СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 9 классе на тему "Анализ повести "Максим Максимыч". Печорин глазами странствующего офицера"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" ставит своей целью усвоение содержания повести «Максим Максимыч» и определение её места в раскрытии образа главного героя. В урок включена работа с литературоведческими терминами, иллюстрациями к повести, викторина по содержанию. Оценочная карта урока поможет учителю оценить каждого обучающегося.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 9 классе на тему "Анализ повести "Максим Максимыч". Печорин глазами странствующего офицера"»

Урок литературы в 9 классе

по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

Тема: «Анализ повести «Максим Максимыч». Печорин глазами странствующего офицера».

Цель: усвоение содержания повести «Максим Максимыч» и её места в раскрытии образа главного героя.

Задачи: - работа с литературоведческими терминами,

- совершенствование навыков анализа художественного текста.

Оборудование: - текст романа,

- иллюстрации к произведению – портрет Печорина, Максима Максимыча,

- оценочная карта урока для каждого учащегося


Оценочная карта урока

Фамилия, имя учащегося __________________________________________________________


Вид работы

Самооценка

Оценка группы

Оценка учителя

Итоговая оценка

1. Литературоведческий диктант


-



2. Викторина «Внимательный читатель»


-



3. Участие в беседе по содержанию повести


-



4. Активность и заинтересованность в течение всего урока


-




Ход урока

– Итак, мы продолжаем работу над романом М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

Анализ художественного текста – серьёзная и сложная работа, выполняя которую вы должны уметь оперировать специальными терминами, поэтому урок мы начнём с литературоведческого диктанта.

  1. Литературоведческий диктант: учитель читает определение - учащиеся записывают название термина (у боковой доски могут работать 1-2 учащихся, чтобы по их записям легче было провести проверку работы).

  1. Строение литературного произведения (композиция).

  2. Цепь событий в их хронологической последовательности (фабула).

  3. Цепь событий литературного произведения в той последовательности, в которой их расположил автор (сюжет).

  4. Композиционный приём, когда в повествование основного рассказчика включается история, рассказанная одним из героев («рассказ в рассказе» или рамочная композиция).

  5. Изображение в художественном произведении картин природы (пейзаж).

  6. Изображение внешности героя литературного произведения как способ его характеристики (портрет).

  1. Проверка работы, выставление оценок в оценочную карту урока (самооценка); оценивание учащихся, работающих у доски (при необходимости учитель может попросить дать более детальные пояснения к терминам, привести примеры из изученных произведений).

  2. Проверка домашнего задания – викторина «Внимательный читатель» по повести «Максим Максимыч» (за каждый правильный ответ учащийся получает один балл; тот, кто набирает 5 баллов, получает «5» в журнал):

  1. Кто из героев повести «имел глубокие сведения в поваренном искусстве» (М.М.).

  2. У кого была «маленькая аристократическая рука» и худые бледные пальцы (Печорин).

  3. Какого цвета были волосы Печорина (белокурые, вьющиеся от природы), а усы и брови (чёрные). Признаком чего является такое сочетание? – «признак породы в человеке».

  4. Что, по мнению повествователя, является «верным признаком некоторой скрытности характера» (если при ходьбе человек не размахивает руками).

  5. Какую странность заметил повествователь в облике Печорина (его глаза не смеялись, когда он смеялся).

  6. Куда направлялся главный герой? – « в Персию – и дальше…»

  7. Сколько тетрадей составляли бумаги Печорина? – 10.

  8. Кто о ком говорит: «Он ветреный человек, на которого нельзя надеяться ...» ? – М.М. о Печорине.

  9. Кто это: «…человек с большими усами, в венгерке, довольно хорошо одетый…, он с ухарской замашкой вытряхивал золу из трубки и покрикивал на ямщика» - лакей Печорина.

  10. Какой французский писатель упоминается странствующим офицером при описании Печорина? – Оноре де Бальзак.

  1. Выставление оценок в оценочную карту урока (самооценка).

  2. Краткий пересказ сюжета повести.

  3. Беседа по содержанию:

- От лица кого ведётся повествование в повести?

- Что мы уже знаем об офицере-повествователе?

- Каким видит Печорина рассказчик? Какое средство создания художественного образа здесь использовано? – портрет.

- Какое определение вы могли бы подобрать в данном контексте к слову «портрет»? Это простой портрет? А какой? – психологический – он позволяет автору не только описать внешность героя, но и раскрыть его характер, внутренний мир и душевные переживания.

*работа с текстом – психологический портрет Печорина

- Стал ли герой понятнее? – нет!

*Печорин и Максим Максимыч

- Как вы думаете, почему Печорин так холоден с Максимом Максимычем?

- Можно ли говорить о высокомерии героя? – анализ диалога персонажей.

- Понимает ли штабс-капитан Печорина? Оправдана ли его обида?

*Печорин и Максим Максимыч – люди разных сословий, они не могут понять друг друга, они слишком разные, чтобы быть друзьями. Переживания Печорина, его восприятие жизни намного сложнее, глубже, чем у Максима Максимыча, который относится ко всему по-простому, не пытаясь вникнуть в суть явлений и событий.

  1. Подведение итогов урока.

- Разгадан ли герой? – Нет, его тайна остаётся неразгаданной, возникают лишь новые вопросы: откуда такое равнодушие ко всему и ко всем, откуда скука, преждевременная душевная усталость и, как следствие, глубокое разочарование в жизни? Что это – временное и потому преходящее состояние духа или неизлечимый нравственный недуг, от которого нет спасения?

- На эти и другие вопросы мы находим ответы во 2-ой части романа, написанной в форме дневника Печорина, где он «беспощадно выставляет наружу собственные слабости и пороки».

  1. Домашнее задание.

- прочитать Предисловие к «Журналу Печорина» и повесть «Тамань»;

- вспомнить признаки романтизма как литературного направления и найти их в повести;

- составить простой план повести «Тамань».





Сосоян М.Р. Иллюстрация к роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

Повесть «Максим Максимыч», 1972 г.




Геннадий Новожилов. Иллюстрации к роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

Повесть «Максим Максимыч».



Геннадий Новожилов. Иллюстрации к роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

Повесть «Максим Максимыч».