СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы "Истинная весёлость и поэзия "Вечеров на хуторе близ Диканьки" Н.В.Гоголя"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проведён в 5 классе. Цель урока: познакомить учащихся со сборником Н.В.Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки", раскрыть его художественное своеобразие.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы "Истинная весёлость и поэзия "Вечеров на хуторе близ Диканьки" Н.В.Гоголя"»

Открытый урок литературы в 5 классе


Тема: «Истинная весёлость и поэзия «Вечеров…» Н.В.Гоголя


Цель: раскрыть своеобразие первого сборника Н.В.Гоголя; показать роль юмора, «поэзию» «Вечеров…»


Задачи: 1. выработать умение разграничивать фантастику

и реально-бытовые образы в повестях Гоголя;

2. познакомить школьников с поэтическим

строем повестей; развивать умение находить

средства выразительности в художественном

тексте;

3. воспитывать вкус к русскому слову


Сейчас прочёл «Вечера близ Диканьки».

Они изумили меня. Вот настоящая весёлость,

искренняя, непринуждённая, без жеманства,

без чопорности. А местами какая поэзия!

Какая чувствительность!

А.С.Пушкин

Та тут чудасiя, мосьпане!

(Да тут чудеса, милостивый государь! укр.)

Из малоросс. комедии


I Организационный момент

Приветствие. Проверка присутствующих на уроке. Объявление темы и целей урока.

Ребята, сегодня мы открываем для себя Н.В.Гоголя. Через его искромётные «Вечера…», весёлые шутки, яркую образность языка мы попробуем ближе узнать автора, понять, в чём истинная «поэзия», «чувствительность» его повестей.


II Вступительное слово учителя

«Последний день перед Рождеством прошёл. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звёзды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрып мороза под сапогом слышался за полверсты. Ещё ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся девушек выбежать скорее на скрыпучий снег». Но даже месяцу было неведомо, что в эту рождественскую ночь произойдёт много таинственных событий: чёрт украдёт месяц, ведьма рассадит в мешки самых именитых хуторчан, а кузнец Вакула достанет черевички для своей невесты у самой царицы.

В конце августа 1831 года молодой Гоголь, имя которого ещё не было известно публике, зашёл в типографию, где набиралась его книга. Едва завидев его, наборщики начали незаметно фыркать, а затем, залившись смехом и желая его скрыть, отвернулись к стене. На вопрос о причинах их веселья Гоголю ответили, что смех вызван его повестями, оказавшимися «до чрезвычайности забавными».

«Сейчас прочёл «Вечера близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность!» - писал А.С.Пушкин.

Враз ставшему известным Н.В.Гоголю было 22 года.


Беседа с учащимися

- Когда и где родился Н.В.Гоголь?

Родился Гоголь на Украине 20 марта (1 апреля) 1809 года в местечке Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии.

- Что вам известно о его родителях?

Отец, Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский, принадлежал к новоявленному дворянству, интересовался литературой и даже написал несколько комедий на украинском языке. Мать Мария Ивановна - дочь богатого помещика.

- Где учился Гоголь?

Получил образование в Полтавском уездном училище, затем в Нежинской гимназии высших наук, где проявился его интерес к литературе и живописи, а также актёрский талант.

- Где впервые был опубликован сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки»?

В Петербурге.


Детство Н.В.Гоголя прошло в обожаемой им Малороссии, которую лучше, красочнее него никто не описывал. Ещё в гимназии завёл он большую конторскую «Книгу всякой всячины, или подручную энциклопедию», куда заносил любопытные словечки, фамилии, прозвища, предания, бытовые сценки. Уже в Петербурге, стремясь быть «полезным человечеству», учась живописи, работая канцелярским чиновником и преподавателем истории, Николай Васильевич просит матушку присылать побольше заметок о родной Украине, её обычаях, нравах и верованиях, ведь «здесь так занимает всё малороссийское».

«Вечера…» принесли писателю настоящую славу. Свободный, живой разговор, прекрасно построенные диалоги, богатство народных преданий, добрый юмор, смешение лирики, сказки и мистики - всё это сделало книгу занимательной и одухотворённой.


III Игра «По страницам «Вечеров…»

1-й конкурс «Разминка»


1. Кем изданы повести, собранные в книгу «Вечера на хуторе близ Диканьки»?

а) пасичником Рудым Паньком

б) Н.В.Гоголем

в) А.С.Пушкиным

г) кузнецом Вакулой


2. В каком году это произошло? Сколько лет было автору?

а) 1830. 32 года

б) 1831. 22 года

в) 1831. 23 года

г) 1833. 33 года


3. Сколько повестей вошло в сборник?

а) 12

б) 11

в) 10

г) 9


4. Что ведьма собирала в рукав в повести «Ночь перед Рождеством»?

а) звёзды

б) снежинки

в) сосульки

г) подснежники


5. Что попросил кузнец Вакула у царицы для своей невесты Оксаны?

а) перстень

б) черевички

в) платок

г) веер


6. Что сказал Вакуле пузатый Пацюк?

а) «Ступай себе с Богом»

б) «Ем хлеб свой, а ты рядом постой»

в) «Тому не нужно далеко ходить, у кого чёрт за плечами»

г) «Утро вечера мудренее»




7. Что такое колядки?

а) рождественские величальные песни

б) вид санок, салазок

в) музыкальный инструмент

г) разговоры старушек на завалинке


8. Территорию какой страны в XIX веке называли Малороссией?

а) Молдавия

б) Украина

в) Белоруссия

г) Россия


2-й конкурс «Словарик»

Объясните значения данных слов:

гопак (украинский танец)

парубок (парень)

дивчина (девушка)

лысый дидько (домовой)

цибуля (лук)

кавун (арбуз)

свитка (верхняя одежда, кафтан)

оселедец (чуб)

люлька (трубка)

курень (соломенный шалаш)

вечерять (ужинать)

хустка (носовой платок)


Одним из красочных рождественских обрядов был обряд колядования, который включал в себя игры, пение величальных песен и хождение по дворам, за что хозяева одаривали колядующих чем-нибудь вкусным: салом, пирогами, мёдом, колбасами… Послушайте колядки, записанные в российских областях.


Звучат колядки «Таусень» и «Бодайте коровку»


3-й конкурс «Колядка»

В колядках не только прославляли и благодарили хозяев. За недобрую встречу могли высмеять, пожелать ненужных в хозяйстве вещей.

Из предложенных вам слов попробуйте сложить подобную «недобрую» колядку.


Тётка, тараканов, не спасибо, из ушей, подаянье, тебе, на плохом, Бог, да мышей, дай, тебе, вшей.


Не спасибо тебе, тётка,

На плохом подаянье.

Дай Бог тебе вшей да мышей,

Тараканов из ушей.


Заставка

Задания командам: Рассказать о праздниках Рождества и Ивана Купала.


В исполнении девочек звучит песня «Нэсэ Галя воду…»


4-й конкурс «Капитаны»

Выразительно прочитать отрывок из текста (капитаны вытягивают конверт с текстом и идут готовиться к конкурсу).


1. «Чёрт всплеснул руками и начал от радости галопировать на шее кузнеца. «Теперь-то попался кузнец! – думал он про себя, - теперь я вымещу на тебе, голубчик, все твои малевания и небылицы, возводимые на чертей! Что теперь скажут мои товарищи, когда узнают. Что самый набожнейший из всего села человек в моих руках?» тут чёрт засмеялся от радости, вспомнивши, как будет дразнить в аде всё хвостатое племя, как будет беситься хромой чёрт, считавшийся между ними первым на выдумки.

- Ну, Вакула! - пропищал чёрт, - ты знаешь, что без контракта ничего не делают.

- Я готов! – сказал кузнец. - У вас, я слышал, расписываются кровью; постой же, я достану в кармане гвоздь! - Тут он заложил назад руку - и хвать чёрта за хвост».


2. «Тут заметил Вакула, что ни галушек, ни кадушки перед ним не было; но вместо того на полу стояли две деревянные миски: одна была наполнена варениками, другая сметаною. Мысли его и глаза невольно устремились на эти кушанья. «Посмотрим, - говорил он сам себе, - как будет есть пацюк вареники. Наклоняться он, верно. Не захочет, да и нельзя: нужно вареник сперва обмакнуть в сметану».

Только что он успел это подумать, Пацюк разинул рот, поглядел на вареники и ещё сильнее разинул рот. В это время вареник выплеснул из миски, шлёпнулся в сметану, перевернулся на другую сторону, подскочил вверх и как раз попал ему в рот. Пацюк съел и снова разинул рот, и вареник таким же порядком отправился снова. На себя только принимал он труд жевать и проглатывать.

«Вишь, какое диво!» - подумал кузнец, разинув от удивления рот, и тот же час заметил, что вареник лезет и к нему в рот и уже вымазал губы сметаною».


5-й конкурс «Чёрный ящик»

Задание на быстроту реакции.

- Этим предметом потчевал дед чумаков в повести «Заколдованное место».

Дыня

- Этот предмет на могиле показывает местонахождение клада.

Свечка

- Какой клад достался деду?

Котёл с мусором


6-й конкурс «Инсценирование»

Участники команд-соперников поочерёдно показывают друг другу сценки из повестей Гоголя. Задача: узнать повесть, найти несоответствие исходному тексту.


7-й конкурс «Образный»

В данном отрывке из повести Гоголя найдите известные вам средства художественной выразительности: метафоры, олицетворения, эпитеты, сравнения.


«Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в неё. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся ещё необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь!... чащи черёмух и черешен пугливо протянули свои корни в ключевой холод и изредка лепечут листьями, будто сердясь и негодуя, когда … ночной ветер целует их… И вдруг всё ожило: и леса, и пруды, и степи. Сыплется величественный гром украинского соловья, и чудится, что и месяц заслушался его посреди неба».


Подведение итогов игры

Подсчитываются командные очки и награждаются учащиеся, активно принимавшие участие в игре.


Команда

Разминка

8

Словарик

12

Колядка

3

Капитаны

5

Чёрный ящик

по 1

Сценический

по 1

Образный

5

Общий балл

«Парубки и дивчины»









«Нечуй-трава»









IV Подведение итогов урока

- А.С.Пушкин отметил, что в «Вечерах…» настоящая весёлость». Каково ваше мнение? Какие повести показались вам более весёлыми, какие менее? За счёт чего Гоголю удаётся достичь «искренней, непринуждённой весёлости»?

- Какой отрывок из повести «Майская ночь или утопленница» служит примером превращения прозы Гоголя в «поэзию роскошную, упоительную»?

- Какие чувства пробуждают в вас повести Гоголя?


Д/з: прочитать рассказ И.С.Тургенева «Муму».