Тема. Е.И.Носов. «Как патефон петуха от смерти спас». Мир глазами ребёнка. Юмористическое и лирическое в рассказе.
Цель:
познакомить ребят с некоторыми фактами биографии Е.И.Носова, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя; выявить художественную идею рассказа «Как патефон петуха от смерти спас»;
формировать умение выделять главное в прослушанном сообщении; развивать навыки работы с учебником, навыки лексической работы;
воспитывать интерес к жизни и творчеству Е.И.Носова; формировать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления лексического значения слова «жалостливый».
Оборудование: мультимедийная презентация.
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1. Сообщение темы урока, постановка целей и задач.
2. Сообщения учителя и подготовленных учащихся об Е.И.Носове по плану.
Родился в 1925 году в селе Толмачеве под Курском.
Годы детства.
Великая Отечественная война в судьбе Е.И.Носова.
Произведения Е.И.Носова.
2.1.Слово учителя.
Евгений Иванович Носов родился в 1925 году в селе Толмачеве под Курском, краю, воспетом автором «Слова о полку Игореве», Тургеневым, Фетом, Никитиным, Кольцовым и Буниным…
Сам характер местности как бы подчёркивает свои особенные преимущества для ратной битвы и крестьянской жатвы – до самого горизонта простираются поля, перебиваемые редкими лиственными лесами, разделёнными тихими водами Дона и Цны, Сейма и Псела…
Кажется, что просторно открытые дали с их тревожной тишиной проникнуты сюжетами произведений Е.Носова – от первой книги «На рыбачьей тропе» до повести «Усвятскиешлемоносцы».
2.2. Сообщение подготовленного ученика о детских года Е.И.Носова.
Село Толмачево, примостившись на берегу одной из проток Сейма, с колоколенкой и парком лип, и сегодня четко просматривается из Курска с невысокого берега Тускари. Там, в доме деда, в многодетной крестьянской семье Евгений Носов провел детские годы. Одно время его отец трудился в Артёмовске на строительстве хлебозавода, но главным образом - слесарем на Курском механическом заводе. Будущий писатель хорошо помнит и тропу, по которой еще ребенком с матерью ходил в город и обратно. "Хлеба стояли вровень с моей головой, при каждом порыве ветра колосья щекотали мне шею и ухо", - пишет Евгений Носов в одном из рассказов.
Отец его был мастеровым человеком. Дед кузнечил в свое время. Из семейных традиций пришло к писателю «глубочайшее уважение к труду».
Детство пришлось на голодные и холодные 1930-е годы. Но мальчик был по природе оптимистом и романтиком: играл в игры, которые сам придумывал, увлекался кораблями, зачитывался книгами Майн Рида и Жюля Верна.
Полуголодное детство научило его промышлять рыбной ловлей, охотой, собиранием трав, чтобы продать и заработать на хлеб.
В 1933 году Евгений поступил в среднюю школу города Курска и до войны успел окончить 8 классов. Как только немцы оккупировали город, с матерью и младшей сестрой он перебрался к бабушке в Толмачево.
2.3. Слово учителя о Великой Отечественной войне в судьбе Е.И.Носова.
Евгений Носов закончил восьмой класс и после Курского сражения ушёл на фронт, поступив в артиллерийские войска. Противотанковая артиллерия встречала врага первой. Не однажды смотрел смерти в глаза юный солдат Евгений Носов.Под Кенигсбергом был тяжело ранен.
2.4. Слово учителя о произведениях Е.И.Носова.
Первый рассказ – «Радуга» - Е.Носов опубликовал в Курском областном альманахе для детей, а первую книгу – «На рыбачьей тропе» - в 1958 году, в 1989 году вышла книга для младших школьников «Где просыпается солнце», в 1992 году – книга для старших школьников «Красное вино победы».
Советую прочитать рассказы Е.И.Носова «Трудный хлеб», «Белый гусь», «Кукла». Они не просто нравятся читателям, а трогают и волнуют душу.
- Знакомыми Е.И.Носов был замечен в морозные дни за развешиванием призывов к людям покормить птиц. На могиле так и попросил написать: «Покормите птиц». (Похоронен в Курске в 2002 году.)
-Что добавляют эти воспоминания к характеристике писателя?(Был чутким, внимательным, любил животных и птиц)
3.Анализ рассказа Е.И.Носова «Как патефон петуха от смерти спас».
3.1.Беседа.
- Назовите героев рассказа.
- Какой эпизод рассказа вы считаете самым ярким?
- Где и когда происходит действие рассказа?
3.2.Выразительное чтение учащимися фрагмента рассказа от начала до слов «… и Витька засел дома на целую неделю».
- Найдите в тексте слова и сочетания слов, содержащие описание сильного мороза, неожиданно грянувшего накануне весны. Назовите изобразительные средства, передающие ощущения сильного холода. (Олицетворения, эпитеты. Реплика Кольки ещё более усиливает впечатление: слово «морозище» образовано при помощи суффикса «-ищ-», имеющего увеличительное значение).
3.3.Исследовательская работа с текстом.
- Петуха приносят в дом, чтобы отрубить голову. У мальчика «похолодела спина…». Каково значение данного словосочетания?
- Назовите словосочетания, передающие отношение Витьки к намерению взрослых. Какие чувства испытывает герой?
3.4. Выразительное чтение фрагмента рассказа от слов «Он был такой красивый и смелый…» до слов «… и громко и благополучно завершал всё своё «ку-ка-ре-ку!».
- Почему Витьке жаль петуха? Найдите в тексте слова, содержащие ответ на вопрос.
3.5. Лексическая работа.
- Найдите глаголы, которыми передано поведение петуха. О чём свидетельствует их употребление в описании?
- Как Витька пытается «утешить» петуха? О каком качестве характера героя свидетельствуют эти строчки?
- Какое очень точное слово нашла бабушка, определив чувства Витьки?
- Подберите синонимы и антонимы к слову «жалостливое».
Синонимы – сострадательный, добрый, милосердный.
Антонимы – злой, жестокий, бессердечный.
3.6.Беседа.
- Почему бабушка послушала внука и стала лечить петуха?
- Как бабушка лечила петуха?
- Что заставило петуха издать воинственный крик?
- Какой момент в этом эпизоде показался вам особенно смешным? Что такое юмор? Прочитайте его определение в «Кратком словаре терминов».
3.7. Особенности языка Е.И.Носова.
А.И.Солженицын писал о языке произведений Е.Носова: «И все страницы Носова сочатся полнозвучными русскими словами, а в диалогах – живейший разговорный язык, в нём и характер каждого говорящего, и достоверно скрестившийся момент.
Из его слов: укормистые луга, обрывистоеубережье, корова выладнилась. Бычок взмыкивает, паутинный голос, затайки».
- Найдите в тексте разговорные слова. Для чего их употребляет писатель?
-Какие средства выразительности использовал автор, создавая портрет петуха? Назовите их.
Метафора- «огненное ожерелье».
Метафора- «отливающей бронзой грудью».
Сравнение- «как истинный гвардеец».
III. Подведение итогов урока.
- Чему учит рассказ Е.Носова? (Добру, милосердию, состраданию всему живому).
- Запишите в тетради ответ на вопрос: «Витька – сторонний наблюдатель за участью петуха или заботливый друг, чуткий человек?»
IV. Домашнее задание.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 5 классе по теме: "Е.И.Носов. "Как патефон петуха от смерти спас".»
5 класс
Урок № _____ Дата:
Тема. Е.И.Носов. «Как патефон петуха от смерти спас». Мир глазами ребёнка. Юмористическое и лирическое в рассказе.
Цель:
познакомить ребят с некоторыми фактами биографии Е.И.Носова, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя; выявить художественную идею рассказа «Как патефон петуха от смерти спас»;
формировать умение выделять главное в прослушанном сообщении; развивать навыки работы с учебником, навыки лексической работы;
воспитывать интерес к жизни и творчеству Е.И.Носова; формировать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления лексического значения слова «жалостливый».
Оборудование: мультимедийная презентация.
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1. Сообщение темы урока, постановка целей и задач.
2. Сообщения учителя и подготовленных учащихся об Е.И.Носове по плану.
2.1.Слово учителя.
Евгений Иванович Носов родился в 1925 году в селе Толмачеве под Курском, краю, воспетом автором «Слова о полку Игореве», Тургеневым, Фетом, Никитиным, Кольцовым и Буниным…
Сам характер местности как бы подчёркивает свои особенные преимущества для ратной битвы и крестьянской жатвы – до самого горизонта простираются поля, перебиваемые редкими лиственными лесами, разделёнными тихими водами Дона и Цны, Сейма и Псела…
Кажется, что просторно открытые дали с их тревожной тишиной проникнуты сюжетами произведений Е.Носова – от первой книги «На рыбачьей тропе» до повести «Усвятскиешлемоносцы».
2.2. Сообщение подготовленного ученика о детских года Е.И.Носова.
Село Толмачево, примостившись на берегу одной из проток Сейма, с колоколенкой и парком лип, и сегодня четко просматривается из Курска с невысокого берега Тускари. Там, в доме деда, в многодетной крестьянской семье Евгений Носов провел детские годы. Одно время его отец трудился в Артёмовске на строительстве хлебозавода, но главным образом - слесарем на Курском механическом заводе. Будущий писатель хорошо помнит и тропу, по которой еще ребенком с матерью ходил в город и обратно. "Хлеба стояли вровень с моей головой, при каждом порыве ветра колосья щекотали мне шею и ухо", - пишет Евгений Носов в одном из рассказов.
Отец его был мастеровым человеком. Дед кузнечил в свое время. Из семейных традиций пришло к писателю «глубочайшее уважение к труду».
Детство пришлось на голодные и холодные 1930-е годы. Но мальчик был по природе оптимистом и романтиком: играл в игры, которые сам придумывал, увлекался кораблями, зачитывался книгами Майн Рида и Жюля Верна.
Полуголодное детство научило его промышлять рыбной ловлей, охотой, собиранием трав, чтобы продать и заработать на хлеб.
В 1933 году Евгений поступил в среднюю школу города Курска и до войны успел окончить 8 классов. Как только немцы оккупировали город, с матерью и младшей сестрой он перебрался к бабушке в Толмачево.
2.3. Слово учителя о Великой Отечественной войне в судьбе Е.И.Носова.
Евгений Носов закончил восьмой класс и после Курского сражения ушёл на фронт, поступив в артиллерийские войска. Противотанковая артиллерия встречала врага первой. Не однажды смотрел смерти в глаза юный солдат Евгений Носов.Под Кенигсбергом был тяжело ранен.
2.4. Слово учителя о произведениях Е.И.Носова.
Первый рассказ – «Радуга» - Е.Носов опубликовал в Курском областном альманахе для детей, а первую книгу – «На рыбачьей тропе» - в 1958 году, в 1989 году вышла книга для младших школьников «Где просыпается солнце», в 1992 году – книга для старших школьников «Красное вино победы».
Советую прочитать рассказы Е.И.Носова «Трудный хлеб», «Белый гусь», «Кукла». Они не просто нравятся читателям, а трогают и волнуют душу.
- Знакомыми Е.И.Носов был замечен в морозные дни за развешиванием призывов к людям покормить птиц. На могиле так и попросил написать: «Покормите птиц». (Похоронен в Курске в 2002 году.)
-Что добавляют эти воспоминания к характеристике писателя?(Был чутким, внимательным, любил животных и птиц)
3.Анализ рассказа Е.И.Носова «Как патефон петуха от смерти спас».
3.1.Беседа.
- Назовите героев рассказа.
- Какой эпизод рассказа вы считаете самым ярким?
- Где и когда происходит действие рассказа?
3.2.Выразительное чтение учащимися фрагмента рассказа от начала до слов «… и Витька засел дома на целую неделю».
- Найдите в тексте слова и сочетания слов, содержащие описание сильного мороза, неожиданно грянувшего накануне весны. Назовите изобразительные средства, передающие ощущения сильного холода. (Олицетворения, эпитеты. Реплика Кольки ещё более усиливает впечатление: слово «морозище» образовано при помощи суффикса «-ищ-», имеющего увеличительное значение).
3.3.Исследовательская работа с текстом.
- Петуха приносят в дом, чтобы отрубить голову. У мальчика «похолодела спина…». Каково значение данного словосочетания?
- Назовите словосочетания, передающие отношение Витьки к намерению взрослых. Какие чувства испытывает герой?
3.4. Выразительное чтение фрагмента рассказа от слов «Он был такой красивый и смелый…» до слов «… и громко и благополучно завершал всё своё «ку-ка-ре-ку!».
- Почему Витьке жаль петуха? Найдите в тексте слова, содержащие ответ на вопрос.
3.5. Лексическая работа.
- Найдите глаголы, которыми передано поведение петуха. О чём свидетельствует их употребление в описании?
- Как Витька пытается «утешить» петуха? О каком качестве характера героя свидетельствуют эти строчки?
- Какое очень точное слово нашла бабушка, определив чувства Витьки?
- Подберите синонимы и антонимы к слову «жалостливое».
Синонимы – сострадательный, добрый, милосердный.
Антонимы – злой, жестокий, бессердечный.
3.6.Беседа.
- Почему бабушка послушала внука и стала лечить петуха?
- Как бабушка лечила петуха?
- Что заставило петуха издать воинственный крик?
- Какой момент в этом эпизоде показался вам особенно смешным? Что такое юмор? Прочитайте его определение в «Кратком словаре терминов».
3.7. Особенности языка Е.И.Носова.
А.И.Солженицын писал о языке произведений Е.Носова: «И все страницы Носова сочатся полнозвучными русскими словами, а в диалогах – живейший разговорный язык, в нём и характер каждого говорящего, и достоверно скрестившийся момент.
Из его слов: укормистые луга, обрывистоеубережье, корова выладнилась. Бычок взмыкивает, паутинный голос, затайки».
- Найдите в тексте разговорные слова. Для чего их употребляет писатель?
-Какие средства выразительности использовал автор, создавая портрет петуха? Назовите их.
Метафора- «огненное ожерелье».
Метафора- «отливающей бронзой грудью».
Сравнение- «как истинный гвардеец».
III. Подведение итогов урока.
- Чему учит рассказ Е.Носова? (Добру, милосердию, состраданию всему живому).
- Запишите в тетради ответ на вопрос: «Витька – сторонний наблюдатель за участью петуха или заботливый друг, чуткий человек?»
IV. Домашнее задание.
1.Подобрать пословицы и поговорки народов мира о любви к Родине, о бережном отношении к природе.
2.Инд.задания:
- подготовить сообщение о В.Ф.Бокове, выразительно прочесть наизусть его стихотворение «Поклон»;
- подготовить сообщение о Н.М.Рубцове, выразительно прочесть наизусть его стихотворение «В осеннем лесу»;
- подготовить сообщение о Р.Г.Гамзатове, выразительно прочесть наизусть его стихотворение «Песня соловья».
4