СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы. 11 класс. Тема: «Солнечность» и «моцартианство» поэзии К.Д.Бальмонта, её созвучность романтическим настроениям эпохи.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

I. Организационный момент.

II. Мотивация учебной деятельности. Определение целей урока.

В слякотные и дождливые рождественские дни 1942 года в Нуази-ле-Гран близ Парижа, оккупированного гитлеровскими войсками, когда солнце весны и солнце свободы, казалось бы, надолго закатилось над милой Францией, в её чужую, холодную землю лёг навеки ещё один отверженный сын России. Надгробная надпись лаконична и печальна. Константин Бальмонт. Поэт русский. Ушёл кумир целого поколения.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы. 11 класс. Тема: «Солнечность» и «моцартианство» поэзии К.Д.Бальмонта, её созвучность романтическим настроениям эпохи.»

Урок литературы. 11 класс.

Тема: «Солнечность» и «моцартианство» поэзии К.Д.Бальмонта, её созвучность романтическим настроениям эпохи.

Цели: познакомить с жизнью К.Бальмонта, пробудить интерес к поэтической индивидуальности, помочь учащимся постичь мысли и чувства лирического героя поэзии Бальмонта и внутреннего мира самого поэта, воспитывать эстетику восприятия поэзии.

Тип  урока: урок обретения новых знаний.

Оборудование к уроку:  компьютер, презентация, портрет К.Д.Бальмонта, тексты стихотворений.


Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Мотивация учебной деятельности. Определение целей урока.

В слякотные и дождливые рождественские дни 1942 года в Нуази-ле-Гран близ Парижа, оккупированного гитлеровскими войсками, когда солнце весны и солнце свободы, казалось бы, надолго закатилось над милой Францией, в её чужую, холодную землю лёг навеки ещё один отверженный сын России. Надгробная надпись лаконична и печальна. Константин Бальмонт. Поэт русский. Ушёл кумир целого поколения.

Господь, господь. Внемли, я плачу,
я тоскую,
Тебе молюсь в вечерней мгле.
Зачем ты даровал мне душу
Неземную -
И приковал меня к земле.

III. Актуализация опорных знаний.

1. Эвристическая беседа.

Каким содержанием вы наполняете понятие «серебряный век»?

Каким вам представляется созвездие ярких имён?

Оно иерархично или это скорее единство равных по таланту индивидуальностей?

IV. Работа по теме урока.

1. Составление в совместной деятельности с учащимися плана урока.

  • перелистать страницы жизни большого поэта;

  • увидеть его поэтическую индивидуальность;

  • попытаться понять его мировосприятие и то, как оно преломилось в его творчестве – необыкновенно ярком и своеобразном.

2. Сообщение группы учащихся «Работа с портретами».

3. Сообщение группы учащихся «Кто он?».

V. Решение задач урока.

1. Проблемный вопрос №1. «Стихотворения Бальмонта – гимны своему дару?»

Прочитаем строки, в которых звучит гордое, порой заносчивое «Я».

Прослушаем несколько стихотворений Бальмонта и попытаемся ответить на вопросы:

- Каково ваше отношение к многочисленным «я»?

- Что это кокетство, самовлюблённость или что-то другое?

- Какие многообразные и изменчивые «я» вы уловили?

Чтение стихотворений: «Я люблю лесные травы», «Я устал от нежных слов», «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце», «Я кликнул в поле», «Я тебя сравнить хотел бы с нежной ивою плакучей».

2. Вывод:

Символистами жизнь рассматривалась как путь поэта. «Я» стояло в центре, автор как бы раскрывал страницы дневника. У Бальмонта это принимало порой крайние формы

позу стихийного гения: эгоцентризм; безразличие к условиям быта и морали; восторженное отношение к самому себе; уверенность в своей солнечности; удивление перед богатством мира, радость открытий в себе и других; бравурное самоудовлетворение; владыка собственного мира («Не для меня законы, раз я гений»).

Бальмонт творил собственную биографию, стремясь создать поэму из своей жизни. Это стремление принимало порой экстравагантные формы:

- повис на дереве, читая;

- в Париже лёг на асфальт, фиакр переехал через него;

- вошёл в воду с тростью, чтобы полюбоваться отблеском на воде;

Экстравагантное, чудаческое, скандальное, то, что впоследствии назовут «бальмонтовщина» заслонило образ самого поэта.

А он любил: одиночество; языки; поглощал целые библиотеки; ему обязаны знакомству с литературной планетой.

Всю жизнь Бальмонт занимался переводами. В его переводах выходили и до сих пор выходят многие произведения Шелли, Эдгара По, Уитмена, Кальдерона, Уайльда, Верлена, Бодлера, Гофмана. Он знал немецкий, французский, чешский, болгарский, грузинский языки. Бальмонт – один из лучших переводчиков поэмы «Витязь в тигровой шкуре» Ш.Руставели.

И неудивительно, все они: экстравагантный Уайльд, и страшный По, и мистический Гофман, и лирический Шелли, повлияли на характер и творчество Бальмонта. Он впитал в себя спиритизм Де Виньи, пессимизм Шопенгауэра, сверхчеловечность Ницше. Таким был он сам.

Он называл свои стихи песнопениями. Они различны по жанру: сонеты, элегии, послания, гимны, фантазии и даже молитвы.

3. Проблемный вопрос №2. Как бы вы определили содержание стихотворений Бальмонта, о чём стихи?

(Он стремится запечатлеть всё: ветер в камышах, жизнь и смерть, прошлое и настоящее, тончайшие ощущения и переживания.)

Бальмонту суждено было стать одним из зачинателей символистского движения. Но у него своё место.

(Учащийся зачитывает тезисы из статьи «Элементарные слова о символистской поэзии»).

- Эта поэзия, в которой органически, не насильственно сливаются два содержания: скрытая отвлечённость и очевидная красота.

- Символистская поэзия говорит своим особым языком, более чем другой род поэзии трогает наши слуховые и зрительные впечатления.

Обратимся к стихотворению «Фантазия» из первого сборника «Под северным небом».

(Изображена картина спящего леса, но земная картина лишь повод для того, чтобы развернуть игру воображения. Картина заснеженного леса переходит в поток образов. Кажется, что автор хочет почувствовать мир каждым из чувств человека. Здесь всплеск, озарение, безумство. Картины зимней природы – это лишь повод для фантазии, игры воображения. В стихотворении статичная картина зимнего леса, природные стихии: ветер, метель – всё олицетворено, всё живое. В пейзажах Бальмонта всё пульсирует, вибрирует, дрожит, трепещет, искрится: «трепещут очертания», «дождь струится», «искры лунного сияния».)

Чтение стихотворения «Аромат солнца»

Запах солнца? Что за вздор!
Нет, вздор.
В солнце звуки и мечты,
Ароматы и цветы
Всё слилось в согласный хор, 
В сплелось в один узор.

VI. Самостоятельная работа учащихся.

1. Выразительное чтение и анализ стихотворений Бальмонта.

Чтение стихотворения «Я не знаю мудрости»

Я не знаю мудрости, годной для других,
Только мимолётности я влагаю в стих.
В каждой мимолётности вижу я миры,
Полные изменчивой радужной игры.

Не кляните, мудрые. Что вам до меня?
Я ведь только облачко, полное огня.
Я ведь только облачко. Видите, плыву.
И зову мечтателей. Вас я не зову.

С представителями какого направления в искусстве роднит Бальмонта такой способ изображения мира?

(Импрессионизм)

Импрессионисты работают быстрыми маленькими мазками, накладывая чистые неспешные краски рядом без плавных переходов и оттенков, так что многие предметы только намечаются, а очертания света и теней, дробясь и рассыпаясь, переходят одно в другое. Подвижные мазки, положенные под разным углом, контрасты цветовых пятен создают волнующий эффект вибрации, переливчатости и изменчивости мира.

Константин Бальмонт внёс в русскую поэзию и тематическую новизну, и новую интенсивность восприятия, и новую рефлексию: …В каждой мимолётности вижу я миры,

Полные изменчивой радужной игры.

Романтическая созерцательность, мягкость тонов, подчёркнутая музыкальность – всё это располагало в пользу новых веяний в искусстве.

Не кляните мудрые. Что вам до меня?
Я ведь только облачко, полное огня.
Я ведь только облачко. Видите: плыву.
Я зову мечтателей… вас я не зову!

Стихотворение покоряет сегодняшнего читателя не своей идеей, а чарующей пластикой, музыкальностью, которая создаётся волнообразными движениями интонационных подъёмов и спадов. Этот эффект создаётся постоянным повтором фраз, которые варьируют, трепетными переливаниями звуковой структуры сонорных [р], [м] и завораживающим ритмом анапеста.

Чтение стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени».

Бальмонт сам определил свою позицию как поэзию «мимолётности». С лёгкой руки Брюсова всю лирику Бальмонта и начали определять как поэзию «запечатлённых мгновений».

Мимолётность возведена в философский принцип. Он славит минуты, мгновения, миг. Миг – символ, знак, намёк на то, что есть вечность. Художник должен выхватить этот миг и запечатлеть в слове. Стремление выхватить миг из вечности сочетается с постоянной устремлённостью за пределы предельного.

В своей работе о Фете Бальмонт писал. «Поэт прошёл разные фазисы своего рзвития. Гармонические соединяя своё «я» со Всемирностью, он проникся желанием слиться со Вселенной, потеряться в ней, как ручей в океане, или, наоборот, вспыхнуть во всём блеске своего единичного существования, ярко возникнуть в узких рамках своего «я», прежде, чем навеки исчезнуть в Бесконечном море мировой красоты». Это можно отнести и к Бальмонту.

VII. Подведение итогов, рефлексия.

1. Выразительное чтение читает стихотворения «Как мы живём»

Мы так живём, что с нами вечно
слава,
Хмельная кровь, безумствующий бред,
И может быть, в том жгучая отрава, 
Но слаще той отравы в мире
нет.

1936г.

2. Беседа.

- Куда девалось «я»?

- Почему «мы»?

Удивительно, что это «мы» рождается у поэта одинокого, забытого. Но именно теперь Бальмонт сливает свой голос с общим хором всей русской поэзии.

Он ушёл, благословив мир, над которым будет вечно сиять его Солнце.

Я шепчу вослед благословенье,
Чувствую, как силы возросли,
Как, испив рассветное мгновенье,
Дали, дрогнув, манят быть вдали.

VIII. Домашнее задание.

1. Подготовить сообщение (презентацию) о поэте К.Д.Бальмонте.

2. Подготовить выразительное чтение и анализ стихотворений К.Д.Бальмонта.

3. Написать сочинение-миниатюру «Каким будет наш век? «Золотой» и «серебряный» уже были…»