СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения в 4 классе Стихи о зиме А.С.Пушкина "Опрятней модного паркета...", М.Ю.Лермонтова " На севере диком"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чтение                       4-А класс

Подготовила учитель начальных классов

ООШ 7 г. Свердловска

Гуменюк Надежда Викторовна

Тема. Стихи о зиме. А. Пушкин «Опрятней модного паркета…», М. Лермонтов «На севере диком…»

Цель: учить детей выразительно читать стихи о природе, помочь им понять ,какие умения необходимы для выразительного  чтения; развивать воображение учащихся, создавать атмосферу сопереживания, отклика на произведение; прививать любовь к природе,чувство бережного отношения к ней.

Предметные компетентности:

-объясняет выбор жанра произведения;

- выполняет практические действия в подборе описания зимней природы;

Ключевые:

-придерживается правильной осанки во время чтения;

- умеет работать в паре;

-отвечает четко, выразительно, с соответствующей силой  голоса;

- содержит в порядке свое рабочее место;

- находит в задании конкретные сведения;

- придерживается правил поведения на уроке.

Оборудование: портреты А.Пушкина, М. Лермонтова, репродукция картины И. Шишкина «На севере диком», рисунки детей, карточки для работы в парах, мультимедийная презентация.

 

 

                                 Ход урока

I. Орг. момент

Я рада видеть каждого из вас

И пусть в окно зима прохладой дышит

Нам будет здесь уютно и тепло

Ведь весь наш класс друг друга любит,

Чувствует и слышит.

Ваши мышцы все проснулись?

-Да.

Ваши губки улыбнулись?

А теперь я хочу узнать с каким настроением вы пришли на урок.(сигнальные карточки)

Спасибо!

II.Повторение изученного материала. Проверка домашнего задания.

1.Упражнение « Мозговой штурм»

-Над какой сказкой работали дома? (слайд 1 «Двенадцать месяцев»)

-Кто автор сказки?

-Назовите главных действующих лиц. ( слайд 2)

-К какому жанру относится это произведение?

-Чем пьеса отличается от рассказа, повести,стихотворения?

-Какими словами Декабрь-месяц запирает лес на ночь? Прочитайте их.

2.Инсценировка отрывка из сказки.(оценки)

3.Чтение отрывка (4 остановка) (оценки)

Упражнение «Микрофон»

-Чему учит эта сказка?(добру, сопереживанию)

(Итог)

Дыхательная гимнастика.

Представьте себе,что на ваши ладошки упали снежинки, вы полюбовались их красотой и решили отпустить их на волю.Наберите воздуха и сдуйте снежинки с ладошки.(3 раза)

4.Речевая разминка.

а)Слоговая дорожка. (слайд 2)

б)Чтение предложения с разным логическим ударением. (слайд 4)

С неба падают снежинки.

в)Работа над пословицами. Работа в парах.

III.Актуализация опорных знаний учащихся.

-Какую тему мы начали изучать?

-С какими произведениями из этой темы мы познакомились?

-Назови жанры этих произведений.

- Какое время года на картине? (слайд 5)

-С каким цветом у вас ассоциируется слово зима?

IV.Сообщение темы и ожидаемых результатов.

Сегодня мы совершим путешествие в мир красок зимы, звуков зимы, поговорим о замёрзшей речке, скованной льдом и о том, как радуется замёрзшей речке детвора. Ваша задача быть внимательными при чтении, отвечать на поставленные вопросы,участвовать в обсуждении прочитанного. Я ожидаю от вас дружной совместной работы, интересных пропозиций в выполнении заданий. А читать мы будем стихи А. Пушкина и М. Лермонтова о зиме.

2.Посмотрите на картинку

-Где происходит действие?

-Кого вы видите на катке?

-Что делают ребята?

-Какое настроение у них? Почему вы так думаете?

3.Чтение стихотворения А. Пушкина учителем с.13

4.Словарная работа(слова на доске)

Лоно вод- поверхность воды

Звездами-старинная форма слова звёздами

Опрятный- чистый

Брег-берег

5.Чтение стихотворения учащимися

- Любит ли поэт зиму? Какие слова и выражения говорят об этом?

-Какая забавная картинка описана в стихотворении?

-Найдите в тексте имена прилагательные.

6.Физминутка.

Представьте ,что мы идём по сказочному лесу. Хорошо в лесу, тихо падают снежинки.Все они такие разные, если на них подуть, они разлетятся в разные стороны.Сделайте глубокий вдох и медленно сдуйте снежинки с рукавицы.Закружились снежинки в хороводе.Идём дальше(шагают),посмотрите направо, на ветке сосны сидит снегирь, налево-под ёлкой сидит заяц.Неторопясь выходим из леса,потянитесь, вдохните, почувствуйте каким лёгким стало ваше тело и садитесь.

7.Работа над выразительностью чтения стихотворения.

-Обратите внимание на стрелки, расставленные в тексте. Что они обозначают? Прочитайте по разметке.

V.Закрепление и осмысление знаний.

1.Работа по картине И. Шишкина «На севере диком»

-Какое время года изображено?

-Где происходя т события ,изображённые на картине?

-Какое дерево нарисовал художник в центре картины?

-Какие краски использовал художник?

-Какое настроение вызывает у вас картина?

-О чём мечтает сосна?

2.Знакомство со стихотворением М. Лермонтова

Грустно и одиноко сосне. Нет у неё подружек сосен. Холодно сосне,и

Потому мечтает она о солнышке и тепле.Замечательный русский поэт увидел эту сосну, и она так тронула его сердце, что он написал о ней проникновенное стихотворение.

3. Чтение стихотворения учителем с.14.

4.Анализ текста стихотворения

-Вы догадались, кто автор этого стихотворения?

(портрет поэта)

--Найдите пример звукописи в 3 строке 1 строфы.

-Каково настроение стихотворения?

5. Чтение стихотворения учащимися –( чтение шепотом)

6.Работа над выразительным чтением стихотворения.

VI.Обобщение и систематизация знаний.

-Конкурсное чтение стихотворения(работа в парах)

Подведение итогов конкурса. Определение победителя.

Оценки- активность на уроке.

VII.Домашнее задание.

-У кого на парте лежит снеговик -выучить стих. и нарисовать к нему рисунок.

-У кого белочка-написать сочинение-миниатюру «Скрип снега»

VIII.Рефлексия.

-Понравился вам урок? Чем? Достигли ли вы ожидаемых результатов?

-Над чем работали?Какие виды работ использовали?

Теперь я думаю, вы с интересом будете читать стихи.Если вам понравился урок,украсьте своей игрушкой ёлочку,а если вы считаете, что что-то не удалось, оставьте свою игрушку у себя.

В.Сухомлинский-«Нельзя останавливаться на достигнутом,надо продолжатьовладевать всё новыми и новыми знаниями, приобретать навыки и умения», что и будем мы с вами делать в дальнейшем.