателе?
- Какие произведения Толстого вы уже читали?
- Что вы можете сказать о героях Толстого?
- А сегодня мы познакомимся ещё с одним героем этого писателя из рассказа «После бала» и историей этого героя.
- Допишите тему.
Слайд 3 (3):
… в рассказе Л.Н. Толстого «После бала»
3) Определение границы «незнания»:
- Ребята, а сейчас вы можете мне сказать, как развивает тему ответственности человека за происходящее вокруг Толстой в этом рассказе? (Нет) Почему?
4) Целеполагание:
- Давайте определим цели урока. В этом вам помогут опорные слова на слайде и в «Листах исследователей».
Слайд 4:
Прочитать…
Исследовать…
Выяснить…
Получить удовольствие…
- Запишите ваши ожидания в «Листы исследователей».
Слайд 5:
Прочитать рассказ Толстого «После бала»
Исследовать ситуацию, в которую попали герои
Выяснить причины поступков героев
Получить удовольствие от общения
IV. Стадия реализации:
1)Работа с названием рассказа:
Слайд 6:
Лев Николаевич Толстой «После бала»
- Как вы думаете, ребята, о чём пойдёт речь в рассказе с таким названием? (О каком-то событии, произошедшем с героем после бала)
- А что такое бал?
- А в наше время проходят балы или мероприятия, им подобные?
2)Чтение текста с остановками:
Первая часть:
— Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что все дело в случае. Я вот про себя скажу.
Так заговорил всеми уважаемый Иван Васильевич после разговора, шедшего между нами, о том, что для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди. Никто, собственно, не говорил, что нельзя самому понять, что хорошо, что дурно, но у Ивана Васильевича была такая манера отвечать на свои собственные, возникающие вследствие разговора мысли и по случаю этих мыслей рассказывать эпизоды из своей жизни. Часто он совершенно забывал повод, по которому он рассказывал, увлекаясь рассказом, тем более что рассказывал он очень искренно и правдиво.
Так он сделал и теперь.
— Я про себя скажу. Вся моя жизнь сложилась так, а не иначе, не от среды, а совсем от другого.
— От чего же? — спросили мы.
— Да это длинная история. Чтобы понять, надо много рассказывать.
— Вот вы и расскажите.
Иван Васильевич задумался, покачал головой.
— Да, — сказал он. — Вся жизнь переменилась от одной ночи, или скорее утра.
— Да что же было?
Обсуждение:
- Как начинается рассказ? (Рассказ начинается внезапно, с реплики главного героя)
- В чем необычность такого начала? (Толстой сразу вводит читателя в курс проблем, обсуждаемых героями рассказа. Разговор ведется о нравственных ценностях, о том «...что для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди...». Лаконичное, внезапное начало вводит читателя в действие, создает впечатление, что мы слышим разговор)
- Что мы узнаем об Иване Васильевиче в начале рассказа? Какое значение это имеет? (Мы узнаем, что это «всеми уважаемый» человек», что ему присуща «манера отвечать на свои собственные... мысли», это думающий человек, погруженный в свой внутренний мир. Узнаем также, что Иван Васильевич - очень искренний и правдивый рассказчик. Таким образом у читателя возникает доверие к рассказу Ивана Васильевича)
- Запишите это в «Л И».
- Что такое могло произойти с героем, что разделило его жизнь на до и после бала?
Запишите ваши предположения.
Вторая часть:
— А было то, что был я сильно влюблен. Влюблялся я много раз, но это была самая моя сильная любовь. Дело прошлое; у нее уже дочери замужем. Это была Б..., да, Варенька Б..., — Иван Васильевич назвал фамилию. — Она и в пятьдесят лет была замечательная красавица. Но в молодости, восемнадцати лет, была прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная. Держалась она всегда необыкновенно прямо, как будто не могла иначе, откинув немного назад голову, и это давало ей, с ее красотой и высоким ростом, несмотря на ее худобу, даже костлявость, какой-то царственный вид, который отпугивал бы от нее, если бы не ласковая, всегда веселая улыбка и рта, и прелестных, блестящих глаз, и всего ее милого, молодого существа.
— Каково Иван Васильевич расписывает.
— Да как ни расписывай, расписать нельзя так, чтобы вы поняли, какая она была. Но не в том дело: то, что я хочу рассказать, было в сороковых годах. Был я в то время студентом в провинциальном университете. Не знаю, хорошо ли это или дурно, но не было у нас в то время в нашем университете никаких кружков, никаких теорий, а были мы просто молоды и жили, как свойственно молодости: учились и веселились. Был я очень веселый и бойкий малый, да еще и богатый. Был у меня иноходец лихой, катался с гор с барышнями (коньки еще не были в моде), кутил с товарищами. Главное же мое удовольствие составляли вечера и балы. Танцевал я хорошо и был не безобразен.
— Ну, нечего скромничать, — перебила его одна из собеседниц. — Мы ведь знаем ваш еще дагерротипный портрет. Не то что не безобразен, а вы были красавец.
— Красавец так красавец, да не в том дело.
Обсуждение:
- О каком этапе жизни говорит рассказчик?
- Что говорит о своей молодости Иван Васильевич? (Беззаботное время влюблённости, праздного времяпрепровождения)
- Запишите ваши наблюдения.
Третья часть:
Слайд 7:
Иллюстрации бала
Мелодия вальса
А дело в том, что во время этой моей самой сильной любви к ней был я в последний день масленицы на бале у губернского предводителя, добродушного старичка, богача-хлебосола и камергера. Принимала такая же добродушная, как и он, жена его в бархатном пюсовом платье, в брильянтовой фероньерке на голове и с открытыми старыми, пухлыми, белыми плечами и грудью, как портреты Елизаветы Петровны, Бал был чудесный: зала прекрасная, с хорами, музыканты — знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный и разливанное море шампанского. Хоть я и охотник был до шампанского, но не пил, потому что без вина был пьян любовью, но зато танцевал до упаду — танцевал и кадрили, и вальсы, и польки, разумеется, насколько возможно было, всё с Варенькой. Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках, немного не доходивших до худых, острых локтей, и в белых атласных башмачках. Я видел только высокую стройную фигуру в белом платье с розовым поясом, ее сияющее, зарумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза. Не я один, все смотрели на нее и любовались ею, любовались и мужчины, и женщины, несмотря на то, что она затмила их всех. Нельзя было не любоваться.
По закону, так сказать, мазурку я танцевал не с нею, но в действительности танцевал я почти все время с ней. Она, не смущаясь, через всю залу шла прямо ко мне, и я вскакивал, не дожидаясь приглашения, и она улыбкой благодарила меня за мою догадливость. Когда делали фигуры мазурки вальсом, я подолгу вальсировал с нею, и она, часто дыша, улыбалась и говорила мне: «Encore» 1. И я вальсировал еще и еще и не чувствовал своего тела.
Обсуждение:
- Соответствует ли описание бала изображённому на слайде?
- Выпишите прилагательные, которыми рассказчик характеризует происходящее на балу.
- Что это за прилагательные? (Эмоционально окрашенные) О чём это говорит? (Юноша доволен происходящим: он влюблён, ему отвечают взаимностью, поэтому всё вокруг прекрасно)
- Запишите ваши наблюдения.
Четвёртая часть:
Слайд 8:
Танец полковника с дочерью
Мелодия вальса
— Так после ужина кадриль моя? — сказал я ей, отводя ее к месту.
— Разумеется, если меня не увезут, — сказала она, улыбаясь.
— Я не дам, — сказал я.
— Дайте же веер, — сказала она.
— Жалко отдавать, — сказал я, подавая ей белый дешевенький веер.
— Так вот вам, чтоб вы не жалели, — сказала она, оторвала перышко от веера и дала мне.
Я взял перышко и только взглядом мог выразить весь свой восторг и благодарность. Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро. Я спрятал перышко в перчатку и стоял, не в силах отойти от нее.
— Смотрите, папа просят танцевать, — сказала она мне, указывая на высокую статную фигуру ее отца, полковника с серебряными эполетами, стоявшего в дверях с хозяйкой и другими дамами.
Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми à la Nicolas I 4 подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками, и та же ласковая, радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах. Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по-военному грудью, с сильными плечами и длинными стройными ногами. Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки.
Когда мы подошли к дверям, полковник отказывался, говоря, что он разучился танцевать, но все-таки, улыбаясь, закинув на левую сторону руку, вынул шпагу из портупеи, отдал ее услужливому молодому человеку и, натянув замшевую перчатку на правую руку, — «надо всё по закону», — улыбаясь, сказал он, взял руку дочери и стал в четверть оборота, выжидая такт.
Дождавшись начала мазурочного мотива, он бойко топнул одной ногой, выкинул другую, и высокая, грузная фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно, с топотом подошв и ноги об ногу, задвигалась вокруг залы. Грациозная фигура Вареньки плыла около него, незаметно, вовремя укорачивая или удлиняя шаги своих маленьких белых атласных ножек. Вся зала следила за каждым движением пары. Я же не только любовался, но с восторженным умилением смотрел на них. Особенно умилили меня его сапоги, обтянутые штрипками, — хорошие опойковые сапоги, но не модные, с острыми, а старинные, с четвероугольными носками и без каблуков, Очевидно, сапоги были построены батальонным сапожником. «Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог, а носит домодельные», — думал я, и эти четвероугольные носки сапог особенно умиляли меня. Видно было, что он когда-то танцевал прекрасно, но теперь был грузен, и ноги уже не были достаточно упруги для всех тех красивых и быстрых па, которые он старался выделывать. Но он все-таки ловко прошел два круга. Когда же он, быстро расставив ноги, опять соединил их и, хотя и несколько тяжело, упал на одно колено, а она, улыбаясь и поправляя юбку, которую он зацепил, плавно прошла вокруг него, все громко зааплодировали. С некоторым усилием приподнявшись, он нежно, мило обхватил дочь руками за уши и, поцеловав в лоб, подвел ее ко мне, думая, что я танцую с ней. Я сказал, что не я ее кавалер.
— Ну, все равно, пройдитесь теперь вы с ней, — сказал он, ласково улыбаясь и вдевая шпагу в портупею.
Как бывает, что вслед за одной вылившейся из бутылки каплей содержимое ее выливается большими струями, так и в моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любви. Я обнимал в то время весь мир своей любовью. К отцу же ее, с его домашними сапогами и ласковой, похожей на нее, улыбкой, я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство.
Мазурка кончилась, хозяева просили гостей к ужину, но полковник Б. отказался, сказав, что ему надо завтра рано вставать, и простился с хозяевами. Я было испугался, что и ее увезут, но она осталась с матерью.
После ужина я танцевал с нею обещанную кадриль, и, несмотря на то, что был, казалось, бесконечно счастлив, счастье мое все росло и росло. Мы ничего не говорили о любви. Я не спрашивал ни ее, ни себя даже о том, любит ли она меня. Мне достаточно было того, что я любил ее. И я боялся только одного, чтобы что-нибудь не испортило моего счастья.
Обсуждение:
- Назовите основное событие этой части. (Танец полковника с дочерью)
- Какое впечатление на Ивана Васильевича произвёл полковник?
- Как это повлияло на чувства героя к Вареньке? Докажите это примерами из текста.
- Запишите ваши наблюдения.
- Что тревожило героя? (Он был слишком счастлив и боялся потерять это ощущение)
Пятая часть:
Слайд 9:
Пейзаж
Когда я приехал домой, разделся и подумал о сне, я увидал, что это совершенно невозможно. У меня в руке было перышко от ее веера и целая ее перчатка, которую она дала мне, уезжая, когда садилась в карету и я подсаживал ее мать и потом ее. Я смотрел на эти вещи и, не закрывая глаз, видел ее перед собой в ту минуту. Но больше всего я вижу ее в паре с отцом, когда она плавно двигается около него и с гордостью и радостью и за себя и за него взглядывает на любующихся зрителей. И я невольно соединяю его и ее в одном нежном, умиленном чувстве.
Стараясь не шуметь, я на цыпочках прошел в свою комнату и сел на постель. Нет, я был слишком счастлив, я не мог спать. Притом мне жарко было в натопленных комнатах, и я, не снимая мундира, потихоньку вышел в переднюю, надел шинель, отворил наружную дверь и вышел на улицу.
С бала я уехал в пятом часу, пока доехал домой, посидел дома, прошло еще часа два, так что, когда я вышел, уже было светло. Была самая масленичная погода, был туман, насыщенный водою снег таял на дорогах, и со всех крыш капало.
Жили Б. тогда на конце города, подле большого поля, на одном конце которого было гулянье, а на другом — девический институт. Я прошел наш пустынный переулок и вышел на большую улицу, где стали встречаться и пешеходы, и ломовые с дровами на санях, достававших полозьями до мостовой. И лошади, равномерно покачивающие под глянцевитыми дугами мокрыми головами, и покрытые рогожками извозчики, шлепавшие в огромных сапогах подле возов, и дома улицы, казавшиеся в тумане очень высокими — все было мне особенно мило и значительно.
Обсуждение:
- Почему герой не мог заснуть?
- Куда пошёл герой? Зачем?
Шестая часть:
Слайд 10:
Картины истязания солдата
Звук барабанного марша
Когда я вышел на поле, где был их дом, я увидал в конце его, по направлению гулянья, что-то большое, черное и услыхал доносившиеся оттуда звуки флейты и барабана. В душе у меня все время пело и изредка слышался мотив мазурки. Но это была какая-то другая, жесткая, нехорошая музыка.
«Что это такое?» — подумал я и по проезженной посередине поля скользкой дороге пошел по направлению звуков. Пройдя шагов сто, я из-за тумана стал различать много черных людей. Очевидно, солдаты. «Верно, ученье», — подумал я и вместе с кузнецом в засаленном полушубке и фартуке, несшим что-то и шедшим передо мной, подошел ближе. Солдаты в черных мундирах стояли двумя рядами друг против друга, держа ружья к ноге, и не двигались. Позади их стояли барабанщик и флейтщик и не переставая повторяли всё ту же неприятную, визгливую мелодию.
— Что это они делают? — спросил я у кузнеца, остановившегося рядом со мною.
— Татарина гоняют за побег, — сердито сказал кузнец, взглядывая в дальний конец рядов.
Я стал смотреть туда же и увидал посреди рядов что-то страшное, приближающееся ко мне. Приближающееся ко мне был оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат, которые вели его. Рядом с ним шел высокий военный в шинели и фуражке, фигура которого показалась мне знакомой. Дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу, наказываемый, под сыпавшимися с обеих сторон на него ударами, подвигался ко мне, то опрокидываясь назад — и тогда унтер-офицеры, ведшие его за ружья, толкали его вперед, то падая наперед — и тогда унтер-офицеры, удерживая его от падения, тянули его назад. И не отставая от него, шел твердой, подрагивающей походкой высокий военный. Это был ее отец, с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами.
При каждом ударе наказываемый, как бы удивляясь, поворачивал сморщенное от страдания лицо в ту сторону, с которой падал удар, и, оскаливая белые зубы, повторял какие-то одни и те же слова. Только когда он был совсем близко, я расслышал эти слова. Он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте». Но братцы не милосердовали, и, когда шествие совсем поравнялось со мною, я видел, как стоявший против меня солдат решительно выступил шаг вперед и, со свистом взмахнув палкой, сильно шлепнул ею по спине татарина. Татарин дернулся вперед, но унтер-офицеры удержали его, и такой же удар упал на него с другой стороны, и опять с этой, и опять с той. Полковник шел подле, и, поглядывая то себе под ноги, то на наказываемого, втягивал в себя воздух, раздувая щеки, и медленно выпускал его через оттопыренную губу. Когда шествие миновало то место, где я стоял, я мельком увидал между рядов спину наказываемого. Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека.
— О Господи, — проговорил подле меня кузнец.
Шествие стало удаляться, все так же падали с двух сторон удары на спотыкающегося, корчившегося человека, и все так же били барабаны и свистела флейта, и все так же твердым шагом двигалась высокая, статная фигура полковника рядом с наказываемым. Вдруг полковник остановился и быстро приблизился к одному из солдат.
— Я тебе помажу, — услыхал я его гневный голос. — Будешь мазать? Будешь?
И я видел, как он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина.
— Подать свежих шпицрутенов! — крикнул он, оглядываясь, и увидел меня. Делая вид, что он не знает меня, он, грозно и злобно нахмурившись, поспешно отвернулся.
Обсуждение:
- Что произошло?
- Как вы думаете, вмешается Иван Васильевич в происходящее? Почему?
Седьмая часть:
Мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой. Всю дорогу в ушах у меня то била барабанная дробь и свистела флейта, то слышались слова: «Братцы, помилосердуйте», то я слышал самоуверенный, гневный голос полковника, кричащего: «Будешь мазать? Будешь?» А между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища. Не помню, как я добрался домой и лег. Но только стал засыпать, услыхал и увидел опять все и вскочил.
«Очевидно, он что-то знает такое, чего я не знаю, — думал я про полковника. — Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что я видел, и это не мучило бы меня». Но сколько я ни думал, я не мог понять того, что знает полковник, и заснул только к вечеру.
Слайд 11:
«Очевидно, он что-то знает такое, чего я не знаю, — думал я про полковника. — Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что я видел, и это не мучило бы меня».
Обсуждение:
- Переменилось ли что-то в герое после увиденного?
- Почему он теперь не мог заснуть?
- Какие выводы мог сделать герой?
Восьмая часть:
Что ж, вы думаете, что я тогда решил, что то, что я видел, было — дурное дело? Ничуть. «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал», — думал я и старался узнать это. Но сколько ни старался — и потом не мог узнать этого. А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видите, не годился.
— Ну, это мы знаем, как вы никуда не годились, — сказал один из нас. — Скажите лучше: сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было.
— Ну, это уж совсем глупости, — с искренней досадой сказал Иван Васильевич.
— Ну, а любовь что? — спросили мы.
— Любовь? Любовь с этого дня пошла на убыль. Когда она, как это часто бывало с ней, с улыбкой на лице, задумывалась, я сейчас же вспоминал полковника на площади, и мне становилось как-то неловко и неприятно, и я стал реже видаться с ней. И любовь так и сошла на нет. Так вот какие бывают дела и от чего переменяется и направляется вся жизнь человека. А вы говорите... — закончил он.
Обсуждение:
- Какие чувства вызвала у Ивана Васильевича сцена наказания? (Его потрясла эта сцена. Он ощущает чужую боль, как свою собственную, он растерян, так как не был готов к встрече с незнакомой ему действительностью)
- Вмешался ли Иван Васильевич в происходящее? Почему? (Потому что происходившее было нормой того времени)
Увидев страшную сцену, он не закричал, не возмутился, не бросился на полковника. Он даже не смог отдать себе отчета в том, какие чувства вызвал у него отец Вареньки в этой сцене. “Очевидно, он что-то такое, чего я не знаю. Если бы я знал, то, что он знает, я бы понимал и то, что я видел, и это не мучило бы меня.”
- Почему же ему “было стыдно”: не он же наказывал? (Он ощущает косвенную причастность к творимому на его глазах злодеянию)
- Как это событие повлияло на его дальнейшую судьбу? (Отказался от службы, занимается благотворительностью)
- Почему же отказался? (Это его нравственный выбор. Возможно, не захотел стать таким, как полковник)
3)Исторический экскурс:
Рассказ «После бала» написан в 1903 году, опубликован уже после смерти писателя в 1911 году. В основе рассказа лежит действительное событие, о котором Толстой узнал, когда студентом жил вместе с братьями в Казани. Его брат Сергей Николаевич полюбил дочь местного воинского начальника Л.П. Корейша и собирался на ней жениться. Но после того как Сергей Николаевич увидел жестокое наказание, которым командовал отец любимой девушки, он пережил сильное потрясение. Он перестал бывать в доме Корейша и отказался от мысли о женитьбе. Эта история так прочно жила в памяти Толстого, что много лет спустя он описал ее в рассказе «После бала». Писатель раздумывал над названием рассказа. Было несколько вариантов: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец» и др. В результате рассказ получил название «После бала».
Слайд 12:
- Сейчас обратите внимание на экран.
Черновой вариант
“Я реже стал видеться с ней. И любовь моя так и кончилась ничем, а я поступил, как хотел, в военную службу и старался ”выработать в себе такое сознание своего долга, - я так называл это, - как у полковника, и отчасти достигал этого. И только к старости теперь понял весь ужас того, что я видел и что сам делал”.
Слайд 13:
Окончательный вариант
“Что ж, вы думаете, что я тогда решил, что-то, что я видел, было - дурное дело? Ничуть. Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал,- думал я и старался узнать это. Но сколько не старался - и потом не мог узнать этого. А не узнал, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видите, не годился”.
- Почему Толстой изменил историю жизни Ивана Васильевича?
(В окончательной редакции сильнее выражено чувство ответственности героя за несправедливость, царящую в мире)
3)Работа в группах
А: с композицией рассказа:
- Разделите текст на части. Сколько частей у вас получилось? (4) Назовите их. (Вступление, бал, после бала, заключение) Какая из этих частей самая большая по объёму? Самая важная? Почему автор большую часть рассказа посвящает описанию бала, а не тому, что произошло потом. На каком приёме автор строит своё произведение? Как это помогает автору раскрыть идею рассказа. Назовите её.
Б: с художественными средствами рассказа:
- Заполните таблицу словами, характеризующими героев и окружающую их обстановку. Какие это части речи. Почему? Похожи ли эти описания? Как называется такое изображение героев, событий? (Контрастное) Как это помогает автору раскрыть идею рассказа. Назовите её.
3)Обращение к личному опыту обучающихся:
- Какое впечатление произвёл на вас рассказ?
- Актуально ли это произведение сегодня? Почему?
V. Рефлексия:
Слайд 14:
Творческая работа
«Какие уроки рассказа «После бала» я усвоил»
VI. Оценивание.
VII. Домашнее задание:
Задание 1 или 2 на с.41