Урок литературного чтения во 2 классе.
Тема урока: Ю.Ермолаев «Два пирожных».
Цель: познакомить уч-ся с произведением Ю. Ермолаева « Два пирожных».
Задачи урока:
- Образовательная: помочь осознать и сформулировать главную мысль рассказа «Два пирожных»; способствовать формированию навыков чтения и правильной речи учащихся; познакомить детей с континентом Земли – Африкой.
- Развивающая: развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать.
- Воспитательная: воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.
Оборудование: Учебник «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, 2 класс ( 2-я часть). Презентация к уроку. ( Автор Воронкова Ю. Д.)
Ход урока
I. Организационный момент. Тема и цели урока.
Ребята, готовы вы к уроку?
На вас надеюсь я, друзья!
Вы хороший дружный класс,
Всё получится у нас!
- Сегодня мы познакомимся с новым писателем, прочитаем его рассказ «Два пирожных», (Слайд 1) осмыслим содержание рассказа, поговорим о хорошем качестве человека.
II. Повторение по изучаемому разделу.
- Как называется раздел, который мы читаем? (Слайд 2 ).
- Чему мы научимся, читая произведения этого раздела?
- О каких качествах друзей мы узнали из рассказа Булгакова “Анна, не грусти”? (взаимовыручка и сопереживание (Слайд 3 ).
III Актуализация знаний. Сведения об авторе. (Слайд 4 ).
Юрий Иванович Ермолаев окончил театральное училище имени Щепкина в Москве в 1943 году. По профессии он был актёром. Играл главные роли в спектаклях московских театров.
Но талант писателя пересилил талант актёра. Поэтому прославился Ермолаев не как драматический актёр, а как детский писатель.(Слайды 5 -7 ).
Его первая книга называлась «Почему рассердились бумажные полоски». Ермолаев писал не только рассказы и повести, но и сказки. Одна из них называется «О двух юнцах-храбрецах и чудо-докторе».
Некоторые свои произведения он называл «Грустными шутками», потому что они таили в себе важное и поучительное.
IV. Знакомство с рассказом Ю. Ермолаева « Два пирожных». (Слайд 8).
1) Первичное знакомство с текстом
Учебник с.85-86.
2). Анализ произведения:
- Понравился ли вам рассказ?
- Назовите действующих лиц рассказа.
- О чём попросила мама дочек?
- Чем занималась старшая сестра Наташа?
- Что делала Оля?
- Хотелось ли им мыть посуду?
- Кто из сестёр пошёл помогать маме?
- Рассмотри иллюстрацию в учебнике с.86.
- Чем занята Наташа?
- Какое у неё выражение лица?
- Как изображена Оля?
- Прочитай, к какому эпизоду относится рисунок?
3) Словарная работа. (Слайд 9).
Задание: Перечитать рассказ. Обратить внимание на слова. Все ли слова вам понятны?
После чтения дети называют слова.
Крендельки – витое хлебное изделие, напоминающее по форме восьмёрку. (слайд 10)
Африка - материк или континент, огромные участки суши, со всех сторон окружённые водой. (слайд 11)
Река Конго- название реки. Очень крупная река Африки.(слайд 12)
Долина реки Конго – удлинённая впадина реки Конго. (слайд 13)
Тропические лианы – вьющиеся растения с длинными стеблями, растут в тропических лесах, обвиваясь вокруг деревьев, цепляясь за них.
(слайд 14)
Пальмы - деревья южных стран, обычно с прямым ветвистым стволом и с очень крупными вечно - зелёными листьями. (слайд 15)
V. Знакомство детей с животным миром Африки.
- Покажите на глобусе Африку.
- Наташа в своих мыслях была в Африке. Сейчас мы с вами тоже побываем в Африке.
(Просмотр слайдов 16 - 24).
- А если ваши родные попросят вас в это время помочь им? Как вы поступите?
VI. Итог урока:
- Как называется рассказ, который мы сегодня прочитали?
- Кто его написал?
- Как вы считаете, это справедливо, что Оля съела два пирожных, а Наташе ничего не осталось?
- Какая из девочек вам больше нравится и почему?
- За какое качество характера вы выбираете Олю? (отзывчивость)
- Знакомя вас с автором – Юрием Ермолаевым, я сказала, что некоторые свои произведения он называл «Грустными шутками». Как вы считаете, рассказ « Два пирожных» - грустная шутка?
- Как вы думаете, зачем автор рассказал нам эту историю?
Оценивание детей
Рефлексия.
Домашнее задание - Пересказ от имени Наташи.