Урок-диалог
по повести В.П.Астафьева
«Звездопад».
11 класс.
Тема урока: «Война и любовь».
Урок разработан
учителем русского языка и литературы
МОУ Больше-Зерентуйской СОШ
Азарёнок Еленой Егоровной
Задачи: 1. познакомить учащихся с творчеством В.П.Астафьева;
2. развивать навыки самостоятельной работы с текстом, умение высказывать и
аргументировать своё мнение, видеть проблему произведения;
3. воспитывать любовь к Родине.
Оборудование: 1. текст повести В.П.Астафьева «Звездопад»;
2. презентация к уроку
3. эпиграф к уроку
Предварительная работа: учащимся даётся задание - прочитать и попытаться проанализировать повесть В.П.Астафьева «Звездопад»; вспомнить термины «завязка», «кульминация»; подумать о смысле названия повести.
План урока
Сообщение темы и цели урока.
Вступительное слово учителя.
Тема войны была важна в годы самой войны, актуальна сегодня, так как весь наш народ в этом году празднует 65-ю годовщину Великой Победы над фашистской Германией. Думаю, что тема войны будет звучать всегда, так как связана с темой подвига и памяти. Ведь это история. Память сердца. Война приносит горе, страдания, слёзы, является чрезвычайным и особым испытанием для человека. Мы благодарны погибшим и ныне живущим солдатам той страшной войны, которые освободили нашу страну, дали ей будущее, жизнь.

Творчество Астафьева, писателя-фронтовика, хорошо известно. Это и многочисленные рассказы, и повести «Последний поклон», «Пастух и пастушка», и романы «Царь-рыба», «Прокляты и убиты».
Произведения Астафьева – это подлинное открытие настоящей, реальной жизни.
Каждая его книга заставляет задуматься о многом:

Переход к теме урока. Чтение эпиграфа.
Сегодняшний разговор будет связан с сюжетом, героями повести В.П.Астафьева «Звездопад». Замечательные строки Владимира Высоцкого стали эпиграфом урока.
(Чтение высказывания со слайда)

- Как вы думаете, о чём эти слова?
Повторение теории. Словарная работа.
Прежде чем начнётся работа по произведению «Звездопад», вспомним композиционные элементы, такие как завязка, кульминация, о которых будет идти речь в нашей беседе.
- Прочитайте определения.
(Чтение со слайда).

Постановка проблемного вопроса.
Повесть В.П.Астафьева «Звездопад», написана в 1960 году в XX веке. Но проблема, поднятая автором в XX веке, актуальна и сегодня. Перед вами проблемный вопрос:
(Чтение со слайда)

Работа по повести «Звездопад».
4.1. Перелистаем страницы повести
Первые строки повести: «Я родился при свете лампы в деревенской бане. Об этом мне рассказала бабушка. Любовь моя родилась при свете лампы в госпитале. Об этом я расскажу сам».
От чьего лица ведётся повествование? Кто главный герой повести? (Михаил Ерофеев. Он рассказывает нам то, что с ним произошло)
О чём эта повесть? Вспомним сюжет.
Индивидуальное сообщение учащегося.
Все события происходят в городе Краснодаре, на Кубани, в госпитале, который размещается в здании начальной школы. «Звездопад» - произведение, пронизанное глубоким лиризмом. Тема любви начинает звучать в повести с самых первых строк. Едва юноша открывает глаза, придя в себя после тяжёлой операции, его взору предстаёт молодая медсестра, в которую солдатик влюбляется с первого взгляда. Автор далёк от романтизма. Где-то между строк мы можем понять, что эта любовь вовсе не нечто уникальное, неземное. Девятнадцатилетний детдомовец Михаил ни разу не встречался с девушкой до той поры. Побывав на грани жизни и смерти, подсознательно Миша приходит к потребности встретить свою любовь. И первая увиденная им девушка – миловидная, обаятельная медсестра, Лидочка, сразу покоряет его сердце.
Безусловно, есть в повести немало трагических моментов: умирают люди, которые ещё вчера разделяли больничную палату, не сразу смиряются с утратой солдаты. Астафьев описывает и разорённый город, с разрушенными домами и развороченными от снарядов улицами, народ, живущий в постоянной нужде.
Повесть напоминает исповедь. Читателю видится немолодой уже, зрелый человек, который заглянул в своё прошлое и увидел в нём сквозь кровавые военные картины блики первой любви, самой чистой, беззаветной, незабываемой.
(Война стала проверкой человеческих чувств, не было ни одного из них, которое бы не обнажила война).
(Наш герой после операции и наркоза приходит в себя и видит возле лампы девушку в белом халате).
(Она – рядом. Хотя в произведении нет описания военных действий. Война показана через ощущения и страдания Михаила, получившего в бою ранение, через описание госпиталя. Война незримо присутствует в госпитале).
(Скромен, неопытен, застенчив)
Как рисует автор медсестру Лиду? Зачитайте фрагмент из текста.
Астафьев широко использует приём внутреннего монолога. Как вы думаете, почему? Приведите примеры внутреннего монолога.
(Внутренний монолог помогает нам понять и мотивы поведения героя, и его чувства).
(Паника во время концерта).
(Михаил не теряет самообладание и пытается спасти медсестру Лиду).
(«После этой «битвы» отношения между Михаилом и Лидой сделались такими, что они перестали избегать друг друга и таиться»).
Трогательная, наивная любовь зарождается в суровые дни, когда «такая жизнь кругом, раны, кровь, смерть». Герои боятся этой любви, хотя всё-таки движутся навстречу первому чувству. Но не суждено было расцвести этой любви. Какими видят наши герои друг друга, когда Михаил пришёл в гости к Лиде?
(Новыми, неожиданно ещё более красивыми).
(Это душевно открытый, честный человек, способный понять чувства и страдания матери, у которой взрослая дочь).
(Мать девушки просит, чтобы отношения не зашли далеко. Но главное – война, которая разводит героев).
- Читая произведение, мы чувствуем, что разлука близка, хотя сама природа словно благословляет влюблённых и зажигает на небе звёзды во время их свидания. Найдите в тексте описание звёздного неба. Прочитайте его.
Исследование фрагмента из повести.
1) Выразительное чтение фрагмента из повести.

2) Нахождение в тексте художественных средств.
Продолжение диалога.
- Когда герои признаются в любви друг другу?
(Судьба героев складывается так, что они вынуждены расстаться, а о своей любви они смогли сказать только перед расставанием).
- Какая нравственная проблема лежит в основе повести «Звездопад»?
(Проблема выбора: остаться с Лидой или понимание чувства долга).
- Вас покорил главный герой? Если да, то чем? Какое решение он принял?
(Да, он тверд в своём решении, он понимает, что чувство долга его зовёт)
- Что чувствует его сердце?
(«Я ограбил нашу любовь, но иначе было нельзя»).
- Найдите фрагмент повести «Последнее свидание на пересылке». Прочитаем его. Как ведёт себя Михаил? Лида?
(Михаил холодно отнёсся к приходу Лиды. Лида, расставаясь с Михаилом, горько плачет. Она уходит, не оглядываясь).
(Чувствуется растерянность, неловкость, нет той открытости и яркости чувств, что раньше. Лиде трудно было разобраться в противоречивых чувствах. Герой искренне любит девушку, но стесняется себя, остриженного, худого, в обмотках. И Михаил просит Лиду уйти, хотя сердце рвалось на части).

Прошли годы, и война вспоминается как далёкий страшный сон. Но всё-таки живёт в сердце Михаила надежда на встречу.
Итог урока.
- Чем вас поразила повесть?
- В чём современность звучания произведения?
(Поведение главного героя – пример для сегодняшней молодёжи: нужно иметь чувство долга, ответственности перед любимым человеком, быть верным слову, преданным Родине).
- Как звучат последние строки повествования?
(Взволнованно, лирично).
- Очень хочется верить, что это произведение о любви и войне запомнится вам своей искренностью, пронзительностью, верой и надеждой автора на счастье людей.
Рефлексия.
- Ваши впечатления от урока.