СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы 8 класс Тема:А. С. Пушкин «Барышня-крестьянка»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: А. С. Пушкин «Барышня-крестьянка»

Цель:  Познакомить учащихся с повестью А. С. Пушкина «Барышня -крестьянка»

Учебно-воспитательные задачи: формирование навыков осмысленного выразительного чтения, обучение навыкам анализа художественного произведения; развивающие: совершенствовать навыки выразительного чтения, анализа художественного произведения; развитие умения обобщать полученные знания, проводить аналогии. Воспитательные: развитие эстетического вкуса учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы 8 класс Тема:А. С. Пушкин «Барышня-крестьянка»»

Сабақ /Урок 55 Сынып/Класс 8 Дата______________

Пән/Предмет: Литература

Тақырып/Тема: А. С. Пушкин «Барышня-крестьянка»

Мақсат/Цель: Познакомить учащихся с повестью А. С. Пушкина «Выстрел»

Оқыту мен тәрбиелеудің міндеттері/Учебно-воспитательные задачи: формирование навыков осмысленного выразительного чтения, обучение навыкам анализа художественного произведения; развивающие: совершенствовать навыки выразительного чтения, анализа художественного произведения; развитие умения обобщать полученные знания, проводить аналогии. Воспитательные: развитие эстетического вкуса учащихся.

Құрал-жабдықтар, көрнекті құралдар/Оборудование, наглядные пособия: учебник, тетрадь.

Сабақ түрі/Тип урока: урок усвоения новых знаний (обучение анализу художественного произведения).

Әдіс-тәсілдер/Методы: словесный, практический, проблемный, частично-поисковый

Сабақ барысы/Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания: эссе 1) «На что растрачена жизнь?» (По повести А. С. Пушкина «Выстрел»). 2) «Зачем человеку дана жизнь?» (по повести А.С. Пушкина «Выстрел»).

Работа с тестом.

Ключ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Б

А

Г

В

Г

Б

А

В

Г

В

Б

А

В

Обобщение:

Какое чувство завладело душой Сильвио? (зависть)

Андрей Дементьев «Зависть белой не бывает…»

Зависть белой не бывает.

Зависть свет в нас убивает.

Ну а то, кто ею болен, —

У того душа темна,

И в поступках он не волен,

Ибо всем вершит она.

Мы смирились с тем, что зависть

Судит всех без доказательств.

Ей достаточно улик —

Этот счастлив.

Тот велик.

И чужой судьбою мучась,

Умирая от обид,

Все надеется на случай,

Что когда-нибудь получит

То,

Что ей в других претит.

1995

Претить - вызывать отвращение

3. Работа с темой урока.

1) Тест «Самый внимательный»

1. В названии повести:

А. Слова-антонимы

В. Слова-синонимы

С. Олицетворение

2. Действие происходит:

А. В XVIII веке

В. В  XIX веке

С. В наши дни

3. Берестов и Муромский были:

А. Соседями

В. Однополчанами

С. Служили на одной фабрике

4. Помещики:

А. Были очень дружны

В. Только познакомились

С. Были в ссоре

5. Лизу звали Бетси:

А. Это ее второе имя

В. Это ее шутливое прозвище

С. Так звал ее отец на английский манер

6. Лиза:

А. любила Алексея давно

В. ненавидела его

С. заинтересовалась и захотела с ним познакомиться

7. Акулина – это:

А. Лиза

В. Нянька Лизы

С. Служанка Лизы

8. Алексей полюбил Лизу за:

А. Искренность и простоту

В. За красоту

С. За безграмотность

9. Муромский и Берестов:

А. Помирились в конце концов

В. Так и остались врагами

С. Стали родственниками

10. Акулина:

А. Сама открылась Алексею

В. Предстала перед ним неожиданно в облике Лизы

С. Муромский сам рассказал  Алексею

Ключ:

1.а 2.в 3.а 4.с 5.с 6.с 7.а 8.а 9.а,с 10.б

2) Вступление. Сегодня мы говорим о повести «Барышня-крестьянка». Напомните мне, в какой сборник вошла эта повесть. Чем повесть отличается, например, от романа?

Какие повести входят в цикл? (Выстрел, Метель, Гробовщик, Станционный смотритель, Барышня-крестьянка).

Почему цикл так назван? (Роль издателя Пушкин взял на себя. Авторство приписал провинциальному помещику Ивану Петровичу Белкину. Благодаря его голосу, повести отличает необыкновенная простота, достоверность. Белкин не сочиняет свои истории, а лишь излагает то, что услышал от разных лиц)

Зачем это понадобилось автору? (В повестях рассказывается о жизни провинциальных помещиков. Белкин жил с ними по соседству. События происходили на его глазах. Ему больше бы поверили.)

Пушкин хотел, чтобы читатели в повестях увидели правду российской жизни. Он начинает прокладывать свою дорогу в прозе. Пушкин не рассчитывал на успех. Так и появился И.П. Белкин – обобщённый образ писателя, которого Пушкин наделил своими мыслями. На вопрос своего знакомого: «Кто такой Белкин?» - Пушкин ответил: «Кто бы он там ни был, а писать повести надо вот этак: просто, коротко и ясно.

Кто главные герои повести? (Алексей Берестов, Лиза Муромская, Иван Петрович Берестов, Григорий Иванович Муромский, Настя).

Вы назвали главных героев. Дадим им краткую характеристику (кластер)

Красавица – смуглянка, образована, шалунья – проказница, чтит нравственные нормы поведения – ЛИЗА МУРОМСКАЯ.

Стройный, весёлый, озорной, весёлый, образован – АЛЕКСЕЙ БЕРЕСТОВ.

Крепкий хозяин, уважаемый всеми барин, не любит всё иностранное – ИВАН ПЕТРОВИЧ БЕРЕСТОВ

Настоящий русский барин, чудаковатый, любит всё английское – ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ МУРОМСКИЙ.

Ходила за Лизою, она была постарше, но столь же ветрена, как её барышня – НАСТЯ.

Прочитайте эпиграф (что такое эпиграф?). К какому герою относятся эти слова?

3) Работа с литературными терминами.

Что такое сюжет в художественном произведении? (СЮЖЕТ – ряд событий, описанных в художественном произведении, положенных в основу произведения)

Что такое завязка в художественном произведении? (ЗАВЯЗКА – это событие, с которого начинается действие в художественном произведении, влекущее за собой последующие события.)

Что является завязкой в повести «Барышня-крестьянка»?

Чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем отрывок. (стр. 88-89)

Так что же является завязкой в повести? (Заинтересованная рассказами Насти об Алексее, Лиза решает переодеться в крестьянку и «нечаянно» встретить Алексея в лесу)

Почему она не может иначе увидеть Алексея? (Их отцы находятся в ссоре)

Почему враждуют отцы? (Никто из дворовых не может назвать причины.)

Какие чувства испытывает Лиза, когда идёт на свидание? (Зачитать с.90)

Как происходит первое свидание Лизы и Алексея? (Чтение по ролям стр. 91)

Что привлекает Алексея в Акулине? (Её непосредственность, естественность, простота, загадочность, чистота души).

Да. Все эти качества привлекают Алексея в Акулине. Она даже не позволяет себя обнять. (Зачитать с.91)

А каковы современные девушки? (Раскованы, решительны, могут сами подойти к молодому человеку познакомиться)

Как стали развиваться отношения между Лизой и Алексеем? (Они стали встречаться каждое утро в роще. Алексей влюбился в красивую Акулину; Лиза испытывает те же чувства.)

Так стали развиваться отношения у молодого поколения.

Как развиваются отношения между родителями? (Они помирились)

Как происходит примирение? (Берестов старший помог Муромскому, упавшего на охоте, в ответ был приглашён вместе с сыном в гости)

Лиза узнаёт, что к ним в гости должны приехать Берестовы. Что придумала Лиза, чтобы её не узнал Алексей? (Воспользовалась билилами мадам Жаксон, сделала локоны на тон светлее, перетянула талия как буква икс)

Как отреагировал Алексей на появление Лизы? (Он не узнал в Лизе Акулину. Она показалась ему неестественной, отсутствие простоты).

Что решают отцы по отношению своих детей? (Женить их)

Алексей узнаёт о замысле отца и что он предпринимает, на что решается? (Он хочет объясниться с Лизой, рассказать ей, что он не любит её.)

Посмотрим как это происходит. (Просмотр отрывка из фильма – заключительная сцена)

Вывод.

Итак, любимая Акулина и непривлекательная Лиза – одна и та же девушка. Алексей рад. Он произносит слова, которые являются эпиграфом к повести: «Во всех ты, Душенька, нарядах хороша.»

Как вы понимаете данные слова? Смысл эпиграфа к повести «Барышня-крестьянка» в том, что не платье красит человека, что подлинная красота – это красота души, и она не зависит от положения человека в обществе.

Какие черты характера Пушкин ценил в людях? (Главное, что ценил Пушкин в людях – это простота, ум, живость, естественность. Таких людей Пушкин «награждает» счастьем. Повесть заканчивается счастливо – старшее поколение помирилось, их дети любят друг друга.

4) Характеристика персонажей

Старшее поколение

Иван Петрович Берестов

Григорий Иванович Муромский

1. Ведет хозяйство на русский манер:

«В будни он ходил в плисовой (словарн. раб.) куртке, по праздникам надевал сюртук (словарн. раб.) из сукна домашней работы; сам записывал расход и ничего не читал, кроме «Сенатских Ведомостей».

2. Из людей, осуждавших Г.И. Муромского, «Берестов отзывался строже всех. Ненависть к нововведениям была отличительная черта его характера».

  1. Англоман:

«…развел он английский сад…Конюхи его были одеты английскими жокеями. У дочери его была мадам англичанка. Поля он обрабатывал по английской методе…» (В отличие от геометрически правильного французского сада английский подобен естественному лесу.)

2. Григорий Иванович «почитался человеком не глупым, ибо первый из помещиков своей губернии догадался заложить имение в Опекунский совет: оборот, казавшийся в то время чрезвычайно сложным и смелым».

Англоман «выносил критику столь же нетерпеливо, как и наши журналисты».

Отметим иронию Пушкина в описании отношений Берестова – старшего и Муромского. В их изображении Пушкин использует прием антитезы.

Однако, несмотря на отличия, у них много общего:



1.Иван Петрович Берестов – русский дворянин, ведущий хозяйство по русскому образцу.

1.Григорий Иванович Муромский. «Это был  настоящий русский барин».


2. Оба были женаты по любви и овдовели, оставшись с одним ребенком.

Любил «проказничать».


Благодаря общности жизни Берестов – старший и Муромский смогли найти в конце концов общий язык и помириться.

 Младшее поколение

Алексей Берестов

Лиза (Бетси) – Акулина (имя героини выбрано не случайно: у всех на слуху «Бедная Лиза» Карамзина, не случайно героиня читает «Наталью, боярскую дочь» Карамзина).

1.Характеристика персонажа, портрет:

«Он был воспитан в *** университете и намеревался вступить в военную службу, но отец на то не соглашался…Они друг другу не уступали, и молодой Алексей стал жить покамест барином,отпустив усы на всякий случай (атрибут военного).

Он был, «в самом деле, молодец…Барышни поглядывали на него, а иные и заглядывались; но Алексей мало ими занимался, а они причиной его нечувствительности полагали любовную связь».

«Легко вообразить, какое впечатление Алексей должен был произвести в кругу…барышень. Он первый перед ними явился мрачным и разочарованным, первый говорил им об утраченных радостях и об увядшей своей юности; сверх того носил он черное кольцо с изображением мертвой головы. Все это было чрезвычайно ново в той губернии. Барышни сходили по нем с ума.

1.Характеристика персонажа, портрет:

«Ей было семнадцать лет. Черные глаза оживляли смуглое и очень приятное лицо. Она была единственное и, следственно, балованное дитя. Её резвость и поминутные проказы восхищали отца и приводили в отчаянье ее мадам мисс Жаксон…»

«За Лизою ходила Настя, она была постарше, но столь же ветрена, как и ее барышня».

-Почему Лиза решила переодеться крестьянкой, разве она не могла очаровать Алексея в своем истинном обличии?


Алексей носит маску страдающего влюбленного, холодного ко всем барышням, потому что это модно в обществе, а с простыми крестьянками весел, мил, играет в горелки. С ними не нужно надевать маску, можно быть самим собой. Таким Алексей больше интересен Лизе.

Почему Алексей и Лиза полюбили друг друга?

«…Алексей, несмотря на роковое кольцо, на таинственную переписку и на мрачную разочарованность, был добрый и пылкий малый и имел сердце чистое, способное чувствовать наслаждения невинности». Он собирался жениться на простой крестьянке, ослушавшись воли родителя.

                           

Лиза была слишком необычна для простой крестьянки: чувство собственного достоинства (даже самолюбие), незаурядный ум, легкость в общении и в то же время неприступность и принципиальность.

«Его сношения с Акулиной имели для него прелесть новизны,… хотя предписания странной крестьянки казались ему тягостными».                  

Все это говорит о высоких душевных качествах Алексея

Незаурядность Лизы-Акулины вызвала сильные чувства.

5) Сочинение – миниатюра «Роль случая в повести А.С. Пушкина «Барышня – крестьянка».

4. Итог урока. Рефлексия.

Кем рассказана Белкину эта повесть? («девицею К.И.Т." т.е. провинциальной барышней»).

Каковы впечатления автора об уездных барышнях.

"Те из моих читателей, которые не живали в деревнях, не могут себе вообразить, что за прелесть эти уездные барышни. Воспитанные на чистом воздухе, в тени своих садовых яблонь, они знание света и жил ни почерпают из книжек. Уединение, свобода и чтение рано в них развивают чувства и страсти, неизвестные рассеянным нашим красавицам… Конечно всякому вольно смеяться над некоторыми их странностями, но шутки поверхностного наблюдателя не могут уничтожить их существенных достоинств, из коих главное: особенность характера, самобытность…"

Какие правила учредил в доме сумасбродный отец, помещик-англоман'/ (Мисс Жаксон должна была сделать из Бетси чопорную англичанку)

Что говорит читателю автор своим сюжетом с переодеванием?

Переодевание крестьянкой, затеянное как шалость, вдруг обнаруживает в этой девушке ее национальную сущность. Ей, оказывается, легко и весело ощущать себя крестьянкой. (Русская душой).

Что внушает Алексею Берестову его новая знакомая?

(Я простая крестьянка, дочь Василия-кузнеца. Я красива, необыкновенно мила и отнюдь не простодушна)

Какая романтическая мысль приходит ему в голову?

("Романтическая мысль жениться на крестьянке и жить своими трудами'', "и чем более думал он о сем решительном поступке, тем более находил в нём благоразумия")

«Он написал Акулине письмо самым чётким почерком и самым бешеным слогом объявлял ей о грозящей им погибели, и туг же предлагал ей… (свою руку.)»

Какую роль разыгрывает до поры до времени Алексей Берестов?

(Тоже "переодевание", роль байронического героя.)

Он первым явился в кругу наших барышень.

Каким? "Мрачным и разочарованным, первый говорил им об утраченных радостях и об увядшей своей юности; сверх того носил он чёрное кольцо с изображением мёртвой головы."

Учитель: Авторская ирония, блестящая, многогранная.

"Вражда старинная и глубоко укоренившаяся, казалось, готова была прекратиться от… пугливости куцей кобылки". (Т.е. какой сущий пустяк примирил заклятых врагов?).

Каковы взаимоотношения между дворовой девушкой Настей и ее госпожой Лизой?

Тончайший и точнейший психологизм.

Со своей крепостной девушкой, поверенной в её сердечных делах, обращается она достаточно самовластно - тут нет особой сердечности.

Берестов

Лиза

Сквозь «душевный маскарад» пробивается другой человек.
«В самом деле молодец.»
Приходит совсем не к ироничному, нешуточному итогу.

Резва, шаловлива, самобытная, прелесть, русская душою.
Умение перевоплощаться.

Алексей Берестов с его отчаянным решением жениться на крестьянке и жить своими трудами - образ новый в литературе, необычный. Наверное, для таких решений ещё не пришла историческая пора.

Учитель: Не так проста эта "пасторальная" повесть, повторяющая как бы "навыворот" один из популярнейших сюжетов мировой литературы - сюжет Ромео и Джульетты. Там тоже любящие сердца и непримиримые семейства. Но там трагедия. У Пушкина всё наоборот. Герои остаются живы, А российские Монтекки и Капулетти мирятся.

Сцены переодевания, примирения в центре анализа позволяют обнаружить авторскую иронию. А вообще, справедливо замечает Игорь Смольников. В литературном шедевре всё главное. Из такой повести, как "Барышня-крестьянка", невозможно устранить, отодвинуть на второй план ни один эпизод, ни один образ.

5. Домашнее задание: анализ повести, устная характеристика героев, прочитать Л. Толстой «После бала»