СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 8-ом классе.С. Есенин «Пугачёв» - драматическая поэма на историческую тему.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

ДРАМАТИЧЕСКАЯ ПОЭМА

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 8-ом классе.С. Есенин «Пугачёв» - драматическая поэма на историческую тему.»

Урок литературы в 8-ом классе

С. Есенин «Пугачёв» - драматическая поэма на историческую тему.

Цели:

Образовательные:

расширить представление учеников о творчестве Есенина;

Развивающие:

развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста;

дать понятие о драматической поэме;

Воспитательные:

воспитывать любовь к литературе, к истории Родины.

Оборудование:

презентация «С.Есенин», выставка книг .


Ход урока:

Эпиграф:

Организация класса.

«Если  крикнет  рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою»! Слайд 1.

Ребята , обратите внимание на эти слова, кто же мог такими словами передать свою любовь к Родине?


-Да , это Есенин. Слайд 2.

Проверка домашнего задания.

-Рассказываем стихи Есенина выразительно наизусть.


Сообщение темы и целей урока.

Да, Есенин нам знаком как народный поэт, поэт-пейзажист, который пишет стихотворения о родной природе, о родной деревне, о любви, сегодня мы рассмотрим творчество Есенина с другой стороны.

Нам предстоит познакомиться с более сложным произведением, драматической поэмой на историческую тему «Пугачев», которую Есенин задумал в 1920 году и закончил в середине 1921года.

Слайд 3.

Что мы называем драматической поэмой?

Слайд 4.

Поэма - повествовательное произведение в стихах, обычно на историческую или легендарную тему.

Драма –это произведение, изображающее процесс действия. Основным элементом драматического произведения является изображаемое действие.

Драматическая поэма – это лиро-драматический жанр, синтезирующий в себе свойства эпопеи и драматическое начало.


В центре драматической поэмы Есенина особая личность — предводитель восстания Пугачев.

Кто же он, Пугачев? Слайд 5

Казак из донской станицы Зимовейская. Был превосходно сложен – широк в плечах и тонок в талии. В 1759 г Пугачев вступил на военную службу казаком, участвовал в cемилетней войне 1756-1763 гг., проявил «отменную проворность» во время сражений. Участвовал он и в русско - турецкой войне 1768-1774 гг., где получил за храбрость младший офицерский казачий чин.

Слайд 6

24

В 1773 г возглавил восстание крестьян на Яике, провозгласив себя чудом спасшимся императороМ Петром III. Восстание началось 17 сентября 1773 г.

Подробно вы будете изучать это восстание на уроках истории.

А теперь, давайте вспомним в каком произведении мы с вами рассматривали образ Пугачева?

Да, в «Капитанской дочке» Пушкина. А каким изобразил Пушкин Пугачева в своей повести?

Слайд 7


«Вожатый II глава

Хладнокровный, сметливый, черная борода, сверкающие глаза. «Наружность его показалась мне замечательна. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показалась проседь, живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок, на нем был оборванный армяк и татарские шаровары». Слайд 8

В «Капитанской дочке», основываясь на реальные факты, писатель избегает описания кровавых сцен, так как для него важна не документальная точность, а роль Пугачева в судьбе Петра Гринева.

А. С. Пушкин, изображая на страницах своего произведения Пугачева, не отходит от исторической правды. Он показывает Пугачева как самозванца, беспощадного и жестокого злодея, смелого и дерзкого человека, талантливого военачальника, любимца народа. Но, используя художественный вымысел, Пушкин делает образ своего героя живым, что помогает увидеть в нем еще и человека, способного помочь нуждающемуся, способного на добро отвечать добром, умеющего отблагодарить, защитить, а также человека чуткого, милосердного, мудрого и в то же время несчастного и одинокого.

Образ Пугачева, показанный Пушкиным подействовал на Есенина.

Слайд 9

«C таким, как Пугачев, на любую битву не страшно идти!»– восклицал Есенин, знавший наизусть многие эпизоды «Капитанской дочки».

Слайд 10

Есенин прочел много исторических источников, в том числе «Историю Пугачева» и «Капитанскую дочку» А.С. Пушкина, побывал в местах , где проходило восстание.


Послушаем актерское чтение отрывка из поэмы и узнаем, разберемся в том, как представлен образ Пугачева в поэме С.А. Есенина «Пугачев».


Беседа по отрывку. Текст на экране.


Ищем по тексту строки, в которых даётся ответ на этот вопрос.

Пугачев у Есенина - и дикарь, и светлый ум, и мечтатель, и мятежник. Он искренне взволновансудьбой крестьянства:

Как живет здесь мудрый наш мужик?

Герою важно, чтобы у крестьянина была возможность заниматься мирным трудом, пахать, сеять.

Что советует народу Пугачёв, когда узнает, что Екатерина после смерти Петра III отдала все богатства края «под надзор дворян»?

Неужели в народе нет суровой хватки

Вытащить из сапогов ножи

И всадить их в барские лопатки?

25

Сторож признается Пугачеву, что «уже мятеж вздымает паруса» и только «нужен тот, кто первый бросит камень».

А как вы думаете, почему внимание Есенина привлек образ Пугачева?

А о чём пока не желает признаться Пугачев, о каких своих замыслах?

Слайд 11

С.Есенин создает в поэме образ человека сильного и решительного, способного на обдуманные действия. Но ему не дано обуздать стихию мятежа, не дано наделить своей волей тех, кто рядом.

Ему близки муки и страдания простого люда. Он слышит, как «Стонет Русь от цепких лапищ» дворянства.

Есенин изображает Пугачева как личность, которая отзывается на зов «придавленной черни». Им овладевает жажда мести за страдания народа.

История, к которой обратился поэт в своей поэме, давала ответы на мучивший его вопрос о судьбе русского крестьянства в революционную эпоху. Есенин понял неоднородность крестьянства, стихийность его сознания, слабость .

Итог урока:

Чем отличается Пугачев у Пушкина и Есенина? Слайд 12

Как в поэме С.Есенина  показан образ Пугачева?

Является ли поэма «Пугачев» драматической на историческую тему?

Слайд 13

Поэма С.А. Есенина «Пугачев» – это драматическое произведение, обращенное к сложному историческому периоду. В эпоху революционного перелома XX века Есенин пытается понять сущность мятежной, революционной стихии. Поэтому его так интересует Емельян Пугачев, герой народного восстания.


Домашнее задание: Подготовить выразительное чтение отрывка из поэмы «Пугачев». Ответить на вопросы  (стр. 134 учебника).















26






































































28



2.5.2. Урок-размышление литературы в 7-ом классе.

«Легенда о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль».

Романтические черты произведения.

Цели:

 Образовательные:

проанализировать легенду о Данко , выявить черты романтизма в произведении;  познакомить с  особенностями романтического произведения.

Развивающие:

способствовать формированию читательской позиции;

развивать творческие способности учащихся;

развивать умения анализа произведения.

формировать коммуникативные навыки.

Воспитательные:

 воспитать в учащихся такие  нравственные  качества, как: любовь к людям,  доброту, бескорыстие,  целеустремлённость, настойчивость, веру в себя.

Вид урока : урок - размышление 

Методы:  беседа,  частично – поисковый.

Форма работа: групповая

 Оборудование урока.

 1 М.Горький «Легенда о Данко ( текст).

 2.Компьютер.

 3.Мультимедийный проектор.

 4.Презентация к уроку.

 5. Видеоролик «Легенда о Пламенном Сердце»


Эпиграф к уроку                                  

                                                                        Любовь к людям – это ведь и есть те крылья,  

на которых человек поднимается выше всего.   

                                                                                                                              М. Горький

Ход урока

 -Здравствуйте, ребята.

Чьё творчество мы с вами изучаем? 

Какое произведение Максима Горького мы с вами уже прошли? («Детство»)

Какое это произведение по жанру? (повесть).

Что такое повесть?

Как ещё можно назвать это произведение?

Какое произведение называется автобиографическим?

Кто является главным героем произведения, вымышленный персонаж,

Какими называются произведения, в которых отражается реальность, настоящая жизнь?

Какое произведение М Горького вы должны были прочитать к уроку?

К каким произведениям мы можем отнести легенду о Данко? Почему?

Романтические произведения – изображение необычного героя в необычных обстоятельствах, проникнуты стремлением показать в ярких образах высокое назначение человека.

Какое это произведение по жанру?

Узнаем по словарю значение слова «легенда»

Легенда- произведение, созданное народной фантазией, где сочетается реальное и фантастическое.

Какие черты романтизма нам известны?

1. Герой противопоставляется «толпе»;

2.Герой обладает качествами, которые представлены автором только в превосходной степени;

3. Необычный пейзаж, обязательно вольный, доступный всем ветрам и дождям.

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на этом уроке?

Да, сегодня мы проанализируем легенду, выявим черты романтизма в этом произведении, обратим внимание на то, какие же нравственные качества развивает автор в читателях своим произведением.

- Откройте тетради , запишите число, тему урока и эпиграф к нему. Слайд 1.

- Какое впечатление произвёл на вас Данко?

Где происходят события легенды? Найдите в тексте, зачитайте описание природы, какая она?

Горький олицетворяет природу, она живёт и действует наравне с человеком, но она враждебна , как и  враги, грозит ему смертью.  Нарисовать образ природы помогают следующие языковые средства:

 эпитеты: старый лес, каменные деревья, крепкая тьма, ядовитый смрад, похоронную песню.

Метафоры:  кольцо  крепкой тьмы .. точно собиралось раздавить их, деревья - великаны.

 Олицетворения: деревья стояли молча и неподвижно,  сдвигались вокруг людей по вечерам, .лес гудел, грозил, пел, тени прыгали в безмолвной пляске,  торжествуют злые духи болот.

Гипербола: лучи солнца не могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву.

Как ведут себя люди?

Вначале тоска, потом страх, а затем и ужас сковывает людей ( приём градации) , они «ослабли от дум», готовы сдаться. Горький показывает, как постепенно сдаются люди и уже готовы « идти к врагу и принести ему в дар волю свою..»

Для этого М.Горький использует эпитеты: скованных страхом, трусливые слова, робкие, тихие слова, рабская жизнь; метафоры: страх родился среди них, сковал им крепкие руки, ужас родили женщины плачем, принести в дар волю свою, повторы

Кто вдруг появился, что он сделал?

Чем отличается Данко от окружающих его людей? (Решительностью, смелостью, выносливостью, упорством в достижении цели – пройти через весь лес.)

Чему учит, на что обращаем внимание?

-Какие слова произносит Данко? Что он предлагает людям?

 («И вот он говорит им, своим товарищам:

- Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец - все на свете имеет конец! Идемте! Ну! Гей!..»)

«Не своротить камня с пути думою».

Как понимать? (Чтобы человек мог решить какой-то вопрос, нужно действовать. «Под лежачий камень вода не течет».)

-Кого в нем увидели люди?

Почему люди поверили Данко и сделали его своим вожаком?

(Данко - один из тех людей, молодой красавец. Красивые - всегда смелы…. Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня.)

Ищем по тексту, зачитываем.

-И вот Данко повёл людей. Как вначале шли люди?

(« Дружно все пошли за ним - верили в него»).

- Что же происходит потом?

-Почему по – другому повели себя люди?

- Почему люди « в злобе и гневе» обрушились на Данко и приговорили его к смерти?

- Что они стали делать?

-С кем сравнивает автор людей?

( Автор сравнивает людей со зверями, с волками, и повадки у них звериные:

« и стали плотнее окружать его, чтобы легче им было схватить и убить Данко»)

Как себя повёл Данко? Какое качество в герое подчеркивает автор? (Мужество)

- Почему же Данко не бросил людей?

Ведь он видел, как люди отвергают его?

Какое качество автор выделяет?

Находим по тексту…

( Данко ведет людей к свету. Люди разуверились в нем — звериное, рабское вырывается наружу.)

Любовь Данко к людям столь велика, что он может простить им и это: даже когда в его сердце вскипело негодование, «от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут».


-Какое желание появилось у него? Желание спасти их.

Блеск в глазах Данко стал внушать им страх, по тексту……


Что сделал Данко ?

(Данко « разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой» и вновь повёл людей за собой)

Как  пишет автор о сердце Данко? Слайды 2-4.

( Сердце Данко – «факел великой любви к людям» ( перифраз) « пылало так ярко, как солнце, ярче солнца» ( сравнение)).

- Прочитайте окончание легенды. ( Со слов: «Что я сделаю для людей?» или «И вот лес расступился..»)


_ Данко вывел людей и умер. Почему же люди не заметили его смерти?

(Они были счастливы, радостны, полны надежд, ведь светит солнце, перед глазами широкая степь).

- А Данко был ли счастлив перед смертью? Подтвердите свою мысль словами   из текста.

Конечно. Горький пишет: « кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся».

Он любил людей и ничего не ждал за свою любовь взамен. Данко счастлив, потому что он помог людям).

Как себя повели люди?

- Они забыли про Данко. Он им не нужен, и в какой-то мере опасен. И какой-то осторожный человек наступает на его сердце.

Они духовно ослабли. Метафоры: болото разевало.. пасть, глотая людей; деревья заступали дорогу могучей стеной; олицетворения: деревья зашептали глухо, грозно; скрипели, гудели, казались живыми; сравнения: переплелись их ветки между собой; как змеи, началась гроза, и  «в лесу так темно, точно в нем собрались сразу все ночи». Страх людей, их беспомощность перед природой подчёркивают и антонимы:» маленькие люди» и «большие деревья», и обрамление данной части: начинается она словами «трудный путь» и ими же заканчивается, что ещё раз подчёркивает безысходность людей в данной ситуации.

- Чего мог опасаться этот «осторожный» человек? Дом. задание ответить письменно на этот вопрос, порассуждайте .


- Этот человек мог опасаться наказания высших сил за смерть Данко, за неблагодарность и трусость племени.

- А может, боялся появления второго «вождя», который поведёт людей дальше к новому и неизведанному. Ведь племя не готово к изменениям своей привычной жизни.

- Предполагали ли вы, что все может так закончиться? Напрасна ли смерть Данко?

- Да, предполагал, но надеялся, что люди окажутся добрее.

- Думал, что герои спасутся. Они и спаслись, но какой ценой...

- Наверное, нельзя строго судить людей, ведь не каждый человек способен на смелый поступок.

- Данко погиб. Его гибель не напрасна. Он спас целое племя от гибели. И может быть, сейчас люди и не думают о благодарности, но потом, я уверен, они поймут, что для них сделал Данко.

- Можно ли назвать Данко исключительным героем?

- В вашем домашнем задании я просила вас найти и поработать с понятием «альтруист».

Кто же такой альтруист, как это понятие может соотноситься с Данко?

- *альтруист - это человек, стремящийся к деятельности на пользу других, желающий принести пользу ближнему, человек, у которого отсутствует себялюбие.

Работа в группах. На листах одна группа записывает качества, присущие Данко, а другая, присущие «толпе».

Производится сравнительный анализ.

Вывод.

Данко – герой, человек, отдавший жизнь за спасение людей, это романтический герой, но и в реальной жизни есть немало  людей, пожертвовавших собой во имя жизни других.

Итог урока:

_  Какая  из них самая главная?

     (Любовь к людям.)

- Чему нас учит эта легенда?

- Всегда ли мы бываем благодарны, всегда ли мы ценим то, что делается ради нас?

Рассуждения учащихся.

Какие черты романтизма мы можем выделить?


Сам Горький говорил :«Любовь к людям – это ведь и есть те крылья, на которых человек поднимается выше всего».

Именно об этой любви он и писал в своих произведениях.    Если человек любит другого, он способен на самопожертвование. Возлюби ближнего своего.

Домашнее задание. Слайд 5.




Учитель русского языка и литературы федерального государственного казённого

общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 13


_______________ П.А. Халатова



Директор федерального государственного казённого общеобразовательного

учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 13»

________________ О.Н.Сафронова