



Чтение 4-А класс
Подготовила учитель начальных классов
ООШ №7 г. Свердловска
Гуменюк Надежда Викторовна
Тема. Стихи о зиме. А. Пушкин «Опрятней модного паркета…», М. Лермонтов «На севере диком…»
Цель: учить детей выразительно читать стихи о природе, помочь им понять ,какие умения необходимы для выразительного чтения; развивать воображение учащихся, создавать атмосферу сопереживания, отклика на произведение; прививать любовь к природе,чувство бережного отношения к ней.
Предметные компетентности:
-объясняет выбор жанра произведения;
- выполняет практические действия в подборе описания зимней природы;
Ключевые:
-придерживается правильной осанки во время чтения;
- умеет работать в паре;
-отвечает четко, выразительно, с соответствующей силой голоса;
- содержит в порядке свое рабочее место;
- находит в задании конкретные сведения;
- придерживается правил поведения на уроке.
Оборудование: портреты А.Пушкина, М. Лермонтова, репродукция картины И. Шишкина «На севере диком», рисунки детей, карточки для работы в парах, мультимедийная презентация.
Ход урока
I. Орг. момент
Я рада видеть каждого из вас
И пусть в окно зима прохладой дышит
Нам будет здесь уютно и тепло
Ведь весь наш класс друг друга любит,
Чувствует и слышит.
Ваши мышцы все проснулись?
-Да.
Ваши губки улыбнулись?
А теперь я хочу узнать с каким настроением вы пришли на урок.(сигнальные карточки)
Спасибо!
II.Повторение изученного материала. Проверка домашнего задания.
1.Упражнение « Мозговой штурм»
-Над какой сказкой работали дома? (слайд 1 «Двенадцать месяцев»)
-Кто автор сказки?
-Назовите главных действующих лиц. ( слайд 2)
-К какому жанру относится это произведение?
-Чем пьеса отличается от рассказа, повести,стихотворения?
-Какими словами Декабрь-месяц запирает лес на ночь? Прочитайте их.
2.Инсценировка отрывка из сказки.(оценки)
3.Чтение отрывка (4 остановка) (оценки)
Упражнение «Микрофон»
-Чему учит эта сказка?(добру, сопереживанию)
(Итог)
Дыхательная гимнастика.
Представьте себе,что на ваши ладошки упали снежинки, вы полюбовались их красотой и решили отпустить их на волю.Наберите воздуха и сдуйте снежинки с ладошки.(3 раза)
4.Речевая разминка.
а)Слоговая дорожка. (слайд 2)
б)Чтение предложения с разным логическим ударением. (слайд 4)
С неба падают снежинки.
в)Работа над пословицами. Работа в парах.
III.Актуализация опорных знаний учащихся.
-Какую тему мы начали изучать?
-С какими произведениями из этой темы мы познакомились?
-Назови жанры этих произведений.
- Какое время года на картине? (слайд 5)
-С каким цветом у вас ассоциируется слово зима?
IV.Сообщение темы и ожидаемых результатов.
Сегодня мы совершим путешествие в мир красок зимы, звуков зимы, поговорим о замёрзшей речке, скованной льдом и о том, как радуется замёрзшей речке детвора. Ваша задача быть внимательными при чтении, отвечать на поставленные вопросы,участвовать в обсуждении прочитанного. Я ожидаю от вас дружной совместной работы, интересных пропозиций в выполнении заданий. А читать мы будем стихи А. Пушкина и М. Лермонтова о зиме.
2.Посмотрите на картинку
-Где происходит действие?
-Кого вы видите на катке?
-Что делают ребята?
-Какое настроение у них? Почему вы так думаете?
3.Чтение стихотворения А. Пушкина учителем с.13
4.Словарная работа(слова на доске)
Лоно вод- поверхность воды
Звездами-старинная форма слова звёздами
Опрятный- чистый
Брег-берег
5.Чтение стихотворения учащимися
- Любит ли поэт зиму? Какие слова и выражения говорят об этом?
-Какая забавная картинка описана в стихотворении?
-Найдите в тексте имена прилагательные.
6.Физминутка.
Представьте ,что мы идём по сказочному лесу. Хорошо в лесу, тихо падают снежинки.Все они такие разные, если на них подуть, они разлетятся в разные стороны.Сделайте глубокий вдох и медленно сдуйте снежинки с рукавицы.Закружились снежинки в хороводе.Идём дальше(шагают),посмотрите направо, на ветке сосны сидит снегирь, налево-под ёлкой сидит заяц.Неторопясь выходим из леса,потянитесь, вдохните, почувствуйте каким лёгким стало ваше тело и садитесь.
7.Работа над выразительностью чтения стихотворения.
-Обратите внимание на стрелки, расставленные в тексте. Что они обозначают? Прочитайте по разметке.
V.Закрепление и осмысление знаний.
1.Работа по картине И. Шишкина «На севере диком»
-Какое время года изображено?
-Где происходя т события ,изображённые на картине?
-Какое дерево нарисовал художник в центре картины?
-Какие краски использовал художник?
-Какое настроение вызывает у вас картина?
-О чём мечтает сосна?
2.Знакомство со стихотворением М. Лермонтова
Грустно и одиноко сосне. Нет у неё подружек сосен. Холодно сосне,и
Потому мечтает она о солнышке и тепле.Замечательный русский поэт увидел эту сосну, и она так тронула его сердце, что он написал о ней проникновенное стихотворение.
3. Чтение стихотворения учителем с.14.
4.Анализ текста стихотворения
-Вы догадались, кто автор этого стихотворения?
(портрет поэта)
--Найдите пример звукописи в 3 строке 1 строфы.
-Каково настроение стихотворения?
5. Чтение стихотворения учащимися –( чтение шепотом)
6.Работа над выразительным чтением стихотворения.
VI.Обобщение и систематизация знаний.
-Конкурсное чтение стихотворения(работа в парах)
Подведение итогов конкурса. Определение победителя.
Оценки- активность на уроке.
VII.Домашнее задание.
-У кого на парте лежит снеговик -выучить стих. и нарисовать к нему рисунок.
-У кого белочка-написать сочинение-миниатюру «Скрип снега»
VIII.Рефлексия.
-Понравился вам урок? Чем? Достигли ли вы ожидаемых результатов?
-Над чем работали?Какие виды работ использовали?
Теперь я думаю, вы с интересом будете читать стихи.Если вам понравился урок,украсьте своей игрушкой ёлочку,а если вы считаете, что что-то не удалось, оставьте свою игрушку у себя.
В.Сухомлинский-«Нельзя останавливаться на достигнутом,надо продолжатьовладевать всё новыми и новыми знаниями, приобретать навыки и умения», что и будем мы с вами делать в дальнейшем.
