совершенствовать навыки анализа литературного произведения, дать характеристику героям сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
показать особенности жанра сказки в творчестве писателя, сравнить произведение М. Е. Салтыкова-Щедрина с народными сказками;
формировать творческие способности при написании мини-сочинения в жанре художественной публицистики (репортаж, интервью, выступление, статья);
- совершенствовать навыки анализа литературного произведения, дать характеристику героям сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
- показать особенности жанра сказки в творчестве писателя, сравнить произведение М. Е. Салтыкова-Щедрина с народными сказками;
- повторить литературоведческие термины: юмор, сатира, аллегория, эзопов язык, ирония, иносказание, гипербола, гротеск, фантастика;
- выявить сатирические приёмы в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»;
- уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи и ранее поставленной целью;
- владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами русского литературного языка,
- уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- уметь строить взаимодействие и продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- распознавать истинные и ложные ценности; воспитывать самостоятельность как качество, необходимое каждому современному человеку.
Тексты сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина, задания по группам, тесты, портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина (И.Н.Крамского 1887г.), презентация ИКТ.
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время (в ин.) |
1 | Организационный этап. | ЭОР №1 | Обеспечивает благоприятный настрой. | Настраиваются на работу. | 1 мин |
2 | Актуализация опорных знаний. | Мелодия из заставки к передаче «В гостях у сказки»
ЭОР №2 | - Вы узнали эту мелодию? - О чём пойдёт речь на уроке?
-что такое сказка?
-Вспомните, какие бывают сказки? -Как вы думаете, почему писатели обращались к жанру сказки?
| отвечают на вопрос -О сказках. Ска́зка — один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера. -По происхождению: народные и авторские, строятся на аллегории. Возможность в иносказательной форме показать жизнь такой, какая она есть на самом деле, попытаться изменить жизнь; научиться выходить из трудных жизненных ситуаций. | 3мин |
3 | Этап актуализации и пробного учебного действия. Введение в тему. | ЭОР №3
ЭОР №4
ЭОР №5 | 1. -На прошлом уроке мы познакомились с текстом сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»; 2. Слово учителя. Всем известны пушкинские слова «Сказка- ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». -Как вы понимаете эти слова? Смех-основное оружие сатиры. Этим оружием боролись с социальными и нравственными пороками общества Фонвизин, Крылов, Гоголь, а Щедрин развивал их традиции. Салтыков-Щедрин - великий сатирик 19 века. Он написал много произведений, но идейные и художественные особенности сатиры наиболее ярко проявились в жанре сказки. Если бы кроме сказок писателя ничего не написал, то они дали бы ему право на бессмертие. Какая была обстановка в стране в эти годы? Это отмена крепостного права. 80-е годы - это разгул реакции, цензурные гонения, закрыты «Отечественные записки». У писателя по его словам, «отняли, скомкали и запечатали душу». |
отвечают на вопрос. - сказки имеют поучительный смысл.
| 3 мин |
4 | Реализация индивидуального задания к уроку (выступление ученика, представляющего мини-проект). | ЭОР №6 | О том, кому предназначались сказки писателя, расскажет автор мини-проекта «Сказки для детей изрядного возраста» Котлова Дарья. | Автор представляет мини-проект и отвечает на вопросы учащихся.
| 4-5 мин |
5 | Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений.
Анализ сказки (отработка умений анализа произведения) | ЭОР №7 | Сегодня мы с вами совершим путешествие по сказке С-Щ «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и определим: сказка это или повесть? -докажите, что это произведение является сказкой.
запишите определение слова «повесть» - посмотрите на слайд. В.Г. Белинский дает определение повести: «форма повести может вместить в себя все, что хотите – и легкий очерк нравов, и колкую сатирическую насмешку над человеком и обществом, и глубокое таинство души» По́весть — прозаический жанр, занимающий по объёму текста промежуточное место между романом и рассказом, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. Повестью называется небольшое повествовательное произведение с несложным сюжетом. - перечитайте название: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Что содержится в названии? Намек на что? | Ответ уч-ся (есть вымысел, зачин, концовка, сказочные выражения)-традиционное для сказки начало («Жили-были..., попали на необитаемый остров «по щучьему велению» и т.д.). Гипербола - «Мужчина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить». записывают определение слова «повесть»;
приводят доказательства «несказочных» элементов произведения: упоминание о чинах генералов, название газеты, название улицы, употребление слов «департамент», «пенсион», «каллиграфия» и др. работают с текстом произведения | 6-7мин |
6 | Разминка |
ЭОР № 8 | Предлагаю вам шутливую, но очень полезную разминку: называю качества, с помощью которых человек сможет выжить на необитаемом острове и качества, обладая которыми, человек пропадёт. Если я называю положительные качества, вы встаёте; отрицательные - топаете ногами. Приспособленность к жизни, лень, трудолюбие, ловкость, неприспособленность к жизни, глупость, находчивость, невежественность, тунеядство, справедливость, жадность, беспомощность, талант.
Как вы понимаете значение слова «тунеядство»? (Человек, неработающий и живущий за счёт других). |
участвуют в разминке.
отвечают на вопрос; записывают определение в тетрадь. | 2-3мин |
7 | Этап обобщения затруднений во внешней речи. (анализ образов сказки). Интервью | ЭОР №9
ЭОР №8
ЭОР №9
ЭОР №10 | Чтобы продолжить анализ сказки, понять, над чем смеётся автор, перейдём к следующему этапу нашего урока, необычному и интересному: интервью с героями произведения. Дома вы подготовили вопросы для интервью (Эта группа будет журналистами). -Кто хочет быть генералами и трудолюбивым мужиком?
При наличии времени группа экспертов определяет самый интересный вопрос и ответ. | Группа учащихся задаёт заготовленные вопросы; группа «Героев произведения» отвечает на них. Примерные вопросы и ответы: 1. Каким образом генералы оказались на необитаемом острове? ( «По щучьему веленью».) 2. Какой предмет преподавал один из генералов в школе военных кантонистов? ( Каллиграфию.) 3. «— Теперь я бы, кажется, свой собственный... съел! сказал один генерал. — Хороши тоже... бывают, когда долго ношены! — вздохнул другой генерал». Что же намеревались употребить в пищу изголодавшиеся щедринские генералы? ( Сапог и перчатки.) 4. «Они начали медленно подползать друг к другу и в ОДНО мгновение ока остервенились... генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища... и немедленно проглотил». О каком предмете идет речь?( Об ордене.) 5. В номере «Московских ведомостей», найденном на острове, генералы вычитали неповторимый рецепт приготовления ухи. В чем суть рецепта? ( «взяв живого налима, предварительно его высечь...») 6. какую газету читают генералы? («Московские ведомости»)7. Как генералы отблагодарили мужика?
-Т.к. были легкомысленные - Автор иронизирует
Беспомощны, не знают сторон света, не могут добыть себе пищу - гипербола (записывают)
- сцена остервенения генералов
Записывают.
- «Московские ведомости» | 15-17 мин |
7 | Этап рефлексии учебной деятельности. Поведение итогов. Выставление оценок. | ЭОР №10-11 | Что хотел сказать своей сказкой Салтыков-Щедрин? какое авторское чувство звучит в ней? - в чем видит назначение своего творчества, служения? - а мог он прямо сказать правду? В какое время он жил? Некрасов писал: «я лиру посвятил народу своему». С уверенностью можно сказать, что писатель любил народ и страдал, когда видел беззакония по отношению к народу. Как это произведение может помочь вам в жизни? | - боль за мужика, за Россию
- говорить правду.
- ответы уч-ся об эпохе
- ответы уч-ся об умении прокормить себя в трудных жизненных ситуациях, о том. что необходимо быть активным, ловким, трудолюбивым и т.д. | 4мин |
8 | Этап включения в систему знаний и повторения. Подача домашнего задания | ЭОР №12 | Как вы думаете, что случилось бы с генералами, если бы они не нашли мужика? С-Щ тоже подумал об этом и написал сказку «Дикий помещик», которую вы прочитаете дома. Творческая работа «Над чем смеётся в своих сказках М.Е. Салтыков-Щедрин?»(6-8 предложений) | Записывают задания домашней работы, задают вопросы | 2 мин |