Положительные и отрицательные герои в пьесе-сказке С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев»
Цель: формировать духовные ценности обучающихся на примере сказки С. Я. Маршака «12 месяцев».
Задачи урока:
образовательные:
расширить представление о драме как роде литературы;
обучать текстуальному анализу драматического произведения;
обобщить, систематизировать знания учащихся о положительных и отрицательных героях
пополнять словарный запас обучающихся;
отрабатывать навыки выразительного чтения по ролям;
развивающие:
учить анализировать, систематизировать, обобщать и делать выводы;
развивать связную речь обучающихся;
воспитательные:
расширять круг нравственных представлений школьников на основе сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев»;
воспитывать искренность, доброту, вежливость, трудолюбие, готовность прийти на помощь, уважительное отношение к старшему поколению, чувство ответственности за свои поступки.
…Если ты только захочешь,
если ты будешь хорошим, чистым и честным,
то зацветут для тебя подснежники и в январе…
М. Алигер
I. Начало урока.
Организационный момент
Книжек первые страницы
Нас встречают с первых лет
И несут нас, точно птицы
Облетая целый свет…
Книгу любят и хранят
Пусть же крепнет с каждым годом
Дружба книги и ребят.
-Почему книгу «любят и хранят»? (Книга погружает читателя в увлекательный мир, заставляет думать, сопереживать героям, поступки героев подсказывают читателю, как жить).
- В книгах, как и в жизни, мы встречаемся с разными персонажами, «хорошими» и «плохими». Прочитав художественное произведение, посмотрев фильм, мы примерно так же оцениваем героев, деля их, как правило, на два разряда – положительные и отрицательные.
-Ребята, как вы думаете, а в реальной жизни можно делить людей на положительных и отрицательных? (Нет, в каждом человеке уживаются и те, и другие качества.)
*Перед вами таблица. (Раздать каждому готовую таблицу.)
Впишите в неё свои положительные и отрицательные качества (только честно!) Сдавать таблицы не будем, поэтому подписывать работу не нужно.
Примерный результат ( по 10 качеств)
добрый скромный самоотверженный умеющий любить способный сострадать бескорыстный ответственный с чувством долга порядочный чистый душой | злой эгоистичный завистливый коварный жадный самолюбивый трусливый хитрый корыстный жестокий не уважающий других |
После индивидуальной работы (по желанию) дети называют вслух качества из таблицы. После этого демонстрируется слайд с заранее заполненной учителем таблицей.
ІІ. Основная часть.
Постановка цели и задач.
-К сегодняшнему уроку вы получили задание - прочитать отрывок из пьесы-сказки С. Я. Маршака «12 месяцев». Помогите мне сформулировать цель сегодняшнего урока, используя данные таблицы.
(Учиться различать добро и зло, положительных и отрицательных героев сказки по их качествам)
Актуализация знаний обучающихся о драматическом произведении.
-Перед вами на партах два варианта произведения С.Я Маршака с одинаковым названием «Двенадцать месяцев».
Первая – эпическая сказка . (ксерокопии)
Вторая – драматическая сказка. (отрывок из которой дан в учебнике)
Прочитаем оба варианта
Эпическая сказка | Драматическая сказка |
Была зима. Шел январь месяц. Снегу намело столько, что от дверей его приходилось отгребать лопатами, а в лесу на горе деревья стояли по пояс в сугробах и даже качаться не могли, когда на них налетал в Люди сидели в домах и топили печки. В такую-то пору, под вечер, злая мачеха приоткрыла дверь, поглядела, как метет вьюга, а потом вернулась к теплой печке и сказала падчерице: - Сходила бы ты в лес да набрала там подснежников. Завтра сестрица твоя именинница. Посмотрела на мачеху девочка: шутит она или вправду посылает ее в лес? Страшно теперь в лесу! Да и какие среди зимы подснежники? Раньше марта месяца они и не появятся на свет, сколько их ни ищи. Только пропадешь в лесу, увязнешь в сугробах. А сестра говорит ей: - Если и пропадешь, так плакать о тебе никто не станет! Ступай да без цветов не возвращайся. Вот тебе корзинка. Заплакала девочка, закуталась в рваный платок и вышла из дверей. | Дочка. Ну, что там разговаривать! Вот тебе корзинка. Падчерица (смотрит в окно). Темнеет уж... Старуха. А ты бы еще дольше за хворостом ходила - так и совсем бы темно стало. Падчерица. Может, завтра с утра пойти? Я пораньше встану, чуть рассветет. Дочка. Тоже придумала - с утра! А если ты до вечера цветов не найдешь? Так и станут нас с тобой во дворце дожидаться. Ведь цветы-то к празднику нужны. Падчерица. Никогда не слыхала, чтобы зимой цветы в лесу росли... Да разве разглядишь что в такую темень? Дочка (жуя пирожок). А ты пониже наклоняйся да получше гляди. Падчерица. Не пойду я! Дочка. Как это - не пойдешь? Падчерица. Неужели вам меня совсем-совсем не жалко? Не вернуться мне из лесу. Дочка. А что же - мне вместо тебя в лес идти? Падчерица (опустив голову). Да ведь не мне золото нужно. Старуха. Понятно, тебе ничего не нужно. У тебя все есть, а чего нет, то у мачехи да у сестры найдется! Дочка. Она у нас богатая, от целой корзины золота отказывается. Ну, пойдешь или не пойдешь? Отвечай прямо - не пойдешь? Где моя шубейка? (Со слезами в голосе). Пусть она здесь у печки греется, пироги ест, а я до полуночи по лесу ходить буду, в сугробах вязнуть... (Срывает с крючка шубку и бежит к дверям.) Старуха (хватает ее за полу). Ты куда? Кто тебе позволил? Садись на место, глупая! (Падчерице.) А ты - платок на голову, корзину в руки и ступай. Да смотри у меня: если узнаю, что ты у соседей где-нибудь просидела, в дом не пущу, - замерзай на дворе! Дочка. Иди и без подснежников не возвращайся! |
-Как вы думаете, какая перед нами стоит задача?
(Сравнить произведения, на основании сравнения вывести понятие драма)
-Скажите, какой текст легче пересказать, а какой труднее? (легче пересказать текст эпической сказки , труднее - драматической)
- Почему? (Потому что сказка написана по ролям, т.е. для исполнения не одним человеком)
- А для чего она написана? (Для постановки на сцене)
- Т.е., где же мы смогли бы, кроме книги, увидеть эту пьесу? (В театре)
- Итак, сформулируйте, что такое драма.
Драма – это произведение художественной литературы, написанное для постановки на сцене.
А сейчас проверим, помните ли вы литературные понятия, характеризующие драматические произведения:
Реплика - речь одного персонажа
Ремарка – пояснительный авторский текст в скобках
Действие (акт)- фрагмент пьесы без смены декораций
Явление (сцена) – фрагмент пьесы без смены персонажей
Афиша-список действующих лиц
-Рассмотрим афишу пьесы.
Все ли слова вам понятны? Проверим домашнее задание, где вы должны были самостоятельно найти значения трудных слов.
(На слайдах появляются слова)
Канцлер - здесь: человек, занимающий высокую государственную должность.
Глашатай – человек, объявляющий народу королевские приказы.
Астролог- гадатель по звёздам, предсказатель судьбы.
Мантия- накидка или длинная одежда, надеваемая поверх платья.
Рескрипт- здесь: распоряжение
Резолюция- решение, постановление
Ходатайство- просьба.
Масленичные балаганы- постройки для театральных представлений во время Масленицы, праздника проводов зимы.
Фанфара- медная труба, на которой исполняется торжественная музыка.
Квашня- деревянная кадка для теста.
-В учебнике дан лишь фрагмент пьесы. Надеюсь, что вы заинтересуетесь и прочитаете эту сказку полностью.
*Звучит фонограмма вьюги.
-Что за звуки вы слышите?
-Ой, ребята, как холодно! Давайте погреемся, чтобы не замёрзнуть!
*Физминутка
Солнце землю греет слабо.
(Руки вверх, вниз.)
По ночам трещит мороз,
(Руки на пояс, наклоны в стороны.
Во дворе у снежной бабы
(Руки на пояс, поворот вокруг себя.)
Побелел морковный нос.
(Дети показывают нос.)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда,
(Прыжки на месте.
Вьюга злится,
Снег кружится,
(Дети кружатся.)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром.
(Имитируют движения руками.)
-Согрелись? А сейчас приглашаю вас на урок к самой королеве. Открываем учебник на странице 92.
-Кто хочет перевоплотиться в сказочных персонажей?
Канцлер
Королева
Профессор
— Что надо сделать, чтобы выразительно прочитать реплики «своего» героя?
(Надо представить характер этого героя, мысленно увидеть поступки, которые он совершает, передать мысли и настроения действующего лица.)
*Чтение фрагмента пьесы по ролям.
-Перед вами заполненная вами таблица с положительными и отрицательными качествами персонажей. Наша задача – распределить героев пьесы на положительных и отрицательных.
-А скажите, что необходимо знать, чтобы составить мнение о человеке?
(Нужно знать, какой он, как он воспитывался, какие поступки он совершает, нужно выяснить качества его личности)
Анализ сцены «Королевский урок»
1. Как вы расцениваете отношение королевы к профессору? Можно ли так относиться к людям?
2. Чем можно объяснить капризы и нелепые поступки королевы?
(Королева — это человек, от которого зависит жизнь государства. Но она не понимает своей ответственности, важности каждого решения и вопросы человеческой жизни решает с помощью подсчета слогов в слове. Она не хочет учиться и собирается переделать законы природы. Королева не знает, что такое благодарность, думает, что все можно купить)
Рядом лишь Учитель, который хотел объяснить ей, что в мире есть не только королевская воля, но и объективные законы)
-В какой столбец таблицы мы поместим королеву? (Отрицательный персонаж)
-Покажите ручки 3-х цветов: красного, чёрного, зелёного. С каким цветом ассоциируется у вас королева? Почему? Этим цветом мы впишем данного персонажа в таблицу. Галочками этого же цвета отметим в списке те качества, которые свойственны королеве. (Фронтальная работа)
-Какой урок вы извлекли для себя? (Надо уважать старших, не все зависит от желаний, а ещё и от возможностей; необходимо учиться, чтобы знать много).
-Какими ещё отрицательными персонажами мы пополним список в таблице? (Мачеха и дочка)
-Почему? ( Мачеха и Дочка не любят Падчерицу, они завидуют ее красоте, доброте, заставляют ее делать черную работу, желают ей смерти. Вдвоем они посылают Падчерицу в лес сначала за хворостом, потом за подснежниками. Мачеха и Дочка не хотят работать, но хотят получить золото за подснежники).
-В какой столбец таблицы мы поместим мачеху и дочку? (Отрицательный персонаж)
-Покажите ручки 3-х цветов: красного, чёрного, зелёного. С каким цветом ассоциируется у вас мачеха, дочка? Почему? Этим цветом мы впишем данного персонажа в таблицу. Галочками этого же цвета отметим в списке те качества, которые свойственны мачехе и дочке. (Работа в парах)
*Включить фоновую музыку из цикла «Времена года»
Просмотр эпизода мультфильма «Прихоть мачехи» (Резерв)
-Что мы узнаём о Падчерице в этой сцене?
(живёт с мачехой и её дочкой, во всём им подчиняясь…)
-Как вы можете её охарактеризовать? Какая она?
-В какой столбец поместим? Вычеркните из списка те качества, которые, как вам кажется, не соответствуют падчерице.
(Падчерица воплощает в себе лучшие человеческие качества. Она добрая, работящая, красивая, заботливая, честная, воспитанная, она признательна людям за доброту. Падчерица вежлива и верна своему слову).
III. Итог урока.
-Итак , какими же качествами должен обладать положительный герой? (Читают по таблице)
-… отрицательный герой? (…)
-Вспомним пословицу : «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».
-Как вы понимаете её смысл? (Сказка не только развлекает, но и учит)
- Чему же учит нас Маршак в своей пьесе?
(Маршак учит нас добру и состраданию, но делает это не в форме занудных поучений, а в форме сказки, которая доходит до самого сердца. Мы осуждаем жадную Мачеху с Дочкой, своенравную Королеву, сочувствуем Падчерице и Учителю Королевы. Мы смеемся над жадностью, глупостью и ложью и верим в добро и справедливость. Пьеса С. Я. Маршака «Двенадцать Месяцев» рассказывает о том, что добро всегда побеждает зло, что силы природы помогают только добрым и трудолюбивым людям.)
Вывод
-Вернемся к эпиграфу:
…Если ты только захочешь,
если ты будешь хорошим, чистым и честным,
то зацветут для тебя подснежники и в январе…
М. Алигер
-Как вы поняли его смысл? ( Нет идеально хороших людей, как нет и безнадёжно плохих. Какими мы будем, зависит от нас самих. Если хотите, чтобы подснежники цвели для вас и в январе, то развивайте в себе те положительные качества, о которых мы говорили сегодня на уроке и, и стремитесь к искоренению зла в себе или хотя бы к тому, чтобы ваши недостатки не мешали бы жить ни вам, ни окружающим вас людям.)
Домашнее задание: общее
1.Вопросы с. 107 №2, №6
2. Мини-сочинение на тему: «Кем бы могли быть герои сказки «12 месяцев» в наши дни»?