Урок литературы в 9 классе на тему: Дегероизация войны в творчестве Амброза Бирса. Проблема человеческого страха в рассказе «Убит под Ресакой».
Цели урока:
Образовательные – исследовать взаимосвязь биографии автора и содержания произведения, раскрыть идейное содержание рассказа «Убит под Ресакой»;
Развивающие – совершенствовать навык литературного анализа, развитие устной монологической речи;
Воспитательные – пробудить интерес учащихся к мировой истории, вызвать эмоциональный отклик на описанные в рассказе события;
Ход урока:
Орг.момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с творчеством американского писателя Амброза Гвиннета Бирса.
Постановка темы и цели урока.
Учитель: Тема нашего урока: Дегероизация войны в творчестве Амброза Бирса. Проблема человеческого страха в рассказе «Убит под Ресакой».
Как вы считаете, каких целей мы с вами должны достигнуть на этом уроке?
Учащиеся: Сегодня на уроке нам нужно познакомиться с биографией и творчеством писателя Амброза Бирса, проанализаровать его рассказ «Убит под Ресакой», а также разобрать понятие «дегероизация».
Проверка домашнего задания.
(Индивидуальные сообщения учащихся о биографии писателя, о истории гражданской войны в США, о истории создания рассказа «Убит под Ресакой». Остальным учащимся на дом было задано прочитать рассказ, качество выполнения этого домашнего задания будет выявлено в процессе беседы по тексту).
Сообщение о биографии писателя.
Сообщение о гражданской войне в США.
Сообщение о истории создания рассказа.
Работа с текстом рассказа «Убит под Ресакой».
Учитель: Как Бирс изображает войну и военные действия в рассказе «Убит под Ресакой»?
Учащиеся: В изображении войны много беспощадной правды. Его война не парадная, не приукрашенная; он сражался в армии северян, но по его рассказам этого не определить, – война у него, всякая война – кровавое, бессмысленное побоище, не важно при этом, на чьей стороне ты воюешь; война изображается правдоподобно, без различных героических прикрас. Учитель: Найдите эти описания в тексте.
Учитель: Кто является главным героем рассказа? (лейтенант Герман Бейл)
Учитель: Опишите этого героя. Какими чертами наделяет его автор? Найдите в тексте описание его внешности, характера, а также рассказы о его поступках.
Учащиеся: В начале рассказа автор представляет этого героя в самом положительном свете – «лучший офицер полка», «Лейтенант Брэйл был выше шести футов ростом и великолепно сложен; у него были светлые волосы, серо-голубые глаза, которые в представлении людей, наделенных этими признаками, обычно связываются с исключительной храбростью. Неизменно одетый в полную форму, он был очень яркой и заметной фигурой, особенно в деле, когда большинство офицеров удовлетворяются менее бьющим в глаза нарядом. Помимо этого, он обладал манерами джентльмена, головой ученого и сердцем льва. Лет ему было около тридцати», однако в течение рассказа и к его концовке нам становится ясно, что лейтенант Бейл – не тот бесстрашный человек, безупречный офицер, коим предстает в начале, а человек со своими страхами и слабостями.
Работа над идейным содержанием рассказа.
Учитель: Как вы считаете, какова тема и главная идея рассказа? Давайте вспомним, чем отличаются такие литературные понятия, как тема и идея.
Учащиеся: Тема – это то, о чем говорится в рассказе, поверхностный смысл произведения, а идея – это то, что хотел донести до читателя автор, некий глубинный смысл произведения.
Тема данного рассказа – тема войны, ее беспощадности и бессмысленности. Тема человеческого страха и человеческой слабости. Даже такой бесстрашный и безупречный человек, как лейтенант Бейл – боится бесславности, боится, что его назовут трусом, что его оклевещут перед возлюбленной. Именно поэтому он «лезет на рожон», не скрывается в окопах, всюду кичится своей храбростью, чтобы не дай бог никто не подумал, что он струсил. Главная идея – бессмысленность и беспощадность войны открывают нам людей с разных и неожиданных сторон. Война обнажает различные потаенные страхи и слабости человека.
Учитель: Обратимся к теме урока – проблема человеческого страха. Как вы считаете, в чес заключается слабость лейтенанта? Чего он боится? (что его возлюбленной скажут, что он трус. Боится запятнать свою честь)
Учитель: Как вы понимаете термин «дегероизация»?
Учащиеся: Дерегоизация – это изображение военных действий не в свете подвигов солдат, а наоборот, изображение того, как подвиг человека словно перестает быть подвигом, когда читатель видит его истинную причину – не желание защитить Родину, сражаться за справедливость, а банальный страх прослыть трусом.
Учитель: В чем заключается дегероизация подвигов лейтенанта Бейла?
Учащиеся: Все его подвиги обусловлены лишь его страхом, он безрассуден и бесстрашен лишь потому, что не хочет «пасть в глазах возлюбленной».
Учитель: Почему мы можем говорить о том, что в данном произведении происходит дегероизация войны?
Учащиеся: Дегероизация войны в данном рассказе заключается в том, что автор изображает войну не как борьбу за справедливость, в рассказе нет как такового патриотического пафоса, свойственного другим произведениям, посвященным военной тематике. Бирс изображает войну как бесполезное, кровавое побоище, бессмысленное и беспощадное, калечащее людские судьбы.
Учитель: Действительно, в изображении войны у Бирса много беспощадной правды. Его война не парадная, не приукрашенная, с Бирса ведет свою историю американская проза о войне – о настоящей войне, там, где льется кровь, а не той, где современные рыцари без страха и упрека с завидной легкостью совершают подвиги за подвигом, вдохновляясь высокими словами и воспоминаниями об ангелоподобной невесте. Рассказ «Убит под Ресакой», где такого рода стереотипы, которыми изобиловала скороспелая беллетристика о Гражданской войне, развенчаны со всей присущей Бирсу ненавидящей иронией. «Лучший офицер полка» лейтенант У. Брэйл в любом сражении не кланялся пулям, шел с высоко поднятой головой – и хотя храбрость его была явно безрассудна, все невольно им восхищались. Смерть его изображена несколько необычно для Бирса – это смерть, окруженная почтительным восхищением и соратников, и противников, ничуть не похожая на обычную в его рассказах отвратительную, уродливую смерть, пусть и приведшая к бессмысленной кровавой бойне. Но финал этого рассказа по новому освещает начало: сослуживец обнаруживает в вещах убитого письмо от кокетливой дамы, и поначалу ему кажется, что это «обыкновенное любовное письмо» – но именно оно и объясняет причины столь отважного поведения лейтенанта в бою – это равно и не истинный патриотизм и не самоотверженное служение во славу дамы сердца – а лишь стремление Брэйла опровергнуть слух, что в одном из прежних сражений он показал себя трусом.
Учитель: Как изображена возлюбленная Бейла? Найдите описание в тексте.
Учащиеся: Типичная леди, прекрасная, с хорошими манерами. Утонченная, воспитанная, очаровательная. И в то же время холодная, бесчувственная, отвратительная. Найдите ее описание в тексте.
Учитель: Почему в конце произведения рассказчит сказал ей (возлюбленной лейтенанта), что Герман Бейл погиб от укуса змеи?
Учащиеся: Он соврал ей о смерти лейтенанта потому, что не считал нужным распинаться о подвигах и бесстрашии лейтенанта, она недостойна этого. В его вранье можно увидеть некий символизл, ведь зачастую холодную и жестокую женщину называют змеей.
VI. Подведем итоги.
Учитель: Обратимся к теме и поставленным вами целям урока. Давайте вспомним, какие цели стояли перед нами? (познакомиться с биографией и творчеством писателя Амброза Бирса, проанализаровать его рассказ «Убит под Ресакой», а также разобрать понятие «дегероизация»). Достигли ли мы поставленных целей? Так в чем же заключается проблема человеческого страха в рассказе «Убит под Ресакой»? Как вы поняли термин «дегероизация» и как раскрывается тема дегероизации в данном рассказе?