СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 4 классе по теме: Ы.Алтынсарин «Щедрый человек»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:  Знакомить с творчеством Ы. Алтынсарина, пополнить знания о нём, вызвать интерес к его творчеству, дать понятие «притча», развивать навык беглого выразительного чтения, расширить словарный запас, развивать речь учащихся, воспитывать нравственные качества учащихся на примере героев. 

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 4 классе по теме: Ы.Алтынсарин «Щедрый человек»»

Урок литературы в 4 классе


Тема: Ы.Алтынсарин «Щедрый человек»

Цель: Знакомить с творчеством Ы. Алтынсарина, пополнить знания о нём, вызвать интерес к его творчеству, дать понятие «притча», развивать навык беглого выразительного чтения, расширить словарный запас, развивать речь учащихся, воспитывать нравственные качества учащихся на примере героев.


Ход урока

1. Психологический настрой.

Слово учителя (чтение стихотворения с целью психологического настроя учащихся на успех в работе):

Здравствуй, солнце!

Здравствуй, день!

Всем работать нам не лень!

Мы приветствуем гостей!

Наш урок, начнись скорей!


Подготовка учащихся к работе на уроке

- Наш урок будет проходить под девизом:  (Плакат на доске) Yлкен болсан, акыл айт. Как старший, дай совет нам мудрый.

 2. Актуализация опорных знаний и умений

Проверка д/з.

а) Идеальный опрос – Кто сегодня чувствует себя готовым на «5»? На «4»? Кто не готов? 

б) Взаимоопрос. Выставление оценок.

3. Усвоение нового материала (новых знаний)

а) Определение темы урока. .Целеполагание

Постановка целей -(Алтынсарин, притча, педагог, щедрый, человек).

Сформулируйте тему урока. Ы. Алтынсарин  «Щедрый человек» Притча.

- Записать число и тему урока.

Сегодня у нас необычный урок, урок-знакомство с творчеством знаменитого казахского поэта.   На материале его притчи «Щедрый человек» мы постараемся понять, как глубоко этот человек любил свой народ, откуда в этом человеке ростки такой высокой нравственности, чести, достоинства и добра, щедрости, которые он сумел вложить в свои произведения.

б) Изучение автобиографии писателя.

Знакомство с биографией и портретом автора.(подготовленный уч. задание на опережение)

1 ученик:

Ыбрай (Ибрагим) Алтынсарин родился 2 ноября 1841 года в Аракарагайской волости Николаевского уезда (ныне Затобольский район Костанайской области) в зажиточной семье. Рано лишившись отца, воспитывался у деда - Балкожа бия. В 1857 году Ыбрай Алтынсарин успешно окончил школу и был оставлен при Оренбургской пограничной комиссии, где около трех лет работал писарем. Здесь он продолжал повышать уровень своих знаний, внимательно читал и изучал родную историю, литературу.
2 ученик:

Алтынсарин - видный представитель казахского просвещения, педагог, общественный деятель в области школьного образования. Он открывал школы для детей, писал учебники. В числе его заслуг - открытие первой народной школы (1864). Он собрал, обработал и издал казахские сказки, написал прекрасные стихотворения, басни, рассказы, создал алфавит и письменность, которыми пользуются и сейчас, первые учебники казахского языка и русского языка для казахских школ. Ыбрай Алтынсарин - автор самых первых книги для детей: «Невежество», «Отчего бывает плохо», «Сын бая и сын бедняка».

3 ученик:

Ыбрай Алтынсарин мечтал, чтобы мальчики и девочки выросли грамотными и культурными людьми, честными, работящими, чтобы они любили свою Родину, приносили её пользу. Он считал, что главным богатством является земля и люди, живущие на ней. Ыбрай Алтынсарин был не только талантливым учителем, писателем, но и прекрасным, щедрым человеком.

г) «Фантастическая добавка». - А ещё он хотел порадовать вас и, будучи щедрым, оставил в наследство по 1000 тенге. Что сделаете с этими деньгами? Напишите.

5. Словарная работа.

- Прочитайте слова, которые вам встретятся в тексте.

Ветхая, кров, лишения, возомнить, чуждаться

Объясните их значения. Толкование этих слов вы можете найти в словаре учебника на стр.44

(Работа учащихся со словарём.- Объяснение учащимися толкования слов. )

Ветхий –дряхлый, разрушающийся от старости.

Кров – укрытие, жилище, приют.

Лишения – нищета, недостаток.

Возомнить – составить высокое мнение о себе.

Чуждаться – избегать, сторониться людей


- Как вы понимаете слово щедрость?

Щедрый – широко оказывающий помощь, охотно тратящийся на других, не скупой.

- Сейчас мы прочитаем одно из произведений Ы.Алтынсарина. Вы должны внимательно слушать для того, чтобы определить главную мысль этого произведения.

6. Чтение учителем притчи. (2 абзаца)

Осмысление прочитанного.

- Понравилось ли вам произведение?

- Чем понравилось?

- Как называется жанр, цель которого поучения?

Это произведение является притчей, так как главная его цель -поучение).

- Как зовут главного героя притчи?

- Какой это был человек?

- Что спросили у Атымбая?

- Почему он так работал?

- Каким человеком был Атымай?

-Как он жил?

- Почему он всё время работал?

- Как объяснил он причину людям?

Ответы уч-ся словами из текста.

- Определили главную мысль притчи. (В труде нет ничего унизительного, еда, заработанная трудом, вкуснее; надо быть щедрым)


- Есть ли щедрые люди в наши дни?

- Кого считают самыми щедрыми и гостеприимными?

- В какой стране ми живем?


7. Физминутка: В Казахстане мы живём.


8. Чтение учащимися цепочкой. (Обратить внимание на беглость, осознанность, выразительность чтения)


9. Закрепление пройденого материала

Деление на группы.

В нашей библиотеке имеется небольшая коллекция произведений Ы.Алтынсарина (представлена выставка) с которой вы можете познакомиться.

- Вспомните, с какими произведениями Ы.Алтынсарина мы уже знакомились.

Возьмите по 1 карточке и соберите название произведения, прочтите. (Учащиеся собирают из отдельных слов название притчи ) 1. Спор животных.

2. Живой родник

1 группа

Составление кластера.

Определение основных черт характера Атымбая Щедрого


Щедрый человек”.


добрый заботливый чуткий внимательный


отзывчивый неравнодушный

бескорыстный

2 группа

Составление пятистишья

(синквейна)

Повторение правила составления синквейна.

Ключевое слово – Человек.

Оценивание синквейнов.


- Выявление положительных и отрицательных составляющих понятия «Щедрость»

1 группа – выявить ценности понятия «Щедрость»

2 группа – Выявит отрицательные стороны этого понятия.


- Сделайте вывод: Легко ли быть щедрым. Обоснуйте свою точку зрения.

- Все вы, по-своему, правы. У казахского народа есть мудрость, которая гласит:

«Бережливость впадает в скупость, а чрезмерная щедрость – в расточительство». Поэтому каждому человеку необходимо быть в меру бережливым и в меру щедрым.


Итог

А теперь давайте подведём итог нашей работы на уроке.

Мы заговорили о пословицах. Я хочу предложить вам ещё 3 казахские пословицы:

1) Щедр на словах, да скуп на делах.

2) Вся щедрость бая – на языке.

3) У кого руки щедры, у того все дороги открыты.

Обсудите пословицы в группах и выясните, какая из этих пословиц выражает главную идею притчи Ы.Алтынсарина «Щедрый человек». Докажите свою точку зрения.


Обобщение.

В каждом из вас есть частичка добра, которой вы делитесь с другими людьми. Я верю, что вы станете щедрыми людьми. Идите по жизни, не забывая жизненные принципы Атымтая Щедрого, с которыми вас познакомил Ы. Алтынсарин.

После чтения притч Ы. Алтынсарина, у вас возникли различные мысли.

Итог урока. Домашнее задание по выбору:

1 уровень.

- Написать эссе (сочинение) о щедрости человека.

2 уровень

- Внимательно прочитать притчу и пересказать близко к тексту.

3 уровень

- Найти пословицы о доброте и щедрости.

Подготовить тонкие и толстые вопросы по произведению.

Рефлексия

Хотите, чтобы хорошее настроение не покидало вас?

- Ешьте бананы. В их мякоти содержатся вещества, благодаря которым возникает чувство радости и спокойствия

- Ешьте апельсины. Они стабилизируют настроение, устраняют плохое настроение, печаль, тревогу.

- И, конечно, шоколад. Он улучшает настроение и успокаивает «исстрадавшуюся» нервную систему.

На столе, на тарелке у вас конфеты, они разные. Напишите в листах оценивания, как поработал ваш напарник сегодня на уроке, оцените его щедро шоколадом: Золотой конфетой – отлично работал, серебряной – хорошо, синей – нужно лучше работать. (Оценивают друг друга)

-Молодцы, вы отлично поработали на уроке. Я проверю ваши оценочные листы и выставлю вам соответствующую оценку. А теперь угостите наших гостей шоколадом. (Угощают гостей).


Звучит музыкальный номер в исполнении группы детей “Дорогою добра”.


Оценочный лист

Ф.И.__________________________________________________________________

домашнее задание

словарная

работа

работа по тексту

работа в группе

итоговая оценка

кластер

синквейн

пословицы














Домашнее задание по выбору:

1 уровень.- Написать эссе (сочинение) о щедрости человека.

2 уровень- Внимательно прочитать притчу и пересказать близко к тексту.

3 уровень- Найти пословицы о доброте и щедрости.


Домашнее задание по выбору:

1 уровень.- Написать эссе (сочинение) о щедрости человека.

2 уровень- Внимательно прочитать притчу и пересказать близко к тексту.

3 уровень- Найти пословицы о доброте и щедрости.


Домашнее задание по выбору:

1 уровень.- Написать эссе (сочинение) о щедрости человека.

2 уровень- Внимательно прочитать притчу и пересказать близко к тексту.

3 уровень- Найти пословицы о доброте и щедрости.


Домашнее задание по выбору:

1 уровень.- Написать эссе (сочинение) о щедрости человека.

2 уровень- Внимательно прочитать притчу и пересказать близко к тексту.

3 уровень- Найти пословицы о доброте и щедрости.


Домашнее задание по выбору:

1 уровень.- Написать эссе (сочинение) о щедрости человека.

2 уровень- Внимательно прочитать притчу и пересказать близко к тексту.

3 уровень- Найти пословицы о доброте и щедрости.


Домашнее задание по выбору:

1 уровень.- Написать эссе (сочинение) о щедрости человека.

2 уровень- Внимательно прочитать притчу и пересказать близко к тексту.

3 уровень- Найти пословицы о доброте и щедрости.


Домашнее задание по выбору:

1 уровень.- Написать эссе (сочинение) о щедрости человека.

2 уровень- Внимательно прочитать притчу и пересказать близко к тексту.

3 уровень- Найти пословицы о доброте и щедрости.


Домашнее задание по выбору:

1 уровень.- Написать эссе (сочинение) о щедрости человека.

2 уровень- Внимательно прочитать притчу и пересказать близко к тексту.

3 уровень- Найти пословицы о доброте и щедрости.


Домашнее задание по выбору:

1 уровень.- Написать эссе (сочинение) о щедрости человека.

2 уровень- Внимательно прочитать притчу и пересказать близко к тексту.

3 уровень- Найти пословицы о доброте и щедрости.


Домашнее задание по выбору:

1 уровень.- Написать эссе (сочинение) о щедрости человека.

2 уровень- Внимательно прочитать притчу и пересказать близко к тексту.

3 уровень- Найти пословицы о доброте и щедрости.


Домашнее задание по выбору:

1 уровень.- Написать эссе (сочинение) о щедрости человека.

2 уровень- Внимательно прочитать притчу и пересказать близко к тексту.

3 уровень- Найти пословицы о доброте и щедрости.