Звук /ж/, буквы ж, Ж
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
Цели деятельности педагога:
- создать условия для формирования умений выделять звонкий твёрдый согласный звук /ж/;
- упражнять в чтении слогов, слов и текстов с буквой «ж»;
- закреплять понимание смыслоразличительной функции фонем на примере сравнения минимальных пар слов;
- закреплять знание условного обозначения звонкого, глухого, твёрдого и мягкого согласных звуков;
- формировать умения читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы;
- развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения;
- воспитывать интерес к чтению.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
Метапредметные УУД:
1). Регулятивные УУД: отличать новое знание от уже известного с помощью учителя; формулировать проблему и цель урока; проговаривать последовательность действий на уроке.
2). Коммуникативные УУД: уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика (партнёра по коммуникации) и учителя, умение договаривать при работе в паре.
3). Познавательные УУД: умение ориентироваться в учебнике; определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике по заданию учителя; сравнивать предметы, объекты, группировать классифицировать; пересказывать прочитанное или прослушанное.
Предметные: акцентированно произносить звуки в заданноу последовательности в слове; выделять один из них и давать полную характеристику; при анализе использовать практические приёмы определения звонкости- глухости согласных звуков и ударного слога в слове; делить слово на слоги, выделять ударный; читать в схемах звуковою запись слов по слогам и орфоэпически.
Оборудоание: карточки со слогами, карточки с буквами, фишки- звуки, шаблоны- прямоугольники и шаблоны- треугольники для составления схем предложений.
Сценарий урока
1.Организационный этап
- Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте их поприветствуем…
Дети:
Здравствуйте!
- Присаживаемся на свои места.
(Выходят два человека и говорят приветствие:
Мы гостей сегодня ждали
И с волнением встречали.
Хорошо ли мы умеем
И считать и отвечать.
Не судите очень строго,
Ведь учились мы немного.)
– Действительно, проучились мы совсем немного, но кое-чему всё-таки, научились, например, сидеть правильно. Проверим готовность к уроку.
-Итак, начинаем наш урок.
2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний. Актуализация знаний
- Два рога — не бык,
Шесть ног без копыт
Летит — так воет,
Сядет — землю роет.
(Ответ: жук)
- Давайте вспомним из уроков окружающего мира, к какой группе животных относится жук? (Насекомые).
- Какой звук услышали в начале слова «жук»?
-Давайте вспомним, что вы знаете о звуке /ж/ из прошлого урока?(На доску- карточку со звуком).
- Какой буквой он обозначается на письме? (На доску- карточку с буквами)
3. Цели и задачи урока. Мотивация
- Давайте попробуем определить тему сегодняшнего урока.
- Кто попробует сформулировать цель урока?
- Для чего нам надо закрепить знания о букве ж, звуке /ж/?
- Попробуем составить план нашей работы на уроке( составляют вместе с учителем):-чтение слогов с буквой ж, звуком /ж/,
- чтение слов со звуком /ж/, буквой ж,
- чтение предложений…
- чтение текста...
(На доске вывешиваю условные обозначения слова, предложения, текста…).
- И ещё я бы хотела добавит свой пункт…
- Попробуем предположить (спрогнозировать), какими знаниями мы с вами будем обладать в конце урока?
4. Первичное закрепление (выполнение плана работы)
А. Задание на развитие речи
- Составьте слова из данных слогов: жи, жа, жо, жу.( На доске- карточки).
- Какой из данных слогов вызывает особое внимание? (жи)
- Почему?
Б. Игра « Назови группу»
- Жилет, жакет, джинсы, пижама- это…
- Жаба, жираф, жук, ёж, уж- это…
В. Игра « Найди слово в слове» (Работа в парах)
- Каждой паре даётся задание на карточках: заменить в словах, которые записаны, первый звук на звук /ж/, чтобы получилось новое слово. Работаем в паре по очереди. О том, кто начинает первый, договоритесь сами. Помним, что нельзя оскорблять друг друга и надо постараться найти компромисс. Та пара, которая справилась с заданием, поднимает руку.
(баба- жаба, мало- жало, месть- жесть, бетон- жетон, вилка- жилка, пучок- жучок, гнёт- жнёт).
Г. Работа с предложением
- Как вы понимаете смысл слова гнёт, если рассматриваем это слово как слово- предмет?
(Толковый словарь Ожегова.
1.гнет
- то, что гнетет, мучит
Пример: Г. рабства.
2. - тяжесть, груз, давящий на что-нибудь, прессующий что-нибудь
Пример: Творог под гнетом. Положить что-н. под г.)
- Какой смысл у этого слова, когда мы его рассматривает как действие?
( Наклоняет: ветер гнёт деревья к земле)
- Выберите схему предложения Ветер гнёт деревья (на доске даны несколько схем)
ФИЗМИНУТКА
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише- тише- тише-
Деревцо всё выше-выше.
Д. Работа с текстом
Перед чтением текста в учебнике учащиеся читают слова по слогам и орфоэпически ( лужайка, сторожка, проказники, задвижка, озорники, пожурил, негоже так делать)
- Объясните значения данных слов и выражений.
- Чтение текста учителем.
Беседа по содержанию:
- Где резвились медвежата?
- Что сделали проказники?
- Что они стали делать в избе?
- Что сломали озорники?
- Почему испугались медвежата?
-Как пожурил лесник проказников?
- Опишите характер медвежат?
- Опишите характер лесника?
- Найдите в тексте и прочитайте слова с твёрдым звуком /ж/?
- Рассмотрите иллюстрацию и придумайте продолжение рассказа.
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
- Что вы знаете о медведе? ( Медведь- хищник. Он могуч, хитёр, осторожен и ловок. У него слабое зрение, но слух и обоняние развиты прекрасно. Основная его пища- грызуны, мелкие насекомые, ягоды, грибы, коренья. На крупных зверей он тоже охотится, но не часто. Зиму медведи проводят в берлоге. Там проводят месяцев по пять- шесть.
Е. Чтение загадки
5. Итог урока
-Какой была тема нашего урока?
-Какую цель мы ставили?
- Что мы для этого делали?
- Что вы можете сказать о звуке /ж/, букве ж?
6. Рефлексия
-Поднимите руки, кто считает, что достигли цели, справились со всеми заданиями.
- А теперь поднимите руки, кто считает, что испытывал трудности.
- Кто считает, что нужна помощь?
-На этом наш урок окончен. Попрощаемся с нашими гостями.