3. Введение в раздел | Слайд 3 - Как вы думаете, куда спешит Афанасий? - Куда ведёт эта дверь? – Предположения учащихся - А сейчас откройте учебник на стр. 53, прочитайте название раздела. - Сказка – ложь, да в ней намёк… Слайд 4 - Кто может продолжить эти строки? Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок. Слайд 5  - Кто автор этих строк? - Из какого произведения эти строки? - Что значит намёк? (подсказка) - Как вы понимаете смысл этого предложения? Как вы думаете, какие сказки мы будем читать в этом разделе? Как это можно определить? Откройте содержание (стр.157). Прочитайте заголовки произведений, фамилии авторов. Теперь легче ответить на этот вопрос? - Это сказки о животных. Их называют анималистические сказки. - Почему же, читая сказки о животных, человек должен что-то наматывать себе на ус? (Предположения учащихся). А так ли это, мы попробуем ответить после того, как прочитаем все произведения этого раздела. | Афанасий спешит открыть дверь Предположения учащихся - Александр Сергеевич Пушкин. - "Сказка о золотом петушке". Предположения учащихся Работа с учебником Словарная работа |
4. Работа над стихотворением Ю. Мориц "Слониха, слонёнок и слон…" | Слайд 6 1 . Работа с текстом до чтения Прочитайте фамилию автора и название произведения, которое открывает этот раздел.Юнна Мориц "Слониха, слонёнок и слон…" Слайд7.  - Вспомните, какие произведения Ю. Мориц вы читали? - В чём особенность этих произведений? - У Юнны Мориц есть свой сайт, на котором можно найти все ее произведения, иллюстрации, отзывы читателей.  2. Работа с текстом во время чтения а) Чтение стихотворения про себя. - Ребята, о чём это стихотворение? - О том, как слоны путешествовали. - Какие картины вы себе представляли? (Высказывания детей). б) Чтение стихотворения по строфам с комментариями. - Читаем первую строфу. - Почему слон, слониха, слоненок уплыли на байдарке в море? - Им было скучно, они устали стоять в зоопарке. - Как выглядит байдарка? (лодочка) Представьте, как слоны дружно гребут. Покажите, как это у них получается. Подберите строчки из стихотворения к данной иллюстрации. Слайд 8 - Читаем вторую строфу. - Как вы себе представляете волны? - Мягкие, пушистые. - С кем подружились слоны? С чего это началось? - С улыбки. - Скажите, а "детская улыбка" – это какая? - Добрая, открытая. Подберите строчки из стихотворения к этой иллюстрации. Слайд 9 Прочитайте 3 строфу. - Как вы понимаете выражение "глоток задушевности нужен"?- Это, значит, пообщаться сердечно, искренне. Подберите строчки из стихотворения к этой картинке. Слайд 10  - Молодцы! Читаем 4 строфу. - Как сложились отношения между дельфинами и семьей слона? - Они подружились. - Из каких слов это видно? - Любили, как братья. - Что, значит, заключили в объятья? - Обняли на прощание. - Когда люди прощаются, какие жесты они при этом выполняют? - Они обнимают друг друга, жмут друг другу руки. «Подпишите» эту иллюстрацию. Слайд 11  |
"Попрыгать – поиграть", "Ванечка – пастух", "Ворона", "Что над чем", "Дом гнома, гном – дома"… В них чувствуется любовь автора к детям, животным, они весёлые и очень добрые. Чтение стихотворения про себя Чтение стихотворения по строфам с комментариями Творческая работа |
Чтение стихотворения по строфам с комментариями (продолжение работы) | Читаем следующую строфу. - Почему слоны вернулись? - Наверное, потому, что здесь их дом, у них здесь остались малыши. Да, кстати, байдарка причалила к речному вокзалу в городе Химки, который находится недалеко от Москвы. - Что привезли с собой слоны? - Они привезли с собой подарки - А вы любите получать подарки? А что любите больше - получать или дарить? (Когда вы повзрослеете, то поймете, что дарить подарки приятнее вдвойне. Ведь таким образом вы можете доставить радость близким вам людям). Какие строчки соответствуют этой картинке. Слайд 13 Кто из вас желает прочитать следующую строфу? - Кто такой слоновод? Уточнить значение этого слова поможет задание в рабочей тетради на с. 39, задание 2.(Выделить корни в словах). Слайд 14 - Человек, который ухаживает за слонами. - Почему слонов встречал "слоновод знаменитый", да еще устроил им праздник? - Наверное, потому, что их любили и соскучились по ним. Подберите строчки из текста. Слайд 15 Следующие две строфы объединим в одну. - По кому или по чему скучают слоны? - Вероятно, они скучают по дельфинам и по капусте. - А где они могут попробовать морскую капусту? - Наверное, только во сне. - Вот мы подошли к последней строфе стихотворения. | Чтение стихотворения по строфам с комментариями Предположения, ответы на вопросы, которые возникают по ходу чтения Словарная работа Выборочное чтение |
6. Работа с текстом после чтения | Когда вы читали стихотворение, чьё присутствие вы ещё ощущали? - Чувствуется присутствие автора. Из какой строчки в каждой строфе это видно? - Попробуйте прочитать последние строчки каждой строфы с тем чувством, которое автор постарался вложить в них. Что можно сказать об авторе? - Он тоже мечтает отправиться в путешествие вместе со слонами, встретить интересных друзей. - О чем это стихотворение? (Задание 3.) Слайд 16  Найдите подтверждение своего ответа в последней строфе. - "…и нам напевают ( слониха, слониха, слоненок и слон) Да-да! О мечте! О мечте!" - Да, о мечте. Это веселая добрая фантазия-мечта о дружбе, о настоящих друзьях, о доброте и душевном тепле. Так может фантазировать ребенок и взрослый, который не забыл, что он был ребенком. | Ответы на вопросы Выполнение заданий в р/т Выборочное чтение Определение основной мысли стихотворения |
9. Итог урока. Рефлексия | Слайд 19 - Дети, почему это стихотворение начинает, открывает раздел" Сказка-ложь, да в ней намёк"? - Потому что стихотворение похоже на сказку, его герои-животные. Люди тоже бывают одиноки, им тоже "глоток задушевности нужен". - Да, дети, мы прочитали о слонах, а задумались о людях. - С каким настроением заканчиваете урок? О чем подумали? Что почувствовали? - Оцените свою работу. | Потому что стихотворение похоже на сказку, его герои-животные. Люди тоже бывают одиноки, им тоже "глоток задушевности нужен"
Мы прочитали о слонах, а задумались о людях.
Самооценка З Ж К |