Тема: Н. Заболоцкий «Весной в лесу»
Цель урока:
- работая с поэтическим текстом Н.Заболоцкого, увидеть два образа весенней природы;
-научить детей смотреть на мир глазами поэтов и художников – импрессионистов.
Задачи урока:
Образовательные:
1. Обеспечить восприятие и понимание новых произведений поэтов и художников.
2. Формирование культуры речи, приобщение детей к художественной литературе как к искусству слова и изобразительной культуре.
3. Формирование умения понимать, что каждый художник (поэт, живописец) отражает вечные ценности: красоту природы, переживание красоты природы человеком, любви к своему отечеству.
4. Совершенствование навыков работы с текстом стихотворения.
Совершенствование техники чтения и выразительности речи.
Развивающие:
1. Развитие познавательных процессов: мышления, памяти, воображения, восприятия, наблюдательности, индивидуальных познавательных способностей каждого школьника.
2. Развитие эмоционально-волевой сферы.
3. Развитие мотивационной сферы.
4.Формирование УУД: познавательных, коммуникативных, личностных, регулятивных
Воспитательные:
1. Умение видеть, понимать, создавать красоту в окружающем ребёнка мире.
2. Формирование духовных ценностей личности младшего школьника.
Оборудование: учебник Н.А.Чуракова, «Литературное чтение», часть вторая:
компьютер, проектор, портреты поэтов К.Некрасовой, А.Асеева, А.Вознесенского, Н.Заболоцкого, портреты художников Клода Моне и Огюста Ренуара, репродукции картин, тексты стихов Н.Заболоцкого для дополнительного чтения учащимися,
Ход урока:
Организация деятельности детей
Актуализация знаний
Как называется глава, которую мы начали? (Поэт, время, природа)
-Как вы понимаете связь этих трёх понятий?
Проверка домашнего задания
1.Чтение стихов в группах. Взаимоконтроль, взаимооценка, рефлексия
- Стихи каких авторов мы читали на предыдущих уроках? Слайд 1
- Прочитайте понравившееся вам стихотворение, оцените чтение одноклассников, используя критерии.
2. Чтение стихов вслух
3. Обобщение учителя о качестве чтения, выполнении требований к выразительному чтению
Введение в тему
Чтение высказывания: Природа для поэтов 20-го века - это и музей и лаборатория. Она и вечная и каждый раз обновляющаяся.
- Как вы понимаете смысл данного высказывания?
Определение детьми темы и задач урока слайд 1
Работа над новым материалом
Биография Н.Заболоцкого. Рассказывают заранее подготовленные дети с использованием наглядного материала Слайд 2, 3, 4
Николай Алексеевич ЗАБОЛОЦКИЙ
Родился Николай Алексеевич Заболоцкий в деревне и детство свое провел среди лугов и лесов, зверей и птиц. "Вдоволь наслушался я там соловьев, — вспоминал потом Николай Алексеевич, — вдоволь насмотрелся закатов... Свою сознательную жизнь я почти полностью прожил в больших городах, но чудесная природа никогда не умирала в моей душе и отобразилась во многих моих стихотворениях."
А стихи у Николая Заболоцкого получались очень необычными. Ну, вот хотя бы такой отрывок из поэмы "Безумный волк":
Я закрываю глаза и вижу стеклянное здание леса.
Стройные волки, одетые в легкие платья,
Преданы долгой научной беседе.
Вот отделился один,
Поднимает прозрачные лапы,
Плавно взлетает на воздух,
Ложится на спину,
Ветер его на восток над долинами гонит.
Волки внизу говорят:
"Удалился философ,
Чтоб лопухам преподать
Геометрию неба".
Вот ведь, оказывается, и волк может быть совсем другим, так и хочется сказать: "человеком" — не хищником, а мудрецом и философом. Если только захочет, конечно... Такова мысль.
Но вдобавок еще мы как будто бы видим всю эту "безумную" картину, представляем себе "стеклянное здание леса". Уж очень тут хорошо обо всем написано! Поэтому у нас и возникает поэтический образ того, о чем мы читаем.
И еще: стихи эти не совсем привычны. В них же нет рифм, да и ритм какой-то необычный... Такие стихи называются "белыми". Но прочитайте их медленно, нараспев — и вы услышите, как звучит музыка слов и звуков: Ветер его на восток над долинами гонит... (чтение учащимися)
Вот и получается: мысль — образ — музыка. То, что Николай Заболоцкий считал главным в поэзии. Не потому ли мы испытываем необъяснимое удовольствие при чтении этих строк?
Одно время Николай Алексеевич писал детские стихи для веселых журналов "Еж" и "Чиж", которые издавались в Ленинграде в начале тридцатых годов.
Жизнь – всюду, по Заболоцкому, где есть свет, свет души. А свет души рождается там, где человек глубоко чувствует природу
“Чем обычней простое растенье,
тем живее волнует меня
первых листьев его появленье
на рассвете весеннего дня”
Восприятие нового. Чтение стихотворения учителем
-Дети, что вы хотите сказать об этом стихотворении?
3. Чтение стихотворения в парах шёпотом
- Какой из образов стихотворения представляете лучше всего?
4. Анализ произведения
а) сопоставление частей текста, ответы на вопросы учебника выборочное чтение
- Как лирический герой воспринимает природу весной?
- Случайно ли в одной части стихотворения поэт использует такие слова: лаборатория, колбочки, химик, врач, тетрадка, урок, а в другой части слова: таинственный, дикарь, причитания, старинные, хоровод, сказки, древние, чудеса? Слайд 5
б) Обобщение учителя
В первой части поэт создает современный образ весенней природы, процесс его ежегодного обновления. Во второй части - сказочный, фольклорный образ весенней природы, главное в котором - идея вечности природы, ее овеянности старинными поверьями, легендами и сказками.
5. Исследование текста
а) беседа по вопросам
-Правильно ли будет сказать, что в разных частях стихотворения поэт создает два разных образа весенней природы?
- Так что же такое весенняя природа для лирического героя?
б) Обобщение учителя
Весенняя природа для лирического героя – это и современная лаборатория, и старинная сказка, персонажами которой являются все ее дети: глухари и зайцы, в данном случае, т.е. птицы и звери, наиболее страстно реагирующие на приход весны.
-Природа для поэтов XX века – это и музей, и лаборатория. Она и вечная, и каждый раз обновляющаяся.
Интеграция художественного слова и изобразительного искусства с показом слайдов
Вступительное слово учителя
Каждый человек воспринимает природу по-своему. Художники и поэты передают свои чувства при помощи красок и слова.
а) Понятие «импрессионизм» Слайд 6
Поэт Н. Заболоцкий очень любил живопись. Сейчас мы отправимся на международную выставку «Необычный взгляд на мир», отыщем там пейзажи Клода Моне и Огюста Ренуара. Авторы этих пейзажей – французские художники- импрессионисты (от франц. слова «импресьен»- впечатление), которые жили во второй половине XIX- в первой трети XX века.
б) пейзажи Клода Моне Слайд 7-9
в) пейзажи Огюста Ренуара Слайды10-11
2. Работа с репродукциями Клода Моне и Огюста Ренуара
-Что привлекает художников в изображении природы: ее вечная неувядающая красота или ее изменчивость, быстротечность, присущее ей движение (обрати внимание на облака, игру света и тени, на отражения в воде, вибрацию воздуха)?
Обобщение учителя
Импрессионисты от слова « впечатление», значит, их больше волнует изменчивость, хотя и красотой природы на их пейзажах можно залюбоваться, потому, наверное, что они так точно подмечают ее изменчивость.
Вот именно эту присущую природе изменчивость и стараются «схватить» и передать импрессионисты. Им важно написать не столько сами деревья, сколько впечатление вибрации листиков на деревьях; не поверхность реки, но впечатление солнечного блеска, ослепительных бликов, которыми искрится река; не сами лодки, но ощущение их покачивания на воде. Но вместе с тем, «останавливая» конкретные мгновения, художники увековечивают неувядающую прелесть все время меняющейся природы.
- Какой из пейзажей кажется более жизнерадостным?
-В каком ярче выражена сиюсекундность происходящего?
Обобщение:
Пейзаж Ренуара «Лягушатник». Художник изобразил излюбленное место купания парижан, прозванное в шутку «лягушатником», где погожими днями собиралась молодежь.
Если пейзаж Клода Моне «Сена у Буживаля» представляет собой достаточно завершенную и красивую композицию: широкая дорога постепенно сужается и уходит вдаль. В самом центре картины есть точка схода всех линий, к ней устремляются дорога и тротуар, склоны гор. В пейзаже Ренуара намеренно подчеркнута случайность того кусочка природы, который выхватывает глаз. Это не выстроенная красивая композиция, а некий фрагмент. Именно поэтому верхней кромкой холста обрезаны деревья, а нижней - лодки. Из-за этого стремления передавать не предметы, а лишь впечатление, которое они производят, мы чувствуем сиюсекундность всего происходящего.
3. Обобщение. Мнение детей по теме урока, высказывания по тексту на доске
8. Рефлексия на выбор
- Что удивило на уроке?
- Что вас порадовало?
- Что бы вам хотелось еще узнать?
- Чем заинтересовались?
-Мои чувства…
Эмоциональное завершение урока. Чтение учащимися стихотворения Н,Заболоцкого «Уступи мне, скворец, уголок»
Уступи мне, скворец, уголок,
Посели меня а старом скворешнике.
Отдаю тебе душу в залог
За твои голубые подснежники.
И свистит и бормочет весна,
По колено затоплены тополи.
Пробуждаются клены от сна,
Чтоб, как бабочки, листья захлопали.
И такой на полях кавардак,
И такая ручьев околесица,
Что попробуй, покинув чердак,
Сломя голову в рощу не броситься!
Начинай серенаду, скворец!
Сквозь литавры и бубны истории
Ты - наш первый весенний певец
Из березовой консерватории.
Открывай представленье, свистун!
Запрокинься головкою розовой,
Разрывая сияние струн
В самом горле у рощи березовой.
Я и сам бы стараться горазд,
Да шепнула мне бабочка-странница:
«Кто бывает весною горласт,
Тот без голоса к лету останется»
А весна хороша, хороша!
Охватило всю душу сиренями.
Поднимай же скворешню, душа,
Над твоими садами весенними.
Поселись на высоком шесте,
Полыхая по небу восторгами,
Прилепись паутинкой к звезде
Вместе с птичьими скороговорками.
Повернись к мирозданью лицом,
Голубые подснежники чествуя,
С потерявшим сознанье скворцом
По весенним полям путешествуя
1948
9. Домашнее задание (на выбор) Слайд 13
- приготовьте сообщение «Эпизоды из жизни поэта»;
- найдите стихи Н.Заболоцкого, приготовьте для выразительного чтения или выучите наизусть
Я воспитан природой суровой,
Мне довольно заметить у ног
Одуванчика шарик пуховый,
Подорожника твердый клинок.
Чем обычней простое растенье,
Тем живее волнует меня
Первых листьев его появленье
На рассвете весеннего дня.
В государстве ромашек, у края,
Где ручей, задыхаясь, поет,
Пролежал бы всю ночь до утра я,
Запрокинув лицо в небосвод.
Жизнь потоком светящейся пыли
Всё текла бы, текла сквозь листы,
И туманные звезды светили,
Заливая лучами кусты.
И, внимая весеннему шуму
Посреди очарованных трав,
Всё лежал бы и думал я думу
Беспредельных полей и дубрав
.
В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
С утра обремененная работой,
Трудом лесов, заботами полей,
Природа смотрит как бы с неохотой
На нас, не очарованных людей.
И лишь когда за темной чащей леса
Вечерний луч таинственно блеснет,
Обыденности плотная завеса
С ее красот мгновенно упадет.
Вздохнут леса, опущенные в воду,
И, как бы сквозь прозрачное стекло,
Вся грудь реки приникнет к небосводу
И загорится влажно и светло.
Из белых башен облачного мира
Сойдет огонь, и в нежном том огне,
Как будто под руками ювелира,
Сквозные тени лягут в глубине.
И чем ясней становятся детали
Предметов, расположенных вокруг,
Тем необъятней делаются дали
Речных лугов, затонов и излук.
Горит весь мир, прозрачен и духовен,
Теперь-то он поистине хорош,
И ты, ликуя, множество диковин
В его живых чертах распознаешь.
7