СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения в 3 классе. Л.Н. Толстой "Акула"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения в 3 классе. Л.Н. Толстой "Акула"

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 3 классе. Л.Н. Толстой "Акула"»

Образовательные:  развивать технику чтения, учить составлять характеристику героя, продолжать знакомить детей с творчеством Л.Н. Толстого.   Развивающие:  развивать умение анализировать художественное произведение, развивать произвольное внимание, мыслительные операции (анализ, синтез) через составление характеристики героев.  Воспитательные:  воспитывать интерес к чтению художественных произведений, через составление характеристики героев, воспитывать смелость, решительность.  Оборудование:  географическая карта мира, предметные картинки с изображением корабля, пушки.
  • Образовательные: развивать технику чтения, учить составлять характеристику героя, продолжать знакомить детей с творчеством Л.Н. Толстого.
  • Развивающие: развивать умение анализировать художественное произведение, развивать произвольное внимание, мыслительные операции (анализ, синтез) через составление характеристики героев.
  • Воспитательные: воспитывать интерес к чтению художественных произведений, через составление характеристики героев, воспитывать смелость, решительность.
  • Оборудование: географическая карта мира, предметные картинки с изображением корабля, пушки.
Сегодня на уроке мы продолжим изучать творчество великого русского писателя Л.Н. Толстого, перескажем рассказ «Акула», автором которого и является Л.Н. Толстой.

Сегодня на уроке мы продолжим изучать творчество великого русского писателя Л.Н. Толстого, перескажем рассказ «Акула», автором которого и является Л.Н. Толстой.

Проверка домашнего задания.   Проверка домашнего задания.   Прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте вспомним некоторые факты из биографии Л.Н. Толстого. Прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте вспомним некоторые факты из биографии Л.Н. Толстого.

Проверка домашнего задания.

  • Проверка домашнего задания.

Прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте вспомним некоторые факты из биографии Л.Н. Толстого.

  • Прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте вспомним некоторые факты из биографии Л.Н. Толстого.
 Африка    Пустыня Сахара

Африка

Пустыня Сахара

  Ребята, мы с вами поговорили, о таком материке, как Африка. А теперь давайте посмотрим как описывают Африку Толстой в своем рассказе «Акула»   Словарная работа.  Чтобы лучше понять рассказ, давайте познакомимся с новыми словами, поучимся использовать их в речи. Для этого мы проведем словарную работу.

Ребята, мы с вами поговорили, о таком материке, как Африка. А теперь давайте посмотрим как описывают Африку Толстой в своем рассказе «Акула»

Словарная работа.

Чтобы лучше понять рассказ, давайте познакомимся с новыми словами, поучимся использовать их в речи. Для этого мы проведем словарную работу.

 Палуба – горизонтальное перекрытие в корпусе судна.            Якорь – металлический стержень с лапами, укрепленный на цепи и опускаемый на дно для удержания судна на месте.            Хобот – упирающаяся в землю задняя часть пушки.

Палуба – горизонтальное перекрытие в корпусе судна.

Якорь – металлический стержень с лапами, укрепленный на цепи и опускаемый на дно для удержания судна на месте.

Хобот – упирающаяся в землю задняя часть пушки.

 Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов.       Артиллерист – военнослужащий при огнестрельном орудии.

Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов.

Артиллерист – военнослужащий при огнестрельном орудии.

 Итак, в какой момент вы всего переживали за мальчиков?    Когда заметили акулу с палубы?    Когда мальчики старались уплыть от акулы?    Когда артиллерист выстрелил?

Итак, в какой момент вы всего переживали за мальчиков?

Когда заметили акулу с палубы?

Когда мальчики старались уплыть от акулы?

Когда артиллерист выстрелил?

 Давайте потренируемся в чтении трудных слов из рассказа для того, чтобы при самостоятельном чтении вы не допустили ошибок.   1. Прекр á сный - пр é красный – прекрасныʹй.   Топл é нной – т ó пленной – топленн ó й.   Послыʹшался – послыш á лся – послышалсяʹ.   2. оба  закат  отставать  наперегонки

Давайте потренируемся в чтении трудных слов из рассказа для того, чтобы при самостоятельном чтении вы не допустили ошибок.

1. Прекр á сный - пр é красный – прекрасныʹй.

Топл é нной – т ó пленной – топленн ó й.

Послыʹшался – послыш á лся – послышалсяʹ.

2. оба

закат

отставать

наперегонки

Сейчас мы будем читать рассказ по частям, отвечать на вопросы и составлять характеристику одного из героев – артиллериста.   Для этого составим таблицу:    Смысловая  Поведение артиллериста  Черты характера

Сейчас мы будем читать рассказ по частям, отвечать на вопросы и составлять характеристику одного из героев – артиллериста.

Для этого составим таблицу:

Смысловая

Поведение артиллериста

Черты характера

 Итак, читаем 1 часть: Кто герой данного рассказа? Почему герои рассказа решили купаться перед закатом солнца? Как вы думаете, как автор относится к тому, что мальчики стали плавать в открытом море? Для того чтобы ответить на этот вопрос перечитайте 3 абзац. Он пишет, «что вздумали» , что это значит? Почему не решили, не стали, а именно вздумали. Итак мальчики стали плавать в открытом море, на них смотрел старый артиллерист. Как вы думаете: как он относился к своему сыну? Докажите текстом.  Как вы считаете, в этой части Толстой как-то показывает, что что-то предвещает беду? Перечитайте 1 абзац. Какие авторские слова предвещали этот момент? Читаем вторую часть: Как автор передает неожиданность, внезапность, появления акулы? Как Толстой называет акулу? Почему?

Итак, читаем 1 часть:

Кто герой данного рассказа?

Почему герои рассказа решили купаться перед закатом солнца?

Как вы думаете, как автор относится к тому, что мальчики стали плавать в открытом море? Для того чтобы ответить на этот вопрос перечитайте 3 абзац. Он пишет, «что вздумали» , что это значит? Почему не решили, не стали, а именно вздумали. Итак мальчики стали плавать в открытом море, на них смотрел старый артиллерист. Как вы думаете: как он относился к своему сыну? Докажите текстом.

Как вы считаете, в этой части Толстой как-то показывает, что что-то предвещает беду? Перечитайте 1 абзац. Какие авторские слова предвещали этот момент?

Читаем вторую часть:

Как автор передает неожиданность, внезапность, появления акулы?

Как Толстой называет акулу?

Почему?

Итак, акула плыла прямо на мальчиков. Какие действия предприняли люди для спасения мальчиков? Насколько эффективно было это решение? Какие чувства испытывает в этот момент артиллерист? Что почувствовали мальчики когда увидели акулу? А как автор это передает? Как понимаете, «визг разбудил артиллериста, почему автор использует именно это выражение? Что автор хотел передать словами «сорвался с места?» А что в это время делали все остальные? Как автор говорит об их бездействии?

Итак, акула плыла прямо на мальчиков. Какие действия предприняли люди для спасения мальчиков? Насколько эффективно было это решение? Какие чувства испытывает в этот момент артиллерист?

Что почувствовали мальчики когда увидели акулу? А как автор это передает?

Как понимаете, «визг разбудил артиллериста, почему автор использует именно это выражение? Что автор хотел передать словами «сорвался с места?» А что в это время делали все остальные? Как автор говорит об их бездействии?

Что автор хотел показать этими словами? Какой из этого можно сделать вывод? Как это характеризует артиллериста? Почему мы можем сказать, что артиллерист находчивый?  Читаем четвертую часть: Почему артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками? Сразу ли стало ясно помог ли артиллерист мальчикам? Анализ иллюстрации. Сейчас мы с вами поучимся анализировать иллюстрацию к тексту и выделять в ней то, что художник привнес своего. Внимательно рассмотрите иллюстрацию на стр. 129  Как вы думаете к какому эпизоду рассказа художник нарисовал эту иллюстрацию?  Почему вы так решили?

Что автор хотел показать этими словами?

Какой из этого можно сделать вывод?

Как это характеризует артиллериста? Почему мы можем сказать, что артиллерист находчивый?

Читаем четвертую часть:

Почему артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками?

Сразу ли стало ясно помог ли артиллерист мальчикам?

Анализ иллюстрации.

Сейчас мы с вами поучимся анализировать иллюстрацию к тексту и выделять в ней то, что художник привнес своего.

Внимательно рассмотрите иллюстрацию на стр. 129

Как вы думаете к какому эпизоду рассказа художник нарисовал эту иллюстрацию?

Почему вы так решили?

Как вы думаете, что художник нарисовал ориентируясь на текст произведения, а что принес своего? Читаем пятую часть: Почему Толстой пишет, что сначала послышался тихий ропот, потом ропот стал сильнее и наконец, со всех сторон раздался громкий радостный крик? Что можете в этот момент сказать об артиллеристе? Что он в это время чувствовал?

Как вы думаете, что художник нарисовал ориентируясь на текст произведения, а что принес своего?

Читаем пятую часть:

Почему Толстой пишет, что сначала послышался тихий ропот, потом ропот стал сильнее и наконец, со всех сторон раздался громкий радостный крик?

Что можете в этот момент сказать об артиллеристе?

Что он в это время чувствовал?

 Сейчас мы поучимся составлять характеристику героя и формировать основную мысль произведения.  Давайте вернемся к таблице, что можете сказать об артиллеристе? Каким он был?  Какие черты характера помогли артиллеристу в экстремальной ситуации?

Сейчас мы поучимся составлять характеристику героя и формировать основную мысль произведения.

Давайте вернемся к таблице, что можете сказать об артиллеристе? Каким он был?

Какие черты характера помогли артиллеристу в экстремальной ситуации?

Смысловая  часть Экспозиция  Поведение артиллериста  Черты характера Любовался на своего сынишку  Развитие действия - Любовь к сыну - находчивость Кульминация  Закричал  Смотрел  Сорвался с места  Взял фитиль - Упал и закрыл лицо руками  решительность  - Мужество - самообладание

Смысловая

часть

Экспозиция

Поведение артиллериста

Черты характера

  • Любовался на своего сынишку

Развитие действия

- Любовь к сыну

- находчивость

Кульминация

  • Закричал
  • Смотрел
  • Сорвался с места
  • Взял фитиль

- Упал и закрыл лицо руками

  • решительность

- Мужество

- самообладание

В чем же тогда заключается основная мысль рассказа? домашнее задание: Составить план.

В чем же тогда заключается основная мысль рассказа?

домашнее задание:

Составить план.

  Подведение  итогов урока:   Есть ли в наше время необходимость в таких людях? Сегодня мы прочитали о решительном и мужественном человеке, который своим смелым поступком спас жизнь двух мальчиков.

Подведение итогов урока:

  • Есть ли в наше время необходимость в таких людях?
  • Сегодня мы прочитали о решительном и мужественном человеке, который своим смелым поступком спас жизнь двух мальчиков.