Государственное общеобразовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Краснодонская средняя школа № 8 имени защитника
Луганской Народной Республики Виталия Парсанова»
Урок-мастерская
«Синтаксис»
8 класс
Учитель русского языка и литературы
Бойко Наталья Александровна
Высшая категория
«Старший учитель»
Урок-мастерская (русский язык, 8 класс)
Тема. Синтаксис
Цель: дать определение синтаксиса, рассмотреть единицы синтаксиса, их функции и средства связи; развивать логическое и критическое мышление, языковое чутье; формировать умение внимательно слушать и слышать, работать в команде; воспитывать толерантность, уважение к чужому мнению.
Оборудование и материалы: учебник, учебные тексты, схема «Чтение с пометками», схема «Кластер», магнитная доска, карточки со словами для составления предложений; сборная модель «цветика-семицветика».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: урок-мастерская.
Ход урока
І. Стадия вызова
1. Определение темы и цели урока
Учитель. Вспомните, по каким ступенькам языкознания вы уже прошли в этом учебном году. Начните с самой первой. (Фонетика, морфемика и словообразование, лексикология и фразеология)
Обратимся к разговору Алисы и Синей Гусеницы из повести Л.Кэрролла «Алиса в Стране Чудес»:
- Что это ты выдумываешь? – строго спросила Гусеница. – Да ты в своем уме?
- Не знаю, - отвечала Алиса, - должно быть, в чужом. Видите ли…
- В чем нам помогают фонетика, морфемика и словообразование, лексикология и фразеология?
- А теперь представьте себе, что в этом отрывке пропали все знаки препинания, а слова стояли бы в своей начальной форме и писались бы с маленькой буквы. Преобразуйте текст. Что получилось? (Что это ты выдумывать строго спросить гусеница да ты в свой ум не знать отвечать алиса должно быть в чужой видеть ли)
- Что пропало, исчезло? (Законы сочетания грамматических форм в связное высказывание, цель высказывания)
- Какие же законы науки о языке позволяют восстановить текст? (Морфология и синтаксис)
- Итак, определим тему урока: «Синтаксис».
- А теперь определим цели нашего урока. (Учитель знакомит с целями урока)
2. Прием «Собери предложение»
Задание. Объединитесь в две команды. Вспомните все, что вы уже знаете по теме «Синтаксис». Для этого «соберите» предложение, которое «рассыпалось» на следующие словоформы.
Задание для 1-й команды. Опустилась, трудного, ночь, внезапно, тихая, после, дня, город.
Задание для 2-й команды. Заходящего, от, лучей, сосен, казались, солнца, стволы, золотыми.
3. Прием «Кластер»
Задание. Структурируйте сведения, оформив их кластером.
- Какие трудности возникли при выполнении этого задания?
ІІ. Стадия осмысления
1. Прием «Чтение с пометками»
Задание. Прочитайте в учебнике текст о синтаксисе, используя известный вам прием маркировки. После прочтения заполните таблицу с соответствующими маркировке графами: «*» - знаю, «+» - новое, «-« - вызывает сомнение, «?» - «толстые» и «тонкие» вопросы по ходу чтения.
2. Объяснение учителя
- Синтаксис – это раздел грамматики, изучающий законы соединения слов в более крупные единицы – словосочетания и предложения. Морфология и синтаксис – два раздела грамматики, два этажа в здании грамматики. Морфология изучает строение слова и формы изменения слов. Она отвечает на вопросы: «Как изменяются слова? В какие грамматические классы (части речи) объединяются слова по формам изменения?» Синтаксис изучает строение словосочетаний и предложений. В синтаксисе находим ответ на вопрос, зачем слова изменяются. Можно сказать и так: морфология предлагает синтаксису средства связи – возможность словам соединиться.
- Как осуществляется синтаксическая связь слов? Рассмотрим предложение: Белеет парус одинокий в тумане моря голубом (М.Лермонтов). Вспомним, что каждое слово представлено в предложении одной из своих словоформ. Предложение выбирает из парадигмы словоформ только одну, нужную, подходящую, чтобы получилось правильное сочетание слов.
Итак, белеет парус – это, несомненно, связанные друг с другом слова – подлежащее и сказуемое. Парус какой? Одинокий. Слова парус одинокий также связаны друг с другом. Белеет где? В тумане. Белеет в тумане – еще одна пара связанных слов. В тумане чего? В тумане моря. В тумане каком? В тумане голубом.
Мы видим, что не каждая словоформа в предложении связана. Словоформы «сцеплены» попарно. Это один из главных законов синтаксиса.
3. Прием «Толстые и тонкие вопросы» (беседа с классом)
- Что из того, о чем вы прочитали, вам уже было известно? Какую новую информацию вы получили?
- Что вызвало сомнения или с чем вы были не согласны?
- Давайте зададим «тонкие» и «толстые» вопросы и постараемся на них ответить.
ІІІ. Стадия рефлексии
1. Прием «Кластер»
- Вернемся к кластеру. Какими деталями мы можем его уточнить?
- Дополним кластер с учетом того нового, что мы узнали.
2. Выполнение практического задания
Задание. Разбейте предложение на грамматически связанные пары.
В самой глубине леса на пнях и волчьих кустарниках остались не засыпанные снегом волчьи заметки (М.Пришвин). В вечерних сумерках показался большой одноэтажный дом с ржавой железной крышей и с темными окнами (А.Чехов). Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел (Н.Некрасов). В деревне у меня сразу же завелись обширные любопытные знакомства с крестьянами (Н.Лесков). На другой день весть о пожаре разнеслась по всему околотку (А.Пушкин).
3. Прием «Цветик-семицветик»
- Мы достигли поставленных целей? Чему научились? (Собирая по лепестку цветок, ученики перечисляют все, что узнали нового на уроке по теме «Синтаксис»).
IV. Домашнее задание
1. Подготовить письменные ответы на «тонкие» и «толстые» вопросы.
2. Творческое задание: составить лингвистическую сказку о волшебной стране «Пунктуация»