2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Цель: сформулировать цель и тему урока вместе с учащимися, включить детей в активную учебно-познавательную деятельность. Время: 6 мин. | Начну наш урок с необычного вопроса: - Как вы думаете, когда человек чувствует себя по-настоящему несчастным? - Действительно, человек, как личность всегда должен чувствовать окружение близких и дорогих ему людей. Я думаю, что каждый из вас уже понимает, что такое чувствовать себя одиноким. И как это плохо. - В моей руке маленький кораблик. Что это? С одной стороны это свобода, когда ты рассекаешь морские волны, сила, когда ты борешься один на один со стихией. А с другой - это крошечный кораблик, посреди огромного водного пространства. И сегодня мы с этим корабликом совершим путешествие по небольшой части творчества одного из писателей, а точнее попытаемся разгадать тайну его удивительного стихотворения. - Откройте учебник на с. 120. - Назовите тему урока. – Поставьте цели. Слайд № 2 – 3 - Что вы знаете о М. Ю. Лермонтове?... Подробнеем нам сегодня расскажет о нём… | Дети высказывают свои предположения, называют цели. (когда получает плохие отметки, когда болеет, когда нет друзей, когда одинок)
| Регулятивные -целеполагание Коммуникативные -умение с достаточной полнотой и точностью излагать свои мысли |
Ознакомление с жизнью и творчеством М. Ю. Лермонтова Цель: познакомиться с основными этапами жизни поэта. 4.Чтение стихотворения «Парус » Цель: познакомить со стихотворением «Парус», обеспечить восприятие, осмысление. Время: 10 мин. | Показ портрета писателя. Слайд №4 Заслушивание сообщения ученика. Тест «Биография М. 1О. Лермонтова». В каком году родился М. Ю. Лермонтов? а)1814; б)1825; в)1804. Где родился М. 10. Лермонтов? а) В Тарханах; б) в Пензе; в) в Москве. Кому принадлежало поместье в Тарханах? а) Самому Лермонтову; б) бабушке; в) отцу. Куда возила бабушка лечиться своего внука? а) В Крым; б) за границу; в) на Кавказ. Какими еще языками владел М. Ю. Лермонтов? а) Итальянским и немецким; б) французским и немецким; в) английским и немецким. 6. Где учился тринадцатилетний М. Ю. Лермонтов? а) Царскосельский лицей; б) Благородный пансион; в) Пажеский корпус. После окончания Школы в Петербурге М. Ю. Лермонтов стал: а) военным; б) чиновником; в) дипломатом. В каком возрасте погиб М. Ю. Лермонтов? а) 33; б) 26; в) 29. Ответы: 1-а; 2-в; 3-б; 4-в; 5-б; 6-б; 7-а; 8-б. Слайд № 5 - Как называется произведение, которое мы будем читать? - Посмотрите на с.120 и ответьте кому из героев учебника нравится это стихотворение? (Кости Погодину) - Рассмотрите иллюстрацию. Можно ли по иллюстрации и названию спрогнозировать о чем будет это стихотворение? Слайд № 6 Послушайте стихотворение и попробуите ответить на вопрос: - Легко или трудно понять о чём размышляет рассказчик? Слайд № 7 Проверка первичного восприятия -Понравилось ли вам это произведение? -Что вы чувствовали, когда слушали его?. -Когда вы переживали? - Какое чувство вызывает парус у самого поэта? (сочувствие) - Что вызывает сочувствие поэта? («одинокий, увы…») - Что такое буря? - Всегда ли она несёт разрушение? (перемены, трагедия) - Что символизирует море? (жизнь, судьбу) | Заслушивание сообщения ученика. Имя М.Ю.Лермонтова никогда не забудется. Он всегда рядом с нами: в сотнях прекрасных книг, в названиях улиц и площадей, в памятниках и музеях. Можно сказать, Лермонтов стал частицей каждого из нас, частицей нашего ума, нашего сердца, частицей Родины. Возвращаться к М.Ю.Лермонтову можно и нужно всегда. Потому что М.Ю.Лермонтов – собеседник, М.Ю.Лермонтов – друг, М.Ю.Лермонтов – учитель. А вы сегодня были достойными его учениками. Проводит проверочное тестирование (работа с оценочным листом)
Дети высказывают свои предположения. Звучат звуки моря Лермонтову 18 лет. Он приехал из Москвы в Петербург. Отправившись однажды на прогулку, он вышел к побережью. Стоя на берегу, Лермонтов долго смотрел вдаль. И вдруг он увидел белеющий в морской синеве парус. Именно тогда, в 1832 году, после той прогулки по берегу моря поэт написал стихотворение «Парус». | Коммуникативные -сотрудничество с учителем и сверстниками; -умение с достаточной полнотой и точностью излагать свои мысли; Предметные научатся осознанно воспринимать содержание текста стихотворения, оценивать характер, настроение Регулятивные |
Анализ стихотворения «Парус » Цель: овладение логическими действиями сравнения, анализа, умозаключения. Форма работы:исследовательская, работа в группах. Цель: развивать внимание к образным средствам языка, выделять особенности стиля и речи поэта. Форма работы: самостоятельное чтение стихотворения и коллективное обсуждение. 15 мин | Физкультминутка Две ладошки прижму, И по морю поплыву.
Две ладошки, друзья, - Это лодочка моя. Паруса я подниму, Синим морем поплыву.
А по бурным волнам. Плывут рыбки тут и там,
Плывут рыбки тут и там. | | Прочитайте стихотворение про себя - Какие картины вы увидели? Сколько строф в стихотворении? (В стихотворении три строфы.) Разделитесь на 3 группы. 1группа анализирует 1 строфу, 2 группа 2 строфу и 3 группа анализирует 3 строфу. Каждая группа готовит выразительное чтение своей строфы. Поговорим подробнее о каждой строфе, вдумаемся в каждое слово и подготовимся к выразительному чтению. Поможет нам таблица.
1строфа. (1группа) -Что видим?(море, небо, паруса, затишье) Поэт не только нарисовал изумительную картину природы, но и заставил нас проникнуться: сочувствием к одинокому парусу. Казалось бы, какие простые слова! Но в том-то и чудо поэзии, и слова здесь не такие уж простые. -Как читаем 1 строфу? (спокойно, повествовательно) -Какие глаголы относятся к парусу? Парус белеет. Это очень важный глагол. Он позволяет увидеть не просто признак (белый), а признак и движение паруса. -А где находится по отношению к нам парус: далеко или близко? Докажите. Парус ищет, кинул. Что – не знаем. Два риторических вопроса без ответа. Парус пронизан стремлением к непокою, движению. А есть ли глаголы, относящиеся к морю? (нет) Движения в картинах природы нет. Везде царствует покой. 2 строфа. (2 группа ) -Что видим? ( парус, шторм, волны, ветер, мачта) -Как читаем? (взволнованно, неспокойно) Природа и море оживают (играют волны, ветер свищет). Лермонтов часто использует прием олицетворения, чтобы подчеркнуть тесную связь всего в этом мире с его состоянием души: «играют волны», «ветер свищет», парус «ищет», «бежит», «просит». -А парус? ( и парус также полон напряжения: мачта гнётся и скрипит) -А где сейчас по отношению к нам находится парус? (близко, мы слышим скрип мачты) Именно в час бури герой « счастия не ищет и не от счастия бежит». Одиночество паруса отступает в час бури. Герой забывает о нём, когда вокруг бушует море и свищет ветер. Одиночество, которое гонит его, заставляет двигаться, в этот момент поглощено более мощным движением – оно поглощается борьбой с внешней стихией.
3 строфа.(3 группа ) -Что видим? (ослепляющий своей красотой морской пейзаж) -Как читаем? (светло, торжественно) А где нужно находиться, чтобы увидеть эту красоту? (на палубе парусника) Какое чудо! Лермонтов подхватил нас, слил читателя с парусом. Словно хочет сказать: «Будь таким, как парус!» Чтение стихотворения учащимися(в паре) - Море и белеющий парус мы увидим на многих картинах. «Парус» из стихотворения М. Лермонтова живёт не только в живописи,но и в поэзии, музыке. Послушайте музыкальное произведение «Парус» Какое чувство вызывает у героя поведение парусника: осуждение, недоумение, восхищение? (Восхищение и недоумение.) Что же это за парус? И о чем на самом деле говорит и думает поэт? (Стихотворение о человеке, о неустанном поиске смысла жизни.) Прочитайте это стихотворение так, чтобы подтвердить свою точку зрения. Как вы думаете, наш урок достиг поставленных целей? | . Дети высказывают свои предположения. Работа в группах Заполняют таблицы Анализируют 1,2,3 строфу Лучший ученик читает для класса | Личностные Коммуникативные -участвуют в диалоге при обсуждении произведения. Предметные научатся осознанно воспринимать содержание текста стихотворения, оценивать характер, настроение Познавательные -постановка и формирование проблемы, решение проблем творческого и поискового характера; -смысловое чтение; -строят устные высказывания с учетом учебной задачи. Регулятивные |
7. Подведение итога урока Цель: анализ овладения знаниями; качественная оценка работы класса и отдельных учащихся. Время: 2 мин. | Сенквейн к стихотворению - … Слайд № 8 Докажите, что вам понятна главная мысль этого стихотворения. Жизнь людей подобна стихии моря: сложна, контрастна, противоречива. Поэтому близки поэту гордые, отважные люди, которые находятся в постоянном поиске высоких жизненных идеалов. Именно таких людей ценил Лермонтов, именно таким был он сам, к этому должны стремиться и вы, ребята. | Парус - одинокий, мятежный. Белеет, бежит, просит. Ищет смысл жизни. Человек. | Регулятивные Личностные Коммуникативные |