СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "М.Ю. Лермонтов "Демон""

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок "М.Ю. Лермонтов "Демон""»

М.Ю. Лермонтов. Трагическая судьба человека и поэта в бездуховном мире. Поэма «Демон»

Цели урока:

Ход урока:

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Вводная беседа

• Вспомните, когда вы впервые познакомились с творчеством Михаила

Юрьевича Лермонтова. Какое впечатление произвели на вас его произведения?

• Какой факт из жизни М. Ю. Лермонтова вы бы назвали самым ярким? По-

чему?

• Какие поэтические произведения поэта запомнились вам из программы по

литературе предыдущих лет? Почему?

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

1.Слово учителя

— Время, когда Лермонтов вошёл в литературу, было тяжёлым. «Понадо-

билось не менее десятка лет, чтобы человек мог опомниться в своём горестном положении порабощённого и гонимого существа. Людьми овладело глубокое и всеобщее уныние…» — писал А. И. Герцен. Он имел в виду время, наступившее после 14 декабря 1825 года — восстания декабристов.

В русской литературе того периода происходят заметные изменения. Посте-

пенно уходит в прошлое поэзия пушкинской поры с её верой в конечное торжество разума, просвещения, с её стремлением к ясности и точности поэтического языка. Появляется новый тип психологической и философской лирики с подчёркнутой склонностью к самоанализу, к осмыслению всеобщих законов природы и бытия.

Говоря о произведениях М. Ю. Лермонтова, В. Г. Белинский очень прони-

цательно заметил, что в них «нет уже надежды, они поражают душу читателя

безотрадностию, безверием в жизнь и чувства человеческие при жажде жизни и избытке чувства… Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни, но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце… Да, очевидно, что Лермонтов — поэт совсем другой эпохи и его поэзия — совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества…»

Цель нашего занятия – проследить эволюцию темы одиночества в поэзии Лермонтова, а так же раскрыть сущность и значение демонических мотивов в его стихах.

IV. Работа над темой урока

1. Работа с портретом М. Ю. Лермонтова (размещён на доске) и сонетом В. Я. Брюсова

- Вглядимся в портрет поэта. Молодой красивый человек: высокий лоб, умные, но печальные глаза.

Послушайте сонет В. Я. Брюсова «К портрету М. Ю. Лермонтова» — один из стихотворных «портретов» Лермонтова, созданный на рубеже XIX и XX вв. В этом стихотворении, быть может, наиболее отчётливо выразилось ощущение противоречивости, изменчивости, загадочности духовного облика поэта.(Чтение сонета подготовленным учащимся.)

Казался ты и сумрачным и властным,

Безумной вспышкой непреклонных сил;

Но ты мечтал об ангельски прекрасном,

Ты демонски-мятежное любил.

Ты никогда не мог быть безучастным,

От гимнов ты к проклятиям спешил,

И в жизни верил всем мечтам напрасным:

Ответа ждал от женщин и могил!

Но не было ответа. И угрюмо

Ты затаил, о чём томилась дума,

И вышел к нам с усмешкой на устах.

И мы тебя, поэт, не разгадали,

Не поняли младенческой печали

В твоих как будто кованых стихах!

2. «Литературной визитки» о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова (с привлечением знаний, полученных в предыдущие годы учебы)

Личность и судьба М.Ю. Лермонтова - он всегда был одинок, замкнут, но умел быть настоящим другом; не метал бисера перед свиньями, но ценил умных и независимых людей.

Мы знаем о нем мало, т.к. все письма и черновики он сжигал, из жизни ушел рано… Уже в юности предчувствовал раннюю гибель и одиночество, которое иногда тяготило его («Как страшно жизни сей оковы нам в одиночестве влачить»), а порой осознавалось, как неизбежное («Я к одиночеству привык»). Осознавал он и свое избранничество, свою высокую трагическую судьбу; чувствовал в себе силы перевернуть мир, а порой уставал от всего.

На дом вам было дано задание познакомиться со стихотворениями «Тучи», «Листок», «Парус», «Прощай, немытая Россия…», «Дума», «И скучно и грустно», «Пророк», «Нищий», «Я жить хочу! Хочу печали…» и др.

− Какие чувства объединяют эти стихи?

− Каков мир, окружающий героя, и как он относится к действительности?

− Каковы черты внутреннего мира лирического «я»?

− Почему его восприятие мира носит трагический характер?

− Почему ощущение трагического одиночества и разлада с миром, как соци-

альным, так и вселенским, становится главным мотивом поздней лирики

Лермонтова?

3. Работа со стихотворениями, которые дети читали и анализировали дома.

«Как часто, пёстрою толпою окружён…» (1840) как выражение

противоречия мира поэта и окружающей его бездушной действительности

Группа 1.«Как часто, пёстрою толпою окружён…»: образ реального

мира.

- Какие два мира владеют чувствами лирического «я»? Определите

ключевые образы мира реального. Какими способами его рисует автор?

(Внешний мир подобен маскараду: всё в нём лживо, неестественно. Он

наполнен неприятными для лирического «я» резкими звуками, а его зрительные очертания неясны, туманны; он видится «как будто бы сквозь сон». Мир-маскарад как бы лишён красок, он чёрно-белый.)

- Как характеризует реальный мир глагольная лексика? (Глаголов мало, что говорит о внутренней статичности текста, а это не соответствует внешней суете маскарада. Лексическое значение глаголов «мелькают», «касаются» создаёт ощущение чего-то незначительного, случайного. Сравните: «И ненавидим мы, и любим мы случайно» в «Думе».)

- 1-я и 2-я строфы, изображающие реальный мир, — это одно предложение, одна предельно распространённая синтаксическая конструкция. Какой смысл при этом выявляется? (Это говорит о нерасчленённости, монолитности уродливого и дисгармоничного внешнего мира, он замкнут, из него невозможно вырваться.)

- Как меняется пространство текста во 2-й строфе?

(Мир как бы сужается; руки «красавиц городских» касаются рук лирического «я», и это становится последней каплей его терпения. Мир-маскарад отвратителен, и лирический субъект с трудом освобождается от его оков, убегая в мечты.)

Группа 2. «Как часто, пёстрою толпою окружён…»: образ внутреннего

мира героя.

- Каким предстаёт внутренний мир лирического «я», мир мечты,

мир воображаемый?

- Каковы его ключевые образы и картины?

- Почему в тексте описание воображаемого мира занимает больше места, чем описание мира реального? (Мир воображаемый виден отчётливо, ясно. Лирический субъект ощущает его детали, подробности (3–4-я строфы). Это мир правдивый, живой, цветной, а не маскарадный; он полон красок, звуков, запахов.)

- Каково движение в поэтическом пространстве мира мечты? (Мир как бы приближается к зрителю, становятся видны его детали. Это мир ярких картин, но он не целостный, не единый, так как это мир сна; он словно распадается на фрагменты, кадры прошлого, «старины», «старинной мечты».)

- Каков доминантный образ мира мечты? Каковы его приметы? (Мир мечты, свободы предстает в образе прекрасной женщины и венчается любовью; даже само слово «люблю» повторяется дважды.)

- Почему лирическому герою так нужен мир мечты? (Это «царство дивное», в нём хорошо быть одному, там ничто не беспокоит, потому что он лишён «тягостных сомнений и страстей».)

- Какова композиционная и смысловая роль последней строфы?

- В чём конфликт лирического «я» и толпы?

- Каким пафосом проникнуты финальные строки?

- Как это настроение подчёркивается элементами художественной формы? (В строфе противопоставлены толпа и мечта. Толпа царствует, она законодательница жизни, а мечта — робкая, неуверенная, её можно легко спугнуть, она «незваная гостья». В финальных строках появляется настроение гнева и протеста. Это крик души поэта, страстно желающего «смутить весёлость» бездушной толпы «железным стихом». Именно стихом, то есть одной строчкой, мощной, как оружие. Но это пока только порыв. Категоричность нравственного решения подчёркивается глаголами в форме инфинитива.)

Сложность отношения поэта к Богу: «Благодарность» (1840)

Группа 3. «Благодарность». В первой редакции стихотворения слово

«Тебя» писалось с заглавной буквы.

- Истолкуйте идейно-эстетический смысл обоих написаний. (Слово «тебя» может быть истолковано как иронически-любовное обращение к женщине и как инвектива, обращённая к Богу.)

- Какие переживания опустошили душу лирического «я»? Определите жанр стихотворения. (Иронически окрашенная эпиграмма, выдержанная в сатирико-ораторских тонах.)

- Каков пафос стихотворения и как он выражается? Какой смысл придают стихотворению иронические интонации и многочисленные оксюмороны «отрава поцелуя», «клевета друзей» и др.? Возможна ли «богоборческая» трактовка смысла финала стихотворения? Почему герой просит Бога о смерти? Как отразился в тексте мотив поэтического творчества? Какова эволюция отношения лирического «я» к поэтическому дару в ранней и поздней лирике?

Ощущение трагического одиночества и разлада с миром:

«Ветка Палестины» (1837)

Группа 4. «Ветка Палестины».

- Какие религиозные акценты в изображении ветки Палестины подчёркивает Лермонтов? (Пальмовая ветка — свидетель молитв, она напоминает об Иордане, о святой иконе, поэт называет её «Святыни верный часовой».)

- Как в стихотворении отражён мотив разлуки и__одиночества? (Ветка разлучена с деревом матери-пальмы, она символ разлуки христианского паломника или ангела с родной духовной почвой.)

- Какие два мира различимы в стихотворении? (Это Палестина и «этот край», где, в противоположность святым местам, есть разлука, печаль, страдание и смерть. Ветка разлучена с родными корнями, но пребывает в гармоничном и прекрасном мире, где «всё полно мира и отрады».)

- В чём драматизм существования лирического героя? (Он лишён гармонии, терзается тревогами, сомнениями и страданиями. Гармонии нет и вокруг него — ни на земле, ни на небе.)

- Возможны ли для лирического «я» красота и гармония, примирение и согласие с Богом? Обоснуйте свой ответ. *Сопоставьте отношение лирического героя к Богу в стихах «Ветка Палестины», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Благодарность» и «Молитвах». Почему во всех стихотворениях, кроме «Благодарности», выражается светлое и сочувственное отношение поэта к Богу и сотворённому им миру?

− В чём идейно-эстетическое и художественное своеобразие зрелой лирики

Лермонтова

(В целом герой зрелой лирики по‑прежнему чужд обществу, по‑прежнему «гонимый миром странник», бросающий вызов земле и небесам и отвергающий тихие пристани любви, христианского смирения и дружбы. Он не может всецело удовлетвориться ими, хотя его радует достаточно много: и красота природы и женщины, и дружеский привет, но, ценя их человеческую значительность и душевную прелесть, он понимает, что они единичны и мимолетны. Светский круг и весь мир не стали для него родным домом. Дружеские встречи, участие близких людей не отменяют одиночества и отчужденности от всего бытия. Впрочем, герою Лермонтова с его титанической душой мало внимания отдельных людей. Ему потребно сочувствие Вселенной – так грандиозны его претензии к жизни. С этой точки зрения в зрелой лирике масштаб отрицания, его обобщенность и энергия усиливаются. Одиночество и неустроенность чувствует и остро переживает не один лишь герой, но и лирические персонажи, прежде от него необычайно удаленные по своему миропониманию).

4. Поэма «Демон».

1).Замысел, особенности сюжета и композиции Вступительное слово учителя о замысле поэмы.

- Тему одиночества и отчуждения продолжает поэма «Демон»

− Как понять слова Лермонтова из стихотворения «Мой Демон»: «И гордый

демон не отстанет, / Пока живу я, от меня…»?

Материал для учителя:

Замысел возник у юного поэта, когда он в 1829 году создал стихотворение «Мой Демон», написанное под влиянием стихотворения Пушкина «Демон», известного задолго до его публикации в 1834 году.

При жизни Лермонтова поэма не печаталась, но получила довольно широкое распространение благодаря множеству списков. Они восходили к различным редакциям поэмы и иногда искусственно комбинировались переписчиками. Автографа или авторизованных копий последней редакции «Демона» не сохранилось. Поэтому долгое время вопросы текста и датировки поэмы вызывали затруднение: ее завершение чаще всего относилось к 1841 г.

Теперь документально установлено, что Лермонтов окончил работу над «Демоном» в начале 1839 г. (не позднее 8 февраля) и что дошедшая до нас копия, сделанная родственником поэта А. И. Философовым, достаточно точно воспроизводит автограф этой редакции (см. об этом: Э. Э. Найдич. Последняя редакция «Демона». — Рус. лит., 1971, №1, с.72—78).

Выяснено также, что 10 марта 1839 г. рукопись «Демона» получила цензурное разрешение, но по каким-то причинам поэма не была напечатана (Вацуро В. Э. К цензурной истории «Демона» — В кн.: Лермонтов. Исследования и материалы. Л., 1979, с.410—414).

Впервые отрывки из «Демона» опубликованы в «Отечественных записках» (1842, №6, отд. I, с.187—201) по списку, собственноручно изготовленному В. Г. Белинским и представляющему соединение текстов двух редакций (8 сентября 1838 г. и последней). Однако на этот раз даже публикация отрывков проходила с большими цензурными трудностями.

Полностью «Демон» по уже названной авторитетной копии А. И. Философова был напечатан им в 1856г. в Карлсруэ ограниченным тиражом (28 экз.), чтобы раздать экземпляры «высоким особам» и добиться отмены цензурного запрещения. В том же году «Демон» был напечатан в Берлине, а в 1857 г. снова в Карлсруэ. Однако оба эти издания в текстологическом отношении значительно уступали первой философовской публикации.

В России «Демон» (в последней редакции) полностью напечатан в 1860г. (собрание сочинений Лермонтова под ред. Дудышкина, т.1, с.7—50; с некоторыми неточностями).

Лермонтов начал писать поэму в четырнадцатилетнем возрасте и возвращался к ней на протяжении всей жизни. Несмотря на многочисленные переделки, первая строка — «Печальный Демон, дух изгнанья», возникшая в 1829г., сохранилась и в окончательном варианте.

Первый набросок 1829 г. содержал всего 92 стиха и краткое прозаическое изложение содержания (см. с.437), передающее сюжет всех ранних редакций. К началу 1830г. относится II редакция, заключающая уже законченный очерк «Демона». В последующих III (1831г.) и V редакциях (1832—1833 гг.) Лермонтов постепенно развертывает образ Демона и монахини, несколько расширяет описательные элементы, совершенствует стих. По сути дела все эти три законченных юношеских редакции являются вариантами одной. Однако между переходами от редакции к редакции у Лермонтова возникали иные замыслы, связанные с тем же героем. Так, незадолго до создания III редакции он сделал запись: «Memor: написать длинную сатирическую поэму: приключения демона» (1831г.).

В том же году Лермонтов набрасывает семь строф так называемой IV редакции, написанной другим размером.

К 1832 г. относится запись сюжета, не осуществленного Лермонтовым: «Демон. Сюжет. Во время пленения евреев в Вавилоне (из Библии). Еврейка; отец слепой; он в первый раз видит ее спящую. Потом она поет отцу про старину и про близость ангела; и проч. как прежде. Евреи возвращаются на родину — ее могила остается на чужбине» (см. наст. изд., т.4).

Работа над ранними редакциями была в основном завершена в начале 1833г.

В 1834 г. были сделаны некоторые сокращения в тексте V редакции (1833—1834), отраженные в авторизованной копии, выполненной рукою друга Лермонтова А. П. Шан-Гирея. Кроме того, в одном из списков (В. Р. Зотова) содержится интересное дополнение, начинающееся словами «Обломки старых поколений» (см. с.486).

В ранних редакциях Лермонтову не удавалось добиться художественной целостности и убедительности. Поэма носила отвлеченно-философский характер, действие развертывалось в условной обстановке, образы героев, в особенности монахини, не были индивидуализированы, центральный образ был сознательно соотнесен с лирическим героем («Как демон мой, я зла избранник»).

Принципиально новым этапом в работе над поэмой становятся редакции, созданные поэтом после возвращения с Кавказа.

Зрелые редакции «Демона» отличаются большей идейной глубиной, символической многоплановостью, конкретностью изображения, психологической разработкой образов главных героев, недосягаемой высотой в изображении картин природы. От редакции к редакции усиливается объективная манера повествования, превратившая «Демона» в «восточную повесть», насыщенную фольклорными мотивами, изображением грузинского феодального быта.

Происходит и существенное изменение в сюжете. В период между ранними и поздними редакциями Лермонтов создал «Маскарад», где демонический герой также пытался вырваться из мира зла через любовь. Убийство Нины было одновременно проявлением злой воли Арбенина и результатом сцепления обстоятельств, отражающих несправедливый миропорядок. В этом смысле и следует понимать слова Арбенина «Не я ее убийца». Смерть Тамары в поздних редакциях поэмы происходит не по вине главного героя, а в результате закона мироздания, установленного богом: соприкосновение с Демоном приносит гибель.

Впервые действие поэмы связывается с людьми и природой Кавказа в так называемой ереванской редакции, написанной Лермонтовым вскоре после возвращения из Грузии в первой половине 1838г. Это первоначальный вариант VI, «лопухинской», редакции, единственной из поздних редакций «Демона», сохранившийся в авторизованной копии с датой 8 сентября 1838г. Рукопись эта была подарена В. А. Лопухиной и сопровождена посвящением («Я кончил — и в груди невольное сомненье!»). Здесь появились знаменитые стихи «На воздушном океане» (в «ереванском» списке этот монолог был написан другим размером: «Взгляни на свод небес широкий»). В остальном тексты названных редакций весьма близки.

VI редакция получила известность во множестве списков. Собираясь публиковать поэму, Лермонтов продолжал совершенствовать текст и одновременно учитывал сложность прохождения такого рода произведения через цензуру. Он сохранил без изменений образ Демона, но сочинил новый конец поэмы, в котором ангел спасает душу Тамары. Самый ее образ, описание Тамары в гробу подверглись изменениям. Однако двойное поражение Демона лишь усилило пафос отрицания и тему отчаяния, не изменив общего философского замысла поэмы. Так возникла VII редакция поэмы от 4 декабря 1838г.

В начале 1839 г. поэма привлекла внимание высших кругов общества, близких к императорскому двору. Ею заинтересовалась императрица. Ко двору был представлен исправленный и каллиграфически переписанный текст, в который поэт внес новые поправки и исключил диалог о боге («Зачем мне знать твои печали?»).

8—9 февраля этот текст был прочитан императрице и возвращен автору. VIII редакция поэмы, после которой текст уже не переделывался, легла в основу карлсруйского издания 1856г.

Переработка поэмы в 1838—1839 гг. представляет сложный творческий процесс; его нельзя свести к приспособлению поэмы к цензурным условиям. Устраняя некоторые строки, недопустимые с точки зрения цензуры, Лермонтов вместе с тем изменял сюжет, отдельные части текста, обогатил характеристики и описания, отшлифовал произведение в целом. При переделке поэмы возникли новые монологи Демона, ставшие выдающимися достижениями русской поэзии. Поэтому возвратиться к VI редакции «Демона», отвергнув позднейшие, как это предлагали некоторые исследователи, невозможно.

Вместе с тем VI редакция представляет значительный интерес для понимания идейного замысла поэмы. Она печатается полностью в приложении к основному тексту. Там же печатаются отрывки из первой кавказской редакции «Демона», известные по ереванскому списку Х. И. Кучук-Ованесяна и по списку Олимпиады Лермонтовой (ксерокопии в ИРЛИ и ГПБ). В этих списках тексту поэмы предпослано посвящение «Тебе, Кавказ, суровый царь земли...», напечатанное впервые как отдельное стихотворение (в сборнике «Молодик», 1844г.) и помещенное в академическом собрании сочинений Лермонтова (т.2. М.—Л., 1954, с.233) под №1 рядом с начинающимся одинаковым четверостишием стихотворением «Тебе, Кавказ, суровый царь земли», обозначенным №2 (там же, с.234). Теперь выяснено, что стихотворение №2 было написано вне связи с «Демоном». Автограф этого стихотворения, находящийся в частном собрании, расположен на двойном листе с рисунком и подписью под ним рукою Лермонтова «21 мая после прогулки на мельницу Волобуева». Недавно найден еще один похожий рисунок Лермонтова, также сделанный под Ставрополем с подписью поэта «1837г. 13 мая. Волобуева мельница» (См. Наука и жизнь, 1972, №1, с.18—20). Следовательно, стихотворение «Тебе, Кавказ, суровый царь земли», обозначенное в академическом издании №2, создано в мае 1837г., когда кавказской редакции «Демона» еще не существовало. Эта дата позволяет уточнить вопрос о соотношении двух текстов и внести коррективы в существующие комментарии (см. с.538, 621 т.1 наст. изд.). Текстуально, тематически и по поэтическим особенностям стихотворение «Тебе, Кавказ, суровый царь земли» связано с посвящением к «Аулу Бастунджи» и в редакции 1837г. мыслилось, по-видимому, как самостоятельное стихотворение, посвященное предстоящей встрече поэта с горами Кавказа. Редакция 1837г. — черновая, не подвергшаяся окончательной отделке. В 1838г. она полностью перерабатывается, и на ее основе возникает последняя редакция «Тебе, Кавказ, суровый царь земли» (№1); она создана уже на севере (ср. строки: «На севере — в стране тебе чужой Я всюду твой — всегда и всюду твой») и предпослана «Демону» в виде посвящения. В настоящем издании именно эта редакция печатается в т.1 (с.510) как окончательная; предшествующую редакцию 1837г. см. в настоящем томе на с.486—487.

Поэма Лермонтова основана на библейском мифе о падшем ангеле, восставшем против бога. К этому образу, олицетворяющему «дух отрицания», обращались многие европейские поэты (Сатана в «Потерянном рае» Мильтона, Люцифер в байроновском «Каине», Мефистофель в «Фаусте» Гете, Падший дух в поэме «Элоа» Виньи и др.), а также Пушкин в стихотворениях «Демон» и «Ангел». Однако Лермонтов в разработке сюжета и трактовке главного образа вполне оригинален, он не идет прямо за кем-либо из своих предшественников. Своеобразие лермонтовского «Демона» в том, что он необычайно возвышен и внутренне трагичен. В конечном счете, сквозь символико-философскую форму в поэме проступают черты лермонтовского современника с его идейными и нравственными исканиями.

Если в «Фаусте» Гете жизненная диалектика раскрывалась в соотнесении образов Фауста и Мефистофеля, то Лермонтов как бы совместил эти образы, сосредоточив тем самым внимание на внутренних противоречиях и судьбе личности.

В. Г. Белинский обращался к образу Демона, чтобы определить общий характер поэзии Лермонтова: «Демон не пугал Лермонтова; он был его певцом» (В. Г. Белинский. Полн. собр. соч., т.7. М., 1955, с.37). Тема Демона связывалась Белинским с пафосом борьбы и отрицания, которыми насыщена лермонтовская мысль: «исполинский взмах, демонский полет — с небом гордая вражда» — такими словами определял критик основную особенность поэзии Лермонтова (там же, т.12. М., 1956, с.84). Он был солидарен со своим корреспондентом В. П. Боткиным, который видел в «Демоне» «отрицание духа и миросозерцания, выработанного средними веками, или, еще другими словами — пребывающего общественного устройства» (письмо В. П. Боткина к В. Г. Белинскому от 31 марта 1842 — в кн.: Белинский. Письма. Ред. и примеч. Е. А. Ляцкого, т.II. СПб., 1914, с.419).

Позднее, в письме к В. П. Боткину от 17 марта 1842г., Белинский, называя поэму «детским, незрелым» и в то же время «колоссальным созданием», писал взволнованно: «„Демон“ сделался фактом моей жизни, я твержу его другим, твержу себе, в нем для меня — миры истин, чувств, красот» (В. Г. Белинский. Полн. собр. соч., т.12. М., 1956, с.85 и 86). см.:http://www.gumfak.ru/otech_html/lermontov/o_demon_p.shtml).

2) Герои поэмы. Проблематика и поэтика поэмы «Демон»

Выразительное чтение отрывков из поэмы (часть I, гл. I–IV, VI–VII).

Аналитическая беседа:

− Охарактеризуйте образ Демона. Докажите текстом, что он отрицает мир,

считает бытие бессмысленным и мстит человечеству и Богу.

− Какой смысл придаёт образу Демона его любовь к Тамаре? Достоин ли он

сочувствия? Обоснуйте свой ответ.

− Охарактеризуйте образ Тамары. Почему автор приводит её к гибели?

− Возможны ли возрождение Демона и его гармония с миром, о которых он

мечтает, через любовь к земной женщине? Почему?

− Какой философский смысл имеет в поэме вечное противостояние добра и

зла? Какую смысловую роль играет в поэме пейзаж?

- Запишите на листке бумаги понятие «демонический герой», с помощью слов, рисунка определите составляющие этого понятия.

- Поменяйтесь записями, подчеркните те из записей, с которыми согласны.

Обсуждение понятия «демонический герой», опираясь на записи, литературные ассоциации, цитаты. (В сильной группе можно поработать с критическими статьями и с проблемными ситуациями: учащимся представлены три ситуации, объединенные общим вопросом о причинах привлекательности образа Демона и последствиях увлеченности этим героем.

Первая ситуация связана с историей работы над поэмой «Демон». Создавая одну за другой восемь редакций поэмы, М.Ю. Лермонтов не сможет подготовить текст к публикации: «Юный Лермонтов чувствует, что этот образ будет преследовать его всю жизнь, так как смутно угадывает, что в нем, как в фокусе, сконцентрировались черты человека современной эпохи /…/, печатать свое любимое детище Лермонтов не спешил».1 В результате, поэма была напечатана уже после смерти поэта, возможно, с искажениями, так как авторской прижизненной подготовленной к печати редакции не осталось. Поэт не сумел преодолеть роковой увлеченности образом, «отпустить» от себя своё творение. Вопрос о творческой истории поэмы называют «роковым вопросом» лермонтоведения. К согласию, однозначности толкования учёные прийти не могут.

Вторая ситуация раскрывает прискорбные страницы биографии М. Врубеля, создателя цикла иллюстраций к лермонтовской поэме, а также художественных полотен с образом Демона. В первые месяцы 1902 года жена художника, а вскоре и другие стали со страхом замечать у него симптомы психического расстройства. Вот как рассказывала об этом Е.И.Ге: «Все близкие и знакомые замечали, что с Михаилом Александровичем происходит что-то неладное, но и сомневались постоянно все-таки, так как в его речах никогда не было бессмыслицы, он узнавал всех, все помнил. Он сделался лишь гораздо самоувереннее, перестал стесняться с людьми и говорил без умолку». Вероятно, «Демон» не был причиной заболевания, но стал катализатором, ускорителем: совпадение окончания картины с началом болезни едва ли случайно. Последний бешеный всплеск энергии, последнее сверхусилие – и потом изнеможение, срыв2.

Третья ситуация знакомит учеников с драматической историей вокруг создания оперы «Демон». Из-за либретто к поэме и нежелания А.Рубинштейна поступиться чем-либо в своем понимании Демона поссорились навсегда композитор и первый исследователь творчества Лермонтова Л. Висковатов, хотя были добрыми друзьями3.

Подтверждая первую гипотезу, объясняющую интерес к образу Демона психологическими особенностями личности, нужно обратиться к литературно-критическим статьям, в которых демонизм рассматривается как характеристика личности, обладающей абсолютной свободой, прежде всего свободой от моральных обязательств перед людьми4. Источник демонического в душе человека – разочарование, мучительное ощущение одиночества, отчуждения от окружающих людей, неспособных понять и разделить его порыв. Рассказ о склонности демонической личности к разрушению, богоборчеству вызовет у учащихся потребность в эмоциональной оценке информации, критическом отношении к всплескам негативных эмоций, в целом может способствовать воспитанию духовно здоровой личности.

Вторая гипотеза, основывающаяся на характеристике современного поэту общества, может быть подтверждена исследованиями, в которых эпоха Лермонтова характеризуется как эпоха консервативности современных ему государственных, общественных, моральных отношений, образ демона для поэта - гневный протест против пошлости, провозглашение любви к свободе, горячий порыв к познанию, глубокое отвращение ко всякой лжи и насилию5. Группе, обратившейся к этому материалу, необходимо будет привлечь знания по истории России для сравнения социальных настроений в тридцатые годы XIX века, девяностые – девятисотые годы XIX - XX века, конца XX начала – XXI века. Обращение к данным других гуманитарных дисциплин позволяет формировать в сознании учащихся единую картину мира, представленного разными областями знания. размышление о законах типизации, которые властны и над поэтом-романтиком, позволят учащимся глубже понять природу художественного творчества.

Третья гипотеза – эстетическая: обаяние, особое эмоциональное воздействие образа, созданного гением Лермонтова, которое порождает живописные и музыкальные ассоциации. Филологический комментарий к первым строкам поэмы «Демон» (первая строка как удивительное, мастерское сочетание слов и созвучий, эпитет «печальный», вносящий атмосферу неразгаданной тайны в традиционный образ сатаны, лукавого дьявола6) приводит учащихся к выводу о возможности неоднозначного истолкования поступков героя поэмы, о возможности рассмотреть его поведение, исходя из системы антитез, например, демон – безусловный носитель зла или жертва несправедливого приговора небес; идея возрождения демона через любовь к Тамаре предполагает нравственное перерождение героя или обретение возможности соцарствования над миром; приговор неба имеет высокий моральный смысл или является проявлением тирании высшей силы).

Михаил Врубель и Антон Рубинштейн создают образы Демона, исходя из собственного истолкования образного мира поэмы М.Ю. Лермонтова. «Демон сидящий» молод, и его печаль незлобна, им владеет только тоска по живому миру, полному цветения и тепла, от которого он отторгнут. Он не испытывает презрения к людям и к миру, в очертаниях его лица всегда «явственно проглядывает потребность стать личностью, обрести человеческую любовь, завоевать свободу»7. В опере А. Рубинштейна начинается свое повествование о гордом, мятежном духе отрицания, в увертюре – мрачная, беспокойная мелодия. Это образ Демона – изгнанника из рая, осмелившегося вступить «с небом в гордую вражду». Композитор создает обобщенный образ беспощадной,

неумолимой силы, губящей Тамару и ее жениха8. Подбор текстового комментария к музыкальной и художественной интерпретации, необходимость выбора одной из точек зрения развивают гибкость мышления учеников.

Комментарий. Важный этап урока – саморефлексия и взаимная критика. Оценивая полученное знание, рассматривая репродукции картин М. Врубеля, слушая арию «Клятва Демона» А. Рубинштейна, учащиеся характеризуют созданные образы. Полученные знания расширяют границы незнания, так как ни одна из гипотез о причинах притягательности образа не может быть принята как ведущая, однозначная. Смоделированная учителем ситуация выбора позиции требует рефлективной оценки прежде выдвинутой гипотезы, учит принимать чужие доводы, корректировать свои предположения и выводы).

В качестве размышления ученикам предлагается выбрать гипотезу привлекательности образа,

Найдите описание характера, поступков героя; выберите все «за» и «против», относящиеся к характеристике Демона. 

- Заполните таблицу (можно предложить выполнить это задание в парах, группах).

За»: что положительное

«Против»: что отрицательное

- он сеял зло без наслажденья
- зло наскучило ему
- и входит он, любить готовый

- тоскует о временах, когда не знал «ни злобы, ни сомненья»

- лукав и коварен
- все благородное бесславил
- все прекрасное хулил

- «и всё, что пред собой он видел, Он презирал иль ненавидел»

-«дух изгнанья»


Можем ли мы сказать, больше положительного или отрицательного начала, добра или зла, ангельского или сатанинского заложено в характере, поступках героя?

 (В основе образа – противоречие, конфликт между добром и злом. Понятия добра и зла не абсолютны, порой пересекаются одно в другом в разных обстоятельствах.)

Докажите выше изложенную мысль примерами текста.

1. Демон увидел Тамару, влюбился, но это великое чувство повлекло за собой гибель жениха Тамары:

И вновь постигнул он святыню

Любви, добра и красоты!...

Его коварною мечтою

Лукавый Демон возмущал:…

2. Постигнув тоску любви, Демон плачет, но вместо очистительной слезы течет горючая слеза:

Тоску любви, ее волненье

Постигнул Демон в первый раз…

Насквозь прожженный виден камень

Слезою жаркою, как пламень,

Нечеловеческой слезой!.. и др.

– Как относится Демон к миру, к красоте природы? Приведите примеры из текста.

Природы блеск не возбудил

В груди изгнанника бесплодной

Ни новых чувств, ни новых сил;

И все, что пред собой он видел,

Он презирал иль ненавидел.

И дик и чуден был вокруг

Весь божий мир; но гордый дух

Презрительным окинул оком

Творенье бога своего.

И на челе его высоком

Не отразилось ничего.

(Необычная природа Кавказа первоначально оставляет его спокойно равнодушным, чего не скажешь об авторе. Но вот Демон достигает «роскошной Грузии долин». Этот край назван счастливым: природа здесь не холодно – величава, а добра и человечна. Однако и это «не возбудило в груди изгнанника новых чувств»: «И всё, что пред собой он видел, Он презирал иль ненавидел».

- Откуда изгнан Демон? За что?

(Бросив вызов Богу, отвергнув любовь, свет, добро, бывший ангел, «чистый херувим», превратился в печального Демона. «Херувим» - один из 9 чинов Ангельской силы, приближенные к Богу, окружают его престол. Они имеют много очей, что означает их мудрость. А кто – Демон? Это по-русски – Диавол – глава падших духов. Он был сотворен Богом как высший и могущественный ангел. Но был изгнан за гордыню, захотев стать как Бог. Свержен с небес с бесами,  падшими духами, поддержавшими его и обольщенными им.)

- Как вы думаете, почему Демон счастлив только в воспоминаниях? Как об этом говорит поэт? (читаем вторую главу про себя). Даем ответ, подтверждая текстом.

(Мы ощущаем что-то необычное в деяниях Демона. Вспомните, в каких ситуациях в православии поминается Бес, черт Дьявол? (Зло творят). А у Лермонтова каким предстает Демон? Как он творит свое дело на земле? (сеял зло без наслажденья, зло наскучило ему)

- Какую роль в поэме играет пейзаж Кавказа?  Как относится Демон к миру, к красоте природы? Приведите примеры из текста.

Демон испытывает презрение, ненависть к тому, что видит вокруг.

Опишите состояние Демона, увидевшего Тамару.

Демон, «прикованный незримой силой», поражен красотой Тамары, он «на мгновенье неизъяснимое волненье в себе почувствовал», «в нем чувство вдруг заговорило» и др.

Только ли красота, молодость Тамары привлекли Демона? Разве мало красивых девушек видел герой, летая над землей? Может быть, есть между ними что-то общее? Подтвердите словами текста.

Тамара олицетворяет для героя молодость, красоту, добро. Демон давно «отверженный блуждал в пустыни мира без приюта» и теперь видит в Тамаре родную душу – ищущую, сомневающуюся, жаждущую познания.

- Виновен ли Демон в смерти Синодала?

(Демон, в котором оживает сердце, лишён зла, жажды мести, в нём нет ревности к жениху.  Синодала «коварною мечтою лукавый Демон возмущал: Он в мыслях, под ночною тьмою, Уста невесты целовал». Но это его внутренний Демон, а не герой поэмы. И ведь не случайно в поэме упоминается о том, что та молитва, которой пренебрёг Синодал, оберегала путника от мусульманского кинжала. Боги ли рассердились на легкомысленного жениха или просто не повезло ему: в горах всегда было неспокойно, к тому же напавшие осетины оказались смелее.)

- Почему Тамара уходит в монастырь? Ведь она даже вдовой не стала?

(Она боится Демона, но боится не как тёмную силу. В ней зарождается ответное чувство, которому нет сил противостоять. Она ищет в монастыре защиты Спасителя, хотя понимает, что отрекается от жизни вообще.)

- Искренна ли исповедь Демона, или его клятвы лишь способ завладеть сердцем Тамары? Чего хочет Демон, влюбившись в Тамару?

(Демон надеется, что через любовь к Тамаре он сможет вновь прикоснуться к мировой гармонии:

Меня добру и небесам

Ты возвратить могла бы словом

Твоей любви святым покровом

Одетый, я предстал бы там,

Как новый ангел в блеске новом…

Демон даже дает клятву Тамаре, что:

Отныне яд коварной лести

Ничей уж не встревожит ум;

Тамара не жертва Демона, скорее он жертва своей надежды любовью спастись от вечного холода равнодушия.)

– Каким размером написана поэма? Почему в XV главе I части меняется стихотворный размер поэмы? (По материалам домашнего задания).

Лермонтов писал поэму четырехстопным ямбом с разнообразной рифмовкой, помогающей показать всю красоту мира, а в XV главе I части ямб заменил на четырехстопный хорей (убыстрение речи): любовь освещает дни героя, все меняет в словах, в обращениях к героине слышится призыв изменить ее жизнь…

…Будь к земному без участья

И беспечна, как они!

Какой стилистический прием, помогающий вселить веру в слова Демона, предать им вес, использует автор?

Автор использует анафору (единоначатие): клянусь, хочу, отрекся:

Клянусь я первым днем творенья,

Клянусь его последним днем,…

Я отрекся от старой мести,

Я отрекся от гордых дум;…

Хочу я с небом примириться,

Хочу любить, хочу молиться,…

Чего хочет Демон, влюбившись в Тамару?

Демон надеется, что через любовь к Тамаре он сможет вновь прикоснуться к мировой гармонии:

Меня добру и небесам

Ты возвратить могла бы словом

Твоей любви святым покровом

Одетый, я предстал бы там,

Как новый ангел в блеске новом…

Демон даже дает клятву Тамаре, что:

Отныне яд коварной лести

Ничей уж не встревожит ум;

Что обещает Демон дать Тамаре взамен ее любви к нему?

И вечность дам тебе за миг;…

И будешь ты царица мира,

Подруга первая моя;…

Я дам тебе все, все земное –

Люби меня!.. и др.

-  Может ли Демон обрести гармонию? Почему?

Любовь Демона эгоистична. Вместо того чтобы очистить свою душу, он готов погубить бушу Тамары. Так не поступают влюбленные. В любви он не радовался, а торжествовал, испытывал чувство личного превосходства. Чиста жертвенная любовь, а чем жертвует Демон?

Люби меня!..

………………………….

Могучий взор смотрел ей в очи!

Он жег ее.

………………………….

Увы! злой дух торжествовал!

………………………….

«Она моя! – сказал он грозно, – и др.

Гордость, этот смертный грех, всегда посягающий на святыню, – вот причина поражения Демона, вот источник его страданий. Приобщение к гармонии благодаря любви к земной женщине и ценой ее гибели не осуществилось. Злое начало вновь проступило в Демоне:

И проклял Демон побежденный

Мечты безумные свои…

- Почему Бог прощает Тамару, а ее душа попадает в рай?

 Душу Тамары уносит ангел – хранитель. Именно он спасает ее для рая. Душа усопшей Тамары еще полна сомнений, на ней запечатлен «след проступка», который смывает слезами ангел:

…И сладкой речью упованья

Ее сомненья разгонял,

И след проступка и страданья

С нее слезами он смывал.

Это Бог послал испытание Тамаре. Приняв злое начало, внушенное Демоном, героиня жертвует собой, защищая вечные ценности: Добро, Мир, Красоту, Любовь. Поэтому она достойна прощения. Прощенная, Тамара попадает в рай, куда для героя доступ закрыт:

…И вновь остался он, надменный.

Один, как прежде, во вселенной

Без упованья и любви!...

- За что наказан Демон?

(За яд сомнений, за неверие в настоящую чистую любовь. За то, что презирая мир людей «грешной» земли, сам он оказался не лучше, не выше их. Сочувствуя ему, автор осуждает его за надменное ожесточение против мира.)

Творческое задание.

Напишите синквейн. Ключевое слово «Демон»

III. Рефлексия.

Что же хотел сказать М.Ю. Лермонтов поэмой «Демон»? И почему образ Демона проходит через все творчество автора?

Демон появляется в поэме как дух изгнанья, летящий над грешной землей, бессильный оторваться от нее и приблизиться к небесам. Он изгнан из рая, сброшен с неба и оттого печален. Он сеет зло, но это не приносит ему наслаждения. Все, что он видит, приносит либо холодную зависть, либо презрение и ненависть. Ему все наскучило. Но он горд, он не способен подчиняться воле других, пытается преодолеть самого себя…

Неземная любовь помогает герою бороться со злом внутри себя, а его страдающая душа хочет примириться с небом, хочет веровать добру. Этот конфликт добра и зла похож на столкновение света с тьмой.

В нем сливаются два начала, и он предстает перед нами, готовый повернуться лицом как к добру, так и к злу:

То не был ада дух ужасный,

Порочный мученик – о нет!

Он был похож на вечер ясный:

Ни день, ни ночь, – ни мрак, ни свет!...

Суть героя – в непримиримых противоречиях, в утверждении, что даже такие понятия, как Добро и Зло не абсолютны. Эти противоречия заложены в самой жизни. Человек получает способность к познанию и борьбе, а в душе каждого живет свой демон. 

Демон - это сам автор, всю жизнь метавшийся между землей и небом, молитвами и проклятьями.

М.Ю.Лермонтова отличает двоемирие, трагическое понимание пропасти между земным и небесным, телесным и духовным, реальным и идеальным. Единственным, узеньким, шатким, но нерушимым мостиком через эту бездну остается душа человека. Душа, вечно балансирующая на грани «двойного бытия», как сказал Ф.И. Тютчев:

О вещая душа моя,

О сердце, полное тревоги!

О, как ты бьешься на пороге

Как бы двойного бытия!

А. Блок считал Демона самым могучим и загадочным образом.

Домашнее задание

1 Логиновская Е.В. Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон», М., 1977, с. 7

2 Цитируется по: М. Алпатов «Врубель», // Искусство, часть 3, М., 1989, с. 222.

3 См. об этом: Баренбойм Л.А. Антон Григорьевич Рубинштейн. Л., 1957 – 1962. т.2, с.69.

4 См. об этом: «Лермонтовская энциклопедия», М., 1981, с. 138.

5 Логиновская Е.В. Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон», М., 1977, с. 7

6 См. об этом: Логиновская Е.В. Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон», М., 1977, с. 12-13

7М. Алпатов «Врубель», // Искусство, часть 3, М., 1989, с. 223.

8 Шейн С.Ф. «Демон» А.Г. Рубинштейна. М., 1961, с. 52.