Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I.Организация начала урока. | Всем, всем добрый день! Прочь с дороги, наша лень! -Проверим готовность к уроку. Звучит аудиозапись М.П.Мусоргского “Картинки с выставки”. На доске портреты писателей А.С.Пушкина, И.А.Крылова, Л.Н.Толстого; подписи к портретам в неправильном порядке; название произведений этих авторов. Выставка книг | Приветствуют учителя. Дети делятся на 3 команды и рассаживаются на свои места. |
II. Объявление темы урока и постановка целей. | -Ребята, вы посмотрели на доску и, наверное, увидели знакомых писателей, названия их произведений. -Мы уже изучили эти произведения. Как вы думаете, почему мы опять с ними сегодня встречаемся? -Сегодня на уроке мы ещё раз вспомним произведения, изученные в разделе “Русские писатели”, обобщим и систематизируем свои знания. -Может быть, кто-то из вас назовёт тему сегодняшнего урока? -Тема нашего урока “Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме “Русские писатели”. -Урок сегодня будет не совсем обычным. Вы будете работать по группам (командам), соревноваться в знании произведений, их авторов, в выразительном чтении, чтении по ролям, в инсценировке, знании пословиц, устаревших слов. Ваша задача – быстро и правильно выполнить все задания, а для этого вы должны работать дружно, помогая друг другу. -У нас три команды: “Всезнайки”, “Читайки”, “Книголюбы”. В каждом команде должен быть капитан. За выполнение заданий вы получаете баллы. Какая команда набирает баллов больше остальных, та и побеждает. Ей присуждается звание “Знатоки русской литературы”. | -Вспомним произведения и авторов этих произведений, изученных в разделе «Русские писатели» Предположения детей.  Дети выбирают капитанов команд. |
III. Работа по теме урока Имена писателей и их произведения. | - “Знаешь ли ты авторов и их произведения?”. -Перед вами три портрета писателей-классиков русской литературы и название их произведений. -Вам надо вставить под портрет фамилию писателя и название его произведений. -При выполнении задания учитывается правильность выполнения и быстрота. За правильно выполненное задание команде даётся очко. | Дети по командам расставляют имена и фамилии писателей, их произведения под портретами. |
«Доскажите слово» | Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою... (пряжу). Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три... (года). Он рыбачил тридцать лет и три года И не слыхивал, чтоб рыба... (говорила). Отпусти ты, старче, меня в море! Дорогой за себя дам... (откуп). Приплыла к нему рыбка и спросила: «Чего тебе надобно, ... (старче)!» Воротился старик ко старухе, У старухи новое... (корыто). Впредь тебе, невежа, наука: Не садися не в свои... (сани). Не посмел я взять с нее выкуп; Так пустил ее в синее... (море). Не хочу быть черной крестьянкой, Хочу быть столбовою... (дворянкой). -Кто написал эти произведения? Что вы знаете об этом писателе? 1 команда: В 1799г. 6 июня в Москве родился Александр Сергеевич. Пушкин. Его отец, Сергей Львович, был страстным любителем поэзии. Мать, Надежда Осиповна, характер имела самый неровный с резкими сменами настроений. Любимцем матери был младший сын Лев. Александр чаще раздражал её. Раздражало всё: упрямство мальчика, его детская некрасивость, его непохожесть на других детей. Но были в доме две женщины – это няня Арина Родионовна и бабушка Мария Алексеевна. Это они спешили утешить и приласкать мальчика. Они рассказывали ему сказки, познакомили с прекрасным миром ПОЭТИЧЕСКОГО НАРОДНОГО ВЫМЫСЛА. | Работа ведется по слайдам презентации. За правильные ответы даются очки.  Слушают выступающего, дополняют друг друга. -Всего сказок у А.С.Пушкина пять: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке». Еще сказкой считают и сказочную поэму «Руслан и Людмила». |
«Отгадай произведение» | -По одной фразе отгадайте название произведения Стал дед очень стар 2.Весной она пропала 3.Пошли все ребята в школу -Что вы знаете о Л.Н.Толстом? 2 команда: Лев Николаевич Толстой— великий русский писатель. Родился в 1828 году и прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Толстой изучал историю, музыку, рисование, медицину. Его книги переведены на многие языки, их читают во всем мире. Полное собрание сочинений насчитывает 90 томов! Он очень любил детей. В то время было еще слишком мало школ, дети бедных людей вообще не могли учиться. Лев Николаевич открыл и Ясной Поляне школу, составил учебник для детей и сам учил их. Он написал рассказы специально для школьников. | -Л.Толстой «Старый дед и внучек» -Л.Толстой «Котенок» Л.Толстой «Филипок» Слушают выступающего, дополняют друг друга.  -Л.Н. Толстой писал маленькие, но поучительные рассказы. |
Физкультминутка | Утром стрекоза проснулась, Потянулась, улыбнулась. Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, На четыре – полетела. У реки остановилась, Над водою закружилась. | «протираем глазки» из положения упор присев постепенное выпрямление туловища, руки вперед, вверх «умываемся» кружимся на месте -наклонились и присели -«полетели» – машем руками, как крыльями Присели Кружатся |
IV.Продолжение работы по теме урока Басни И.Крылова | -В какой басне была такая мораль? 1.Ты все пела? Это дело: Так поди же, попляши! 2. «Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок». 3. «Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука». -Кто автор этих произведений? 3 команда: Иван Андреевич Крылов родился в 1769 году в семье военного. Семья была бедной, и Ваня Крылов не смог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился дома. А позже (семья Крыловых жила тогда в Твери) довелось ему учиться «из милости». У детей богатого помещика Львова были домашние учителя, которые их обучали разным предметам: русскому и французскому языкам, арифметике. И Ване Крылову разрешили заниматься вместе с детьми Львовых. Там же, в Твери, Ваня познакомился с итальянцем — синьором Луиджи, игравшим на скрипке. Мальчик был очень музыкален и быстро выучился играть на этом инструменте. Когда Ивану Крылову было 10 лет, умер его отец. После него ничего не осталось — ни денег, ни ценностей, только сундучок с книгами. Семья Крыловых и раньше была небогата, а теперь лишилась последних средств к существованию. В 11 лет Ване пришлось поступить на работу. На службе у него был свой стол, заваленный бумагами. Он переписывал бумаги, разносил пакеты с документами, чинил гусиные перья, которые в то время использовали для письма. -Что такое басня? -Что есть в басне? Что такое крылатые выражения? Назовите героев басни. | -«Стрекоза и муравей»  -«Ворона и лисица»  -Лебедь, рак и щука  -И.Крылов  Подготовленный ребенок рассказывает о писателе, остальные –дополняют. -И.А. Крылов написал более 200 басен. Басня-небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются недостатки людей – хитрость, жадность, глупость, лень. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей и их пороки. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, в котором объясняется смысл басни. Герои басен – обычно звери – наделены человеческими качествами. -Мораль, крылатые фразы. Называют героев басни |
«Собери пословицу» | 1. Один за всех, …. а все за одного. 2. Грамоте учиться … всегда пригодится. 3. Друзья познаются … в беде. 4. Добра желаешь - … добро и делай. 5. Пилу точат, чтобы стала острее,… человека учат, чтобы стал умнее. 6. Счастье тот добывает, … кто уменьем ума набирает. | Работа в командах. Собирают пословицы, объясняют их смысл.  |
Конкурс чтецов | -Кто желает прочитать наизусть понравившееся произведение или отрывок из него? | Чтение произведений наизусть обучающимися |
V.Итог урока. Рефлексия. | 1.Обобщение по теме урока.Рефлексия -Выберите и продолжите любое предложение. 1. На сегодняшнем уроке я узнал… 2. На этом уроке я похвалил бы себя за… 3. Кто, по-вашему, хорошо работал… 4. После урока мне захотелось...… 5. Сегодня я сумел… -Как называется раздел, который мы с вами закончили изучать? -Какое произведение особенно запомнилось? стало любимым? 1.Выставка рисунков учащихся. Звучит аудиозапись М.П.Мусоргского “Картинки с выставки”. -Ребята, вы нарисовали рисунки к понравившимся вам произведениям из раздела “Русские писатели”. У нас получилась такая замечательная выставка. -С какими произведениями А.С.Пушкина, И.А.Крылова, Л.Н.Толстого вы были знакомы раньше? Назовите их. Есть ли они на нашей выставке книг? -Если вы захотите прочитать другие произведения этих авторов, то их вы найдёте в книгах, представленных на классной книжной выставке, а также в школьной библиотеке. 2.Итоги урока. Оценивание. -Сейчас пришло время подвести итоги соревнования команд. (Учитель подводит итоги соревнования и вручает команде-победительнице медали) -Таким образом, команда … получает сегодня звание “Знатоки русской литературы”. Они не только правильно выполняли свои задания, но и помогали двум другим командам. Но остальным ребятам расстраиваться совсем не стоит. Сегодня старались все. -Ребята, вы показали не только свои знания, но и умение работать в команде, общаться друг с другом, помогать, сопереживать. | Ответы детей, оценивание работы на уроке.  Вручаются медали. Дети рассматривают рисунки, выставку книг.  |