СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 11 классе "Сын гармонии - Александр Блок"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью  урока является закрепление самостоятельно полученных учениками знаний по биографии А.А.Блока, формирование представления о символизме ранних произведений поэта, совершенствование умения учеников делать самостоятельные выводы.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 11 классе "Сын гармонии - Александр Блок"»

-1-



Тема урока: Александр Блок. Биография поэта. «Стихи о Прекрасной Даме».




Цель урока: Закрепить самостоятельно полученные учениками знания биографии А.А.Блока, дать представление о символизме ранних произведений поэта, совершенствовать умения учеников делать самостоятельные выводы. Учить чувствовать стихи и видеть созданные в них картины-образы, совершенствовать выразительное чтение и умение анализировать поэтический текст. Воспитывать внимание к слову, формировать интерес к лирике А.Блока.




Оборудование: портрет А.Блока, выставка «Жизнь и творчество А.А. Блока»; сборники его стихотворений, схема анализа лирического произведения, стихотворения для анализа; магнитофон, диск «Времена года» П.И. Чайковского.





Ход урока:

  1. Слово учителя.

  2. Проверка домашнего задания: самостоятельно по учебнику познакомиться с биографией А.Блока, составить вопросы для взаимопроверки (Викторина).

  3. Сообщения учеников:

-интересные факты из жизни А.Блока;

-о Серебряном веке русской поэзии;

-о символизме;

-о сборнике «Стихи о прекрасной Даме».

4. Работа над сборником стихотворений «Стихи о Прекрасной Даме»:

- выразительное чтение стихотворений;

- анализ стихотворений по группам.

5. Подведение итогов урока.

6. Домашнее задание: выполнить письменный анализ самостоятельно выбранного стихотворения А.Блока; выучить наизусть стихотворение «Незнакомка».




Эпиграф: Мира восторг беспредельный

Сердцу певучему дан.


А.Блок. Роза и Крест









-2-

І. Оргмомент(Учитель просит записать число,тему и эпиграф урока)

Эпилог


Звучит «Октябрь» («Времена года») П.И. Чайковского в записи.

Учитель читает «Осеннюю волю» А.Блока.

-Знаете ли вы, чье музыкальное произведение прозвучало?

- «Октябрь» П.И. Чайковского сопровождал «Осеннюю волю» А.Блока вовсе не случайно. Чуть более месяца отделяет нас от дня рождения поэта. Александр родился осенью. Стихи писать начал рано, еще в детстве, в отрочестве уже серьезно стал задумываться о стихосложении. Повзрослев, и принимал, и не принимал октябрьскую революцию. Но и революция, и страна в которой она произошла, принимали Блока.

-Обратить внимание на дату урока: 25 октября (по старому стилю – начало уже упомянутой революции)

ІІ. Слово учителя

Имя Александра Блока - одно из самых магически притягивающих и значимих имен в русской поэзии. Еще при жизни поэта оно стало легендой. А. Блок – единственный из символистов, признанный поэтом общенационального значения.

Трудно назвать в ХХ столетии другого лирика, который бы так смело сумел заглянуть в человеческую душу и в котором служение духу в такой мере сочеталось бы с вечно беспокойной совестью и размахом фантазии.

Блок – поэт трудный. К нему нельзя подступать с ленивой душой. Стремление понять его поэзию неотделимо от стремления понять его жизнь. Одной из своих корреспонденток он советовал читать в сборниках стихов предисловия и комментарии, чтобы представлять в общих чертах, когда и чем жил писатель. И мы тоже только при таком чтении сможем почувствовать поэзию Блока лично и глубоко.

Семейная атмосфера, в которой вырос Блок, способствовала тому, что традиции классической русской культуры были неотделимы в восприятии Блока от понятия «дома», а в его поэтическом творчестве завершились все важнейшие течения русской литературы ХІХ века.

- Вспомните, какие вы знаете литературные течения конца ХІХ-начала ХХ столетия ?

Отец поэта – профессор Варшавского университета, мать – переводчица, дочь ректора Петербургского университета А. Н. Бекетова, жена – дочь знаменитого химика Д.И.Менделеева. Сам Блок окончил историко-филологический факультет в Петербурге.

-Сейчас мы проверим, как вы самостоятельно изучили биографию Блока, а чуть позже мы вернемся к его творчеству.

-Вы должны были не только познакомиться с биографией по учебнику, но и подготовить вопросы для своих одноклассников. Помните, что от одного ученика может быть принято не больше трех вопросов, вопросы должны быть корректными и правильно построенными.

ІІІ. Викторина.

- Будут ли дополнения к вышесказанному? Возможно, кто-то обратился к дополнительной литературе?

ІY. Сообщения учащихся.

- Впервые Блок публикует свои стихотворения в 1903 году, первая книга – Ante LUCEM, что в переводе с латинского – До света.

Уже здесь сказались важнейшие черты творческой манеры А.Блока: особая спаянность собранных в книге стихотворений, единый лирический сюжет, сквозные мотивы-символы (весна, закат, заря, вечер, ветер, лучезарность). Традиционная тема романтической любви служения продолжила в «Стихах о Прекрасной Даме» то новое



-3-

для русской поэзии содержательное наполнение, которое было привнесено в нее идеями Владимира Соловьева – одного из основоположников символизма и друга Блока.


- Давайте вспомним, в чем смысл учения Соловьева.

- Какое влияние на раннее творчество Блока оказала философия Соловьева?


- Вами подготовлены сообщения о Серебряном веке русской поэзии, о литературном течении - символизме, представителем которого является Блок, о сборнике «Стихи о Прекрасной Даме».


- А кто познакомился со стихами из сборника?


Y. Выразительное чтение стихотворений.


YІ. Анализ стихотворений.


- Обратимся к ранней лирике Блока и посмотрим в чем проявляются характерные признаки символизма.


Учащимся были предложены вопросы для анализа стихотворений и схема анализа .


Работа по группам:

1-я выполняет анализ стихотворения «Вступление»;

2-я – «Предчувствую Тебя»;

3-я – «Вхожу я в темные храмы»;

4-я делает вывод, знакомясь со всеми тремя стихотворениями.


- «Стихи о Прекрасной Даме» отчетливо выявили и трагическую неосуществимость жизненной гармонии, поставив поэта перед необходимостью иных, более непосредственных взаимоотношений с миром. Давайте посмотрим,как меняется образ Прекрасной Дамы в стихотворении (более позднем) «Незнакомка».


Чтение «Незнакомки».


- Это стихотворение вы к следующему уроку должны выучить наизусть.


- В лирику Блока проникает и становится ведущей тема «стихии» (образы метели, вьюги, мотивы народной вольницы, бродяжничества). Неожиданно для собратьев по символизму в эти годы Блок обнаруживает близость к демократической литературе. Выходят новые поэтические сборники: «Нечаянная Радость», М. 1907 г., «Снежная маска», СПб 1907 г., «Земля в снегу», М.1908 г., «Ночные часы», М. 1911 г., а также пьесы «Балаганчик» и «Незнакомка».

Наиболее существенны для его творчества в те годы темы трагического отчуждения личности от народной стихии, кризиса индивидуализма, раскола между народом и интеллигенцией. Его стихи о России соединяют образы родины и любимой (жены, невесты), сообщая патриотическим мотивам особую интимную интонацию.


-В 1911-1912 гг. Блок переработал свои пять сборников в 3-х томное «Собрание сочинений». С того времени поэзия Блока существует в читательском сознании как единая «лирическая трилогия, уникальный «роман в стихах», создающий «миф о пути», о




-4-

духовном становлении поэта (Д.Максимов). «Все стихи вместе – «трилогия вочеловечения»…


- Вспомните знакомого вам автора, кот также собрал свое творчество в единую композицию.

(Оноре де Бальзак «Человеческая комедия»)


О, я хочу безумно жить!


- С энтузиазмом встретив революционные события 1917 г., Блок участвовал в работе чрезвычайной комиссии по делам бывшего царского правительства. Восприятие революции как взрыва народной стихии отразилось в поэме «Двенадцать», сразу же получившей всемирную известность. Но, принимая и в значительной мере оправдывая стихийные проявления народного гнева, Блок не мог принять и оправдать становление советской бюрократии, ставшее очевидным уже в 1919 г. Именно в то время душевный подъем сменился у Блока развивающейся депрессией, повлиявшей на его физическое состояние. В поисках последнего духовного самоопределения блок от идеи растворения в стихии пришел к концепции спасающего причастия к истинной культуре, что выразилось в его последних стихотворениях и статьях о Пушкине.


YII. Подведение итогов.

- Вот и подошел к концу наш рассказ об Александре Блоке. Я думаю, вы без труда подведете итог нашего урока.



YIII. Домашнее задание – записано на доске.




























Вопросы для анализа стихотворения «Вступление»


  1. Какие зримые образы присутствуют в этом стихотворении? Какую картину они создают?

  2. Какие символы-предметы вы обнаружили и что, по-вашему, они могли обозначать?

  3. Какие цвета сочетаются в этом стихотворении, в чем их символический смысл? Выберите цветовую доминанту, что она вносит в стихотворение?

  4. Каков лирический герой этого стихотворения? Каковы его мысли, настроение чувства? Как создается образ Прекрасной Дамы?






Вопросы для анализа стихотворения «Вступление»


  1. Какие зримые образы присутствуют в этом стихотворении? Какую картину они создают?

  2. Какие символы-предметы вы обнаружили и что, по-вашему, они могли обозначать?

  3. Какие цвета сочетаются в этом стихотворении, в чем их символический смысл? Выберите цветовую доминанту, что она вносит в стихотворение?

  4. Каков лирический герой этого стихотворения? Каковы его мысли, настроение чувства? Как создается образ Прекрасной Дамы?






Вопросы для анализа стихотворения «Вступление»


  1. Какие зримые образы присутствуют в этом стихотворении? Какую картину они создают?

  2. Какие символы-предметы вы обнаружили и что, по-вашему, они могли обозначать?

  3. Какие цвета сочетаются в этом стихотворении, в чем их символический смысл? Выберите цветовую доминанту, что она вносит в стихотворение?

  4. Каков лирический герой этого стихотворения? Каковы его мысли, настроение чувства? Как создается образ Прекрасной Дамы?






Вопросы для анализа стихотворения «Вступление»


  1. Какие зримые образы присутствуют в этом стихотворении? Какую картину они создают?

  2. Какие символы-предметы вы обнаружили и что, по-вашему, они могли обозначать?

  3. Какие цвета сочетаются в этом стихотворении, в чем их символический смысл? Выберите цветовую доминанту, что она вносит в стихотворение?

  4. Каков лирический герой этого стихотворения? Каковы его мысли, настроение чувства? Как создается образ Прекрасной Дамы?



Вопросы для анализа стихотворения «Предчувствую Тебя…»



  1. Какова роль цветовой доминанты этого стихотворения?

  2. Что можно сказать о лирическом герое, его настроении, отношении к героине?

  3. В чем особенность композиционного построения отдельных строк?

  4. Как эпиграф связан со смыслом стихотворения?

  5. Попробуйте прочитать последние строки каждой строфы. Какая тема прослеживается?





Вопросы для анализа стихотворения «Предчувствую Тебя…»



  1. Какова роль цветовой доминанты этого стихотворения?

  2. Что можно сказать о лирическом герое, его настроении, отношении к героине?

  3. В чем особенность композиционного построения отдельных строк?

  4. Как эпиграф связан со смыслом стихотворения?

  5. Попробуйте прочитать последние строки каждой строфы. Какая тема прослеживается?






Вопросы для анализа стихотворения «Предчувствую Тебя…»



  1. Какова роль цветовой доминанты этого стихотворения?

  2. Что можно сказать о лирическом герое, его настроении, отношении к героине?

  3. В чем особенность композиционного построения отдельных строк?

  4. Как эпиграф связан со смыслом стихотворения?

  5. Попробуйте прочитать последние строки каждой строфы. Какая тема прослеживается?





Вопросы для анализа стихотворения «Предчувствую Тебя…»



  1. Какова роль цветовой доминанты этого стихотворения?

  2. Что можно сказать о лирическом герое, его настроении, отношении к героине?

  3. В чем особенность композиционного построения отдельных строк?

  4. Как эпиграф связан со смыслом стихотворения?

  5. Попробуйте прочитать последние строки каждой строфы. Какая тема прослеживается?






Вопросы для анализа стихотворения «Вхожу я в темные храмы».


  1. Где развивается действие этого стихотворения? Помогает ли место действия создать образ Прекрасной Дамы? Какой изображает ее поэт?

  2. Какой ассоциативный ряд можно подобрать к образу Прекрасной Дамы?

  3. Каково отношение лирического героя к Ней? Каково его настроение?

  4. Какие цветовые символы использует автор?








Вопросы для анализа стихотворения «Вхожу я в темные храмы».


  1. Где развивается действие этого стихотворения? Помогает ли место действия создать образ Прекрасной Дамы? Какой изображает ее поэт?

  2. Какой ассоциативный ряд можно подобрать к образу Прекрасной Дамы?

  3. Каково отношение лирического героя к Ней? Каково его настроение?

  4. Какие цветовые символы использует автор?








Вопросы для анализа стихотворения «Вхожу я в темные храмы».


  1. Где развивается действие этого стихотворения? Помогает ли место действия создать образ Прекрасной Дамы? Какой изображает ее поэт?

  2. Какой ассоциативный ряд можно подобрать к образу Прекрасной Дамы?

  3. Каково отношение лирического героя к Ней? Каково его настроение?

  4. Какие цветовые символы использует автор?







Вопросы для анализа стихотворения «Вхожу я в темные храмы».


  1. Где развивается действие этого стихотворения? Помогает ли место действия создать образ Прекрасной Дамы? Какой изображает ее поэт?

  2. Какой ассоциативный ряд можно подобрать к образу Прекрасной Дамы?

  3. Каково отношение лирического героя к Ней? Каково его настроение?

  4. Какие цветовые символы использует автор?



























Вступление

Отдых напрасен, дорога крута.

Ветер прекрасен. Стучу в ворота.


Дальнему стуку чужда и строга,

Ты рассыпаешь кругом жемчуга.


Терем высок, и заря замерла.

Красная тайна меж нами легла.


Кто поджигал на заре терема,

Что воздвигала Царевна Сама?


Каждый конек на узорной резьбе

Красное пламя бросает к тебе.


Купол стремится в лазурную высь.

Синие окна румянцем зажглись.


Все колокольные звоны гудят.

Залит весной беззакатный наряд.


Ты ли меня на закатах ждала?

Терем зажгла? Ворота отперла?


28 декабря 1903


Вступление

Отдых напрасен, дорога крута.

Ветер прекрасен. Стучу в ворота.


Дальнему стуку чужда и строга,

Ты рассыпаешь кругом жемчуга.


Терем высок, и заря замерла.

Красная тайна меж нами легла.


Кто поджигал на заре терема,

Что воздвигала Царевна Сама?


Каждый конек на узорной резьбе

Красное пламя бросает к тебе.


Купол стремится в лазурную высь.

Синие окна румянцем зажглись.


Все колокольные звоны гудят.

Залит весной беззакатный наряд.


Ты ли меня на закатах ждала?

Терем зажгла? Ворота отперла?


28 декабря 1903

Вступление

Отдых напрасен, дорога крута.

Ветер прекрасен. Стучу в ворота.


Дальнему стуку чужда и строга,

Ты рассыпаешь кругом жемчуга.


Терем высок, и заря замерла.

Красная тайна меж нами легла.


Кто поджигал на заре терема,

Что воздвигала Царевна Сама?


Каждый конек на узорной резьбе

Красное пламя бросает к тебе.


Купол стремится в лазурную высь.

Синие окна румянцем зажглись.


Все колокольные звоны гудят.

Залит весной беззакатный наряд.


Ты ли меня на закатах ждала?

Терем зажгла? Ворота отперла?


28 декабря 1903


Вступление

Отдых напрасен, дорога крута.

Ветер прекрасен. Стучу в ворота.


Дальнему стуку чужда и строга,

Ты рассыпаешь кругом жемчуга.


Терем высок, и заря замерла.

Красная тайна меж нами легла.


Кто поджигал на заре терема,

Что воздвигала Царевна Сама?


Каждый конек на узорной резьбе

Красное пламя бросает к тебе.


Купол стремится в лазурную высь.

Синие окна румянцем зажглись.


Все колокольные звоны гудят.

Залит весной беззакатный наряд.


Ты ли меня на закатах ждала?

Терем зажгла? Ворота отперла?


28 декабря 1903

***

И тяжкий сон житейского сознанья

Ты отряхнешь, тоскуя и любя.

Вл. Соловьев


Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –

Все в облике одном предчувствую Тебя.


Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,

И молча жду, - тоскуя и любя.


Весь горизонт в огне, и близко появленье,

Но страшно мне: изменишь облик Ты,


И дерзкое возбудишь подозренье,

Сменив в конце привычные черты.


О, как паду – и горестно, и низко,

Не одолев смертельныя мечты!


Как ясен горизонт! И лучезарность близко.

Но страшно мне: изменишь облик Ты.


4 июня 1901






***

И тяжкий сон житейского сознанья

Ты отряхнешь, тоскуя и любя.

Вл. Соловьев


Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –

Все в облике одном предчувствую Тебя.


Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,

И молча жду, - тоскуя и любя.


Весь горизонт в огне, и близко появленье,

Но страшно мне: изменишь облик Ты,


И дерзкое возбудишь подозренье,

Сменив в конце привычные черты.


О, как паду – и горестно, и низко,

Не одолев смертельныя мечты!


Как ясен горизонт! И лучезарность близко.

Но страшно мне: изменишь облик Ты.


4 июня 1901

***

И тяжкий сон житейского сознанья

Ты отряхнешь, тоскуя и любя.

Вл. Соловьев


Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –

Все в облике одном предчувствую Тебя.


Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,

И молча жду, - тоскуя и любя.


Весь горизонт в огне, и близко появленье,

Но страшно мне: изменишь облик Ты,


И дерзкое возбудишь подозренье,

Сменив в конце привычные черты.


О, как паду – и горестно, и низко,

Не одолев смертельныя мечты!


Как ясен горизонт! И лучезарность близко.

Но страшно мне: изменишь облик Ты.


4 июня 1901





***

И тяжкий сон житейского сознанья

Ты отряхнешь, тоскуя и любя.

Вл. Соловьев


Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –

Все в облике одном предчувствую Тебя.


Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,

И молча жду, - тоскуя и любя.


Весь горизонт в огне, и близко появленье,

Но страшно мне: изменишь облик Ты,


И дерзкое возбудишь подозренье,

Сменив в конце привычные черты.


О, как паду – и горестно, и низко,

Не одолев смертельныя мечты!


Как ясен горизонт! И лучезарность близко.

Но страшно мне: изменишь облик Ты.


4 июня 1901

***

Вхожу я в темные храмы,

Совершаю белый обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцаньи красных лампад.


В тени у высокой колонны

Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озаренный,

Только образ, лишь сон о Ней.


О, я привык к этим ризам

Величавой Вечной Жены!

Высоко бегут по карнизам

Улыбки, сказки и сны.


О, Святая, как ласковы свечи,

Как отрадны Твои черты!

Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

Но я верю: Милая - Ты.


25 октября 1902





***

Вхожу я в темные храмы,

Совершаю белый обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцаньи красных лампад.


В тени у высокой колонны

Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озаренный,

Только образ, лишь сон о Ней.


О, я привык к этим ризам

Величавой Вечной Жены!

Высоко бегут по карнизам

Улыбки, сказки и сны.


О, Святая, как ласковы свечи,

Как отрадны Твои черты!

Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

Но я верю: Милая - Ты.


25 октября 1902

***

Вхожу я в темные храмы,

Совершаю белый обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцаньи красных лампад.


В тени у высокой колонны

Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озаренный,

Только образ, лишь сон о Ней.


О, я привык к этим ризам

Величавой Вечной Жены!

Высоко бегут по карнизам

Улыбки, сказки и сны.


О, Святая, как ласковы свечи,

Как отрадны Твои черты!

Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

Но я верю: Милая - Ты.


25 октября 1902





***

Вхожу я в темные храмы,

Совершаю белый обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцаньи красных лампад.


В тени у высокой колонны

Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озаренный,

Только образ, лишь сон о Ней.


О, я привык к этим ризам

Величавой Вечной Жены!

Высоко бегут по карнизам

Улыбки, сказки и сны.


О, Святая, как ласковы свечи,

Как отрадны Твои черты!

Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

Но я верю: Милая - Ты.


25 октября 1902