II. Постановка учебной задачи. Формулирование проблемы. Цель: воспроизведение необходимых и достаточных знаний для введения новых знаний, выявление проблемы, проговаривание цели и темы урока. | - Итак, мы снова в нашей читательской мастерской. Предположите, что вас сегодня ждёт? -Мы побываем в роли создателей текста: составим единый рассказ из нескольких частей, озаглавим его, попробуем разгадать настоящее заглавие, которое дал сам автор. Но сначала ответьте мне, пожалуйста, на один вопрос, какого человека вы считаете храбрым? - А среди вас есть храбрые ученики? - А всегда ли храброго и сильного человека можно назвать умным? - Этот же вопрос я вам задам в конце урока. А сейчас за работу! - Мы с вами разделились на 5 групп по 3-4 участника, т.к. текст я разделила на 5 частей. Каждая группа получает один деформированный текст. - Так как вам предстоит работать в группах, вспомните правила работы в группе. | Предположения детей. Ответы детей. Правила работы в группе. 1.Работать сообща. 2.Уметь выслушать друг друга, совещаться, не кричать и т.д. 3.Слушать других, не перебивая, внимательно. 4. Выбрать лидера группы. 5. Уметь распределить обязанности между собой, четко знать долю работы каждого. 6. Уметь договориться, помочь друг другу. | Коммуникативные, логические УУД .: Умение выражать свои мысли, строить высказывание. Регулятивные УУД: Определять и формулировать тему урока с помощью учителя. |
lll. Мобилизующий этап. Речевая разминка. Цель: подготовка органов речи к чтению. | - Прежде чем вы приступите к работе, давайте, выполним несколько упражнений, чтобы читать правильно, быстро, без ошибок. 1)Поработаем над скороговоркой: - Саше дали кашу, а Клаше – простоквашу. -Как нужно правильно читать скороговорки? 2) Словарно-лексическая работа Для того, чтобы правильно читать, нельзя пропускать ни одной буквы, быть внимательным. Первый раз трудные слова мы читаем плавно, по слогам, затем – целыми словами: не – до – ста – то – чно – недостаточно про – гу – ля – ет – ся – прогуляется от – толк – нул – оттолкнул | Первый раз читаем медленно, второй раз со средней скоростью, в третий раз – 3 раза быстро. Произношение скороговорок. | |
lV. Работа с деформированным текстом. Цель:отработка умения работать с текстом, пересказывать текст кратко, анализировать. V. Физминутка Цель: охрана здоровья детей, снятие мышечного и зрительного напряжения. Vl.Знакомство с художественным текстом с элементами анализа. Цель: знакомство с произведением М.Зощенко "Самое главное", формировать умение анализировать текст, уметь отвечать на вопросы по тексту, выбирать нужные словосочетания для составления характеристик героев. Vll.Обобщение Цель:выяснение главного смысла рассказа Vlll.Знакомство с творчеством М. Зощенко. Выставка его книг. Цель: прогнозирование названия рассказа; знакомство с творчеством М.Зощенко. lX. Итог урока. Цель: совершенствование умения делать выводы X. Рефлексия. Цель:осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей группы. Xl. Домашнее задание. Цель:применить полученные знания на практике. | -Возьмите одну из этих частей. 1) Прочитайте внимательно текст, подчеркните ключевые слова, которые помогут вам при пересказе. Если слово непонятное – найдите объяснение в словаре. 2) Перескажите про себя 3-4 предложениями, а затем вслух своим соседям. -Объедините все части в один текст. Приклейте на альбомный лист. перечитайте ещё раз. -Определите тему вашего текста, придумайте и запишите на полоске бумаги заголовок. -Теперь, когда вы проделали такую сложную работу, послушайте весь рассказ внимательно, постарайтесь определить которой по счёту будет ваша часть. Вопросы по тексту. - От чьего имени ведется повествование? Почему? Кто главные герои рассказа? Почему? - Каким был мальчик Андрюша? - Какие слова и выражения использует М. Зощенко для характеристики своего героя? - Понравился ли вам герой рассказа? - Что советовала мама Андрюше? - Как Андрюша пытался выполнить советы мамы? - Как вы думаете, понял ли Андрюша, что самое главное, чтобы быть сильным и храбрым? -Как вы думаете, как автор относится к герою рассказа? -А как бы вы поступили на месте героя? - Посмотрите внимательно на заголовки, которые вы придумали к своим частям. Соответствуют ли они прослушанному тексту? - Измените порядок заголовков. - У нас получился….. (план произведения). 1. Андрюша и мама. 2. Андрюша и мальчишки 3. Андрюша и собака 4. Андрюша и тонущий мальчик 5. Самое главное -Какими словами можно выразить главную мысль этого произведения? -Подтвердить точность определения главной мысли можно, если вместо пропущенных слов вы правильно подставите нужные слова. На карточке: Надо многое знать. А для того, чтобы много знать, надо учиться. Кто учится, тот бывает умным. А кто умный, тот должен быть храбрым. А храбрых и умных все любят и уважают. - Какова же главная мысль произведения? - Я на доске записала две пословицы. Прочтите их и подумайте, какая наиболее полно отражает главную мысль нашего рассказа? На доске: Знание – сила. Ученье – свет, а неученье – тьма. - Как бы вы хотели озаглавить этот рассказ? - А настоящее название рассказа – «Самое главное». Написал его – Михаил Михайлович Зощенко. Михаил Зощенко – детский писатель. Жил он в 20 веке. Михаил Зощенко написал рассказы о детях на войне, рассказы о животных, смешные рассказы о детях. Самое лучшее его произведение – это рассказы о собственном детстве писателя – «Лёля и Митя». Все его рассказы поучительные. Но с детьми он всегда говорил не назидательным языком, а с юмором. Он всегда говорил: «Когда я пишу рассказы для детей, никогда не думаю о них свысока, не считаю себя умнее и лучше». Не прячет он в своих рассказах и мораль, но его рассказы от этого не становятся скучными. Подробнее с его биографией мы познакомимся на последующих уроках. На выставке вы видите его несколько произведений. Рассказы Михаила Зощенко переведены даже на чувашский язык. Называется эта книга (представляю книгу). На перемене вы можете подойти, посмотреть поближе эти книги. - С творчеством, какого писателя мы сегодня познакомились? - Чему научил вас этот рассказ? - Захотелось ли вам прочитать его другие произведения? - И ещё раз вернемся к тому вопросу, который я задала вам вначале урока: всегда ли сильного и храброго человека можно назвать умным? -Какими качествами должен обладать умный человек? - Молодцы! Мне очень приятно было с вами работать с вами, а нашим гостям наблюдать за вами. Завершается наш урок. Оцениваете работу своей группы? Что у вас получилось? А что не совсем понравилось? - Каждый к своей части нарисует иллюстрацию, подготовит пересказ от имени Андрюши. На следующем уроке мы перескажем текст по рисункам. | Индивидуальная работа обучающихся по алгоритму с частью деформированного текста. Работа в группе Заголовки вывешивают на доске Обучающиеся слушают текст в аудиозаписи. Обучающиеся отвечают на вопросы. Не соответствуют. Обучающие делают поправки. Ответы детей. Работа в группе. Ученики подбирают сообща слова, которые можно подставить вместо пропусков. Автор показал важность знаний. Ответы детей. Предположения детей. С информацией выступает подготовленный ученик Ответы детей. Заполняют лист самооценки и работу в группе. | Коммуникативные УУД Общеучебные действия (умение адекватно, кратко передавать содержание текста, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Логические действия (синтез как составление целого из частей) Знаково-символи- ческие действия(схематизация учебного материала). Регулятивные (смысловое чтение, извлечение необходимой информации). КоммуникативныеУУД: умение слушать. анализировать текст, строить высказывания Общеучебные действия (умение передавать содержание текста) Коммуникативные у.у.д. Логические действия (синтез) Знаково-символи- ческие действия(схематизация учебного материала) Знаково – символические действия (схематизация учебного материала) Логические действия (анализ, выведение следствий) Регулятивные Контроль, коррекция, оценка, саморегуляция |