Тема урока: «Люблю природу русскую. Осень»
*формировать основы духовно-нравственного воспитания через приобщение и чтение литературных произведений.
*умение проверять себя и оценивать свои достижения.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
1.Оргмомент. Речевая разминка Актуализация знаний | Гимнастика *В небесах – сиянье (см.вверх) *Под ногой – шуршанье (см.вниз) *А вокруг – молчанье (рис.круг) -Ребята, сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по разделу «Люблю природу русскую». Предлагаю взять с собой хорошее настроение, знания, удачу, дружбу. - Вы согласны? -Кто будет активно, хорошо работать на уроке, получит награду – осенний листик. В конце урока эти листочки нам пригодятся, а для чего – пока секрет. - Возьмите на столе листочки со стихотворением про ворону. -Прочитайте для себя. -Какую историю рассказал нам автор стихотворения? -Действительно ли в лесу пожар? -Почему ворона так решила? -С какой интонацией кричит ворона? -Можно это стихотворение прочитать по ролям? -Подчеркните слова, которые кричит ворона. -Прочитайте стихотворение в паре по ролям. -Кто порадует нас выразительным чтением? | Готовы к уроку, внимательно слушают. - Да. Читают для себя. -Про пожар в лесу. -Нет. -Осенний лес стоит жёлтый, оранжевый…. Эти цвета похожи на цвет огня. (с тревогой, громко, с испугом) -Да. Автор и ворона. (подчёркивают слова) (чтение в паре по ролям) Читают вслух несколько пар. | Каждому ученику карточка со стихотворением. 1 цветной карандаш. |
2. Мотивация учебной деятельности. | Н.Сладков очень красиво сказал про Осень: « Всё перекрашивается: берёзы и клёны – в жёлтое, рябины и осины – в алое. И стоит весь лес, как сказочная Жар – птица! Хорошо в осеннем лесу!» -Как вы думаете, к какому времени года мы сегодня отправимся в гости? | (слушают) -К осени. | |
3Самоопределение к деятельности | -Да, сегодня мы будем говорить об удивительном и прекрасном времени года – осени. -Мы продолжим знакомство с осенью через чтение, музыку, изобразительное искусство. | | |
4. Введение в тему. Эмоциональный настрой. . Сказка «Скворец и осень» | -Предлагаю послушать сказку про осень. -Слушайте и запоминайте, о каких осенних приметах в ней говорится. -Можно ли в природе остановить осень? | Выступление группы детей. -Листья меняют окраску. -Листья опадают. -Птицы улетают в тёплые края. -Нет. В природе всё идёт по кругу. Времена года сменяют друг друга в определённом порядке. | |
5.Проверка знаний об осенних приметах. Работа в паре. Взаимооценка. | -Сегодня я вам принесла букетик из листьев. Но вдруг дунул ветерок, листочки улетели, к вам на парты тихо сели. -Листочки эти волшебные. Предлагаю вам поработать в паре. -Какие правила при работе в паре надо соблюдать? -Прочитайте вместе, что написано на листочках. -О чём вы прочитали? -Как вы считаете, какое задание нам принесли листочки сегодня на урок? -Верно. Определите, на каком листочке написано про осенние приметы. Перечитайте. -Решите, кто из вас будет читать вслух. -Слушаем ответы ребят, оцениваем. За правильный ответ вручаю листик. | Слушают, смотрят. -Уметь слушать друг друга, уметь договариваться. Ученики читают. -Приметы осени, зимы, лета. -Выбрать осенние приметы. Ученики работают самостоятельно. Пары по очереди выходят к доске, 1 читает, 2 прикрепляет листочек. - Все дети оценивают. | Листочки разноцветные с приметами времён года. Светофорик-сигнал |
6.Физминутка. | 1,2,3,4,5 Будем листья собирать. Лист берёзы, Лист рябины, Листик тополя, Листик осины, Листики дуба мы соберём. Маме букетик домой принесём. | | |
7.Беседа «А как думаешь ты?» | -Ребята, кому из вас нравится осень? -Чем она вам нравится? -А кому осень не нравится? Почему? -Мне очень понравились ваши ответы. Как замечательно вы рассказали о своих чувствах к этому времени года. | Ответы учащихся. | |
8.Слушание музыки. Презентация «Осень рядом с нами. Осень вокруг нас». | -Многих творческих людей вдохновила осень. И у них, как и у вас, тоже разное восприятие осени. -Однажды встретились художник, композитор, писатель и поэт. Они решили изобразить осень, каждый по-своему. -Как вы думаете, при помощи чего изобразил осень музыкант, композитор? -Давайте полюбуемся на картины осени в нашем селе и послушаем музыкальное произведение композитора Евгения Дога «Мелодия осени». -Какое настроение постарался передать нам композитор? | - звуками, музыкой, песнями Слушают. -весёлое, доброе, восторженное, радостное, грустное | |
9.Закрепление изученного материала. Презентация. Беседа. | -Осенняя природа богатством своих красок всегда привлекала внимание художников. -При помощи чего художники изображают картины природы? Художники Илья Семёнович Остроухов, Василий Дмитриевич Поленов, Исаак Ильич Левитан приглашают нас полюбоваться их картинами «Золотая осень». -Какая пора осени изображена на этих картинах? Почему? -Какие краски использовали художники для изображения осени? -Композиторы передают свои чувства звуками музыки, художники используют разнообразные краски. -Как же могут выразить своё настроение писатели и поэты? -Да, верно, писатели и поэты рисуют картины природы выразительными словами. | -красками, цветом, рисуют Рассматривают репродукции картин на экране. -ранняя, начало осени -переход от ранней поры в среднюю -яркие, светлые, тёплые, радостные -словами, стихами | |
10. Работа с учебником (выборочное чтение). | -Откройте учебник на с.72, 73, 74. -Найдите стихотворения, в которых поэты описывают картины ранней осени. А.Толстой «Осенние листья» С.Есенин «Закружилась листва» В.Брюсов «Сухие листья» За правильный ответ вручаю листик. | Открывают учебники. Работают по заданию. Выразительное чтение и чтение наизусть. | |
11.Отработка навыков выразительного чтения. Словарная работа. Презентация. | Слайд с отрывком из стихотворения. -Прочитайте для себя медленно и вдумчиво первое четверостишие стихотворения Фёдора Ивановича Тютчева «Есть в осени первоначальной». -Можно ли это стихотворение отнести к картинам «Золотая осень»? -Какие слова вам непонятны? -Если нам встречаются в произведениях непонятные слова, выражения, где мы можем узнать их значение? -Кто может объяснить значение этих слов? ДИВНАЯ – удивительная, прекрасная, восхитительная ЛУЧЕЗАРНЫЙ – светящийся лучами, лучистый, сияющий, сверкающий, блестящий, светлый Хрустальный произошло от слова ХРУСТАЛЬ – стекло высокого сорта с красивым блеском и игрой света, очень хрупкое, звонкое, мелодичное. -Слова, которые называют характерные признаки предметов и отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? называются ЭПИТЕТЫ. -Перечитайте ещё раз четверостишие, выделяя голосом эти слова. -Кто порадует нас своим чтением? -Как вы думаете, поэту нравится осень? | Читают для себя. В словарях, в библиотеке, в энциклопедиях, в Интернете, спросить учителя, родителей… «Дивная пора» очень короткая, подуют холодные ветры и «Хрустальный день» разобьётся. Перечитывают. 2-3 ученика читают вслух. -Да. | |
12.Чтение наизусть. Релаксация. | -Осень была любимейшим временем года художника Исаака Ильича Левитана. Он посвятил осени более 100 картин. -Рассмотрите репродукцию его картины осени. -Какими красками художник изобразил осень? - Какая пора осени изображена на его картине? -Расскажите стихотворения, которые вы учили о поздней осени. С.70 А.Плещеев «Осень наступила» С.71 А.Фет «Ласточки пропали» С.75 И.Токмакова «Опустел скворечник» | Слушают. Смотрят. -хмурыми, тёмными, мрачными -поздняя осень Чтение наизусть стихотворений о поздней осени. | |
13.Подведение итогов урока. СЛАЙД Открываю доску | -Вот и заканчивается наше путешествие в мир осени. -Давайте подведём итог нашего урока-путешествия. -Прочитайте, подумайте, выберите для себя предложение. -После урока мне захотелось… -Мне очень понравилось… -Я хочу рассказать… -На этом уроке я похвалил бы себя за… -Ребята, а теперь я хочу раскрыть секретик, о котором я вам сказала вначале урока. Девушка – осень благодарит вас за такую замечательную работу на уроке. -Давайте мы украсим её наряд осенними листочками, которые вы получали в награду за отличную работу. - А Осень приготовила для вас свои маленькие награды. | Ответы учащихся. | |