СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения в 3 классе. К. Паустовский "Кот - ворюга"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: К. Г.Паустовский «Кот-ворюга»- 2 урок.

Цели: 1.Развитие воображения и мышления в процессе читательской деятельности, анализа произведения, умения подтверждать свое мнение словами из текста.

2.Воспитывать любовь к животным, интерес к самостоятельной деятельности на уроке.

3. Формировать правильное выразительное чтение, речь детей, обогащать словарный запас, побуждать учащихся в свободное от уроков время самостоятельно обращаться к книге, как источнику содержательного и занимательного проведения досуга.

4. Воспитывать лучшие нравственные качества личности на примере литературных героев.

5.Педагогическая цель:

создать условия для эффективной работы над произведением К. Паустовского, совершенствованию навыков осознанного и выразительного чтения, дикции, развития и обогащения речи, памяти, логического мышления, эмоциональной сферы, привитие интереса к литературному творчеству.

Формирование УУД:

Личностные действия: учебно- познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результатов.

- умение выказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции;

-умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией. Познавательные действия:

- читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;

- находить в тексте ответ на заданный вопрос;

- ориентироваться в содержании учебника;

- обобщать и классифицировать учебный материал;

- формулировать несложные выводы;

- осознавать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения;

- подбирать слова-определения для характеристики героев;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

- сочинять небольшие тексты на заданную тему.

Регулятивные действия:

- менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;

- принимать алгоритм выполнения учебной задачи;

- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и оценивать их;

- участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;

- работать в соответствии с алгоритмом, планировать и контролировать этапы своей работы;

- корректировать выполнение заданий на основе понимания его смысла;

- осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала ;

- оценивать результаты, работы, организовывать самопроверку;

- соотносить внешнюю оценку и самооценку;

- самостоятельно работать с учебником;

- умение работать в группе.

Коммуникативные действия:

- реализовывать потребность в общении со сверстниками;

- проявлять интерес к общению и групповой работе;

- участвовать в выразительном чтении по ролям;

- эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника;

- понимать и учитывать коммуникативную позицию взрослых собеседников;

- уважать мнение собеседников;

- высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию;

- следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности;

- корректировать действия участников коллективной творческой деятельности;

- ориентироваться в нравственном содержании понятий: доброта, доброе отношение;

Оборудование: компьютер, экран, конверты с заданиями, учебники.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 3 классе. К. Паустовский "Кот - ворюга"»

Урок чтения в 3 классе.

Учитель: Гостяева Л.Н.

Дата проведения: 18.03.2016

Тема: К. Г.Паустовский «Кот-ворюга»- 2 урок.

Цели: 1.Развитие воображения и мышления в процессе читательской деятельности, анализа произведения, умения подтверждать свое мнение словами из текста.

2.Воспитывать любовь к животным, интерес к самостоятельной деятельности на уроке.

3. Формировать правильное выразительное чтение, речь детей, обогащать словарный запас, побуждать учащихся в свободное от уроков время самостоятельно обращаться к книге, как источнику содержательного и занимательного проведения досуга.

4. Воспитывать лучшие нравственные качества личности на примере литературных героев.

5.Педагогическая цель:

создать условия для эффективной работы над произведением К. Паустовского, совершенствованию навыков осознанного и выразительного чтения, дикции, развития и обогащения речи, памяти, логического мышления, эмоциональной сферы, привитие интереса к литературному творчеству.

Формирование УУД:

Личностные действия: учебно- познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результатов.

- умение выказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции;

-умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией. Познавательные действия:

- читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;

- находить в тексте ответ на заданный вопрос;

- ориентироваться в содержании учебника;

- обобщать и классифицировать учебный материал;

- формулировать несложные выводы;

- осознавать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения;

- подбирать слова-определения для характеристики героев;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

- сочинять небольшие тексты на заданную тему.

Регулятивные действия:

- менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;

- принимать алгоритм выполнения учебной задачи;

- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и оценивать их;

- участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;

- работать в соответствии с алгоритмом, планировать и контролировать этапы своей работы;

- корректировать выполнение заданий на основе понимания его смысла;

- осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала ;

- оценивать результаты, работы, организовывать самопроверку;

- соотносить внешнюю оценку и самооценку;

- самостоятельно работать с учебником;

- умение работать в группе.

Коммуникативные действия:

- реализовывать потребность в общении со сверстниками;

- проявлять интерес к общению и групповой работе;

- участвовать в выразительном чтении по ролям;

- эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника;

- понимать и учитывать коммуникативную позицию взрослых собеседников;

- уважать мнение собеседников;

- высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию;

- следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности;

- корректировать действия участников коллективной творческой деятельности;

- ориентироваться в нравственном содержании понятий: доброта, доброе отношение;

Оборудование: компьютер, экран, конверты с заданиями, учебники.



Ход урока

1. Орг. момент.

2. Проблемная ситуация.

- Угадайте, кто будет главным героем сегодняшнего урока

- Эти животные издают звуки не для общения друг с другом, а для общения с человеком, при этом таких разных звуков они издают около 100.
- Более половины суток эти животные спят.
- В теле этого животного 230 костей (у человека 206)
- Поверхность носа этого животного также неповторима, как отпечатки пальцев у человека.
Да, это кот- самое загадочное животное, которое живет рядом с человеком (слайд 1)

3. Активизация ранее изученного.

- Какие произведения, действующими лицами в которых были коты, вы знаете?

(Кот, петух и лиса», « У Лукоморья дуб зеленый», « Кот в сапогах», « Кот- ворюга», «Кот Котофеич», «Алиса в стране чудес», Кошкин дом», « Дядя Федор, пес и кот»)

- Попробуем отгадать о ком речь по репликам из сказок и мультфильмов

1-й -Ты дядя Федор, неправильно бутерброд ешь (кот Матроскин) (слайд 2)

2-й -Азбуку! Через это проклятое ученье я глаз лишился...(кот Базилио)

3-й -Ребята! Давайте жить дружно! (кот Леопольд)

4 – й Я отчаянный кот-

Ростом с комод,

Усище с аршин,

Глазища с кувшин,

Хвост трубой –

Вот я какой!

- Вспомните, а где же мы встречали такого героя?

- Да, ребята, сегодня мы продолжим работать с рассказом К. Г. Паустовского «Кот-ворюга» (слайд 3)

- Но сначала послушайте небольшие сообщения ребят о жизни и творчестве писателя.

4. Рассказ о К.Г. Паустовском

1 ученик - Родился Паустовский в Москве в семье железнодорожного служащего. Семья была большая и разнообразная, склонная, как говорил сам Паустовский, к занятиям искусством. В семье много пели, играли на рояле, любили театр. Детство будущего писателя прошло на Украине сначала в деревне, потом в Киеве, где он учился в гимназии. С 6-го класса гимназии он занимался занимался репетиторством .

2 группа- После окончания гимназии Паустовский учился в Киевском и Московском университетах. Не закончив учёбу, пошёл работать. Сменил много профессий: от вожатого трамвая и санитара до учителя и журналиста. Желание все знать, видеть, путешествовать, быть участником разнообразных занятий вылилось у Паустовского в мечту о профессии, которая была связана с кипучей жизнью.

3 группа- В годы Великой Отечественной войны Паустовский работал военным корреспондентом и писал рассказы. Он не считал творчество для детей своим призванием, однако написал для них много рассказов и сказок. Много времени он проводил в маленьком городке Таруса. В Тарусе с1991 года ежегодно в день рождения Паустовского проводятся праздники. Там же находиться и его могила.


- Кто же главный герой произведения? (Кот по кличке Ворюга)

У вас было домашним заданием нарисовать главного героя, таким, каким вы его увидели в произведении. (высказывания детей по своим рисункам)

- Рассмотрите нашу портретную галерею на доске. Здесь изображен кот в разные моменты. Посмотрите, одни ребята нашли хорошее в главном герое, другие выделили отрицательные его качества.

Давайте поставим проблемный вопрос, который поможет нам понять, какой кот на самом деле - хороший или плохой.

Ставится проблема:

Как вы считаете? Кот ворюга или несчастный добрый кот?

С этим вопросом нам предстоит сегодня разобраться.

5. Работа над художественным портретом героя

-Что входит в понятие портрет? (Слайд 4)

(портрет – это изображение внешности героя: его лица, фигуры, одежды, манеры держаться и говорить. В портрете отражаются характер и внутренний мир героя, авторская оценка)

Продолжим работу в группах

1 ряд в группах находит в тексте описание внешнего вида кота-ворюги

2 ряд в группах находит описание действий и поступков кота, его характер

3 ряд в группах находит в тексте авторскую оценку

Проверка. (Слайды 5-6-7)

1 группа - рыжий кот, разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза, тощий… огненно-рыжий… с белыми подпалинками на животе

2 группа - обворовывал, ловко прятался, воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб, разрыл жестяную банку с червями, протащил кукан с окунями, уронил колбасу, решился на отчаянный поступок, украл кусок ливерной колбасы, грозно выл, отчаянно упирался.

3 группа - кот, потерявший всякую совесть, кот - бродяга и бандит, ворюга, грабеж средь бела дня, бандитские проделки, босяцкие выходки.

Физминутка.

- Вспомните, что такое пейзаж в художественном произведении?

( Пейзаж-описание природы)

- Правильно, молодцы!

- Что в рассказе Паустовского является пейзажем?

- Найдите и прочитайте пейзажную зарисовку.

(В рассказе Паустовского к пейзажной зарисовке относится лишь описание старого заброшенного дома.)

- Как вы думаете, почему именно заброшенный дом?

- Есть связь между домом и котом? (дом заброшенный и кот беспризорник)

-  Что означает слово заброшенный?( Одинокий)

 - Между описанием дома- и главного героя –кота -есть связь.

 Писатель проводит параллель: заброшенный дом- никому не нужный кот. Именно под этим старым домом ищет спасения ворюга.

- Какой литературный приём  использует Паустовский, описывая поведение кота? («выл, как подземный дух»)   

Олицетворение – один из художественных приёмов - очеловечивание.

- Каким был этот вой, какие чувства он вызывал, почему?.( Этот вой страшный, зловещий, тем самым кот даёт понять, что никто с ним не справиться.)


6. Работа над проблемным вопросом

- Почему же кот перестал воровать? (Слайд 8)

- Какое важное событие произошло в его жизни?

- Прочитайте отрывок, где описание кота после ужина.

- С каким чувством автор рассказывает об этом?

- Как думаете, а почему вместо благодарности кот поглядывал «нахальным взглядом»?

- А какой поступок кота автор называет благородным?

- С каким настроением вы читали этот отрывок?

- Какими слова автор рассказывает о курах? О петухе?

- А как в этом отрывке автор относится к коту?

7. Выразительное чтение

Подготовьте этот отрывок для выразительного чтения. Голосом передайте ситуацию, выделите главные слова логическим ударением.

8. Итог:

-Кто и как помог коту в том, что он изменился?

(Дети. Они накормили кота, и в благодарность он совершил благородный поступок – прогнал кур со стола)

-Можем ли мы сказать, что люди совершили волшебство? (Слайд 9)

-В этом и заключается еще одна из тайн преображения кота.

Написав этот рассказ Паустовский хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь. Какую?

(Животных надо любить, ухаживать за ними, кормить и не обижать их. Добрый поступок способен изменить характер, не только доброе слово кошке приятно, но и добрые дела по отношению к животным: накормить голодную кошку.

- Выберите фразу, которая наиболее точно передаёт главную мысль всего текста.

А) Человек должен любить животных и заботиться о них.

Б) «Собака бывает кусачей только от жизни собачьей» (Ю. Мориц)

( Животные бывают злыми и недобрыми от плохой жизни . И кот у Паустовского был таким по этой причине

Животные не виноваты в том , что они бездомные и голодные, и поэтому они сами себе добывают пропитание воровством.

От голода они становятся злыми и вредными )

В) «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» (А .де Сент-Экзюпери)

-Скажите, на этот раз удалось ли Паустовскому оставить след в вашей душе?

-О чем задумались вы? (каждый может помочь беззащитным существам, внести посильный вклад в дело защиты)

Нет большего волшебника на Земле, чем сам человек. Это в его силах сделать грустное веселым, серое – ярким, злое – добрым. Помни об этом и твори добро, Человек!


Послушайте стихотворение Алексея Дмитриева «Бездомная кошка»

Ученик Однажды я встретил бездомную кошку:
— Как Ваши дела?
Ученица — Ничего, понемножку…
Ученик — Я слышал, что Вы тяжело заболели…
Ученица — Болела.
Ученик — Так, значит, лежали в постели?
Ученица — Лежала на улице много недель —
Бездомной, мне некуда ставить постель.
Ученик Подумал я: «Странно, что в мире огромном
Нет места собакам и кошкам бездомным.»
— Вы слышите, кошка? Пойдёмте со мной —
Темнеет, и значит, пора нам домой!
Мы шли с ней по улице гордо и смело —
Я молча, а кошка тихонечко пела.
О чем она пела? Возможно, о том,
Что каждому нужен свой собственный дом.

Тест.

1. Жанр этого произведения:

а) сказка б) рассказ в) повесть

2. От имени кого ведется повествование?

а) Леньки б) кота в) автора

3. Кто главный герой рассказа?

а) Ленька б) кот в) голенастый петух

4. Как звали кота?

а) бандит б) бродяга в) ворюга

5. Что такое кукан?

а) металлическая сетка б) верёвка, на которую одевается пойманная рыба

6. Где кот попался?

а) на березе б) в узком лазу

7. Чей совет тебе кажется более разумным?

а) Леньки б) Рувима

8. Как повлиял ужин на кота?

а) убежал из дома б) перестал воровать


- Чему учит нас этот рассказ? ( учит доброму отношению не только к людям, но и к животным)

- Написав это произведение , К. Паустовский хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь:

Доброта и милосердие – великие вещи. Первый раз в жизни, почувствовав к себе доброту, внимание и заботу, сердце кота отозвалось. Произошло чудесное превращение в преданного, благородного кота Милиционера.

9. Рефлексия.

Продолжите фразу «Сегодня на уроке…:

Я понял, что…

Мне захотелось…

Урок дал мне для жизни…

Я научился…

10. Домашнее задание по выбору: 1)подготовить выразительное чтение понравившегося отрывка

2)пересказ рассказа

3) написать письмо хозяину от лица кота.