СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения И.А. Бунин "Листопад"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения И.А.Бунин " Листопад"

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения И.А. Бунин "Листопад"»

Урок литературного чтения

И.А. Бунин "Листопад"

 

 

Цель урока: Познакомить учащихся с поэтом и писателем И.А.Буниным и его стихотворением «Листопад».  Закрепить знания о средствах художественной выразительности.

Задачи:

1.Воспитывать любовь к поэзии.
2.Работать над выразительным чтением стихотворения.
3.Развивать речь, творческие способности учащихся.
4. Развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному.
5. Закрепить знания о средствах художественной выразительности.

6. Воспитывать любовь к родной природе и бережное отношение к ней.

Оборудование: портрет писателя, картина И.И. Левитана «Золотая осень», мультимедиапроектор.

Ход урока:

I. Организационный момент.

1) Введение в тему.  (Беседа, актуализирующая знания учащихся)

Ребята, какое сейчас время года? (осень). Что характерно для осени?

- Многие поэты любили эту пору и посвятили ей немало поэтических строк.

- А какой поэт особенно восхищался этим временем года? (А.С.Пушкин)

II. Проверка домашнего задания.

-Н.А.Некрасов «Школьник», наизусть;

2) Речевая разминка.

- Прочитайте стихотворение шепотом, подумайте, какое слово надо добавить?
Вот и осень наступила 
Вслед за летом, точно в срок,
И в садах позолотила 
Каждый маленький листок.
Листья стайками летят
В нашем парке … (листопад).

IIIСообщение темы и целей урока.

3) Сообщение учащихся об И.А.Бунине.

-Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством И.А. Бунина и его замечательным стихотворением «Листопад».

Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в имении своих родителей под Воронежем, в центральной части России, в родовитой, но обедневшей дворянской семье. Детство поэта прошло в деревне среди “моря хлебов, цветов, трав”, “в глубочайшей полевой тишине”. Слушая с родителями предания и песни, он рано обнаружил артистические способности и редкую впечатлительность. Писать Иван Алексеевич начал рано, семи – восьми лет, подражая А.С.Пушкину, М.Ю.Лермонтову.

Ивану Алексеевичу рано пришлось самому зарабатывать на жизнь. В 1887году, когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет, он напечатал свое первое стихотворение. А уже через четыре года вышел его сборник стихов. Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил.

В январе 1920 года писатель, вместе с женой, покинул Россию и стал жить во Франции. В эмиграции говорили о нем как о первом среди современных русских писателей.

С болью переживал Иван Бунин события в России во время Великой Отечественной войны. С огромной радостью он встретил победу советских войск в этой войне.

В 1933 году, когда Ивану Алексеевичу Бунину исполнилось 63 года, он стал лауреатом Нобелевской премии (высшей награды за выдающиеся литературные произведения).

Поэт очень тосковал по родине, но так и не вернулся. В возрасте 83 лет, 8 ноября 1953 года, он умер в Париже и похоронен на русском кладбище.

4). Работа над стихотворением “Листопад”.

а). Выразительное чтение стихотворения учителем в сопровождении музыки и слайдов.

б) Беседа по содержанию прочитанного.

- Итак, какие картины природы вы нарисовали в своём воображении?

- Какое настроение выражено автором?

- Чем восхищается автор?

в) Словарная работа.

Терем - в Древней Руси: высокий богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками; жилое помещение в верхней части такого дома.

Лиловый - светло-фиолетовый цвет, напоминает цвета сирени или фиалки

Багряный - красную краску, а иногда её оттенки до коричневого называли  багр

от этого возникли названия багровый и багряный.

Багряный - чистый, яркий алый цвет

Лазурь - один из оттенков голубого цвета,  цвет неба в ясный день.

Вдова - одинокая женщина у которой умер муж.

Завороженный - от слова ворожить ( колдовать)

Завороженный тишиной - околдованный тишиной леса

г)  Работа над содержанием стихотворения.

д) Чтение учащихся про себя.

— Прочитайте про себя и подготовьтесь к анализу.

е)  Чтение по частям с анализом

I часть до слов «И осень тихою вдовой, вступает в пёстрый терем свой»

— Кто главный герой этого стихотворения? (Лес)

— А почему лес расписной? Кто его расписывал?

— С чем сравнивает поэт лес? (с теремом) Найдите и зачитайте этот отрывок.

— Что такое терем? Кто жил раньше в теремах? Чем терем отличается от простой избы?

— Давайте найдём в стихотворении доказательство того, что осенний лес действительно похож на терем.

— С помощью каких слов и выражений автор рисует берёзы? Зачитайте

— Что говорит о ёлочках? Зачитайте

— Какие ещё деревья автор увидел в осеннем лесу? (Клёны)

— Удалось ли автору показать сходство осеннего леса с расписным теремом?

— Кто хозяйка терема? (Осень) Докажите словами текста  

— Почему слово “Осень” поэт пишет с большой буквы?

— Как называется такое изображение осени?

— Какой приём автор использует (Олицетворение)

— Объясните слова поэта “И Осень тихою вдовой  вступает в пестрый терем свой”.

( Автор показывает внешнюю красоту леса, но близится конец этой красоте, она тихо угасает, как жизнь женщины, потерявшей мужа. В её жизни нет больше радости и веселья. Осень напоминает нам эту женщину.)

5). Физкультминутка.

6) Продолжение работы по теме урока

II часть

Учитель. А теперь прочитаем вторую часть текста до последнего четверостишия. Опишите своими словами картины, которые вы увидите, и соотнесите их с текстом.

Учащиеся

 - Автор рисует паутину, похожую на серебряную сеть: 
"Воздушной паутины ткани 
Блестят, как сеть, из серебра".

- Мотылька, похожего на белый лепесток.

- Это последний мотылек, - уже нет насекомых. Мотылек пригрелся на солнышке, ему тепло, приятно, он замер на паутине: 
"И точно белый лепесток, 
На паутине замирает, 
Пригретый солнечным теплом".

- День солнечный, яркий: 
"Сегодня так тепло кругом"…

Учитель. А теперь прочитайте от строк «…сегодня так светло кругом…. и до …расслышать листика шуршанье…»

- Какие слова помогают автору показать, что в осеннем лесу наступает тишина? (мертвое молчанье, можно в этой тишине расслышать листика шуршанье).
Учитель. А почему о тишине автор говорит, что она - "мертвая"?

Учащиеся - Чтобы  понять, что в лесу нет никаких звуков: ни шума ветра, ни птичьих голосов "в лесу и в синей вышине"…

- А еще чтобы  услышать на фоне такой тишины еле заметные звуки падающего листика: 
"Что можно в этой тишине 
Расслышать листика шуршанье".

— Для чего Бунин описал звуки и запахи леса? (Чтобы легче было представить картину осеннего леса)

 - Как можно догадаться, что красота осени недолговечна?
- Почему в стихотворении несколько раз повторяется слово “сегодня”? Что хотел сказать Бунин своим читателям?

— Можно ли назвать Бунина художником слова? Почему?

 

6. Работа в парах: поиск выразительных средств языка

 Для того чтобы так замечательно описать лес осенью поэт использовал средства художественной выразительности.

— Какие вы знаете средства художественной выразительности? (Олицетворения,  сравнения, эпитеты)

   I ряд — находит и подчёркивает сравнения

   II ряд – эпитеты

   Проверка

 

7. Прослушивание пьесы «Осенняя песня» П.И. Чайковского из цикла «Времена года»

Учитель     Осень, это немного грустное, но и прекрасное время года. Его красотой  восхищались не только поэты, но и художники, музыканты. Чтобы нарисовать картину, у художников есть краски, у поэтов – слова, у композитора – только звуки. Но ими можно прекрасно рисовать, так же как это делает П.И. Чайковский.

(Прослушивание и отдых учащихся под музыку П.И. Чайковского)

Комментирование учителя.  В пьесе «Осенняя песня» («Октябрь») П.И.Чайковского  слышится не только сожаление об увядающей природе, но и осенняя песня в жизни человека. Певучесть мелодии пьесы напоминает протяжную русскую народную песню. Вот эту тишину осени, задумчивость природы передал П.И. Чайковский  в своей «Осенней песне».

 

  8. Беседа  по картине И.И. Левитана «Золотая осень»

Перед вами картина известного русского художника Исаака Ильича Левитана, которая называется "Золотая осень". Рассмотрите внимательно картину и ответьте на вопросы: 
1. Почему картина так называются?
2. Что изображено на переднем плане картины? На дальнем? (изображение леса, который стоит стеной, сквозь золотую листву клёнов видны голубые просветы и т.д.)
3. С какими чувствами художник писал  эту картину?

4. Сумел ли художник передать свое настроение вам?

ж) Наблюдение над цветовой гаммой изображения осеннего пейзажа  в стихотворении и на картине.

- Посмотрите на картину, какие цвета использовал в ней художник? Какие цвета преобладающие? (Ребята описывают картину)

- Давайте посмотрим, какая богатая цветовая гамма в изображении осенних картин в стихотворении И. А. Бунина.

(Ребята вычитывают: 
"лиловый"; 
"золотой; 
"багряный"; 
желтый - "желтою резьбой"; 
голубой - "в лазури голубой"; 
синий - "в синей вышине"; 
серебристый - "как есть из серебра"; 
белый - "белый лепесток".)

Учитель. Очень интересно: художник и поэт изобразили похожие картины осени, словно договорились. Но, конечно же, никто ни с кем не договаривался, - просто красивое в природе привлекает любого человека, - мимо такой красоты нельзя пройти равнодушно.

 

з) Подготовка к выразительному чтению стихотворения учащимися.

— Какое настроение надо передать при чтении? (радость, восторг, любование)

— Какие строки повторяются? (Лес, точно терем расписной

  Лиловый, золотой, багряный)

— Одинаково ли их надо читать? (Нет)

(1 – более громко, восторженно, 2 – спокойно, тихо)

— Почему? (Когда автор входит в лес он им восхищается, а в конце замечает, что там тихо и старается не нарушать покой леса)

— Прочитайте стихотворение про себя и подготовьтесь к выразительному чтению.

- Чтение стихотворения учащимися вслух.

9. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- С каким стихотворением вы познакомились на уроке?

- Какие чувства выразил поэт в стихотворении? (восхищение, грусть).

- Совпало ли ваше настроение с настроением автора?

Вывод учителя  Очень важно замечать красоту окружающего мира, уметь любоваться ею, но ещё важнее сохранить эту красоту. Что мы должны помнить, находясь в лесу?

10. Домашнее задание:                                        

Варианты домашнего задания:

•         Прочитайте выразительно стихотворение И. А. Бунина  «Листопад»

•         Выберите понравившиеся фрагменты стихотворения и проиллюстрируйте их,

          сопроводите свой рисунок  текстом