СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 10 классе по драме А.Н.Островского "Гроза". Тема: "Город Калинов и его обитатели. Изображение "жестоких нравов" "темного царства"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка интересна учителям, преподающим в 10 классе. Содержит разработку урока и презентацию

Просмотр содержимого документа
«Город Калинов и его обитатели»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 1"










Урок литературы в 10 "А" классе


Тема:

"Город Калинов и его обитатели. Изображение "жестоких нравов" "тёмного царства"






Подготовила и провела:

учитель русского языка и литературы

МБОУ "СОШ № 1" г.о.Прохладный КБР

Мазалева Юлия Владимировна



















2016-2017 учебный год

Город Калинов и его обитатели.

Изображение «жестоких нравов» «темного царства».


Цель: 1) углубить представления учащихся об уездном городе Калинове и его обитателях; помочь осмыслить созданные автором образы Дикого и Кабановой, их мораль; показать нравственную атмосферу, в которой живет главная героиня.

2) развивать навыки работы с текстом драматического произведения; самостоятельного анализа произведения;

3) воспитывать нравственные качества личности.


ХОД УРОКА


Хорошо рассуждать о добродетели – не значит

еще быть добродетельным.

(К.Ушинский)

Поведение – зеркало, в котором каждый

показывает свой облик.

( И.-В. Гете)

Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было

нормальным состоянием людей.

(Ф.М.Достоевский)


1. Организационный момент.

2. Знакомство с темой урока.

1) Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с драмой А.Н.Островского «Гроза». Тема, которую нам предстоит раскрыть очень актуальна, и ,наверное, работа над ней даст возможность и вам изменить какие-либо свои жизненные приоритеты, пересмотреть свои поступки. Звучит она так: «Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства».

- Запишите, пожалуйста, в тетрадь тему урока и эпиграфы к нему.

Так как мы будем говорить о провинциальном городе 19 века, то предлагаю небольшой экскурс в историю.

Заглянем же в мир русской провинции…

2) Презентация «Мир русской провинции 19 века».

3) Слово учителя.

Город Калинов, придуманный автором, - типичный провинциальный городок. «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется! Пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу» - с восторгом говорит Кулигин, заставляя и нас восхищаться необыкновенным пейзажем.

В центре Калинова – базарная площадь с торговыми рядами, неподалеку старая церковь для прихожан. Кажется, что все мирно и спокойно в городе. И люди, наверное, здесь живут мирные, спокойные, размеренные и добрые.

- Так ли это? Каким показан город Калинов?

4) Чтение наизусть (учащийся) монолога Кулигина «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе…» (дейст. 1, явл. 3)

- Какие характерные стороны жизни отмечены в этом монологе?

- Кулигин говорит в конце монолога: «Вот еще про семейную жизнь хотел я вам, сударь, рассказать…да когда-нибудь в другое время». Дополните монолог Кулигина своими наблюдениями о семейной жизни.

5) Беседа с учащимися.

- Какие же законы лежат в основе жизни г.Калинова?

а) у кого деньги – у того и власть;

б) у кого власть, тот пользуется ею безраздельно;

в) человека можно унизить, оскорбить, принудить к повиновению;

г) запретить любое проявление живого человеческого чувства;

д) заставить лгать;

е) заставить приспосабливаться.

- Что дало основания Добролюбову назвать этот мир «темным царством» и как вы понимаете это выражение?

Слово учителя.

Беззаконие и безобразие творятся в Калинове. Грубостью и жестокостью отличаются хозяева города, они издеваются над своими домочадцами. Это настоящие самодуры, они невежественны, сведения о жизни получают от малограмотных странниц. Создается впечатление, что обитатели города Калинова отторжены от всего мира. Одни властвуют и тиранят, другие терпят.

6) Составление схемы «Жители Калинова»


«Господа» г.Калинова «Жертвы» г. Калинова


Дикой Варвара

Кабаниха Тихон

Борис

Кудряш

Кулигин

Катерина

- А почему этих героев можно отнести к «жертвам» «темного царства»?

- А еще почему?

(Наверное, потому, что у многих из них искажаются нравственные понятия)

- А как вы понимаете слово «нравственность»?

7) Составление кластера «Нравственность».

- А какое из тех качеств, которые вы написали, для вас является определяющим? Почему?

- А вот как понимал слово «нравственность» известный вам критик В.Г.Белинский: «Что такое нравственность? В чем должна состоять нравственность? В твердом, глубоком убеждении, в непоколебимой вере в достоинство человека, в его высокое назначение. Это убеждение, эта вера есть источник всех человеческих добродетелей. Всех действий».

- Согласны ли вы с критиком?

8) Характеристика Кабанихи и Дикого.

Итак, достоинство человека попирается «хозяевами» «темного царства»: Диким и Кабанихой.

Как вы помните, основной прием раскрытия характеров в драматическом произведении – это речевая характеристика. Значит, мы с вами можем составить представление о героях по тем репликам, которые произносят они сами, или по тем репликам, которые в их адрес произносят другие герои.

- Давайте сейчас послушаем самих героев.

- Самохарактеристика героев (выступление подготовленных учащихся, которые представляют себя в образе Дикого и Кабановой) с использованием текста.

Вывод о Диком: грубиян, чувствует свою власть над людьми, самодур.

Вывод о Кабанихе: ханжа, не терпит воли и неподчинения, действует страхом.

9) «По следам д/з»

Мы знаем, что основным сводом нравственных норм и правил был «Домострой».

- Кто из героев живет по этим законам? Кто их нарушает?

- Все ли законы «Домостроя» плохи?

Дома вы должны были проанализировать несколько главок (по рядам). Какие же выводы вы можете сделать?

Слово учителя.

Да, среди правил «Домостроя» есть такие, которые и сейчас нам необходимо было бы взять для жизни, но некоторые из них совершенно неприемлемы.


- Чувствуют ли Дикой и Кабаниха, что молодое поколение не хочет жить по этим законам? Какие не принимаем мы и они?

(Да, поэтому, чем острее они ощущают непрочность своего положения, тем ожесточеннее отстаивают они свои устои, подавляя тех, кто думает по-другому, кто внушает хоть какие-нибудь подозрения, кто хочет что-то изменить, рвется к свободе)

10) Работа с притчей.

_ Послушайте, пожалуйста, притчу и ответьте на вопрос: «Можно ли провести параллель с событиями, происходящими в драме «Гроза»?

Стаями живут птицы, стаями летают. Летают над землей, но живут на земле. И появилась в стае птица, которая решила полететь высоко в небо, чтобы увидеть, что там, за облаками, у самого светила. И позвала она за собой других птиц. Но не все вызвались совершить такой трудный перелет, одни сразу же сослались на дела земные, другие – на слабость крыльев, но нашлись и такие, которые вспорхнули с устремившейся ввысь птицей и полетели.

Все выше поднимались птицы, все труднее им было в грозовых тучах, все жарче становилось под палящими лучами солнца. И вот они вырвались на бесконечный простор неба, и солнце ослепило их так, что потемнело в глазах, закружилась голова и был потерян ориентир. И повернули некоторые птицы назад, и полетели к земле, но устремление их было так сильно, что камнем упали они на землю.

А птица летела ввысь. И почувствовали летевшие за ней птицы запах паленых перьев, и испугались они и тоже повернули назад, но, пока летели к земле, крылья их обгорели, и упали обезображенные тушки наземь.

А птица летела, и вдруг раскрылся перед ней удивительный мир. Неописуемая красота царила кругом, и невиданной красоты птицы были повсюду. Этот мир, в который попала птица, был настолько чист и лучезарен, что казался прозрачным. Влетела она в этот мир и словно растворилась в нем. Почувствовала чистый, свежий воздух и словно вдохнула его небывало большой грудью. Оглянулась она, а за ней никого нет. И захотелось ей рассказать своим сородичам, что удивительный мир существует и при сильном желании его можно достичь. И полетела она назад, через опаляющие лучи солнца, через густые облака и грозовые тучи, превозмогая все трудности, только для того, чтобы поведать о прекрасном, которое существует и которое недоступно лишь тем, кто полон страха перед неизвестным, кто привязан к тихому родному болоту.

Но не успела птица достичь земли, как налетели на нее хищные собратья и разорвали в небе на куски.

Когда спросили их, зачем они растерзали невинную птичку, парившую в небе, они ответили: «Каждая птица знает: если попасть в грозовые тучи, вернуться живым уже невозможно. По логике, она мертва, поэтому мы и склевали ее в небе. Мы первые увидели ее, значит, это наша добыча».

И все согласились с хищными птицами, ибо знали, что «оттуда» никто живым не возвращается.


Суровы законы стаи. И часто они убивают тех, кто поднялся над этими законами.


- Да, можно.

- А кто является этой птицей?

Правильно, Катерина, тем более что в ее монологах не раз появляется этот образ.


О Катерине мы и поговорим на следующем уроке.


11) Работа с эпиграфами.

- Как вы понимаете эпиграфы 1,2? К кому из героев можно отнести?


3. Подведение итогов.

- А какие выводы вы сделали на сегодняшнем уроке? Что вынесли из него?


4. Д/з: 1) подготовить сообщения о молодых героях пьесы: 1 ряд – Варвара; 2 ряд – Кулигин; 3 ряд – Борис;

2) устно подготовить характеристику Катерины, отметить в тексте все цитаты, относящиеся к ней.

3) Письменный ответ на вопрос (мальчики): «Что стало с жителями Калинова после смерти Катерины?»

Письменный ответ на вопрос (девочки): «»Самоубийство Катерины – поражение или победа?»


































«Домострой»

главка «Поучение отца сыну»


Благословляю я, грешный, и поучаю, и наставляю, и разумляю единственного сына своего, и его жену, и детей их, и домочадцев – следовать христианским законам, жить с чистой совестью и по правде, в вере сообщая волю Божью и заповеди Его, а себя утверждая в страхе Божьем и в праведном житии, жену наставляя и домочадцев своих не понужденьем, не битьем, не тяжкою работой, а словно детей, что всегда в покое, одеты и сыты, и в теплом дому, и всегда в порядке. Вручаю вам, по-христиански живущим, на память это писание, на вразумление вам и детям вашим.



- Все ли законы «Домостроя» плохи?

- С чем вы не согласны? Что принимаете?






«Домострой»

главка «Поучение отца сыну»


Благословляю я, грешный, и поучаю, и наставляю, и разумляю единственного сына своего, и его жену, и детей их, и домочадцев – следовать христианским законам, жить с чистой совестью и по правде, в вере сообщая волю Божью и заповеди Его, а себя утверждая в страхе Божьем и в праведном житии, жену наставляя и домочадцев своих не понужденьем, не битьем, не тяжкою работой, а словно детей, что всегда в покое, одеты и сыты, и в теплом дому, и всегда в порядке. Вручаю вам, по-христиански живущим, на память это писание, на вразумление вам и детям вашим.


- Все ли законы «Домостроя» плохи?

- С чем вы не согласны? Что принимаете?





«Домострой»

главка «Поучение отца сыну»


Благословляю я, грешный, и поучаю, и наставляю, и разумляю единственного сына своего, и его жену, и детей их, и домочадцев – следовать христианским законам, жить с чистой совестью и по правде, в вере сообщая волю Божью и заповеди Его, а себя утверждая в страхе Божьем и в праведном житии, жену наставляя и домочадцев своих не понужденьем, не битьем, не тяжкою работой, а словно детей, что всегда в покое, одеты и сыты, и в теплом дому, и всегда в порядке. Вручаю вам, по-христиански живущим, на память это писание, на вразумление вам и детям вашим.


- Все ли законы «Домостроя» плохи?

- С чем вы не согласны? Что принимаете?


«Домострой»

главка «Как воспитывать своих детей в поучениях разных и в страхе Божьем»


А пошлет Бог кому детей, сыновей и дочерей, то заботиться отцу и матери о чадах своих; обеспечить их и воспитывать в доброй науке: учить страху Божию и вежливости, и всякому порядку. А со временем, по детям смотря и по возрасту, учить их рукоделию, отец – сыновей, а мать – дочерей, кто чего достоин, какие кому Бог способности даст. Любить и хранить их, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а не то, разобравшись, и поколотить. Наказывай детей в юности – упокоят тебя в старости твоей.


- Все ли законы «Домостроя» плохи?

- С чем вы не согласны? Что принимаете?






«Домострой»

главка «Как воспитывать своих детей в поучениях разных и в страхе Божьем»


А пошлет Бог кому детей, сыновей и дочерей, то заботиться отцу и матери о чадах своих; обеспечить их и воспитывать в доброй науке: учить страху Божию и вежливости, и всякому порядку. А со временем, по детям смотря и по возрасту, учить их рукоделию, отец – сыновей, а мать – дочерей, кто чего достоин, какие кому Бог способности даст. Любить и хранить их, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а не то, разобравшись, и поколотить. Наказывай детей в юности – упокоят тебя в старости твоей.



- Все ли законы «Домостроя» плохи?

- С чем вы не согласны? Что принимаете?





«Домострой»

главка «Как воспитывать своих детей в поучениях разных и в страхе Божьем»


А пошлет Бог кому детей, сыновей и дочерей, то заботиться отцу и матери о чадах своих; обеспечить их и воспитывать в доброй науке: учить страху Божию и вежливости, и всякому порядку. А со временем, по детям смотря и по возрасту, учить их рукоделию, отец – сыновей, а мать – дочерей, кто чего достоин, какие кому Бог способности даст. Любить и хранить их, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а не то, разобравшись, и поколотить. Наказывай детей в юности – упокоят тебя в старости твоей.


- Все ли законы «Домостроя» плохи?

- С чем вы не согласны? Что принимаете?

«Домострой»

главка «О неправедном житье»


А кто живет не по-божески, не по-христиански, страха божьего не имеет и отеческого предания не хранит…, и отца духовного не слушает, совету добрых людей и наставлениям не вникает по-божески, чинит неправды всякие насилие, и чрезмерную наносит обиду и, в долг взяв, его не вернет, истомит волокитой, а незнатного человека во всем изобидит, и если кто по-соседски не отзывчив, … или кого оболжет в чем и что-то подкинет, оклевещет и с поличным придет…, или неправедно судит и неверно расследует дело, или лжесвидетельствует, кающихся не прощая…, или многие непотребные дела совершит: распутство и сквернословие, и срамные речи, гнев и ярость, и злопамятство или на стороне блудит, ест и пьет безудержно, праздников и постов не соблюдает…, так вот, если сам господин, и дети его, и слуги его, и его домочадцы все такое творят, а господин им в том не препятствует и не спасает их души, уклонившимся не помогая, - прямиком все вместе в ад попадут, да и здесь уже прокляты всеми.


- Все ли законы «Домостроя» плохи?

- С чем вы не согласны? Что принимаете?






«Домострой»

главка «О неправедном житье»


А кто живет не по-божески, не по-христиански, страха божьего не имеет и отеческого предания не хранит…, и отца духовного не слушает, совету добрых людей и наставлениям не вникает по-божески, чинит неправды всякие насилие, и чрезмерную наносит обиду и, в долг взяв, его не вернет, истомит волокитой, а незнатного человека во всем изобидит, и если кто по-соседски не отзывчив, … или кого оболжет в чем и что-то подкинет, оклевещет и с поличным придет…, или неправедно судит и неверно расследует дело, или лжесвидетельствует, кающихся не прощая…, или многие непотребные дела совершит: распутство и сквернословие, и срамные речи, гнев и ярость, и злопамятство или на стороне блудит, ест и пьет безудержно, праздников и постов не соблюдает…, так вот, если сам господин, и дети его, и слуги его, и его домочадцы все такое творят, а господин им в том не препятствует и не спасает их души, уклонившимся не помогая, - прямиком все вместе в ад попадут, да и здесь уже прокляты всеми.


- Все ли законы «Домостроя» плохи?

- С чем вы не согласны? Что принимаете?










Просмотр содержимого презентации
«Мир русской провинции XIX века»

Мир русской провинции XIX века

Мир русской провинции XIX века

По берегам Волги-матушки раскинулись уездные городишки… О Волга!..... … ты светла и величава, как была.  Кругом всё та же даль и ширь….  Н.А. Некрасов

По берегам Волги-матушки раскинулись уездные городишки…

О Волга!.....

… ты светла и величава, как была.

Кругом всё та же даль и ширь….

Н.А. Некрасов

… Вид вниз и вверх по Волге такой, какого мы ещё не видали до сих пор…  А.Н. Островский

… Вид вниз и вверх по Волге такой, какого мы ещё не видали до сих пор…

А.Н. Островский

«…Подле собора… общественный сад, продолжение которого составляет  узенький бульвар…»  (А.Н.Островский)

«…Подле собора… общественный сад, продолжение которого составляет узенький бульвар…»

(А.Н.Островский)

… Первенствующими сословиями в городе были купечество и чиновничество…  (Синицын А.А.)

… Первенствующими сословиями в городе были купечество и чиновничество…

(Синицын А.А.)

Из воспоминаний современника А. Н.Островского  «…домохозяин был полный владыка в своём доме – всё перед ним трепетало, всё ему повиновалось…»

Из воспоминаний современника А. Н.Островского

«…домохозяин был полный владыка в своём доме – всё перед ним трепетало, всё ему повиновалось…»

Законы жизни г. Калинова

Законы жизни г. Калинова

  • У кого деньги – у того и власть.
  • У кого власть, тот пользуется ею безраздельно.
  • Человека можно унизить, оскорбить, принудить к повиновению.
  • Запретить любое проявление живого человеческого чувства.
  • Заставить лгать.
  • Заставить приспосабливаться.
«Что такое нравственность? В чём должна состоять нравственность? В твёрдом, глубоком убеждении, в непоколебимой вере в достоинство человека, в его высокое назначение. Это убеждение, эта вера есть источник всех человеческих добродетелей, всех действий»

«Что такое нравственность? В чём должна состоять нравственность? В твёрдом, глубоком убеждении, в непоколебимой вере в достоинство человека, в его высокое назначение. Это убеждение, эта вера есть источник всех человеческих добродетелей, всех действий»