Ι. Этап мотивации. Психологический настрой | Видеоролик об осени (у автора) 1. На фоне видеоролика танец «листьев» 2. На фоне видеоролика чтение стихотворения об осенней картине («Осень только взялась за работу…» – читают ученики): Осень только взялась за работу, Только вынула кисть и резец, Положила кой-где позолоту, Кое-где уронила багрец И замешкалась, будто решая, приниматься Ей этак иль так? То отчается, краски мешая, и в смущенье отступит на шаг… То зайдётся от злости и в клочья Всё порвёт беспощадной рукой… И внезапно, мучительной ночью, Обретёт величавый покой. И тогда уж, сорвав воедино Все усилья, раздумья, пути, Нарисует такую картину, что не сможем Мы глаз отвести! | Познавательные УУД Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. |
II. Актуализация знаний. | 3. «Осень в изобразительном искусстве»: – Верите ли вы, что осенний пейзаж можно передать с помощью красок и кисти? – Давайте рассмотрим репродукцию картины «Золотая осень» Исаака Левитана. Приём «Ученик– ученики»: – Задайте вопросы классу по этой картине («Что изображено?, Почему осень называется золотой?, Таким лес бывает в начале осени или в конце?, Какие цвета преобладают в картине?, Ваши впечатления от пейзажа?, Какие чувства возникают, глядя на картину?) | Личностные результаты Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
III. Определение темы урока. | – Ребята, предположите чему посвящена тема нашего урока? – О чём будем говорить? – Скажите, с помощью каких видов искусства можно увидеть и рассмотреть осень, услышать её звуки, уловить её запахи, наслаждаться разнообразием красок? ( живопись, музыка, литература и прежде всего – поэзия.) | Регулятивные УУД Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану. |
IV. Развитие умений. | 4. «Осень в музыке» – Послушаем ребят. Как можно об этом красиво сказать. Слова ученицы: Листья, как ноты, роняет кудесница-осень. А музыка у осени проста… Мелодия воздушна и легка. В ней шорохи опавшего листа. – Верите ли вы, что неповторимую красоту осеннего пейзажа можно передать с помощью музыки? – Давайте послушаем музыкальное произведение русского композитора П.И.Чайковского «Осенняя песня» из цикла «Времена года» Учитель исполняет фрагмент на синтезаторе Затем звучит аудиозапись. – Какие интонации преобладают в мелодии? (грустные, интонации-вздохи, грусть по уходящему лету) – Послушаем красивые слова об осенней природе. Слова ученицы: Осенняя природа… Её рисуют художники, сочиняют музыку композиторы, о ней пишут стихи поэты. У художников – краски, у композиторов – ноты, у поэтов – слова. Высказывания учащихся: – Осень. Осень… Она кажется многим унылой, скучной, тоскливой. Дождик…, холодно по вечерам, поздно светает утром. Да, всё так! – Но в осени есть своя, только ей присущая прелесть. – Этим временем года восхищались многие поэты. Изображая природу, они выражали своё отношение к ней, передавали любовь к родной земле. | Коммуникативные УУД Развиваем умение слушать и понимать речь других. Выразительно читать стихотворения Оформлять свои мысли в устной форме. Умение работать в группах. |
VIII. Работа с текстами после чтения. | Повторное чтение вслух: а) чтение учителем б) чтение учащимися по четверостишиям в) анализ содержания: Осень Поспевает брусника, Стали дни холоднее, И от птичьего крика В сердце только грустнее. (Почему грустнее? Откуда эта грусть?) Стаи птиц улетают, Прочь за синее море, (Представьте эту картину: птицы летят с прощальным криком…) Все деревья блистают В разноцветном уборе. (Какие краски в этом «разноцветном уборе» вы увидели?) Солнце реже смеётся, (То есть… оно реже выглядывает из-за туч и посылает своё тепло земле.) Нет в цветах благовонья. (Благовоние – старинное слово, означает приятный запах. То есть цветы больше не пахнут, как летом.) Скоро Осень проснётся И заплачет спросонья. (То есть… скоро пойдут осенние дожди.) – Мы уже встречались с таким приёмом, когда поэты как бы «оживляют» природу. Найдите в стихотворении этот приём, прочитайте. Такой приём в науке о литературе называетсяолицетворение. Попробуйте «расшифровать» это слово (корни -лиц– и -твор-, «творить лицо», личность, т.е. создавать живое). – Так какая же осень у К. Бальмонта? (Только-только наступает, грустная, меньше солнечных дней, уже не пахнут цветы, но красота ещё не увяла: «деревья блистают в разноцветном уборе»…) а) Просмотр видеоролика «Есть в осени первоначальной» (у автора) б) Прослушивание стихотворения в аудиозаписи (у автора) Фёдор Тютчев *** Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора. (Дивная – от слова… диво, т.е. чудо. Что же это за короткая, но чудесная пора в начале осени? Вопрос не требует ответа.) Весь день стоит как бы хрустальный, (Хрустальный день – как вы его представляете? Видели хрусталь? Он прозрачный, сияющий… Значит – абсолютно ясное небо, прозрачный воздух…) И лучезарны вечера... (Тоже ясные, светлые.) Где бодрый серп гулял и падал колос, (То есть в полях, где совсем недавно колосья убирали, срезали серпами.) Теперь уж пусто всё – простор везде, Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде. (Поля опустели, и борозда «праздная», т.е. пустая, она отдыхает…) Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко ещё до первых зимних бурь – И льётся чистая и тёплая лазурь На отдыхающее поле... (Представили? Лазурь – это ярко-голубой цвет, он как бы льётся с небес…) – Что же это за «короткая, но дивная пора» в начале осени? Какой вы её увидели? (Ясные солнечные дни, как бы прозрачные, светлые, кругом тишина и простор убранных полей, синева неба. Первые зимние бури ещё так не скоро… Природа наслаждается теплом и покоем. В народе эту пору называют бабьим летом.) Выразительное чтение: – У поэтов осень разная, и разным настроением проникнуты эти стихи. Попробуйте прочитать их, передать настроение поэтов и ещё раз представить картины, которые они рисуют. (Чтение двух учеников.) Обобщение: – Действительно, осень у русских поэтов разная: у Тютчева – одна зарисовка, одно мгновение осени; у Бальмонта – грусть от приближающейся осени. Интересно, что каждый читатель улавливает в стихотворении какие-то свои особые мысли и чувства, и стихотворение у каждого читателя звучит по-своему. Читатель выражает и своё понимание, и отношение к прочитанному. | |