СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 7 классе "М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки для детей изрядного возраста"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока литературы в 7 классе "М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки для детей изрядного возраста"

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 7 классе "М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки для детей изрядного возраста"»

Урок литературы в 7 классе по «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М. Е. Салтыкова-Щедрина

Тема: «Сказки для детей изрядного возраста». Путешествие по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил»


1

Автор методической разработки

Котлова Ира Николаевна

2

должность

учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ с. Мизино-Лапшиновка» Татищевского района Саратовской области

3

предмет

литература

4

класс

7

5

тема и номер урока в теме

«Сказки для детей изрядного возраста». Путешествие по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил»;

2 урок


6

базовый учебник

 «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. -  М.: «Просвещение», 2015г.).








Цели урока:

Содержательные:

совершенствовать навыки анализа литературного произведения, дать характеристику героям сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

показать особенности жанра сказки в творчестве писателя, сравнить произведение М. Е. Салтыкова-Щедрина с народными сказками;

Деятельностные:

формировать творческие способности при написании мини-сочинения в жанре художественной публицистики (репортаж, интервью, выступление, статья);

доказать, что сказки писателя актуальны, вызывают до сих пор интерес;

Планируемые результаты обучения:

1)предметные:

- совершенствовать навыки анализа литературного произведения, дать характеристику героям сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

- показать особенности жанра сказки в творчестве писателя, сравнить произведение М. Е. Салтыкова-Щедрина с народными сказками;

- повторить литературоведческие термины: юмор, сатира, аллегория, эзопов язык, ирония, иносказание, гипербола, гротеск, фантастика;

- выявить сатирические приёмы в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»;


2) метапредметные:

познавательные:

- ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- извлекать необходимую информацию из прочитанного и прослушанного текста;

- уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

регулятивные:

- вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи и ранее поставленной целью;

коммуникативные:

- владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами  русского литературного языка,

- уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

- уметь строить взаимодействие и продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

личностные:

- распознавать истинные и ложные ценности; воспитывать самостоятельность как качество, необходимое каждому современному человеку.

Тип урока - урок рефлексии (закрепления знаний учащихся)

Оборудование:

Тексты сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина, задания по группам, тесты, портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина (И.Н.Крамского 1887г.), презентация ИКТ.

Технологическая карта урока


Этап урока

Название

используемых ЭОР


Деятельность учителя


Деятельность ученика

Время

(в ин.)


1

Организационный этап.

ЭОР №1


Обеспечивает благоприятный настрой.

Настраиваются на работу.

1 мин

2

Актуализация опорных знаний.

Мелодия из заставки к передаче «В гостях у сказки»



ЭОР №2


- Вы узнали эту мелодию?

- О чём пойдёт речь на уроке?



-что такое сказка?





-Вспомните, какие бывают сказки?

-Как вы думаете, почему писатели обращались к жанру сказки?







отвечают на вопрос

-О сказках.

Ска́зка — один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера.

-По происхождению: народные и авторские, строятся на аллегории.

Возможность в иносказательной форме показать жизнь такой, какая она есть на самом деле, попытаться изменить жизнь; научиться выходить из трудных жизненных ситуаций.

3мин

3

Этап актуализации и пробного учебного действия.

Введение в тему.


ЭОР №3








ЭОР №4









ЭОР №5


1. -На прошлом уроке мы познакомились с текстом сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»;

2. Слово учителя. Всем известны пушкинские слова «Сказка- ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

-Как вы понимаете эти слова?

Смех-основное оружие сатиры. Этим оружием боролись с социальными и нравственными пороками общества Фонвизин, Крылов, Гоголь, а Щедрин развивал их традиции.

Салтыков-Щедрин - великий сатирик 19 века. Он написал много произведений, но идейные и художественные особенности сатиры наиболее ярко проявились в жанре сказки. Если бы кроме сказок писателя ничего не написал, то они дали бы ему право на бессмертие.

Какая была обстановка в стране в эти годы? Это отмена крепостного права.

80-е годы - это разгул реакции, цензурные гонения, закрыты «Отечественные записки». У писателя по его словам, «отняли, скомкали и запечатали душу».









отвечают на вопрос.

- сказки имеют поучительный смысл.




3 мин

4

Реализация индивидуального задания к уроку (выступление ученика, представляющего мини-проект).

ЭОР №6


О том, кому предназначались сказки писателя, расскажет автор мини-проекта «Сказки для детей изрядного возраста» Котлова Дарья.


Автор представляет мини-проект и отвечает на вопросы учащихся.




4-5 мин

5

Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений.



Анализ сказки (отработка умений анализа произведения)

ЭОР №7

Сегодня мы с вами совершим путешествие по сказке С-Щ «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и определим: сказка это или повесть?

-докажите, что это произведение является сказкой.



запишите определение слова «повесть» - посмотрите на слайд. В.Г. Белинский дает определение повести: «форма повести может вместить в себя все, что хотите – и легкий очерк нравов, и колкую сатирическую насмешку над человеком и обществом, и глубокое таинство души»

  • По́весть — прозаический жанр, занимающий по объёму текста промежуточное место между романом и рассказом, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни.

  •  Повестью называется небольшое повествовательное произведение с несложным сюжетом.

  • - перечитайте название: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Что содержится в названии? Намек на что?



Ответ уч-ся (есть вымысел, зачин, концовка, сказочные выражения)-традиционное для сказки начало («Жили-были..., попали на необитаемый остров «по щучьему велению» и т.д.). Гипербола - «Мужчина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить».

записывают определение слова «повесть»;









приводят доказательства «несказочных» элементов произведения: упоминание о чинах генералов, название газеты, название улицы, употребление слов «департамент», «пенсион», «каллиграфия» и др.

работают с текстом произведения

6-7мин

6

Разминка

















ЭОР № 8

Предлагаю вам шутливую, но очень полезную разминку: называю качества, с помощью которых человек сможет выжить на необитаемом острове и качества, обладая которыми, человек пропадёт. Если я называю положительные качества, вы встаёте; отрицательные - топаете ногами.

Приспособленность к жизни, лень, трудолюбие,

ловкость, неприспособленность к жизни, глупость, находчивость, невежественность, тунеядство, справедливость, жадность, беспомощность, талант.



Как вы понимаете значение слова «тунеядство»?

(Человек, неработающий и живущий за счёт других).









участвуют в разминке.









отвечают на вопрос;

записывают определение в тетрадь.


2-3мин

7

Этап обобщения затруднений во внешней речи. (анализ образов сказки). Интервью

ЭОР №9







































ЭОР №8





ЭОР №9







ЭОР №10


Чтобы продолжить анализ сказки, понять, над чем смеётся автор, перейдём к следующему этапу нашего урока, необычному и интересному: интервью с героями произведения. Дома вы подготовили вопросы для интервью (Эта группа будет журналистами).

-Кто хочет быть генералами и трудолюбивым мужиком?




При наличии времени группа экспертов определяет самый интересный вопрос и ответ.


Группа учащихся задаёт заготовленные вопросы; группа «Героев произведения» отвечает на них.

Примерные вопросы и ответы:

1. Каким образом генералы оказались на необитаемом острове?

( «По щучьему веленью».)

2. Какой предмет преподавал один из генералов в школе военных кантонистов?

( Каллиграфию.)

3. «— Теперь я бы, кажется, свой собственный... съел! сказал один генерал. — Хороши тоже... бывают, когда долго ношены! — вздохнул другой генерал». Что же намеревались употребить в пищу изголодавшиеся щедринские генералы?

( Сапог и перчатки.)

4. «Они начали медленно подползать друг к другу и в ОДНО мгновение ока остервенились... генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища... и немедленно проглотил». О каком предмете идет речь?( Об ордене.)

5. В номере «Московских ведомостей», найденном на острове, генералы вычитали неповторимый рецепт приготовления ухи. В чем суть рецепта?

( «взяв живого налима, предварительно его высечь...»)

6. какую газету читают генералы? («Московские ведомости»)7. Как генералы отблагодарили мужика?



-Т.к. были легкомысленные

- Автор иронизирует





Беспомощны, не знают сторон света, не могут добыть себе пищу

- гипербола (записывают)



- сцена остервенения генералов





Записывают.









- «Московские ведомости»

15-17 мин

7

Этап рефлексии учебной деятельности.

Поведение итогов. Выставление оценок.

ЭОР №10-11

Что хотел сказать своей сказкой Салтыков-Щедрин? какое авторское чувство звучит в ней?

- в чем видит назначение своего творчества, служения?

- а мог он прямо сказать правду? В какое время он жил?

Некрасов писал: «я лиру посвятил народу своему». С уверенностью можно сказать, что писатель любил народ и страдал, когда видел беззакония по отношению к народу.

Как это произведение может помочь вам в жизни?

- боль за мужика, за Россию



- говорить правду.



- ответы уч-ся об эпохе





- ответы уч-ся об умении прокормить себя в трудных жизненных ситуациях, о том. что необходимо быть активным, ловким, трудолюбивым и т.д.

4мин

8

Этап включения в систему знаний и повторения.

Подача домашнего задания

ЭОР №12

Как вы думаете, что случилось бы с генералами, если бы они не нашли мужика? С-Щ тоже подумал об этом и написал сказку «Дикий помещик», которую вы прочитаете дома.

Творческая работа «Над чем смеётся в своих сказках М.Е. Салтыков-Щедрин?»(6-8 предложений)

Записывают задания домашней работы, задают вопросы

2 мин



3