Урок № 72. 10.03.17 10 класс
Тема: История создания и авторский замысел романа-эпопеи «Война и мир»
Цель урока: ознакомление с историей создания романа, формированием авторского замысла, раскрытие его своеобразия, композиции, смысла заглавия, обучение конспектированию.
Методические приемы: лекция учителя, беседа, работа с учебником.
Ход урока:
1. Орг. момент. Запись эпиграфа к уроку.
«Если бы понадобилось назвать роман, соответствующий
определению, столь дорогому сердцу составителей литературных
анкет: «величайший роман в мире», - я выбрал бы «Войну и мир».
Джон Голсуорси
Все страсти, все моменты человеческой жизни, от крика
новорождённого ребёнка до последней вспышки чувства умирающего
старика, все горести и радости, доступные человеку, - всё есть в этой картине.
Н. Страхов.
2. АКтуализациязнаний и умений. В чем особенность «севастопольских рассказов»? ( показать истинную картину сражений без прекрас). Прологом к какому роману явились «сев.рассказы» ( Война и мир»)?
---Скажите мы сегодня к изучению какого романа приступаем?
---Назовите тему урока. Попробуем определить цель урока.
2. Вступительное слово учителя.
Для Толстого-писателя всегда было характерно двойственное отношение к жизни. В его творчестве жизнь дается в единстве, объединяющем интерес писателя и к «истории души человека», и к «истории целого народа». Поэтому, когда в середине 50-х годов стали возвращаться из Сибири оставшиеся в живых декабристы, писатель увидел в этом и историческое событие, и состояние человека, испытавшего это невероятное событие.
что вы знаете о ходе работы Л.Н.Толстого над романом?
Где начал печататься?
3.Сообщение учащихся об истории создания.
Учитель:
Первоначально задумывался роман «Декабристы», Герои Петр Лабазов и его жена Наташа возвращаются в 1856 году из ссылки.
Встречаясь с декабристами в эти годы, Толстой был поражен, как нравственно сохранились эти люди, и в своём новом романе он хотел сравнить людей нового поколения со старым декабристом, распространяющим на всё свой строгий и несколько идеальный взгляд.
Писатель много работает в архивах, читает мемуары участников войны 1812 года и постепенно замысел его меняется, меняется и общая идея романа.
Если первоначально главной была «мысль дворянская», то затем любимой идеей Толстого становится «мысль народная».
---Как вы понимаете эту фразу. Еще какая мысль стала основной в творчестве Толстого? (мысль семейная)
2.1. Формирование замысла определил сам автор: Записать
1856 год - начало замысла. «В 1856 году я начал писать повесть с известным направлением и героем, который должен быть декабристом, возвращающимся с семейством в Россию», - писал Л.Н.Толстой.
1825 год - восстание декабристов. «Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя», говорит автор.
1812 год - война. «Чтобы понять его, мне нужно было перенестись в его молодость, и молодость его совпала со славной для России эпохой 1812 года».
1805 - 1807 годы - заграничные походы русской армии. «Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама», - говорил Толстой.
Работе над романом Толстой отдал около 7 лет (1863-1869). Нередко главы переписывались 12-13 раз. С. А. Толстая писала: «Счесть, сколько раз я переписывала «Войну и мир» невозможно». Сам Толстой говорил: «Каждый день труда оставляешь в чернильнице кусочек себя».
В романе нашли отражение проблемы и начала века, и его середины. Поэтому в романе как бы два плана: прошлое и настоящее.
«Более всего в романе я любил мысль народную». Главная проблема - судьба народа, народ - основа нравственных и моральных устоев общества.
В романе автор показал:
1. «Кто истинный герой?» - общественная роль дворянства, его влияние на жизнь общества и страны.
2. Истинный и ложный патриотизм.
3. Назначение женщины - сохранение семейного очага.
В романе более 600 (550) действующих лиц. Посмотрите на 1 том и прочитайте какая дата дата дана?
В романе 4 тома и эпилог: I том - повествует о событиях 1805 года.
II том - 1806-1811 годы.
III том - 1812 год.
IV том -1812-1813 годы
Эпилог - 1820 год.
По мере продвижения работы шли наряжённые поиски заглавия романа. Первоначально – «Три поры».
- Как вы считаете, почему такое название, о каких трёх порах говорит Толстой? (до войны 1812 года, война и послевоенное время)
В 1866 году появляется вариант «Всё хорошо, что хорошо кончается».
В 1867 году – «Война и мир».
2.2. Смысл названия романа. Скажите, а что представляют собой эти два слова с точки зрения лексики?
Как отражается антонимия понятий, заложенная в названии романа в самом произведении?
- основной композиционный прием – противопоставление, антитеза ( главы делятся на
«мирные» и «военные»
- противопоставляются характеры многих героев.
---Попробуем дать свою трактовку названию. Что значит для вас мир, война? (работа со словарем Ожегова)
Для Толстого: – народ, человечество, крестьянская община, согласие и единство.
Толстой писал и так, и так; это говорит, что в толстовском значении переплетаются все оттенки этого понятия.
Война – не только «вооружённая борьба между государствами», но и «борьба, враждебные отношения с кем-нибудь», а в представлении толстого, ещё и всё, что может разъединять людей, например эгоизм, алчность.
Прочитайте в учебнике, к какому жанру относится это произведение? Вспомним, что это знначит. Назовите известное произведение, которое также относится к эпопее? (кому на руси…)
2.3. Объяснение понятия «роман-эпопея».
Сам Толстой говорил: «Что такое «Война и мир»? Это не роман, ещё менее поэма, ещё менее историческая хроника.
«Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось».
Записать. Роман-эпопея - наиболее крупная и монументальная форма эпической литературы. Основной чертой эпопеи является то, что она воплощает в себе судьбы народов, сам исторический процесс
Для эпопеи характерна широкая, многогранная, даже всесторонняя картина мира, включающая и исторические события, и облик повседневности, и многоголосый человеческий хор, и глубокие раздумья над судьбами мира, и интимные переживания. Отсюда большой объем романа, чаще несколько томов. (По «Словарю литературоведческих терминов» под ред. Л. И. Тимофеева.)
2.4. Выявление черт эпопеи в романе «Война и мир».
- А сейчас определим черты эпопеи в романе:
- Картины русской истории (Шенграбенская и Аустерлицкая битвы, Тильзитский мир, война 1812 года, пожар Москвы, партизанское движение).
- События общественной и политической жизни (масонство, законодательная деятельность Сперанского, первые организации декабристов).
- Отношения помещиков и крестьян (преобразования Пьера, Андрея; бунт богучаровских крестьян, возмущение московских ремесленников).
- Показ различных слоев населения (поместное, московское, петербургское дворянство; чиновники; армия; крестьяне).
- Широкая панорама бытовых сцен дворянской жизни (балы, великосветские приемы, обеды, охота, посещение театра и др.).
- Огромное количество человеческих характеров.
- Большая протяженность во времени (15 лет).
- Широкий охват пространства (Петербург, Москва, поместья Лысые Горы и Отрадное, Австрия, Смоленск, Бородино
5.Герои эпопеи, их прототипы, композиция произведения.
Были ли прототипы у героев романа? Сам Толстой, когда об этом его спрашивали, отвечал отрицательно. Однако исследователи позднее установили, что образ Ильи Андреевича Ростова писался с учетом семейных преданий о деде писателя. Характер Наташи Ростовой создавался на основе изучения личности свояченицы писателя Татьяны Андреевны Берс (Кузминской).
Позднее, уже много лет спустя после смерти Толстого, Татьяна Андреевна написала интересные воспоминания о своей молодости «Моя жизнь дома и в Ясной Поляне». Эту книгу справедливо называют «мемуарами Наташи Ростовой».
Но есть еще более интересные особенности в выборе прототипов для героев романа. Так, граф Безухов списан с бывшего канцлера Екатерины II Александра Андреевича Безбородко, который в 1775 году он был представлен императрице с рекомендацией П.А. Румянцева и получил должность ее секретаря.
то такое Я , по Толстому?
- В своей трилогии «Детство. Отрочество. Юность» Толстой раскрывает перед нами не просто историю человеческой души, но каждодневную жизнь человеческой души, обычную и необыкновенно сложную, ведомую нам и совсем незнакомую, показывает мир человеческой души в постоянном борении противоречий. И считает это архиважным, потому что «Я - это особый мир»
« ВОЙНА И МИР»
Я
Подберите синонимы для выражения понятий, заложенных в названии романа в соотношении с выражением внутреннего мира человека.
^ Каким бы словом вы определили мир в душе человека?
Каким словом мы можем обозначить терзания, мучения, вызванные внутренними противоречиями, борьбу с самим собой ?
ДИСГАРМОНИЯ-------------------------------------------------------------------ГАРМОНИЯ
Согласитесь, что «война» в человеческой душе может перевернуть все в жизни, она страшна так же, как и сражение на поле брани.
^ 12. Можете привести какие-то примеры? Где, на ваш взгляд, истоки нашего Я?
Безусловно, в семье. Семья, по Толстому -это и начало начал каждого героя и одновременно возможность реализовать свое Я , оставить себя, отраженным в другом.
СЕМЬЯ
14. Каким словом обозначим любовь, понимание , мир в семье?
15. А непонимание, неприятие другого, отсутствие любви, невозможность воплощения умножения, увеличения Я? Отсутствие семьи при родственных отношениях ?
РАЗЛАД----------------------------------------------------------------------------ЛАД
^ Что такое семья с точки зрения социума?
Это ячейка общества.
Человек, живя в обществе, не может отделить себя от него. Не найдя себя в семье или исчерпав ее возможности герои Толстого ищут поле деятельности вне семья.
Понятие ОБЩЕСТВО появляется в романе уже на первых страницах.
И герои романа или находятся в согласии с обществом или вступают с ним в противостояние, борьбу, иногда просто не принимают его законов.
ОБЩЕСТВО; борьба----согласие
- Таким образом, замысел Толстого требовал создания нового жанра, и только роман-эпопея мог воплотить все авторские условия.
Джон Голсуорси писал о «Войне и мире»: «Если бы понадобилось назвать роман, соответствующий определению, столь дорогому сердцу составителей литературных анкет: «величайший роман в мире», - я выбрал бы «Войну и мир».
3. Проверочная работа. Цель: выявить степень усвоения материала.
Ответьте кратко на вопросы.
1. О ком первоначально был задуман роман Л. Н. Толстого? ___________________________________________________________________
2. Сколько лет писатель работал над романом, по возможности укажите даты. ____________________________________________________________________
3. Какие исторические события находят отражение в романе? ____________________________________________________________________
4. Какой смысл писатель вкладывал в понятие «мир»? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Почему произведение Л. Н. Толстого «Война и мир» можно назвать романом-эпопеей? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа по содержанию 1 тома. Знакомство с 1 томом ( герои)
С каким обществом нас знакомит
4. Подведение итогов, домашнее задание: Том 1, часть 1 перечитать.