Урок-мастерская в 7 кл
Японская классическая поэзия хокку (2часа)
Цель урока.1. создать обстановку на восприятие текста, вызывающего первоначальное отторжение у многих учеников.
2. Дать информацию через последовательные способы работы.
3. Выполнить целый ряд творческих работ и избежать спешки.
«Индуктор»
Сегодня мы с вами будем говорить о классической японской поэзии. Запишите, пожалуйста, те слова, которые всплывают в вашей памяти пи слове «Япония».
Японская культура – это прежде всего живопись. Перед вами репродукции картин русского художника Ромадина и графических работ японского художника А.Хиросигэ. Запишите несколько слов-ассоциаций, которые возникают у вас при взгляде на эти картины.
А сейчас я прочитаю вам определение основных принципов русской и японской пейзажной живописи. Постарайтесь догадаться, к чьим картинам подходит то или иное определение.
«…Они изображают так, что мы ощущаем и теплое дыхание летнего ветерка, и шелест листвы, слышим глубокую тишину зимнего леса, вдыхаем чистый прозрачный воздух осени. Эти картины создают ощущение нашего присутствия на реке или в роще…»
«…Следует изображать только часть того, что видит художник, оставляя место на живописном поле для ничем не заполненного белого пятна, которое обладает не меньшим значением, чем изображение…»
«Самоконструкция»
Подбор ассоциаций.
На доске написаны слова «радость», «печаль». Вместе подумаем над тем, какие образы (предметы, действия, запахи цвета, ощущения) могут помочь нам выразить эти чувства. Рисуем «солнышко» ассоциаций. Затем ключевое слово стирается
-можно ли понять, какое чувство выражено?
- Теперь каждый выбирает одно из чувств ( страх, грусть, одиночество, любовь, ненависть, счастье и т.д) и пишет о нем три предложения, не называя самого чувства. Важно, чтобы в работе были только картины, образы, но не было прямо сказано: «Мне грустно» или «Я жду с нетерпением твоего прихода» Катины и образы должны быть такими, чтобы читатель догадался сам об эмоциях, которые хотел передать авто.
Чтение и анализ работ.
- Догадались ли вы, какое чувство хотел передать автор? Почему?
«Социализация»
А теперь прочитаем одно из классических стихотворений японской поэзии.
Осенний дождь во мгле!
Нет, не ко мне, к соседу
Зонт прошелестел.
Ранран
-Какое время года здесь изображено?
-Какое настроение у автора?
-С помощью каких образов создается это настроение?
- Почему автор говорит не «пошел человек», а «зонт прошелестел»?
-Где вам видится автор?
-А какой это дом? ( ученики делятся знаниями и предположениями о японском жилище)
Японский дом – это прежде всего крыша, опирающаяся на каркас из деревянных стропил и опор… Здесь нет ни окон, на дверей в нашем понимании, ибо в каждой комнате три стены из четырех можно в любой момент раздвинуть или снять. Когда такие легко выдвигающиеся створки служат наружными стенами и одновременно ставнями , они оклеиваются рисовой бумагой, похожей на папирусную. Когда впервые видишь внутренность японского жилища, больше всего поражаешься полному отсутствию какой бы то ни было мебели. Глаз видит только обнаженное дерево стропил, потолок из выструганных досок, решетчатые переплеты, рисовая бумага которых рассеивает пробивающийся снаружи свет. Под разутой ногой слегка пружинят татами – жесткие, пальца в три толщиной, маты из простеганных соломенных циновок.
Следующее стихотворение
Больше некому стало
Делать дырки в бумаге окон,
Но как холодно в доме.
Тиё
-Что такое бумага окон?
-Кто мог делать дырки в бумаге окон? (дети)
- Почему в доме холодно?
-Какими чувствами проникнуто стихотворение?
Третье стихотворение.
За ночь вьюнок обвился
Вкруг бадьи моего колодца.
У соседа воды возьму.
- Что вы поняли об авторе этого стихотворения?
С каким из трех прочитанных стихотворений перекликается следующее?
Некуда воду из ванны
Выплеснуть мне теперь…
Всюду поют цикады!
(Цикада – насекомое с прозрачными крыльями, издающее характерный стрекот.)
- Как вы представляете место действия?
-почему поэту некуда выплеснуть воду?
-Какая черта японцев отразилась в этих стихах?
Мы с вами прочитали четыре классических японских стихотворения. Они перед вами, как и гравюры.
- Чем стихотворения похожи на гравюры? (Многое приходится домысливать. Есть недоговоренность, как белое пятно на гравюре)
- Какова форма стихотворения? (Три строчки)
Перед вами еще одно стихотворение:
В чашечке цветка
Дремлет шмель. Не тронь его,
Воробей-дружок.
Басё
- подсчитайте в каждой строчке количество слогов и напишите карандашом (5-7-5)
Такое стихотворение называется хокку.
- попробуйте сделать вывод, что такое хокку.
«Разрыв»
В хокку всегда три строки. В отличие от нашей поэзии, где чередуются ударные и безударные слоги, для японской поэзии это неважно ( в японской поэзии вообще нет слогового ударения, только логическое). Но зато имеет значение одинаковое количество слогов. И если наш поэт может выбирать любой размер, короткие строчки или длинные, то в хокку длина строк строго определена: 5-7-5)
Хокку – умение сказать многое в немногих словах.
Басё – непревзойденный мастер хокку. Он родился в небогатой семье. Басё – это литературный псевдоним, он значит «банановое дерево» Это дерево Басё посадил возле своей хижины в Эдо, ее так и назвали «Басё – ан» (обитель банановых листьев) Любовь к стихам ему привили его родители и его молодой господин – княжеский сын. После его ранней смети Басё ушел в город и принял постриг, освободившись тем самым от службы феодалу. Однако, он не стал настоящим монахом.
Басё много странствовал. Когда в 1682 году его хижина сгорела во время пожара, он отправился в долгое путешествие по дорогам Японии и шёл по ним, как посол самой поэзии, зажигая в сердцах людей любовь к ней. Басё говорил: «Учись сосне у сосны, бамбуку у бамбука. Истину не увидишь, если не будешь следовать за собой «Учиться» - значит, поникать в сердцевину вещи; открой ей душу, переживи, тогда и родится стих» Своих учеников поэт учил любить то, о чем пишешь.
«Афиширование»
Рассказывают, что однажды осенью он шёл со своим учеником по рисовому полю. Увидев красную стрекозу, ученик сложил:
Оторви пару крыльев
у стрекозы –
Получишь стручок перца.
- Нет, - сказал Басё, - это не хокку. Ты убил стрекозу. Если хочешь сделать хокку и дать ему жизнь, нужно сказать…
Задание
Напишите хокку, которое, по вашему мнению, придумал Басё в противовес сочинению ученика.
Чтение следующего хокку.
На луну загляделись.
Наконец-то мы можем вздохнуть! –
Мимолетная тучка.
Басё
- О чем рассказало вам это стихотворение?
Сказать, что японцы любят природу – это сказать еще не все. Любовь к природе в Японии выливается в созерцание прекрасного. Культ красоты в крови японцев. Не случайно, в Японии так развита культура созерцания. Существуют даже национальные праздники, связанные с любованием природой.
Решите головоломку
Перед вами название четырех праздников в Японии, а далее идут их пояснения. Попробуйте догадаться, какой праздник чему посвящен.
(Должно получиться так:
Ханами – любование цветами сакуры;
Момидзими – любование алыми листьями кленов;
Цукими – любование луной;
Юкими – любование снегами.
Чтение следующего стихотворения:
Проталина в снегу,
А в ней светло-лиловый
Спаржи стебелек.
Главное кредо тех, кто сочиняет хокку: (попробуйте закончить каждую строчку)
Всматривайтесь в привычное – и вы увидите…(неожиданное).
Всматривайтесь в некрасивое – и вы увидите…(красивое).
Всматривайтесь в простое – и вы увидите …(сложное).
Всматривайтесь в малое – и вы увидите…(великое).
Назовите ключевые слова кредо. (Всматривайтесь – и вы увидите)
Через десять лет после смети Басё его ученик написал:
Прошло уж десять лет,
А кажется, вчера его не стало…
Выберите из предложенных последнюю строчку хокку. Аргументируйте свой выбор.
А) Не утихает боль
Б) Плакучей ивы тень!
В) Осиротели мы!
Определите, какое из двух трехстиший – подлинное японское хокку, а какое – стилизация (подражание)
Иду по ночной дороге
Звезды смеются надо мной
Знают, я не могу их достать.
О светлая луна!
Я шла к тебе,
А ты все далеко.
( в перавом хокку несвойственное японской поэзии раздражение, нетипичный характер между звездами и лирическим героем. Во втором – недосказанность, загадка, открытый финал (белое пятно) непрямое выражение идеи, строгая сдержанность чувств)
«Рефлексия»
Создание собственных поэтических миниатюр в жанре хокку. Для этого учащиеся получают изображение природы в фотографиях и рисунках.