МБОУ «Горевская средняя общеобразовательная школа»
Уренского муниципального района
Нижегородской области
Урок по литературному чтению во 2 классе
Тема: В. Берестов «Хитрые грибы». Грибы (из энциклопедии)
УМК «Школа России»
Выполнила: В.Б. Ухабова, учитель начальных классов, первой квалификационной категории
2016 уч. год
Тема: В.Д. Берестов «Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии)
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Цель:
- познакомить учащихся со стихотворением В. Берестова «Хитрые грибы» и научной статьёй о грибах, выявить различия между стихотворным художественным и прозаическим научным текстом.
Задачи:
- учить детей работать с научной статьёй, находить в ней для себя новое, интересное, познавательное;
- отрабатывать навыки выразительного чтения;
- расширить знания о грибах;
- учить детей самостоятельно работать с дополнительной литературой;
- формировать умение различать стихотворный художественный и прозаический научный текст;
- развивать память, речь, внимание;
- воспитывать бережное отношение к природе, к своему здоровью.
Познавательные УУД:
- умение извлекать нужную информацию из текста, иллюстраций, дополнительных источников;
- умение ориентироваться в учебнике;
- умение находить ответы на вопросы в тексте;
- умение сравнивать, классифицировать, делать выводы;
Коммуникативные УУД:
- умение слушать и понимать других;
- умение правильно оформлять свои мысли;
- умение грамотно строить речевые высказывания;
- умение работать в паре, группе;
Регулятивные УУД:
-умение прогнозировать работу;
-умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Личностные УУД:
- умение высказывать своё отношение к уроку;
-умение выражать эмоции.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки для работы в парах, в группах, иллюстрации грибов, корзина, аудиозапись стихотворения, энциклопедии.
Ход урока
I. Организационный момент (2 слайд)
- Прозвенел звонок весёлый,
Он позвал ребят всех в класс.
Скажем дружно:
«Здравствуй, школа! Урок чтения у нас!»
II. Проверка домашнего задания (3 слайд)
-Произведения какого раздела учебника мы читаем? (Люблю природу русскую. Осень).
- Чему мы должны научиться, изучая данный раздел?
- Некоторые ребята попробовали себя в роли поэтов и сейчас прочитают нам свои стихотворения (2-3 человека)
III. Речевая разминка (4 слайд)
Работа в группах.
-Сейчас мы ещё раз попробуем быть поэтами, дополним текст стихотворения недостающими словами
- Какие мы должны вставить слова? (такие, чтобы получилась рифма)
Жёлтое солнце на землю глядит.
Жёлтый подсолнух за солнцем …. .
Жёлтые груши на ветках …. .
Жёлтые листья с деревьев … .
(следит, висят, летят)
-Прочитаем медленно (хором)
- 1 ряд читает с вопросительной интонацией
- 2 ряд читает скороговоркой
IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока.
- Один листочек упал с дерева и прилетел к нам.
- А тут ещё загадка для нас:
И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят. (Грибы)
- Предположите, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (Речь на уроке пойдёт о грибах)
- Как считаете, чему будем учиться?
(Выразительно читать произведения о грибах, рассуждать, думать, отвечать на вопросы, делать выводы)
V. Изучение нового материала
а) Работа с текстом «Грибы», с.77
- Ребята, скажите, а грибы - это растение или нет?
- Чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем текст в учебнике на с. 77
1) Первичное чтение, (с.77)
(читает хорошо читающий ученик)
- Почему произведение называется «Грибы»?
2) Повторное чтение текста в паре. Работа по плану. (5 слайд)
Предлагаю поработать в паре, хорошо исследовать текст, просмотреть его и приготовиться отвечать по плану. (план на парте)
План:
Что такое грибы? (растение или нет)
Сколько грибов существует на свете?
О каких грибах говорится в тексте?
4. Кто является автором этого текста?
(Автора нет. Написано, что текст взят из энциклопедии.)
- Как называется человек, который пишет научные тексты? (ученый)
– Кто знает, что такое энциклопедия?
Сообщения учеников с использованием презентации. (6-9 слайд)
1.Энциклопедия – это научное справочное издание, в переводе с французского языка означает «свод знаний». Энциклопедия – это книга, которая простыми, доступными пониманию словами отвечает на все ваши вопросы.
Материал в этой книге располагается в алфавитном порядке.
Энциклопедии бывают разные.
Есть энциклопедии, в которых можно найти ответ на любой интересующий вас вопрос. Они называются Универсальными. Это «Большая детская энциклопедия», энциклопедии «Все обо всем», «Я познаю мир» и другие.
Есть энциклопедии, содержащие сведения об одной какой-либо отрасли науки «География», «История», «Техника», «Живой мир» и другие.
Информацию о грибах мы можем найти в энциклопедии по окружающему миру, которая называется «Атлас-определитель».
(учитель показывает энциклопедию грибов)
Грибов на свете очень много. Они ценны своими вкусовыми и ароматическими свойствами. Они содержат много витаминов и минеральных веществ. По питательности грибы могут заменить мясо. Есть и необычные грибы.
2. Сообщение ученика о плазмодии. (10-11 слайд)
Плазмодий - гриб, напоминающий медузу, полупрозрачный. По лесу передвигается, перекатываясь с боку на бок.
VI. Физкультминутка для глаз (12 слайд)
-Какой орган нашего организма помогает нам найти грибы в лесу?
- Немного отдохнем и сделаем гимнастику для глаз. Ведь глаза – это очень важный орган в нашем организме. Глаза играют очень большую роль в жизни человека и их надо беречь.
Глазки видят все вокруг
Обведу я ими круг
Глазкам видеть все дано
Где окно, а где крыльцо.
Обведу я снова круг
Посмотрю на мир вокруг.
VII. Продолжение работы по теме урока
б) Работа над произведением В. Берестова «Хитрые грибы».
1. Подготовка к восприятию.
- Кто из вас любит собирать грибы?
- Все ли грибы мы можем положить себе в корзинку?
- На какие две группы можно разделить грибы? (съедобные и несъедобные)
2. Игра хлопай топай если гриб съедобный - хлопаем, несъедобный – топаем
Лисички, поганки, мухомор, подберезовик, белый гриб, сыроежки, ложный опенок.
- А знаете ли вы, как правильно нужно собирать грибы? (Если дети затрудняются ответить на этот вопрос, рассказывает учитель.)
3. Памятка "Как надо собирать грибы":
1. Когда ищешь грибы, нельзя разрывать и раскидывать лесную подстилку, состоящую из опавших листьев, так как грибница, оказавшись под лучами солнца, может погибнуть.
2. Чтобы не повредить грибницу, надо срезать грибы ножом.
3. Нельзя собирать грибы, которых не знаешь. Среди них могут оказаться ядовитые!
4. Не надо брать старые грибы. В них может быть опасный для человека яд.
5. Не сшибай несъедобные грибы. Помни, что они нужны лесу!
(раздать памятку на дом)
–А сейчас мы узнаем, какой случай произошел с писателем Валентином Дмитриевичем Берестовым, отправившимся в лес за грибами.
(13 слайд)
(Поэт родился в 1928 г. в городе Мещовка Калужской области. Свою любовь к детской литературе будущий писатель и поэт принес из раннего детства, в 4 года он уже научился хорошо читать. Свои стихи начал писать с детства)
-Прочтите название стихотворения В. Берестова, которое мы будем читать.
-Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом стихотворении, почему автор называет грибы «хитрыми»?
2. Первичное восприятие текста (аудиозапись)
3.Беседа.
- Верны ли были ваши предположения? Почему автор назвал грибы «хитрыми»?
-Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
4.Чтение стихотворение про себя.
-Прочитайте стихотворение про себя, научитесь правильно читать все слова, обратите внимание на знаки препинания, найдите слова, значение которых вам непонятно. подготовьтесь отвечать на вопросы по содержанию.
(Учитель подходит к слабым детям при чтении)
5. Чтение вслух
- Прочитайте стихотворение вслух, как научились читать.
6. Словарная работа (14 слайд)
Лукошко- небольшая корзинка для грибов из прутьев
Кочка -бугорок на сырой или заболоченной земле.
7.Беседа по содержанию в сочетании с выборочным чтением.
-Прочтите строки, в которых говорится, где искал автор грибы.
-Прочтите строки, которые вызвали у вас улыбку.
-Нравятся ли автору «хитрые грибы»? Докажите словами из текста. (грибочки)
-Как вы думаете, мог ли автор на самом деле перепугать грибы большой корзиной?
VIII.
8. Работа над выразительным чтением стихотворения.
- Будем учиться читать стихотворение выразительно.
-Найдите в тексте восклицательное предложение.
Давайте прочитаем его с правильной интонацией (2-3 человека)
-Прочтите вопросительное предложение.
-Какое слово надо выделить голосом? (где-то)
-Прочтите выразительно это предложение.
в) Сравнение художественного текста и научного. (15 слайд)
- Сравните два текста, которые мы сегодня изучали.
- Какой из этих текстов написал учёный, а какой-поэт?
- Можно сказать, что у них есть что-то общее?
(Да, у них одна тема – грибы.)
- А чем они отличаются?
(Одно произведение – стихотворение, а другое –проза, научная статья. Стихотворение написал поэт, а статью – ученый.)
- Как вы думаете, чем еще отличается стихотворение от статьи?
(Когда мы слушали стихи, то мы чувствовали радость или печаль, нам было смешно или грустно, перед нами оживали описываемые картины природы, мы представляли, как прячутся от большой корзины “хитрые” грибы.
Когда мы слушали научную статью о грибах, то мы просто узнали, что такое грибы и какие есть грибы.)
- Да, поэты видят красоту природы в любое время года, и они передают свои впечатления, чувства, настроение с помощью слов. Мы – читатели – эти чувства ощущаем. В стихотворении есть созвучные строки – рифмы, которые делают речь музыкальной и ритмичной.
- А в статье ученый на конкретных примерах объясняет, что происходит вокруг, описывает факты, события, научные сведения.
Вывод: Статья — «Грибы»-это научный текст, написанный ученым.
Стихотворение «Хитрые грибы»-художественный текст, написанный поэтом.
На доске выставляются таблички:
В. Берестов «Хитрые грибы» «Грибы» (из энциклопедии)
стихотворение (есть рифма) проза
художественное произведение научный текст
поэт учёный
чувства, настроение факты, события
IX. Домашнее задание по выбору: (16 слайд)
1. Прочитать выразительно статью на с.77;
2. Выучить наизусть стихотворение В. Берестова на с. 76;
3. По желанию – нарисовать съедобные и несъедобные грибы.
X. Рефлексия. Подведение итогов урока (17 слайд)
- Чему был посвящён наш урок?
- Выберите одно из предложений и продолжите фразу:
-Сегодня на уроке я узнал….
-Я похвалил бы себя за….
-Сегодня я сумел….
-Где в жизни вам могут пригодиться полученные на уроке знания?
-Оцените свою работу на уроке и своё отношение к материалу урока
(выбирают определённый грибок:
белый - у меня всё получилось на уроке, я хорошо читал, думал, был активен;
лисичка - я не совсем понял материал, иногда испытывал трудности, читал не очень хорошо;
подосиновик - у меня ничего не получилось, было трудно.)
- (дети выбирают и приклеивают к корзине свои грибки)
- Наши грибочки мы поместим в корзинку и посмотрим, какой урожай грибов набрали.
(18 слайд)
- Я бы тоже оценила вашу работу высоко (показывает смайлик), молодцы!
- Урок окончен. Спасибо за работу.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Придумай рифму
Жёлтое солнце на землю глядит.
Жёлтый подсолнух за солнцем ….………… .
Жёлтые груши на ветках ……………….. .
Жёлтые листья с деревьев …………….. .
Придумай рифму
Жёлтое солнце на землю глядит.
Жёлтый подсолнух за солнцем …..………… .
Жёлтые груши на ветках ……………….. .
Жёлтые листья с деревьев …………….. .
План:
Что такое грибы? (растение или нет)
Сколько грибов существует на свете?
О каких грибах говорится в тексте?
4. Кто является автором этого текста?
Памятка "Как надо собирать грибы"
1. Когда ищешь грибы, нельзя разрывать и раскидывать лесную подстилку, состоящую из опавших листьев, так как грибница, оказавшись под лучами солнца, может погибнуть.
2. Чтобы не повредить грибницу, надо срезать грибы ножом.
3. Нельзя собирать грибы, которых не знаешь. Среди них могут оказаться ядовитые!
4. Не надо брать старые грибы. В них может быть опасный для человека яд.
5. Не сшибай несъедобные грибы. Помни, что они нужны лесу!