Урок логики во 2 классе
Тип урока: урок открытия новых знаний, обретение новых умений и навыков.
Тема: «Суждение. Истинное и ложное суждение»
Цели:
- вырабатывать навыки последовательного и доказательного мышления;
- продолжить работу над суждением;
- развивать умения анализировать и классифицировать суждение;
- развивать концентрацию внимания;
- умение сравнивать, обобщать, развивать наглядно-образное и абстрактно-логическое мышление;
- воспитывать интерес к учебе, трудолюбие, чувство взаимопомощи.
Оборудование: иллюстрации к заданиям, картинка Совы, диск с логическими задачами, карточки к «записке», картинки со смайликами, пустые листы для рисунков.
Ход урока
ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА. МОТИВАЦИЯ. Психологический настрой на урок.
Сейчас у нас урок логики. Улыбнитесь друг другу. Возьмитесь за руки, передаете рукопожатие. На уроке мы будем старательными, будем спокойными и внимательными. Говорим все четко, внятно, чтобы было всем понятно. Все у нас получится!
РАБОТА ПО ТЕМЕ.
Разминка
Проведем устный счет. Решить математические выражения, расшифровать слово.
У 7х5=35 Ж 9х9=81 9 24 35 81 8 7
Р 4х6=24 Б 64:8=8 Д Р У Ж Б А
А 42:6=7 Д 45:5=9
Что такое дружба? (Близкие отношения, основанные на взаимном доверии; дружить - помогать)
Подберите однокоренные слова к этому слову
А = дружба, дружить, дружелюбный, друзья
Почему они однокоренные (имеют общую часть и близкие по смыслу). Это в русском языке. А в математике это можно назвать множеством однокоренных слов.
Ребята, а вспомнили мы эти слова и их значение, чтобы нам сегодня легче работалось на уроке, где столько гостей. Ведь мы не просто одноклассники, а друзья – товарищи, которые могут помочь друг другу. Сегодня мы работаем по группам.
Ответ одного ученика может помочь всей группе. Или группа помогает одному ученику. Это зависит от ситуации.
Составьте предложение о дружбе в нашем классе.
Наш класс дружный.
Это предложение? Почему? (оно выражает законченную мысль) О чем говориться в предложении? (о классе) Что говорится о классе? (что он дружный)
В русском языке это предложение, а в математике? Суждение. Что такое суждение?
Суждение – это предложение, в котором мы говорим о предметах, их признаках и отношениях между ними.
Примеры суждений. Докажите.
Все ли предложения могут быть суждениями? (нет) Например. Который час? (здесь не говориться о предметах, его признаках или отношениях) Пейте молоко! (суждение)
И так мы повторили, что такое суждение. И сегодня на уроке будем учиться определять истинные и ложные суждения. Например:
А) Снег зеленый. Это суждение? (да)
Почему? (говорится о снеге, и что он зеленый)
А теперь устанавливаем истинное оно или ложное? (ложное, потому что снег зеленым не бывает)
Б) Моя мама старше меня. Это суждение? (говориться о маме, что она старше) Истинное или ложное? (истинное)
В) Солнце светить ночью. (суждение ложное)
Работа в группах
Г) Придумать свои суждения. А дети определят какое оно?
Работа в тетрадях по карточкам
Прочитать задание, выполнить самостоятельно, не совещаясь. Проверить.
Вторая часть задания работа в группах, самостоятельно. Проверить.
Вывод: Как можно классифицировать суждения?
Истинные, ложные.
Физминутка.
Руки к верху поднимите
А потом не отпускаем
А потом их разведем
И к себе скорей прижмем
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай, веселей
Закрепление
Собака Бим разорвал записку, которую оставила мама. Надо собрать записку.
уш поз ла на кон Я дно церт Буду (Я ушла на концерт. Буду поздно.)
Будут ли это предложения суждениями? (да)
Какое истинное или ложное? (истинное)
Два мальчика – ученика.
Найти 5 отличий.
Цвет волос, глаз, рост, обувь
Составить 5 истинных суждений. Составьте 1 ложное суждение
Задача – шутка. Шел Кондрат в Ленинград.
Шел Кондрат
В Ленинград,
А навстречу — двенадцать ребят.
У каждого по три лукошка,
В каждом лукошке — кошка,
У каждой кошки — двенадцать котят.
У каждого котенка
В зубах по четыре мышонка.
И задумался Кондрат:
"Сколько мышат и котят
Ребята несут в Ленинград?"
Ответ:
Глупый, глупый Кондрат!
Он один и шагал в Ленинград.
А ребята с лукошками,
С мышами и кошками
Шли навстречу ему —
В Кострому.
Задача с диска.
Что нельзя вырезать? (фигура №5) Попробуйте доказать.
III ИТОГ УРОКА.
Что такое суждение? Какие бывают суждения? Оценки
IV. ПОКАЖИТЕ СВОЕ ОТНОШЕНИЕ К УРОКУ логике сегодня. На листочках нарисуйте смайлик. Грустный или веселый. «Грустный» если у вас были трудности в выполнении заданий. «Веселый» если на уроке все было понятно и все у вас получилось.