Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...»
Тема: Как создаются мультфильмы?
(Сказка-сценарий А. Курляндского «Ну, погоди!»)
Цель.познакомить учащихся с созданием мультфильма на примере произведения А. Курляндского «Ну - погоди»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Используемые технологии и методы обучения: технология проблемного диалога, технология продуктивного чтения, групповой метод, частично-поисковый метод, практический метод, технология оценивания учебных успехов.
Способы контроля: работа с информационным источником, практическая работа в паре, в группе.
Подготовительная работа: на предыдущем уроке учащиеся анализировали сценарий как новый вид литературного произведения, характеризовали героев, делили текст на 5 смысловых частей, дома иллюстрировали фрагменты сценария.
Формирование УУД
познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую, подробно пересказывать небольшие тексты, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, находить ответы на вопросы в тексте и иллюстрациях;
коммуникативные: слушать и понимать речь других, выразительно читать и пересказывать текст, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, учиться работать в парах, в группах, выполняя определённую роль;
регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, учить планировать деятельность, выполнять свою роль в группе с целью создания творческого продукта.
личностные: выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции;
предметные: размышлять о характере и поступках героя; относить произведение к определённому жанру, уточнить представления детей о создании мультфильмов, познакомить с историей его создания.
Деятельность учащихся:
-
– Участвоватьв диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
– Читать вслух целымисловами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп и тон речи.
– Пересказывать текст по заданному плану.
Ход урока.
1. Организационный момент.
-Я желаю, чтобы этот урок прошел с пользой и вы узнали что-то повое.
Сегодня к нам на урок заглянуло солнышко из стихотворения Эммы Мошковской. (На доске грустное солнышко).какое солнышко? С какой интонацией будем читать? Каким темпом?
Встало солнце кислое,
Смотрит – небо скисло,
В кислом небе кислое
Облако повисло…
И спешат несчастные
Кислые прохожие
И едят ужасно
Кислое мороженое…
Даже сахар кислый!
Скисло все варенье!
Потому что кислое
Было настроение.
II- Каким должен быть урок, чтобы поднять настроение.давайте проведем речевую разминку.
Туча солнце заслонила
И зверье загомонило.
Глянула на небо утка:
-Кря-кря-кря! Погода жуткая!
Кряжется за-кря-пал дождь.
Звук подал овечий вождь:
-Бе-е, -сказал баран, - бе-еда!
Убегу в сарай тогда,
Сбе-е –регу белую шубку.
Тут послышалось из будки;
-Гав-гав- гав! –Гав-гав! Рры–ррыы!
Радуется солнышко, играет лучами.(поменять грустное солнышко на веселое).
III.Сообщение темы и цели урока.
-Один лучик солнышко подарило мне. А я подарю этот лучик вам. Следите за лучиком , читайте и вы узнаете тему нашего урока.
к | с | з | у |
ф | А | т | ю |
о | м | д | Ы |
и | я | л | ь |
(Как создаются мультфильмы). А помогут нам герои мультфильма А.Курляндского «Ну, погоди!»
- Что мы называем мультфильмами?
- Мульт - (англ.) «множественный».
Мультипликация – киносъёмка последовательных этапов движения рисованных или объёмных фигур (кукольных, пластилиновых), в результате которой при показе на экране у зрителя создаётся иллюзия их движения.
4. Актуализация знаний.
Сейчас вы будете работать по группам..
-Обсудите в своей группе, кто, по вашему мнению, нужен для создания мультфильма, люди каких профессий помогают создать его? (обсуждение в группах, дополнение ребят из другой группы)
Молодцы, много знаете.
А сейчас я предлагаю поработать в паре, прочитайте текст о создании мультфильмов и подчеркните: Люди каких профессий трудятся над созданием мультфильма
5. Исследовательская работа (создание мультфильма)
- Ребята, как вы думаете с чего всё начинается? (с написания сценария)
- Что такое сценарий, ребята? (произведение с подробным описанием действия и реплик, предназначенное для создания кино или телефильма, представления, спектакля
Сценарий написал Александр Курляндский
Что делает сценарист? (придумывает героев, сюжет).
Хорошо, давайте немного поработаем
1группа - поработайте над героем – заяц, опишите его черты,
2 группа – поработайте над героем – волк, опишите его черты,
3 группа – поработайте над сюжетом произведения , т.е. надо восстановить последовательность событий (разложите полоски с содержанием текста, чтобы соблюдалась последовательность событий). (Работа с деформированным текстом.)
Проверка каждой группы, дополнение
Образец ключа для первой и второй групп:
Добрый, злобный, грубый, весёлый, заботливый, находчивый, решительный, глупый, маленький, упорный, трусишка, фантазёр, отчаянный, упрямый, жизнерадостный, смелый, жалостливый, хвастливый, терпеливый, сильный, догадливый, умный, быстрый, насмешливый, активный, сердитый, умеет удивляться, настойчивый.
Образец ключа для третьей группы:
1.Сидели как - то Волк и Зайчик перед экраном телевизора
2. И вот волк уже в шубе
3. Плавает Волк, радуется
4. Растаял на озере лёд, травка показалась, ягодки пошли, грибочки
5. Сосновые шишки превратились в ананасы
6.Следом за волком вылезли крокодильчики
7. Прыгнул Волк на дерево, обезьяной забрался на самую верхушку
8.Подскочил Зайчик к розетке, выдернул вилку
9. Ну- ну, Заяц, ну, погоди!
!0 . И снова оказались перед экраном телевизора.
Итог: Молодцы, справились с этим заданием.
Сюжет есть, герои есть, значит, мультфильм готов? (нет)
Руководит всеми - один человек – режиссёр - творческий работник, художественный руководитель телевизионной постановки. Карточка- режиссёр
-Вместе с режиссером работают…. (художники-мультипликаторы)
Дома вы все попробовали себя в роли художников, рисовали сюжеты произведения
-Что интересного узнали про художников-мультипликаторов из текста?
-Дальше за работу приступает кто?(Карточка – звукорежиссер)
-Что он делает?(подбирает актеров)
В мультфильме «Ну, погоди!» главные роли озвучивали актеры:Анатолий Дмитриевич Папанов-волк, Клара Михайловна Румянова- заяц
-а еще что делает звукорежиссер?
Давайте поработаем звукорежиссерами в парах.
Работа в парах: найти и прочитать в тексте звуки, которые можно услышать в тексте сценария (булькающая вода, хохот, щёлканье выключателя, песня, крик, звук пилы, стук зубов...)
-И кто собирает все воедино? (монтажист)
-Вроли монтажистов вы поработаете в группах. Нужно фрагменты сценария, которые вы рисовали дома, соединить последовательно
-А теперь в группе договоритесь и распределите профессии.(какие роли вам нужны? (режиссер, актеры, звукорежиссеры) А затем каждая группа представит показ мультфильма
Итог:
Вот как много людей работают над созданием мультфильма, вы сами в этом убедились
8. Домашнее задание.
Посмотреть выпуск «Ну, погоди!». После просмотра вы скажете, все ли эпизоды совпадают со сценарием.(телевыпуск 1 или 21 серия)Творческое задание - придумать свою историю про волка и зайца.
А сейчас я хочу, чтобы вы выразили свое отношение к уроку, начиная с фразы….