МОУ «Котовская Основная общеобразовательная школа»
Пристенского района Курской области
Урок литературы в 5 классе
В рамках конкурса «Учитель года -2009»
Тема: С. А. Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях «Я покинул родимый дом…» и «Низкий дом с голубыми ставнями…». Своеобразие языка стихотворений.
Подготовила и провела учитель русского языка и литературы
Котовской ООШ
Оксана Анатольевна Казначеева
Тема: С. А. Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях «Я покинул родимый дом…» и «Низкий дом с голубыми ставнями…». Своеобразие языка стихотворений.
Эпиграф урока: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине.
Чувство Родины – основное в моем творчестве».
С. Есенин.
Оформление: выставка книг Сергея Есенина, компьютерная презентация «С. А. Есенин», аудиозапись песни «Отговорила роща золотая …», ТСО для их воспроизведения, карточки для работы в парах со стихотворением «Я покинул родимый дом…», плакат с изображением ствола дерева с приклеенными к нему скрепками (для монтирования «кроны» дерева), вырезанные из бумаги белые листочки клена по числу обучающихся, маркеры для их раскрашивания.
Цели урока: 1. Познакомить учащихся с биографией С. Есенина (детские годы) и его
пейзажной лирикой.
2. Совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворения наизусть; формировать и совершенствовать навыки анализа поэтического текста:
акцентировать внимание на работе с изобразительно-выразительными средствами языка (обнаружение их в тексте и определение их роли в конкретном художественном произведении);
3. Развивать логическое и образное мышление.
4. Учить замечать красоту природы, воспитывать любовь к родине
через любовь к природе.
Содержание урока:
-
Организационный момент.
2. Вступление. Сообщение темы урока.
3. Обращение к эпиграфу. Постановка проблемы.
4. Проверка домашнего задания: выразительное чтение наизусть стихотворений С. Есенина, изученных в начальных классах. Анализ уровня чтения, дополнительные вопросы учителя по идее и художественному содержанию стихотворений.
5. Слово учителя о поэте. Галерея портретов С. Есенина.
6. Поэтический образ Родины в лирике С. Есенина:
а) пословицы и поговорки о Родине и любви к ней;
б) чтение материала учебника «Поэзия Есенина…» на стр.50;
в) физкультминутка;
г) прослушивание стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями…» в исполнении учителя; работа по вопросам;
д) прослушивание стихотворения «Я покинул родимый дом…»; работа по вопросам. Словарная работа (выть).
7. Повторение терминов эпитет, сравнение, метафора(!), олицетворение.
Нахождение и обсуждение их в стихотворении «Я покинул родимый дом…».
8. Прослушивание песни «Отговорила роща золотая…» на стихи С. Есенина. Творческая работа.
9. Возвращение к эпиграфу урока, пояснение его значения.
10. Обращение внимания на выставку книг поэта.
12. Итог урока. Домашнее задание. Выставление оценок
Формы работы на уроке: слово учителя, аналитическая беседа, словарная работа,
анализ стихотворного текста, выразительное чтение,
выразительное чтение наизусть, творческая работа,
использование компьютерных технологий (презентация).
Ход урока:
-
Организационный момент.
-
Вступление. Сообщение темы урока. Запись её в тетради.
- Сергей Есенин. Это имя для всех, кто знает хотя бы несколько его стихотворений, связано с радостью, ощущением чего-то прекрасного, светлого, пробуждающего любовь к человеку, к Родине, к жизни.
И тема нашего урока: С. А. Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы, своеобразие языка стихотворений.
(Запись темы в тетрадь по литературе)
-
Работа с эпиграфом урока. Запись его в тетради.
«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине.
Чувство Родины – основное в моем творчестве».
С. Есенин.
- Вопрос: как вы понимаете эти слова? На него вы ответите позже, поэтому будьте внимательны в течение урока.
-
Проверка домашнего задания: выразительное чтение наизусть стихотворений С. Есенина «Береза», «С добрым утром!», анализ чтения делают сами учащиеся (самоанализ и взаимный анализ).
- На уроках чтения в начальных классах вы познакомились с некоторыми произведениями Сергея Есенина. «Страна березового ситца» – так называл поэт край, в котором он родился. За свою недолгую жизнь Есенин побывал во многих странах. Но где бы он ни был, его всегда тянуло в Россию, на Рязанскую землю. В своих стихах он выражал собственные чувства и мысли о Родине. Давайте вспомним некоторые из этих стихотворений.
БЕРЕЗА (читает Чаплыгина Катя)
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Дополнительные вопросы к стихотворению:
Главной героиней стихотворения «Береза» является русская березка. С каким одушевленным образом можно её сравнить? ( С женщиной, принакрытой ажурной шалью, которая стоит одиноко в тишине.)
С чем сравнивает Есенин снег? (С серебром.)
Оценить работу!
С ДОБРЫМ УТРОМ! (Читает Аня Елизарова)
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо.
"С добрым утром!"
Дополнительные вопросы к стихотворению:
-
Какое настроение передает автор в стихотворении «С добрым утром!» ? (Радостное, приподнятое.)
Какие слова позволяют сделать такой вывод? ( «Улыбнулись сонные березки…»,
«…шепчет шаловливо: «С добрым утром!»)
-
Какая тема объединяет оба стихотворения?
Оценить работу!
-
Слово учителя о Сергее Есенине. (Галерея портретов Есенина - презентация)
Сергей Александрович Есенин родился 2 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской волости Рязанской губернии.
-
-
Родители его были крестьяне. «Фамилия «Есенин» - русская, коренная, в ней звучат языческие корни, связанные с плодородием, с дарами земли, с осенними праздниками», - писал Алексей Толстой.
-
Детство его прошло «среди полей и степей». Вот как описывает эти места сестра Есенина Александра:
-
«Широкой, прямой улицей вдоль крутого правого берега Оки пролегло наше село Константиново. Это было тихое, чистое, утопающее в зелени село.
-
Основным украшением являлась церковь, стоящая в центре села. Стройные многолетние березы с множеством грачиных гнезд служили убранством этому красивому и своеобразному памятнику русской архитектуры. Вдоль церковной ограды росли акация и бузина. За церковью, на высокой крутой горе, - старое кладбище наших прадедов.
-
В правом углу кладбища, у маленькой каменной часовни лежал старый памятник - плита. На этой плите любил сидеть Сергей. Отсюда открывался чудесный вид на наши приокские раздолья».
-
Стихи Есенин начал писать рано, лет с 8 – 9. По его признанию, толчок к этому давала его бабка: она рассказывала сказки.
-
Некоторые сказки с плохим концом ему не нравились, и он их переделывал на свой лад. Сказки ему рассказывали и нянька, и сосед Алешка Гришин.
-
А дед, который очень любил Сергея, пел ему старинные, тягучие, заунывные песни и рассказывал Библию. И это тоже подталкивало Есенина к сочинению собственных стихов.
-
В 1909 году Есенин закончил с отличием Константиновское земское четырехклассное училище, а в 1912 году – так называемую второклассную учительскую школу в селе Спас-Клепики. Учитель литературы Евгений Михайлович Хитров, у которого учился Есенин, говорил о нем: «Всегда был весел и жизнерадостен, и этим был приятен. Правда, этим же и досаждал: в классе во время уроков не посидит смирно, постоянно пересмеивается, переглядывается, и чуть что – фыркнет на весь класс самым неудержимым смехом. Но, в общем, с учителями был корректен и деликатен».
-
Учитель вспоминал: «Он много читал. Особенно любил слушать мое классное чтение. Помню, я читал произведения в течение нескольких часов, но обязательно все целиком. Ребята очень любили эти чтения.
-
Но, пожалуй, не было у меня такого жадного слушателя, как Есенин. Он впивался в меня глазами, глотал каждое слово. У него первого заблестят от слез глаза в печальных местах, он первым расхохочется при смешном».
Сергей Есенин всем сердцем, нежно и трогательно любил жизнь, ему были дороги и одинокая собака, и дряхлая кошка, и каждая птица, и вся природа – от черной земли до солнца, луны, ветра, светящихся на небе таинственных и манящих звезд.
-
Он знал, как живут, что «думают» и «чувствуют» чибисы и коноплянки, березы и осины. Поэтому и свою собственную участь Есенин не отделяет от судьбы родной природы.
-
Поэтический образ родины в лирике С. Есенина:
а) пословицы и поговорки о родине и любви к ней. ( Дети говорят те, которые они знают, а затем учитель предлагает прочесть записи на экране);
Дети читают по одной пословице, объясняя, как они их понимают.
- Что же подтолкнуло юного Есенина к раннему написанию стихов? (Фольклор)
- Давайте и мы сейчас обратимся к фольклору и вспомним пословицы и поговорки о Родине и любви к ней.
б) чтение отрывка из материала учебника «Поэзия Есенина…» на стр. 50, читает обучающийся;
Проанализировать чтение, задать несколько вопросов: Что означает слово «сельщина»?
в) Физкультминутка.
Солнечным погожим днем
Мы с друзьями в лес идем.
Мы с собой несем корзинки.
Вот хорошая тропинка!
(Ходьба на месте.)
Собираем землянику,
Ищем вкусную чернику,
Голубику, костянику,
Кисловатую бруснику.
(Наклоны вперед.)
А вокруг полно малины.
Пройти мимо не могли мы.
Собираем по кустам.
Здесь отличные места!
(Повороты вправо- влево.)
Снова мы идем по лесу.
(Ходьба на месте.)
А вокруг – так интересно!
(Потягивания – руки в стороны.)
Отдохнуть пора, дружок,
Мы присядем на пенек.
г) прослушивание стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями…» в исполнении учителя. Дети следят по учебнику!
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда, -
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.
До сегодня ещё мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес.
Восхищаться уж я не умею
И пропасть не хотел бы в глуши,
Но, наверно, навеки имею
Нежность грустную русской души.
Полюбил я седых журавлей
С их курлыканьем в тощие дали,
Потому что в просторах полей
Они сытных хлебов не видали.
Только видели березь да цветь,
Да ракитник, кривой и безлистый,
Да разбойные слышали свисты,
От которых легко умереть.
Как бы я и хотел не любить,
Все равно не могу научиться,
И под этим дешевеньким ситцем
Ты мила мне, родимая выть.
Потому так и днями недавними
Уж не юные веют года…
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда.
- Как вы считаете, почему строки:
Низкий дом с голубыми ставнями
Не забыть мне тебя никогда –
в первом четверостишии оказываются первыми, а в завершающем последними?
Словарная работа: пояснение значения слова «выть», напоминание о том, какие слова называют диалектными (употребляемые только в той или иной местности).
д) прослушивание стихотворения «Я покинул родимый дом…».
Дети следят по учебнику!
Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.
Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.
Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге.
И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож.
Беседа по вопросам:
- Услышали ли вы разницу в звучании стихов, в ритме стихотворений? В каком стихотворении ритм более медленный, размеренный, неторопливый? Как вы думаете, почему?
- В каком стихотворении родная природа видится более возвышенной, сказочной, а в каком более обычной, повседневной, не яркой? Как вы думаете, почему?
-
Художественно-выразительные средства поэтической речи. Работа с терминами эпитет, сравнение, метафора (!), олицетворение. Повторение их, коллективное нахождение примеров этих тропов в первых двух четверостишьях стихотворения «Я покинул родимый дом…» по заготовленным образцам.
Работа по карточкам в парах: нахождение средств поэтической речи в 3 и 4 четверостишьях. Коллективная проверка.
-
Творческая работа: раскрашивание листиков клена под песню «Отговорила роща золотая …» на стихи С. Есенина, готовые листики дети несут к доске, где учитель прикрепляет их к нарисованному на ватмане стволу дерева.
-
Возвращение к эпиграфу урока, пояснение его значения.
-
Итог урока.
Выставление оценок за урок.
Объяснение домашнего задания:
Стр.49- 50 – чтение материала о поэте,1 стихотворение (по выбору) выучить наизусть.
Индивидуальное задание: прочитать стихотворение «Песнь о собаке», нарисовать иллюстрацию к нему.
Литература
*В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. «Литература. 5 класс» - М., «Просвещение», 2008
* Есенина А. А. «Это все мне родное и близкое…» // Воспоминания о Сергее Есенине.
С. 57.
* Сербин П. К. Изучение творчества С. А. Есенина в школе: Пособие для учителя. – Киев, 1986
* Сергей Есенин. Полное собрание сочинений в двух томах. – М., «Советская Россия», 1990
* Хитров Е. В Спас-Клепиковской школе // Воспоминания о Сергее Есенине.
С. 83 – 85.
Электронные издания
*Большая детская энциклопедия «Литература», 2008
*Библиотека школьника,2003
*Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2007