СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения во 2 классе И.А.Крылов "Лебедь, Рак и Щука".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся  с  произведениями И.А.Крылова; расширять  читательский кругозор детей; научить их определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения во 2 классе И.А.Крылов "Лебедь, Рак и Щука".»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Урок литературного чтения во 2 классе (УМК Школа России)

Учитель: Вербицкая Кристина Александровна

Дата проведения:

Тема

И.А.Крылов "Лебедь, Рак и Щука".

Педагогическая цель

Познакомить учащихся с произведениями И.А.Крылова; расширять читательский кругозор детей; научить их определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении.

Тип урока

Изучение нового материала.

Планируемые результаты (предметные)

Учащиеся должны уметь отличать басню от стихотворения ,сравнивать басню и сказку, видеть структуру басни, модель басни; понимать нравственный смысл басен, характер героев.

Личностные результаты

выражать собственные чувства при чтении текстов и в ходе размышлений, анализа; осознавать смысл определения учебных задач при работе с художественным произведением

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные:формулировать учебную задачу урока, принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке;

Познавательные:работа с учебником, ориентируются в нем с помощью условных обозначений; анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявляют основную мысль произведения, формулируют её на уровне обобщения;

Коммуникативные:строят рассуждение и доказательство своей точки зрения из 7–8 предложений, проявляют активность и стремление высказываться, задавать вопросы

Образовательные ресурсы

Конспект, учебник, презентация, видеозапись, карточки самооценки.









Этап урока


Методы и приемы работы

Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Организационный момент.

Содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству.

Словесный

Ф

1.Приветствие.


2.Эмоциональный настрой.



3.Проверка готовности к уроку.



–Здравствуйте, ребята.

Прозвенел звонок веселый,

Мы начать урок готовы,

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

-Садитесь тихонько. Проверьте, все ли готово к уроку.

-приветствует учащихся,

-проверяет готовность к занятию;

-организует внимания школьников;

-раскрывает цели урока и план его проведения

приветствуют учителя;

-готовятся к уроку

Коммуникативные:

Эмоциональность; умение осознавать свои эмоции

II.Проверка домашнего задания.

1.Установить правильность, полноту и осознанность изученного на предыдущем уроке большинством учащихся.

2.Выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся и определить причины их возникновения.

3.Устранить пробелы, обнаруженные в ходе проверки знаний

Словесный

И, Ф.

1.Беседа по содержанию прочитанного.








-Ребята, на прошлом уроке вы познакомились с творчеством А.С.Пушкина. Вы прочитали "Сказку о рыбаке и рыбке"

-Назовите главных героев сказки?(Старик, старуха, золотая рыбка)

-Сколько раз закидывал старик невод в тот день, когда поймал золотую рыбку?(Три раза)

-Что поймал старик в первый раз и во второй?(В первый раз- тину, во второй -морскую траву)

-Помогла ли рыбка старику? как?(Она исполняла желания старухи)

-Как заканчивается сказка?

-Какой урок преподносит сказка?

-Какой вывод мы можем сделать?( Плохо быть сварливым и жадным, жестоким. Если ты сварливый и жадный, ты можешь потерять своё счастье и остаться ни с чем.)

-устанавливает

пробелыусвоения;

-обнаруживает причины невыполнения изученного материала и принимает меры для их ликвидации;


-усваивают предыдущий материал;

-определяют типичные недостатки в знаниях и причины их появления

Коммуникативные:

Стремление к выразительности речи и к совершенствованию собственной речи.

Оформлять свои мысли в устной форме с учетом речевой ситуации

III.Актуализация знаний и целеполагание.

1.Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

2.Актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений)

Словесный


1. Речевая разминка.





-Наш урок мы начнем с речевой минутки. Посмотрите на слайд. Прочитаем записанное хором. (Читают вместе с учителем)

Сл.1

Лена искала булавку.

Булавка упала под лавку.

Под лавку залезть было лень,

Лена искала весь день.


-Что мы прочитали? ( Скороговорку) Для чего нужно читать скороговорки?

- Прочтем эту скороговорку медленно.

- Теперь прочтем быстро .

- А теперь еще быстрее (скороговоркой). (Повторяют чтение 2-3 раза)




- сообщает учащимся цели учебного занятия;

-сообщает темы учебного занятия.

-работают с пословицей;


Регулятивные:

-самостоятельно формулировать тему и цели урока;

-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Осознание ответственности за произнесенное слово.

Познавательные:

Осуществлять анализ и синтез.

IV.Изучение нового материала.

1.Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала( существенных признаков, понятий, знаков, теорий и пр.; правил и построенных на их основе алгоритмов).

2.Содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу (обобщению).

3.Создать содержательные и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала.
























































V .Физминутка

Сохранение и укрепление здоровья, снятие усталости.


Словесный,

наглядный

Ф,И.



1.Подготовка к восприятию (рассказ об авторе).




























2.Чтение текста (стр.102)




3.Проверка восприятия.














4. Первичное восприятие басни

(мультфильм)




5. Проверка восприятия


6.Словарная работа.






























7. Вторичный синтез (чтение и анализ)































-Ребята,сегодня мы познакомимся с очень известным русским писателем – И.А.Крыловым.

Сл.2

Иван Андреевич Крылов - выдающийся русский баснописец. Родился в Москве. Детство Крылова прошло в Твери .Крылову уже в 11 лет пришлось подрабатывать писцом(переписывать деловые бумаги) в Тверском суде. В семье не было большого достатка и будущему писателю пришлось постигать грамоту самостоятельно. Особенно много времени он уделял грамматике, арифметике и молитвам. Благодаря своему упорству, стремлению к знаниям, умению преодолеть трудности Иван Андреевич Крылов стал известным писателем. Он был знаком с А.С.Пушкиным.


Сл.3

Иван Андреевич Крылов писал стихи, пьесы и басни. Особенно прославился своими баснями.

Басня – это короткий нравоучительный рассказ, написанный в стихах. Его басни похожи на сказки о животных, потому что в них действуют животные, птицы, рыбы, насекомые. Язык басен Крылова лаконичные, выразительный. Многие изречения из его басен стали общепринятыми выражениями. Вы, наверное, слышали:

-А воз и ныне там,

-Ай, Моська, знать сильна, что лает на слона…. и др.

В басне всегда есть поучение или мораль, совет. В ней осуждаются глупые или плохие поступки. Басни Крылова очень полюбились простым людям, их стали называть народными, а мудрого писателя стали называть «дедушкой Крыловым».




-О жизни писателя и о его творчестве написано в вашем учебнике. Откроем учебник на стр. 102-й. Послушайте и скажите, в чем заслуга Крылова-писателя. (Читает, учитель, акцентируя внимание на главной мысли)


-Итак, ребята,чем занимался всю свою жизнь Иван Андреевич Крылов?(Работал и учился)

-Ребята, что нужно для того ,чтобы писать хорошие басни?(Надо быть очень трудолюбивым человеком)

-Сколько черновых строк было к басне "Кукушка и Петух"?(Около двухсот строк)

-Сколько строк в ней?(21 строка)

-А как автор статьи дает понять, что Крылов учился всю жизнь?

-Когда он начал работать?(В 11 лет)

-Когда он начал изучать греческий язык?(В 50 лет. И за 2 года овладел им в совершенстве)



-Теперь мы познакомимся с басней "Лебедь, Рак и Щука".Вы просмотрите мультфильм. Будьте внимательны и после просмотра будьте готовы назвать главных героев басни.

-Итак, ребята, назовите героев басни.(Лебедь, рак ,щука)

-Какой работой они заняты?

-Ребята, эта басня написана очень давно. В то время, когда некоторые предметы назывались по-другому, и простые люди говорили по-другому. Иван Андреевич старался писать так, чтобы передать народную речь. Поэтому в его баснях много слов, которые могут быть вам не понятными ?

Сл.4

Лад – действовать совместно, не расходясь.
Мука – сильное физическое или нравственное страдание.
Поклажа – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж.
Воз – повозка или сани с кладью.
Ныне – теперь, в настоящее время.


Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)

Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)



-А теперь еще раз прочитаем басню. Обратите внимание на слова, которые передают действия героев басни.(читает ученик)

-Ребята, кто же тянул воз?

Сл.5

- В чем заключались действия каждого из героев?

(заполняют таблицу)


-Что помешало героям справиться с задачей?

не спели вместе;

не договорились, как будут действовать ;

не пригласили на помощь кого -то более сильного?

-Басни Крылова имеют двухчастную форму: в басне есть описание действия и мораль (урок). Сейчас, ребята еще раз прочитаем басню и определим, где же в ней описание действия, а где мораль.

(читают и определяют)



Мораль – Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, а дальше этот урок, наставление автор подтверждает примером, показывает нам сценку из жизни.

-Ребята, чем эта басня похожа на сказку?

(В ней действуют животные, они разговаривают, ведут себя, как люди, мало событий, каждый герой имеет свой характер, свои повадки. Но под поведением героев мы узнаем людей, угадываем их недостатки, пороки).



-Зачем автор написал эту басню? Что он хотел сказать читателям?

(Автор хотел показать людям, что в любом деле должно быть желание и согласие)

-организует внимания учащихся;

-сообщает основную идею изучаемого материала (принципа, правила, закона и пр.);



-обеспечивает метод исследования изучаемых знаний, способов и средств, которые привели к сделанным выводам;

-

организует деятельность учащихся по воспроизведению существенных признаков изученных познавательных объектов;




- обеспечивает усвоение методики воспроизведения изучаемого материала (с чего и как начинать, к чему переходить и как аргументировать выводы).





обеспечивает метод исследования изучаемых знаний, способов и средств, которые привели к сделанным выводам;












-ставит целевую установку на выполнение движений.



- понимаюткачества своих ответов;

-осознают ответы в процессе беседы и выполняют задания, а также активно участвуют в подведении итогов беседы.



-читают текст целыми словами, без ошибок и повторов







-осмысляют содержание прочитанного текста






















































Выполняют упражнения













Читают текст целыми словами, без ошибок и повторов






-осмысляют содержание прочитанного текста



Познавательные:

Интерес к чтению, потребность в чтении.

Работать по плану сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Извлекать информацию, представленную в разных формах, строить рассуждения.

Коммуникативные:

Оформлять свои мысли в устной форме, владеть диалогической формой речи, быть готовым корректировать свою точку зрения.

VI.Закрепление изученного.Обеспечить закрепление в памяти уч-ся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.



Словесный

Ф,И


1.Выразительное чтение басни




2.Составление рассказа на основе морали.








-А теперь поупражняемся в выразительном чтении басни. Читаем так, чтобы выделить мораль, характеры героев через их действия и не забываем об иронии автора, который как бы смотрит на эту ситуацию со стороны. (2-3 человека)


-Итак, мораль басни : «Когда в товарищах согласья нет…..»

Придумайте или вспомните жизненную историю, которая подтвердила бы эти слова. Можно работать в парах, советоваться, обсуждать, только делать это тихо. (5 мин)

-Кто же поделится своей историей? (выслушиваем 3-4 человек)

Организует деятельность уч-ся по применению знаний в изменённых и новых ситуациях

Отвечают на вопросы учителя.

Извлекать информацию, представленную в разных формах; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения.

VII. Подведение итогов.

1.Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся.

2.Обеспечить усвоение учащимися внутри предметных и меж предметных знаний.

3.Обеспечить формирование у школьников обобщенных понятий.

Словесный

Ф,И


1.Обобщающая беседа по теме урока.




-С творчеством какого баснописца познакомились на уроке?

-Какое произведение изучали?

-Что такое басня?

-Какова мораль басни "Лебедь, Рак и Щука"?

-организует деятельностьучащихся по переводу отдельных знаний и способов действий в целостные системы знаний и умений


систематизация знаний учащихся;

-выявление учащимися внутри предметных и меж предметных связей;

-выделение мировоззренческих идей.


Коммуникативные:

-Осознание ответственности за произнесенное слово.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы.

VIII. Домашнее задание

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Наглядный,

Словесный

И

-Подготовить выразительное чтение басни (желающие могут выучить наизусть)

-информация о д/з;

-мотивирует выполнение д/з;

-инструктаж по выполнению д/з;

-реализуют необходимые условий для успешного выполнения домашнего задания