СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 5 классе по теме: "Е.И.Носов. "Как патефон петуха от смерти спас".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Тема. Е.И.Носов. «Как патефон петуха от смерти спас». Мир глазами ребёнка.  Юмористическое и лирическое в рассказе.

Цель:

познакомить ребят с некоторыми фактами биографии Е.И.Носова, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя; выявить художественную идею рассказа «Как патефон петуха от смерти спас»; формировать умение выделять главное в прослушанном сообщении; развивать  навыки  работы с учебником, навыки лексической работы; воспитывать интерес к жизни и творчеству Е.И.Носова; формировать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления лексического значения слова «жалостливый».

Оборудование: мультимедийная презентация.

 

ХОД УРОКА.

І.        Организационный момент.

II.   Изучение нового материала.

1. Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

2. Сообщения учителя и подготовленных учащихся об Е.И.Носове по плану.

Родился в 1925 году в селе Толмачеве под Курском. Годы детства. Великая Отечественная война в судьбе Е.И.Носова. Произведения Е.И.Носова.

2.1.Слово учителя.

Евгений Иванович Носов родился в 1925 году в селе Толмачеве под Курском, краю, воспетом автором «Слова о полку Игореве», Тургеневым, Фетом, Никитиным, Кольцовым и Буниным…

Сам характер местности как бы подчёркивает свои особенные преимущества для ратной битвы и крестьянской жатвы – до самого горизонта простираются поля, перебиваемые редкими лиственными лесами, разделёнными тихими водами Дона и Цны, Сейма и Псела…

Кажется, что просторно открытые дали с их тревожной тишиной проникнуты сюжетами произведений Е.Носова – от первой книги «На рыбачьей тропе» до повести «Усвятскиешлемоносцы».

2.2. Сообщение подготовленного ученика о детских года Е.И.Носова.

Село Толмачево, примостившись на берегу одной из проток Сейма, с колоколенкой и парком лип, и сегодня четко просматривается из Курска с невысокого берега Тускари. Там, в доме деда, в многодетной крестьянской семье Евгений Носов провел детские годы. Одно время его отец трудился в Артёмовске на строительстве хлебозавода, но главным образом - слесарем на Курском механическом заводе. Будущий писатель хорошо помнит и тропу, по которой еще ребенком с матерью ходил в город и обратно. "Хлеба стояли вровень с моей головой, при каждом порыве ветра колосья щекотали мне шею и ухо", - пишет Евгений Носов в одном из рассказов.

Отец его был мастеровым человеком. Дед кузнечил в свое время. Из семейных традиций пришло к писателю «глубочайшее уважение к труду».

Детство пришлось на голодные и холодные 1930-е годы. Но мальчик был по природе оптимистом и романтиком: играл в игры, которые сам придумывал, увлекался кораблями, зачитывался книгами Майн Рида и Жюля Верна.

Полуголодное детство научило его промышлять рыбной ловлей, охотой, собиранием трав, чтобы продать и заработать на хлеб.

В 1933 году Евгений поступил в среднюю школу города Курска и до войны успел окончить 8 классов. Как только немцы оккупировали город, с матерью и младшей сестрой он перебрался к бабушке в Толмачево.

2.3. Слово учителя о Великой Отечественной войне в судьбе Е.И.Носова.

Евгений Носов закончил восьмой класс и после Курского сражения ушёл на фронт, поступив в артиллерийские войска. Противотанковая артиллерия встречала врага первой. Не однажды смотрел смерти в глаза юный солдат Евгений Носов.Под Кенигсбергом был тяжело ранен.

2.4. Слово учителя о произведениях Е.И.Носова.

Первый рассказ – «Радуга» - Е.Носов опубликовал в Курском областном альманахе для детей, а первую книгу – «На рыбачьей тропе» - в 1958 году, в 1989 году вышла книга для младших школьников «Где просыпается солнце», в 1992 году – книга для старших школьников «Красное вино победы».

Советую прочитать рассказы Е.И.Носова «Трудный хлеб», «Белый гусь», «Кукла». Они не просто нравятся читателям, а трогают и волнуют душу.

- Знакомыми Е.И.Носов был замечен в морозные дни за развешиванием призывов к людям покормить птиц. На могиле так и попросил написать: «Покормите птиц». (Похоронен в Курске в 2002 году.)

-Что добавляют эти воспоминания к характеристике писателя?(Был чутким, внимательным, любил животных и птиц)

 

3.Анализ рассказа Е.И.Носова «Как патефон петуха от смерти спас».

3.1.Беседа.

- Назовите героев рассказа.

- Какой эпизод рассказа вы считаете самым ярким?

- Где и когда происходит действие рассказа?

 

3.2.Выразительное чтение учащимися фрагмента рассказа от начала до слов «… и Витька засел дома на целую неделю».

- Найдите в тексте слова и сочетания слов, содержащие описание сильного мороза, неожиданно грянувшего накануне весны. Назовите изобразительные средства, передающие ощущения сильного холода. (Олицетворения, эпитеты. Реплика Кольки ещё более усиливает впечатление: слово «морозище» образовано при помощи суффикса «-ищ-», имеющего увеличительное значение).

3.3.Исследовательская работа с текстом.

- Петуха приносят в дом, чтобы отрубить голову. У мальчика «похолодела спина…». Каково значение данного словосочетания?

- Назовите словосочетания, передающие отношение Витьки к намерению взрослых. Какие чувства испытывает герой?

3.4. Выразительное чтение фрагмента рассказа от слов «Он был такой красивый и смелый…» до слов «… и громко и благополучно завершал всё своё «ку-ка-ре-ку!».

- Почему Витьке жаль петуха? Найдите в тексте слова, содержащие ответ на вопрос.

3.5. Лексическая работа.

- Найдите глаголы, которыми передано поведение петуха. О чём свидетельствует их употребление в описании?

- Как Витька пытается «утешить» петуха? О каком качестве характера героя свидетельствуют эти строчки?

- Какое очень точное слово нашла бабушка, определив чувства Витьки?

- Подберите синонимы и антонимы к слову «жалостливое».

Синонимы – сострадательный, добрый, милосердный.

Антонимы – злой, жестокий, бессердечный.

3.6.Беседа.

- Почему бабушка послушала внука и стала лечить петуха?

- Как бабушка лечила петуха?

- Что заставило петуха издать воинственный крик?

- Какой момент в этом эпизоде показался вам особенно смешным? Что такое юмор? Прочитайте его определение в «Кратком словаре терминов».

3.7. Особенности языка Е.И.Носова.

А.И.Солженицын писал о языке произведений Е.Носова: «И все страницы Носова сочатся полнозвучными русскими словами, а в диалогах – живейший разговорный язык, в нём и характер каждого говорящего, и достоверно скрестившийся момент.

Из его слов: укормистые луга, обрывистоеубережье, корова выладнилась. Бычок взмыкивает, паутинный голос, затайки».

- Найдите в тексте разговорные слова. Для чего их употребляет писатель?

-Какие средства выразительности использовал автор, создавая портрет петуха? Назовите их.

Метафора- «огненное ожерелье».

Метафора- «отливающей бронзой грудью».

Сравнение- «как истинный гвардеец».

III.  Подведение итогов урока.

- Чему учит рассказ Е.Носова? (Добру, милосердию, состраданию всему живому).

- Запишите в тетради ответ на вопрос: «Витька – сторонний наблюдатель за участью петуха или заботливый друг, чуткий человек?»

 

IV. Домашнее задание.  

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 5 классе по теме: "Е.И.Носов. "Как патефон петуха от смерти спас".»

5 класс

Урок № _____ Дата:


Тема. Е.И.Носов. «Как патефон петуха от смерти спас». Мир глазами ребёнка. Юмористическое и лирическое в рассказе.

Цель:

  • познакомить ребят с некоторыми фактами биографии Е.И.Носова, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя; выявить художественную идею рассказа «Как патефон петуха от смерти спас»;

  • формировать умение выделять главное в прослушанном сообщении; развивать навыки работы с учебником, навыки лексической работы;

  • воспитывать интерес к жизни и творчеству Е.И.Носова; формировать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления лексического значения слова «жалостливый».

Оборудование: мультимедийная презентация.


ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

2. Сообщения учителя и подготовленных учащихся об Е.И.Носове по плану.

  • Родился в 1925 году в селе Толмачеве под Курском.

  • Годы детства.

  • Великая Отечественная война в судьбе Е.И.Носова.

  • Произведения Е.И.Носова.

2.1.Слово учителя.

Евгений Иванович Носов родился в 1925 году в селе Толмачеве под Курском, краю, воспетом автором «Слова о полку Игореве», Тургеневым, Фетом, Никитиным, Кольцовым и Буниным…

Сам характер местности как бы подчёркивает свои особенные преимущества для ратной битвы и крестьянской жатвы – до самого горизонта простираются поля, перебиваемые редкими лиственными лесами, разделёнными тихими водами Дона и Цны, Сейма и Псела…

Кажется, что просторно открытые дали с их тревожной тишиной проникнуты сюжетами произведений Е.Носова – от первой книги «На рыбачьей тропе» до повести «Усвятскиешлемоносцы».

2.2. Сообщение подготовленного ученика о детских года Е.И.Носова.

Село Толмачево, примостившись на берегу одной из проток Сейма, с колоколенкой и парком лип, и сегодня четко просматривается из Курска с невысокого берега Тускари. Там, в доме деда, в многодетной крестьянской семье Евгений Носов провел детские годы. Одно время его отец трудился в Артёмовске на строительстве хлебозавода, но главным образом - слесарем на Курском механическом заводе. Будущий писатель хорошо помнит и тропу, по которой еще ребенком с матерью ходил в город и обратно. "Хлеба стояли вровень с моей головой, при каждом порыве ветра колосья щекотали мне шею и ухо", - пишет Евгений Носов в одном из рассказов.

Отец его был мастеровым человеком. Дед кузнечил в свое время. Из семейных традиций пришло к писателю «глубочайшее уважение к труду».

Детство пришлось на голодные и холодные 1930-е годы. Но мальчик был по природе оптимистом и романтиком: играл в игры, которые сам придумывал, увлекался кораблями, зачитывался книгами Майн Рида и Жюля Верна.

Полуголодное детство научило его промышлять рыбной ловлей, охотой, собиранием трав, чтобы продать и заработать на хлеб.

В 1933 году Евгений поступил в среднюю школу города Курска и до войны успел окончить 8 классов. Как только немцы оккупировали город, с матерью и младшей сестрой он перебрался к бабушке в Толмачево.

2.3. Слово учителя о Великой Отечественной войне в судьбе Е.И.Носова.

Евгений Носов закончил восьмой класс и после Курского сражения ушёл на фронт, поступив в артиллерийские войска. Противотанковая артиллерия встречала врага первой. Не однажды смотрел смерти в глаза юный солдат Евгений Носов.Под Кенигсбергом был тяжело ранен.

2.4. Слово учителя о произведениях Е.И.Носова.

Первый рассказ – «Радуга» - Е.Носов опубликовал в Курском областном альманахе для детей, а первую книгу – «На рыбачьей тропе» - в 1958 году, в 1989 году вышла книга для младших школьников «Где просыпается солнце», в 1992 году – книга для старших школьников «Красное вино победы».

Советую прочитать рассказы Е.И.Носова «Трудный хлеб», «Белый гусь», «Кукла». Они не просто нравятся читателям, а трогают и волнуют душу.

- Знакомыми Е.И.Носов был замечен в морозные дни за развешиванием призывов к людям покормить птиц. На могиле так и попросил написать: «Покормите птиц». (Похоронен в Курске в 2002 году.)

-Что добавляют эти воспоминания к характеристике писателя?(Был чутким, внимательным, любил животных и птиц)


3.Анализ рассказа Е.И.Носова «Как патефон петуха от смерти спас».

3.1.Беседа.

- Назовите героев рассказа.

- Какой эпизод рассказа вы считаете самым ярким?

- Где и когда происходит действие рассказа?


3.2.Выразительное чтение учащимися фрагмента рассказа от начала до слов «… и Витька засел дома на целую неделю».

- Найдите в тексте слова и сочетания слов, содержащие описание сильного мороза, неожиданно грянувшего накануне весны. Назовите изобразительные средства, передающие ощущения сильного холода. (Олицетворения, эпитеты. Реплика Кольки ещё более усиливает впечатление: слово «морозище» образовано при помощи суффикса «-ищ-», имеющего увеличительное значение).

3.3.Исследовательская работа с текстом.

- Петуха приносят в дом, чтобы отрубить голову. У мальчика «похолодела спина…». Каково значение данного словосочетания?

- Назовите словосочетания, передающие отношение Витьки к намерению взрослых. Какие чувства испытывает герой?

3.4. Выразительное чтение фрагмента рассказа от слов «Он был такой красивый и смелый…» до слов «… и громко и благополучно завершал всё своё «ку-ка-ре-ку!».

- Почему Витьке жаль петуха? Найдите в тексте слова, содержащие ответ на вопрос.

3.5. Лексическая работа.

- Найдите глаголы, которыми передано поведение петуха. О чём свидетельствует их употребление в описании?

- Как Витька пытается «утешить» петуха? О каком качестве характера героя свидетельствуют эти строчки?

- Какое очень точное слово нашла бабушка, определив чувства Витьки?

- Подберите синонимы и антонимы к слову «жалостливое».

Синонимы – сострадательный, добрый, милосердный.

Антонимы – злой, жестокий, бессердечный.

3.6.Беседа.

- Почему бабушка послушала внука и стала лечить петуха?

- Как бабушка лечила петуха?

- Что заставило петуха издать воинственный крик?

- Какой момент в этом эпизоде показался вам особенно смешным? Что такое юмор? Прочитайте его определение в «Кратком словаре терминов».

3.7. Особенности языка Е.И.Носова.

А.И.Солженицын писал о языке произведений Е.Носова: «И все страницы Носова сочатся полнозвучными русскими словами, а в диалогах – живейший разговорный язык, в нём и характер каждого говорящего, и достоверно скрестившийся момент.

Из его слов: укормистые луга, обрывистоеубережье, корова выладнилась. Бычок взмыкивает, паутинный голос, затайки».

- Найдите в тексте разговорные слова. Для чего их употребляет писатель?

-Какие средства выразительности использовал автор, создавая портрет петуха? Назовите их.

Метафора- «огненное ожерелье».

Метафора- «отливающей бронзой грудью».

Сравнение- «как истинный гвардеец».

III. Подведение итогов урока.

- Чему учит рассказ Е.Носова? (Добру, милосердию, состраданию всему живому).

- Запишите в тетради ответ на вопрос: «Витька – сторонний наблюдатель за участью петуха или заботливый друг, чуткий человек?»


IV. Домашнее задание.

1.Подобрать пословицы и поговорки народов мира о любви к Родине, о бережном отношении к природе.

2.Инд.задания:

- подготовить сообщение о В.Ф.Бокове, выразительно прочесть наизусть его стихотворение «Поклон»;

- подготовить сообщение о Н.М.Рубцове, выразительно прочесть наизусть его стихотворение «В осеннем лесу»;

- подготовить сообщение о Р.Г.Гамзатове, выразительно прочесть наизусть его стихотворение «Песня соловья».


4