Урок литературного чтения в 4 классе.
Учитель: Гостяева Л.Н.
Дата проведения: 27.10.16
Тема: И.А.Крылов «Слон и Моська».
Цель: повторение изученных басен И.А.Крылова;
освоение жанра басни «Слон и Моська»;
осмысление нравственных уроков басни, умения делать выводы;
развитие речи, отработка навыка выразительного чтения.
Тип урока: урок – освоения новых знаний.
Планируемые результаты:
Предметные: прогнозировать содержание произведения, знать специфические особенности жанра басни, оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения морали;
Метапредметные: формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, осмыслять нравственные уроки, которые дает басня;
Личностные: проявлять интерес к произведениям И.А.Крылова.
Оборудование: компьютер, телевизор, презентация.
Ход урока.
1. Орг. момент. Настрой детей на работу.
Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Подарите улыбки друг другу…
– Я желаю вам успехов на уроке! Начинаем урок литературного чтения!
2. Актуализация знаний.
- У меня в мешке есть разные предметы. Ко мне подойдут несколько человек и не глядя, достанут один предмет.
- Покажите, что это за предметы. (Сыр, рак, гроздь винограда, муравей)
- Как выдумаете, какое отношение имеют эти предметы к нашему уроку? ( встречали в баснях Крылова)
- Как называются эти басни? (дети озвучивают названия басен)
3. Целеполагание
- С произведением, какого автора мы будем работать на сегодняшнем уроке?
(И.А. Крылова)
- Послушайте отрывок стихотворения П.Вяземского, который пишет о великом русском баснописце И.Крылове:
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль,
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят:
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с этим удивительным человеком, жившем в 19 веке, и его произведениями. (Слайд )
- К какому литературному жанру мы относим произведения Крылова?
- Вспомним, что такое басня (слайд)
По слайдам дети выбирают верные высказывания и получают определение басни.
(Басня – это короткий нравоучительный рассказ, героем являются животные, иногда люди, помогает исправить недостатки, в басне есть мораль)
- Что такое мораль? (поучение, нравоучение)
4. Работа в группах.
- Какое произведение будем изучать, вы узнаете выполнив работу в группах.
Детям даётся научно-популярный текст про слона. По его содержанию дети определяют, о ком идёт речь.
/Нос его вместе с верхней губой образует длинный и подвижный хобот. Кожа толста, голова велика, с длинными висячими ушами. Из верхней челюсти торчат два огромных бивня. Это — самый большой из сухопутных зверей. Он дорастает до высоты 4 метров. Хобот — замечательное орудие, с его помощью может повалить самого сильного тигра и поднять с земли маленькую монету. Когда хочет пить, то наполняет водою хобот и переливает её себе в рот. Хоботом он берет и разную пищу. Едят эти животные только растения, могут прожить до 80 лет./
- О каком животном идёт речь? Какова тема текста?
- В какой басне Крылова встречается этот герой? («Слон и Моська»)
- Мы с вами выяснили, что один герой слон, а кто такая Моська? (собака, маленькая)
- Обратимся к составу слова Моська. Какая часть слова указывает на маленький размер собаки? (уменьшительно-ласкательный суффикс –к-)
- Где можно найти толкование этого слова? (в словаре)
- Давайте прочитаем, какое толкование этому слову даёт в своём словаре В.И. Даль. (слайд)
- Как выдумаете, какими качествами будет обладать Моська?
5. Физминутка.
6. Первичное чтение.
- Давайте разберёмся, кто же такая Моська, и какими качествами обладает.
- Прочитайте самостоятельно, карандашом отмечайте непонятные слова.
- А теперь, кто попробует прочитать вслух?
- Оправдались ли ваши предположения о героях басни.
7. Словарная работа (Слайд)
- Встретились ли вам незнакомые слова?
- Объясните значения данных слов. (слайд)
Работа в парах.
- Выберите к словам подходящее толкование.
-Проверьте по слайду. (Слайд)
Зеваки – тот, кто слоняется по улицам без дела.
Напоказ – обратить внимание для вида.
Забияка – человек, который любит затевать ссоры.
Отколе – откуда.
Шавка – непородистая собака, уличная или дворовая.
Диковинка – странная, удивительная вещь или явление.
8. Работа над содержанием басни.
- Каким автор рисует Слона? Опишите его. Найдите в тексте слова, которые позволяют понять характер Слона.
- Найдите слова-действия, показывающие поведение Моськи. Как они характеризуют героиню?
- Какое действие наиболее ярко подчёркивает поведение Моськи? Как понимаете выражение «ну на него метаться»?
- Заметил ли Слон, что у его ног какая-то собачонка?
- Можно ли сказать, что в басне главные герои противопоставлены друг другу? Какими качествами обладает каждый их них?
- Что Моське посоветовала Шавка? Прочитайте.
- За что Шавка осуждает Моську?
- Для чего Моська напала на Слона? Прочитайте.
- Почему Моська уверена, что может прослыть сильной совсем без драка?
- Чем она смешна?
Выборочное чтение
- Как автор относится к героине? Найдите слова, в которых звучит явная насмешка.
- А как вы относитесь к Моське?
- Что Крылов высмеивает в басне? (Моська хвастается, хочет показать, что она сильная, задиристая и не боится даже Слона. Она понимает, что не представляет для Слона никакой опасности и он не будет с ней сражаться, но ей так хочется показать себя и выделиться среди других).
- Да, Моська – хвастунишка. Ей хочется любым способом выделиться, сделать так, чтобы её боялись, считали очень сильной и задиристой. Ей хочется привлечь к себе внимание.
- В каких строках, ставшими крылатыми, выражена мораль басни?
- А можно ли с подобными «Моськами» встретиться в реальной жизни?
9. Выразительное чтение.
- Какое ещё задание можно выполнить с басней? (прочитать выразительно)
Детям даётся несколько минут для подготовки к чтению, затем заслушивается чтение нескольких ребят.
- Кому из ребят удалось передать характер героя?
10. Чтение мастером художественного слова. (Слайд).
- Сядьте поудобнее, закройте глаза и внимательно послушайте басню в исполнении великого русского актёра Игоря Ильинского – мастера художественного слова. Послушайте внимательно, с одинаковой ли интонацией будет прочитана басня актёром.
(Звучит запись басни)
- Заметили разницу при чтении своём и мастером слова?
11. Чтение по ролям.
- Давайте и мы попробуем прочитать басню по ролям.
- Постарайтесь при чтении соблюдать правильную интонацию.
(Слушание детей. Оценивание).
12. Итог урока.
- Актуальна ли басня Крылова «Слон и Моська» в наши дни? Почему так думаете?
- Какова же мораль басни?
- Когда в жизни можно употребить слова «Ай, Моська, знать она сильна, что лает на Слона»?(Когда человек берётся за дело, которое ему не под силу. Когда человек хочет приписать себе качества, которых у него нет.)
13. Домашнее задание (Слайд)
- Выберите для себя задание:
а) выучить басню, нарисовать иллюстрацию;
б) выразительно читать басню; составить вопросы к басне;
в) выразительно читать, составить кроссворд по басне.
14. Рефлексия.
- Какой нравственный урок извлекли для себя из басни?
- Что вам может пригодиться в жизни?
- Что понравилось на уроке?