СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 11 классе по теме "Война и любовь" (по повести В.П. Астафьева "Звездопад").

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 11 классе по теме "Война и любовь" (по повести В.П. Астафьева "Звездопад"). Урок знакомит учащихся с повестью  В.П. Астафьева "Звездопад", развивает навыки самостоятельной работы с текстом, умение высказывать и   аргументировать своё мнение, видеть проблему произведения; воспитывает любовь к Родине.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 11 классе по теме "Война и любовь" (по повести В.П. Астафьева "Звездопад").»

Урок-диалог

по повести В.П.Астафьева

«Звездопад».

11 класс.









Тема урока: «Война и любовь».



















Урок разработан

учителем русского языка и литературы

МОУ Больше-Зерентуйской СОШ

Азарёнок Еленой Егоровной







Задачи: 1. познакомить учащихся с творчеством В.П.Астафьева;

2. развивать навыки самостоятельной работы с текстом, умение высказывать и

аргументировать своё мнение, видеть проблему произведения;

3. воспитывать любовь к Родине.



Оборудование: 1. текст повести В.П.Астафьева «Звездопад»;

2. презентация к уроку

3. эпиграф к уроку

Предварительная работа: учащимся даётся задание - прочитать и попытаться проанализировать повесть В.П.Астафьева «Звездопад»; вспомнить термины «завязка», «кульминация»; подумать о смысле названия повести.





































План урока

  1. Сообщение темы и цели урока.

  2. Вступительное слово учителя.

    1. Тема войны была важна в годы самой войны, актуальна сегодня, так как весь наш народ в этом году празднует 65-ю годовщину Великой Победы над фашистской Германией. Думаю, что тема войны будет звучать всегда, так как связана с темой подвига и памяти. Ведь это история. Память сердца. Война приносит горе, страдания, слёзы, является чрезвычайным и особым испытанием для человека. Мы благодарны погибшим и ныне живущим солдатам той страшной войны, которые освободили нашу страну, дали ей будущее, жизнь.



Творчество Астафьева, писателя-фронтовика, хорошо известно. Это и многочисленные рассказы, и повести «Последний поклон», «Пастух и пастушка», и романы «Царь-рыба», «Прокляты и убиты».



    1. Произведения Астафьева – это подлинное открытие настоящей, реальной жизни.

Каждая его книга заставляет задуматься о многом:





  1. Переход к теме урока. Чтение эпиграфа.

Сегодняшний разговор будет связан с сюжетом, героями повести В.П.Астафьева «Звездопад». Замечательные строки Владимира Высоцкого стали эпиграфом урока.

(Чтение высказывания со слайда)

- Как вы думаете, о чём эти слова?



  1. Повторение теории. Словарная работа.

Прежде чем начнётся работа по произведению «Звездопад», вспомним композиционные элементы, такие как завязка, кульминация, о которых будет идти речь в нашей беседе.

- Прочитайте определения.

(Чтение со слайда).





  1. Постановка проблемного вопроса.

Повесть В.П.Астафьева «Звездопад», написана в 1960 году в XX веке. Но проблема, поднятая автором в XX веке, актуальна и сегодня. Перед вами проблемный вопрос:

(Чтение со слайда)

  1. Работа по повести «Звездопад».



4.1. Перелистаем страницы повести

Первые строки повести: «Я родился при свете лампы в деревенской бане. Об этом мне рассказала бабушка. Любовь моя родилась при свете лампы в госпитале. Об этом я расскажу сам».

  • От чьего лица ведётся повествование? Кто главный герой повести? (Михаил Ерофеев. Он рассказывает нам то, что с ним произошло)

  • О чём эта повесть? Вспомним сюжет.

Индивидуальное сообщение учащегося.

Все события происходят в городе Краснодаре, на Кубани, в госпитале, который размещается в здании начальной школы. «Звездопад» - произведение, пронизанное глубоким лиризмом. Тема любви начинает звучать в повести с самых первых строк. Едва юноша открывает глаза, придя в себя после тяжёлой операции, его взору предстаёт молодая медсестра, в которую солдатик влюбляется с первого взгляда. Автор далёк от романтизма. Где-то между строк мы можем понять, что эта любовь вовсе не нечто уникальное, неземное. Девятнадцатилетний детдомовец Михаил ни разу не встречался с девушкой до той поры. Побывав на грани жизни и смерти, подсознательно Миша приходит к потребности встретить свою любовь. И первая увиденная им девушка – миловидная, обаятельная медсестра, Лидочка, сразу покоряет его сердце.

Безусловно, есть в повести немало трагических моментов: умирают люди, которые ещё вчера разделяли больничную палату, не сразу смиряются с утратой солдаты. Астафьев описывает и разорённый город, с разрушенными домами и развороченными от снарядов улицами, народ, живущий в постоянной нужде.

Повесть напоминает исповедь. Читателю видится немолодой уже, зрелый человек, который заглянул в своё прошлое и увидел в нём сквозь кровавые военные картины блики первой любви, самой чистой, беззаветной, незабываемой.



  • Война и любовь, страшное и прекрасное. Как это сочетается?

(Война стала проверкой человеческих чувств, не было ни одного из них, которое бы не обнажила война).





  • Какова завязка повести?

(Наш герой после операции и наркоза приходит в себя и видит возле лампы девушку в белом халате).

  • А где же война? Как она показана?

(Она – рядом. Хотя в произведении нет описания военных действий. Война показана через ощущения и страдания Михаила, получившего в бою ранение, через описание госпиталя. Война незримо присутствует в госпитале).

  • Что можете сказать о главном герое повести Михаиле Ерофееве? Каков он?

(Скромен, неопытен, застенчив)

  • Как рисует автор медсестру Лиду? Зачитайте фрагмент из текста.

  • Астафьев широко использует приём внутреннего монолога. Как вы думаете, почему? Приведите примеры внутреннего монолога.

(Внутренний монолог помогает нам понять и мотивы поведения героя, и его чувства).

  • Что, по вашему мнению, становится кульминацией повести?

(Паника во время концерта).

  • Расскажите о поведении героя во время паники.

(Михаил не теряет самообладание и пытается спасти медсестру Лиду).

  • Как развиваются отношения между Михаилом и Лидой после паники?

(«После этой «битвы» отношения между Михаилом и Лидой сделались такими, что они перестали избегать друг друга и таиться»).

  • Трогательная, наивная любовь зарождается в суровые дни, когда «такая жизнь кругом, раны, кровь, смерть». Герои боятся этой любви, хотя всё-таки движутся навстречу первому чувству. Но не суждено было расцвести этой любви. Какими видят наши герои друг друга, когда Михаил пришёл в гости к Лиде?

(Новыми, неожиданно ещё более красивыми).

  • Как раскрывается характер Михаила во время разговора с матерью Лиды? Зачитайте диалог.

(Это душевно открытый, честный человек, способный понять чувства и страдания матери, у которой взрослая дочь).

  • Почему любовь героев не состоялась?

(Мать девушки просит, чтобы отношения не зашли далеко. Но главное – война, которая разводит героев).



- Читая произведение, мы чувствуем, что разлука близка, хотя сама природа словно благословляет влюблённых и зажигает на небе звёзды во время их свидания. Найдите в тексте описание звёздного неба. Прочитайте его.



    1. Исследование фрагмента из повести.

1) Выразительное чтение фрагмента из повести.

2) Нахождение в тексте художественных средств.



    1. Продолжение диалога.

- Когда герои признаются в любви друг другу?

(Судьба героев складывается так, что они вынуждены расстаться, а о своей любви они смогли сказать только перед расставанием).

- Какая нравственная проблема лежит в основе повести «Звездопад»?

(Проблема выбора: остаться с Лидой или понимание чувства долга).

- Вас покорил главный герой? Если да, то чем? Какое решение он принял?

(Да, он тверд в своём решении, он понимает, что чувство долга его зовёт)

- Что чувствует его сердце?

(«Я ограбил нашу любовь, но иначе было нельзя»).

- Найдите фрагмент повести «Последнее свидание на пересылке». Прочитаем его. Как ведёт себя Михаил? Лида?

(Михаил холодно отнёсся к приходу Лиды. Лида, расставаясь с Михаилом, горько плачет. Она уходит, не оглядываясь).



  • В какой тональности рисует автор последнее свидание влюблённых – уже на пересылке?

(Чувствуется растерянность, неловкость, нет той открытости и яркости чувств, что раньше. Лиде трудно было разобраться в противоречивых чувствах. Герой искренне любит девушку, но стесняется себя, остриженного, худого, в обмотках. И Михаил просит Лиду уйти, хотя сердце рвалось на части).

Прошли годы, и война вспоминается как далёкий страшный сон. Но всё-таки живёт в сердце Михаила надежда на встречу.





  1. Итог урока.

- Чем вас поразила повесть?

- В чём современность звучания произведения?

(Поведение главного героя – пример для сегодняшней молодёжи: нужно иметь чувство долга, ответственности перед любимым человеком, быть верным слову, преданным Родине).

- Как звучат последние строки повествования?

(Взволнованно, лирично).

- Очень хочется верить, что это произведение о любви и войне запомнится вам своей искренностью, пронзительностью, верой и надеждой автора на счастье людей.





  1. Рефлексия.



- Ваши впечатления от урока.