МОУ «Новоалександровская СОШ»

открытый урок литературы
с применением технологии РКМЧП
в 9 классе
Автор: Горбачева Т.Н.,
учитель русского языка
и литературы
1 квалификационной категории
с. Новоалександровка
2011 г
А.П. Чехов «Тоска»
Цели урока:
• прочтение и осмысление рассказа А.П. Чехова «Тоска»;
• развитие нравственной чуткости и способности к сопереживанию;
• развитие навыка работы с художественным текстом с использованием приема предвосхищения;
• развитие творческих и аналитических способностей; навыка рефлексии;
• развитие коммуникативных умений.
I. Вызов (эмоциональный настрой учащихся на восприятие рассказа)
Беседа с классом:
1. Душевная тревога, соединенная с грустью и скукой (стр. 788 Ожегов).
2. Тоска ж. стеснение духа, томление души, мучительная грусть, душевная тревога, беспокойство, боязнь, скука, горе, печаль, скорбь, нойка сердца. (В.Даль)
Какие слова - ключевые?
Когда у человека возникает чувство тоски?
Какова реакция на это чувство у вас, окружающих?
Можем ли мы по названию, эпиграфу Кому повеем печаль мою?
определить, каким будет содержание рассказа? Кого призову к рыданию?
КОРЗИНА ИДЕЙ (1 СТОРОНА)
Данный рассказ «Тоска» принадлежит перу А.П. Чехова?
Что вы знаете об авторе? Изменилось ли ваше представление о названии и содержании рассказа? Чем интересна ему ситуация, которая связана с тоской?
БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ
Место фрагмента в тексте | Журнал событий | Состояние героя |
«Ожидаемое» | «Неожиданное» |
экспозиция | | | |
II. Чтение и осмысление рассказа
Чтение первой части
1. Вечерние сумерки. Крупный мокрый снег ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки. Извозчик Иона Потапов весь бел, как привидение. Он согнулся, насколько только возможно согнуться живому телу, сидит на козлах и не шевельнётся. Упади на него целый сугроб, то и тогда бы, кажется, он не нашёл нужным стряхивать с себя снег... Его лошадёнка тоже бела и неподвижна.
Иона и его лошадёнка не двигаются с места уже давно. Выехали они со двора ещё до обеда, а работы всё нет и нет. Но вот на город спускается вечерняя мгла. Становится шумнее.
Что уже подтвердилось из того, что мы предположили? Зачем вводит пейзажную зарисовку?
К каким событиям готовит нас такое вступление?
Чтение второй части и вторая остановка
2.— Извозчик, на Выборгскую! — слышит Иона.— Извозчик!
Иона вздрагивает и видит военного.
В знак согласия Иона дёргает вожжи. Извозчик чмокает губами, машет кнутом. Лошадёнка нерешительно двигается с места...
— Куда прёшь, леший! — на первых же порах слышит Иона возгласы.— Куда черти несут? Пррава держи!
— Ты ездить не умеешь! — сердится военный.
Иона ёрзает на козлах, как на иголках, водит глазами, как угорелый, словно не понимает, где он и зачем он здесь.
— Какие все подлецы! — острит военный.— Сговорились.
Иона оглядывается на седока и шевелит губами... Хочет он, по-видимому, что-то сказать, но из горла не выходит ничего, кроме сипенья.
— Что? — спрашивает военный.
Иона кривит улыбкой рот, напрягает своё горло и сипит:
— А у меня, барин, тово... сын на этой неделе помер.
— Гм!.. Отчего же он умер?
Иона оборачивается всем туловищем к седоку и говорит:
— А кто ж его знает! Должно, от горячки... Три дня полежал в больнице и помер... Божья воля.
— Поезжай...— говорит седок.— Этак мы и до завтра не доедем.
Извозчик опять приподнимается и взмахивает кнутом. Несколько раз потом оглядывается он на седока, но тот закрыл глаза и, по-видимому, не расположен слушать. Высадив его на Выборгской, он останавливается у трактира, сгибается на козлах и опять не шевельнётся... Мокрый снег опять красит набело его и лошадёнку. Проходит час, другой...
Подтвердились ли ваши предположения о дальнейших событиях рассказа? В чем источник тоски Ионы?
Что помогло или помешало вам правильно предугадать события?
Как автор показывает остроту тоски? Почему так остро почувствовал обиду?
В чем особенность изображения военного?
Какое место в сюжете занимает этот эпизод?
Что произойдет в следующей части? Почему вы так думаете?
Чтение третьей части и третья остановка
3. По тротуару проходят трое молодых людей
— Извозчик, к Полицейскому мосту! — кричит дребезжащим голосом горбач.— Троих... двугривенный!
Иона дёргает вожжами и чмокает. Двугривенный цена не сходная, но ему не до цены... Что рубль, что пятак — для него теперь всё равно, были бы только седоки... Молодые люди, толкаясь и сквернословя, подходят к саням и все трое сразу лезут на сиденье.
— Ну, погоняй! — дребезжит горбач в затылок Ионы.— Лупи! Да и шапка же у тебя, братец! Хуже во всём Петербурге не найти...
— Гы-ы... гы-ы...— хохочет Иона.— Какая есть...
— Ну ты, какая есть, погоняй! Иона чувствует за своей спиной людей, и чувство одиночества начинает мало-помалу отлегать от груди. Дождавшись короткой паузы, он оглядывается ещё раз и бормочет:
— А у меня на этой неделе... тово... сын помер!
— Все помрём...— вздыхает горбач, вытирая после кашля губы.— Ну, погоняй, погоняй!
— Старая холера, слышишь? Ведь шею накостыляю. И Иона больше слышит, чем чувствует, звуки подзатыльника.
— Извозчик, ты женат? — спрашивает длинный.
— Я-то? Сын-то вот помер, а я жив... Чудное дело, смерть дверью обозналась... Заместо того, чтоб ко мне идтить, она к сыну...
И Иона оборачивается, чтобы рассказать, как умер его сын, но тут горбач легко вздыхает и заявляет, что, слава богу, они, наконец, приехали. Получив двугривенный, Иона долго глядит вслед гулякам, исчезающим в тёмном подъезде. Опять он одинок, и опять наступает для него тишина...
Вопросы для размышления:
Подтвердились ли ваши предположения?
Что не подтвердилось? Почему?
Каково психологическое состояние героя в этом эпизоде? Как оно передается?
Почему седоки не понимают горечь Иону?
Как, по-вашему, теперь следовало бы поступить герою?
Как он поступит? Почему вы так думаете?
Чтение четвертой части и четвертая остановка.
4. Утихшая ненадолго тоска появляется вновь и распирает грудь ещё с большей силой. Глаза Ионы тревожно и мученически бегают по толпам: не найдётся ли из этих тысяч людей хоть один, который выслушал бы его? Но толпы бегут, не замечая ни его, ни тоски... Тоска громадная, не знающая границ. Лопни грудь Ионы и вылейся из неё тоска, так она бы, кажется, весь свет залила, но, тем не менее, её не видно. Она сумела поместиться в такую ничтожную скорлупу, что её не увидишь днём с огнём... Иона видит дворника с кульком и решает заговорить с ним.
— Милый, который теперь час будет? — спрашивает он.
— Десятый... Чего же стал здесь? Проезжай!
Иона отъезжает на несколько шагов, изгибается и отдаётся тоске... Обращаться к людям он считает уже бесполезным. Но не проходит и пяти минут, как он выпрямляется, встряхивает головой, словно почувствовал острую боль, и дёргает вожжи... Ему невмоготу.
Какие ваши предположения подтвердились?
Зачем автор вводит в рассказ дворника?
Что чувствует Иона, оставшись наедине со своим горем? Как обрисовывается тоска?
Какие возможны варианты дальнейшего поведения героя?
Чтение пятой части и пятая остановка «про себя». Сформулируйте вопросы:
5. «Ко двору,— думает он.— Ко двору!»
И лошадёнка, точно поняв его мысль, начинает бежать рысцой. Спустя часа полтора, Иона сидит уже около большой грязной печи. На печи, на полу, на скамьях храпит народ. Иона глядит на спящих, почёсывается и жалеет, что так рано вернулся домой...
«И на овёс не выездил,— думает он...»
В одном из углов поднимается молодой извозчик, тянется к ведру с водой.
— Пить захотел? — спрашивает Иона.
— Стало быть, пить!
—На здоровье... А у меня, брат, сын помер... Слыхал? На этой неделе в больнице... Молодой укрылся с головой и уже спит. Старик вздыхает и чешется... Как молодому хотелось пить, так ему хочется говорить. Скоро будет неделя, как умер сын, а он ещё путём не говорил ни с кем... Нужно поговорить … Надо рассказать, как заболел сын, как он мучился, что говорил перед смертью, как умер... Нужно описать похороны и поездку в больницу за одеждой покойника. Слушатель должен охать, вздыхать, причитывать... Иона встал, слезы навернулись на глаза, он открыл дверь и вышел…
Можно ли этот эпизод считать кульминационным? Почему?
Так что же главное для человек, испытывающего острую тоску от смерти единственного близкого человека?
Спрогнозируйте поворот сюжета к развязке. Напишите возможное окончание рассказа, постараться при этом учесть логику характера, авторскую позицию…
ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ
Финал рассказа читаю вслух. Размышляем над вопросами:
6. «Пойти лошадь поглядеть,— думает Иона.— Спать всегда успеешь... Небось, выспишься...»
Он одевается и идёт в конюшню, где стоит его лошадь. Думает он об овсе, сене, о погоде... Про сына, когда один, думать он не может... Поговорить с кем-нибудь о нём можно, но самому думать и рисовать себе его образ невыносимо жутко...
— Жуёшь? — спрашивает Иона свою лошадь, видя её блестящие глаза.— Ну, жуй, жуй... Коли на овёс не выездили, сено есть будем... Да... Стар уж стал я ездить... Сыну бы ездить, а не мне... То настоящий извозчик был... Жить бы только...
Иона молчит некоторое время и продолжает:
— Так-то, брат кобылочка... Нету Кузьмы Ионыча... Приказал долго жить... Взял и помер зря... Таперя, скажем, у тебя жеребёночек, и ты этому жеребёночку родная мать... И вдруг, скажем, этот самый жеребёночек приказал долго жить... Ведь жалко?
Лошадёнка жуёт, слушает и дышит на руки своего хозяина... Иона увлекается и рассказывает ей всё...
III. Обобщение и рефлексия
Вопросы и задания:
Учитывая, что автор данного рассказа А.П. Чехов, человек, создающий комические сюжеты, скажите: а в чем комизм данного рассказа?
О чем заставляет задуматься финал рассказа? Как помочь человеку, оказавшемуся в ситуации, когда охватывает тоска. Равнодушие- это лень души. Ведь так мало надо человеку от людей - надо чтобы его выслушали, сказали доброе слово, улыбнулись. Но и этой малости не то чтобы жалко - просто лень сочувствовать, понимать…
Составьте синквейн. Тоска.
Тоска.
Громадная, безграничная.
Давит, разливается, распирает
Громадное чувство, не знающее границ.
Одиночество.
Истоки рассказа. Холодный дождь стучит в окно. Узкая улочка пустынна. Лишь изредка постукивают по булыжнику колеса пролетки. Поздней осенью Ялта навевает тоску. За окном небольшого домика силуэт человека в пенсне. Здесь, в Ялте, Чехов провел свои последние, самые трудные, годы, месяцы, дни. Здесь он был оторван от Москвы, от любимого МХАТа, друзей, жены. Здесь он был наедине со смертельной болезнью и особенно отчетливо ощущал, как неизбежно и неотвратимо приближается развязка. А Чехов сажает цветы, ведет переписку, помогает знакомым людям в решении жизненных проблем... Невольно поражаешься духовной мощи этого хрупкого с виду, тяжелобольного человека.
Что может чувствовать, о чем думает человек в таком положении?
Про Чехова его современники скажут: «вытравлял из нас всякую душевную дрянность».
Можем ли мы сказать о нас, сегодняшних, эти слова? Это и станет вашим ДЗ
Итак, Чехов стал для России и всего мира эталоном интеллигентности, стал человеком, который вопреки рутине, пошлости, безысходности жизни не позволяет себе отступлений от моральных норм, который подходит к себе с высочайшими нравственными требованиями и при этом необычайно мягок, деликатен по отношению к другим людям. В основе такой личности — неустанная духовная деятельность, спасающая ее от нравственной коррозии и духовного обнищания.
6