4 класс.
Литература.
Тема: А.С. Пушкина. "Сказка о царе Салтане…"
Цель:
1. Обобщение знаний в занимательной форме по изученному произведению А.С.Пушкина; проверка знания текста, оценка знаний учащихся;
2. Развитие поисковой познавательной деятельности, монологической речи учащихся, выразительного чтения,; умения сравнивать, обобщать, анализировать.
3.Воспитывать навыки культуры умственного труда; формировать познавательную потребность, хороший эстетический вкус.
Методы работы : беседа с доказательствами свое точки зрения, с элементами диспута, учитель помогает правильно формировать мысль и организует работу.
Ход урока.
1. Организационный момент. ( психологический настрой, оценочные листы)
2. Постановка целей и задач урока.
3. Работа со словарём.
Молвить (говорить)
Крещёный мир (в то время все люди верили в бога и принимали обряд крещения)
Позадь забора (за забором)
К исходу сентября (к концу сентября)
Светлица (Светлая чистая парадная комната в доме)
Сени ( Помещение между жилой частью дома и крыльцом).
Красная девица (красивая)
4. Логическая задачка
Цифра 3 волшебная, характерная для многих сказок. Приводим примеры из данной сказки.
3 раза Гвидон превращался в насекомых и летал к Салтану.
3 Раза обращался к царевне-лебеди за помощью.
Она его 3 раза спрашивала: «Что ты тих, как день ненастный, опечалился чему?»
3 раза заезжают корабельщики,
3 раза угощают их Гвидон и Салтан; они рассказывают о том, что видели на белом свет.
Строй сказки плавный, напевный.
5. Чтение понравившегося отрывка. (работа с рисунками)
6 . Работа над содержанием сказки ( работа в группах)
- характеристика героев.
1. Царь Салтан (царь Салтан смелый, мужественный,6 «бьётся долго и жестоко», заботливый: «ей наказывал себя беречь», прощаясь перед долгой дорогой.
Царь Салтан очень тоскует по жене и сыну после возвращения с войны домой : « Царь Салтан сидит в палате… с грустной думой на лице».
Он добрый ; он не наказал повариху, ткачиху и бабу Бабариху, а отпустил «всех трёх домой»
2.Князь Гвидон.
- А зачем нужны были князю Гвидону «чудеса», о которых говорили его тётки и бабушки? (он надеется, что царь Салтан приедет к нему, чтобы самому на всё посмотреть).
Князь Гвидон заботливый сын, он любит и уважаетцарицу – мать:» С разрешением царицы в тот же день стал княжить он, « Князь ей в ноги умоляя: Государыня родная! Выбрал я жену себе….Просим оба разрешенья»…..
3. Лебедь (нарисовать словесный портрет) : сравнение «будто пава», «будто реченька журчит»
Самка павлина. 2) перен. разг. Женщина с горделивой, величавой осанкой и плавной походкой
4. Подготовить вопросы. ( что бы вы хотели спросить о герое?)
План характеристики героев.
Имя героя, его место жительства.
Действия и поступки, совершаемые героем, их характеристика.
Опишите внешность и характер героя.
Отношение автора к герою.
Ваше отношение к герою.
Физ. минутка. (имитирование движений)
- Изобразите волны, набегающие на берег.
- Гвидона, натягивающего лук.
- Танцующую белку, поющую песенки.
7. Пятистишие.
1 группа – лебедь
2 группа - докажите, что в сказке есть жизненная правда
3 группа - царь Салтан
4 группа - князь Гвидон.
Учитель: Композитор Николай Андреевич Римский – Корсаков (1844 – 1904 г.г.) написал музыку к этой сказке. Замечательный русский композитор в 1899 году, когда Россия отмечала 100-летие со дня рождения А. С. Пушкина, написал оперу «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Послушайте отрывок «Полёт шмеля». Какая это музыка?
Ученики: гудящая, шмелиная, жужжащая.
- Какое чувство рождает?
Ученики: ликование, радость.
8. Эссе (мысли о сказке)
9. Итог урока.
- Понравилась вам прочитанная сказка или нет?
- Чем сказка А.С.Пушкина интересна современному читателю?
- Чему научила нас эта сказка?
- Какой вид работы урока вам понравился и запомнился?
- оценка своей работы.
Действия | Знак оценивания ДА «+», НЕТ «-» |
1. Активно работал в группе | |
2. Был организатором работы в группе | |
3. Слушал мнение каждого участника группы | |
4. Доказывал свое мнение | |
10. Домашняя работа. (наизусть отрывок)